Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 07:05, курсовая работа
В работе раскрываются теоретические и практические аспекты развития делового туризма на современном этапе. Конкретизирован процесс формирования Сочи и Москвы как центров делового туризма, обозначены проблемы правового регулирования
Введение ………………………………………………………………………..4
Глава 1 Деловой туризм: понятие, особенности, основные тенденции…………………………………………………………………………….6
Понятие делового туризма. Его принципы и формы…………………….6
Особенности делового туризма…………………………………………….9
Глава 2 Оценка современного состояния делового туризма в РФ…………………………………………………………………………………………17
2.1 Деловой туризм в Сочинском регионе………………………………………17
2.2 Развитие делового туризма в Московском регионе………………………...22
Глава 3 Анализ перспектив развития делового туризма в РФ................................................................................................................................27
3.1 Правовое регулирование в сфере туризма………………………………...27
3.2 Инфраструктура делового туризма в РФ…………………………………….30
3.3 Туристические фирмы, предоставляющие услуги по организации делового туризма……………………………………………………………………………………35
Заключение……………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………40
Приложение 1 Перечень выставочных мероприятий в Сочи на 2012 год…………………………………………………………………………………………43
В нашей
стране развитие делового туризма началось
в середине 1990-х гг., но еще до сих
пор этот сегмент туристического
рынка окончательно не сформировался
и продолжает развиваться. В январе
2003 года создана Ассоциация Делового
Туризма как независимая
Миссия
- развивать деловую
Главная проблема делового туризма России - это отели, а поскольку почти все гостиницы, располагающие уровнем комфорта самого высокого класса, находятся в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, то, соответственно, основные участники рынка делового туризма: турфирмы, и их клиенты, сосредоточены в этих городах. Большинство же гостиниц на периферии не соответствуют по уровню комфорта даже одной звезде согласно требованиям действующих стандартов.
Еще одной проблемой развития российских региональных гостиниц делового назначения является отсутствие широкого спектра дополнительных услуг. Пока под деловым туризмом в России подразумевают лишь обслуживание деловых поездок и деловых мероприятий, забывая об услугах по оздоровлению, услугах, обеспечивающих возможность совершать деловые поездки с семьей и т.п.
Данная проблема усугубляется и тем, что в удаленных от центра России городах зачастую вообще отсутствуют развлекательные и оздоровительные центры, где можно получить приемлемые по качеству сервиса услуги.
Немаловажным отрицательным фактором является отсутствие соответствующей статистики. В России подсчет деловых туристов ведётся на основе информации заграничных источников.
По оценкам Russian Business Travel Agencies Association (BTAA), доля MICE в совокупном обороте отечественной туристской индустрии ($2 – 2,5 миллиарда) превышает 50% ($1,2 миллиарда) за 2005 год. Хотя "деловые путешественники" в общем турпотоке из России составляют всего 20 – 25%, в среднем стоимость их поездки значительно выше, чем у туриста-частника. Корпоративные мотивационные туры – самый узкий и в то же время наиболее дорогой сегмент рынка BTAA, указывает, что корпоративные заказчики тратят на инсентив ежегодно примерно $350 – 450 миллиона, а за 2006 год этот показатель вырос на 30%. Такого рода заказы не только формируют до четверти всего оборота туристического рынка, но и обеспечивают операторам самую высокую в отрасли маржу. По словам Романа Горохова, директора Travel Management Company (TMC) – входящей в Nicko Travel Group, она составляет 10 – 15%, в то время как бронирование гостиниц и авиабилетов приносит не более 7% прибыли [8].
Объем рынка делового туризма в России, по экспертным оценкам, в 2007 году составил порядка $60 -80 млн. В 2008-м ожидается как минимум 25-процентный рост объемов сегмента, а в 2009 году рынок может увеличиться вдвое. Этот вид туризма становится все более популярным в мире. Причем в последнее время и аналитики, и операторы говорят о резком скачке спроса [8].
Необходимость организации и обслуживания, как корпоративных поездок, так и многочисленных мероприятий в сфере делового туризма послужили причиной создания мощной индустрии услуг. Инфраструктура делового туризма включает выставочные и конгрессные центры, бизнес-отели, бизнес-авиацию, платежные системы, современные технологии, благодаря которым деловой человек вне зависимости от своего местонахождения способен держать руку на пульсе своего бизнеса.
В целом структура делового туризма
многогранна: деловые поездки принимают
самые разные формы, сочетаются между
собой (одна поездка может преследовать
несколько целей), комбинируются
с общепринятыми формами
Обзор внутренней структуры MICE-сегмента индустрии делового туризма включает три вида поездок: для участия в работе конгрессов, конференций, саммитов и симпозиумов; выставок и торговых ярмарок; в инсентив-мероприятиях.
Далеко не все туроператоры могут предоставить услуги именно по организации бизнес-туризма. А потребность в этом растет с каждым днем. Ведь деловой туризм - это и обмен опытом, и поиск инвесторов, партнеров, кадров. От развития бизнес-туризма на прямую зависит процветание и развитие как отдельной компании, так и экономики страны в целом.
Немаловажное значение в этом вопросе имеют и гостиницы. Деловой туризм предполагает размещение в специализированных бизнес-отелях. Как правило, такие гостиницы относятся к категории четырехзвездочных. Категория может быть и выше. Бизнес-отели оборудованы всем необходимым для продуктивной работы и полноценного отдыха. Это и комфортные номера, и оборудованные всем необходимым конференц-залы. Одно из главных требований к деловым гостиницам – они должны быть удобно расположены. Под удобным расположением имеется в виду центр города. В последнее время стало развиваться строительство бизнес-гостиниц, особенно в крупных городах. [4]
Особую роль в развитии делового туризма играют конвеншн-бюро — специализированные маркетинговые компании, которые представляют и продвигают туристскую территорию на рынке путешествий. Эти MICE-посредники обладают полной информацией об инфраструктуре делового туризма, индустрии гостеприимства, компаниях, специализирующихся на обслуживании деловых туристов, и всех мероприятиях, проходящих в данном месте. Спектр их деятельности очень широкий: консалтинг, обучение персонала, продвижение и реклама продуктов, маркетинг, выставочная и конгрессная деятельность, а также привлечение инвестиций. Конвеншн-бюро, как правило, являются некоммерческими организациями. Все участники индустрии делового туризма тесно взаимодействуют друг с другом посредством разных технологий и обмениваются потоками информации [6].
Тесное и качественное взаимодействие между субъектами индустрии делового туризма обеспечивается благодаря инновационным решениям, широкому использованию достижений в области информационных технологий и систем связи.
Современные информационные технологии и системы связи неодинаково внедрены в разных секторах индустрии делового туризма. В секторе инсентив-путешествий они используются профессиональными организаторами, менеджерами направления и поставщиками услуг, которые с помощью веб-сайтов и электронной почты налаживают прямую и обратную связь с клиентами — деловыми туристами и их представителями.
Цель деловых поездок определяет специфичность всей отрасли: отсутствие такой ярко выраженной сезонности, как в обычном туризме; прогнозируемость (планирование деловых поездок происходит за несколько месяцев); особенности организации и инфраструктуры. Остановимся на особенностях инфраструктуры подробнее.
При совершении деловых поездок важно выбрать не только гостиницу нужной «звездности», удобно расположенную по отношению к месту проведения деловых мероприятий, но и, по возможности, специализированную, то есть ориентированную именно на индивидуальных и корпоративных клиентов, посещающих город с деловыми целями.
Так, например, некоторые гостиницы полностью ориентированы на деловых туристов: они называются бизнес-отелями. Такие отели стараются учитывать все особенности деловых путешествий, имеют удобное расположение в городе, предоставляют своим клиентам целый комплекс дополнительных услуг, связанных как с деловой целью визита, так и с приятным отдыхом: трансфер на автомобилях представительского и бизнес-класса, оборудованные конференц-залы и комнаты переговоров, курьерская служба, услуги переводчика, секретаря, организация экскурсий по достопримечательностям города [6].
Именно по этому для развития делового туризма недостаточно строительства удобных бизнес-отелей. Помимо гостиниц нужно развивать и другие секторы инфраструктуры бизнес-туризма.
Таким образом,
специфика делового туризма обуславливает
и специализацию в
3.3 Туристические фирмы,
предоставляющие услуги по организации делового туризма
Число фирм,
специализирующихся на предоставлении
полного комплекса услуг
По данным, представленным на сайте Ассоциации Делового туризма (Russian Business Travel Associaction (RBTA)), можно сделать вывод, что они то и занимают две трети российского рынка делового туризма[2].
Все эти компании связаны либо с информационными технологиями, либо с авиабилетами и авиационными перевозчиками. А еще есть страховые вопросы, гостиничные, автомобильные. Их, как правило, решают представители малого и среднего бизнеса. Таких компаний, по данным Ассоциации, в России около сотни. И они работают по всем основным направлениям: инсентив-туры, выставки, конгрессы и совещания.
Характерно,
что на российском рынке делового
туризма часто встречаются
Специалисты постоянно подчеркивают необходимость заказа и приобретения таких программ у профессионалов - фирм, специализирующихся на данном направлении. Что вполне объяснимо.
По информации
BTAA, чаще всего для зарубежных деловых
поездок российские бизнесмены по-прежнему
выбирают страны Европы – в частности,
Великобританию, Францию и Германию.
При этом темпы развития европейских
направлений замедляются, что связано
с ужесточением визовой политики
стран ЕС. Растет спрос на азиатские
направления – Ближний Восток
и государства Юго-Восточной
В России
наиболее популярны направленные на
повышение профессионального
Заключение
Выделим наиболее важные проблемы и состояние делового туризма в Российской Федерациии в России в целом:
1) отсутствие грамотного
2) отсутствие целенаправленной, узкопрофессиональной,
продуманной на
3) отсутствие должного внимания к участию в международных выставках индустрии делового туризма. Выставка - это инструмент продвижения бизнеса. В России и в Российской Федерации существует всеобщая недооценка роли выставок делового туризма с точки зрения российской государственной политики и предпринимательства. А стоимость достижения бизнес-контактов и результатов на таких выставках порой в 4-5 раз ниже, чем при использовании других видов деятельности, например, рекламы. Зачастую используется не более 5-10% возможностей, которые дают выставки MICE;
4) Действующий порядок выдачи
российских виз гражданам
5) Несоответствие цены и
Список литературы
Информация о работе Возможности и перспективы развития делового туризма в России