Возможности и перспективы развития делового туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 07:05, курсовая работа

Краткое описание

В работе раскрываются теоретические и практические аспекты развития делового туризма на современном этапе. Конкретизирован процесс формирования Сочи и Москвы как центров делового туризма, обозначены проблемы правового регулирования

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..4

Глава 1 Деловой туризм: понятие, особенности, основные тенденции…………………………………………………………………………….6
Понятие делового туризма. Его принципы и формы…………………….6
Особенности делового туризма…………………………………………….9

Глава 2 Оценка современного состояния делового туризма в РФ…………………………………………………………………………………………17

2.1 Деловой туризм в Сочинском регионе………………………………………17

2.2 Развитие делового туризма в Московском регионе………………………...22

Глава 3 Анализ перспектив развития делового туризма в РФ................................................................................................................................27

3.1 Правовое регулирование в сфере туризма………………………………...27

3.2 Инфраструктура делового туризма в РФ…………………………………….30

3.3 Туристические фирмы, предоставляющие услуги по организации делового туризма……………………………………………………………………………………35

Заключение……………………………………………………………………38

Список литературы………………………………………………………40

Приложение 1 Перечень выставочных мероприятий в Сочи на 2012 год…………………………………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

3569 курсовая.docx

— 96.07 Кб (Скачать)

В нашей  стране развитие делового туризма началось в середине 1990-х гг., но еще до сих  пор этот сегмент туристического рынка окончательно не сформировался  и продолжает развиваться. В январе 2003 года создана Ассоциация Делового Туризма как независимая неправительственная  организация. Ее цель - объединение  фирм, организаций, компаний, учебных  заведений, профессиональных изданий, являющихся субъектами рынка делового туризма и индустрии MICE в России [5].

Миссия - развивать деловую инфраструктуру Москвы и России в целом и привносить на российский рынок основные положения  Международной концепции индустрии MICE, которые уже приняты на Западе.

Главная проблема делового туризма России - это отели, а поскольку почти  все гостиницы, располагающие уровнем  комфорта самого высокого класса, находятся  в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, то, соответственно, основные участники рынка делового туризма: турфирмы, и их клиенты, сосредоточены в этих городах. Большинство же гостиниц на периферии не соответствуют по уровню комфорта даже одной звезде согласно требованиям действующих стандартов.

Еще одной  проблемой развития российских региональных гостиниц делового назначения является отсутствие широкого спектра дополнительных услуг. Пока под деловым туризмом в России подразумевают лишь обслуживание деловых поездок и деловых  мероприятий, забывая об услугах  по оздоровлению, услугах, обеспечивающих возможность совершать деловые  поездки с семьей и т.п.

Данная  проблема усугубляется и тем, что  в удаленных от центра России городах  зачастую вообще отсутствуют развлекательные  и оздоровительные центры, где  можно получить приемлемые по качеству сервиса услуги.

Немаловажным  отрицательным фактором является отсутствие соответствующей статистики. В России подсчет деловых туристов ведётся  на основе информации заграничных источников.

По оценкам  Russian Business Travel Agencies Association (BTAA), доля MICE в совокупном обороте отечественной туристской индустрии ($2 – 2,5 миллиарда) превышает 50% ($1,2 миллиарда) за 2005 год. Хотя "деловые путешественники" в общем турпотоке из России составляют всего 20 – 25%, в среднем стоимость их поездки значительно выше, чем у туриста-частника. Корпоративные мотивационные туры – самый узкий и в то же время наиболее дорогой сегмент рынка BTAA, указывает, что корпоративные заказчики тратят на инсентив ежегодно примерно $350 – 450 миллиона, а за 2006 год этот показатель вырос на 30%. Такого рода заказы не только формируют до четверти всего оборота туристического рынка, но и обеспечивают операторам самую высокую в отрасли маржу. По словам Романа Горохова, директора Travel Management Company (TMC) – входящей в Nicko Travel Group, она составляет 10 – 15%, в то время как бронирование гостиниц и авиабилетов приносит не более 7% прибыли [8].

Объем рынка  делового туризма в России, по экспертным оценкам, в 2007 году составил порядка $60 -80 млн. В 2008-м ожидается как минимум 25-процентный рост объемов сегмента, а в 2009 году рынок может увеличиться вдвое. Этот вид туризма становится все более популярным в мире. Причем в последнее время и аналитики, и операторы говорят о резком скачке спроса [8].

Необходимость организации и обслуживания, как корпоративных поездок, так  и многочисленных мероприятий в сфере делового туризма послужили причиной создания мощной индустрии услуг. Инфраструктура делового туризма включает выставочные и конгрессные центры, бизнес-отели, бизнес-авиацию, платежные системы, современные технологии, благодаря которым деловой человек вне зависимости от своего местонахождения способен держать руку на пульсе своего бизнеса.

В целом структура делового туризма  многогранна: деловые поездки принимают  самые разные формы, сочетаются между  собой (одна поездка может преследовать несколько целей), комбинируются  с общепринятыми формами классического  туризма, с рекреацией. Иногда очень  трудно отделить один сегмент делового туризма от другого.

Обзор внутренней структуры MICE-сегмента индустрии делового туризма включает три вида поездок: для участия  в работе конгрессов, конференций, саммитов и симпозиумов; выставок и торговых ярмарок; в инсентив-мероприятиях.

Далеко  не все туроператоры могут предоставить услуги именно по организации бизнес-туризма. А потребность в этом растет с каждым днем. Ведь деловой туризм - это и обмен опытом, и поиск инвесторов, партнеров, кадров. От развития бизнес-туризма на прямую зависит процветание и развитие как отдельной компании, так и экономики страны в целом.

Немаловажное  значение в этом вопросе имеют  и гостиницы. Деловой туризм предполагает размещение в специализированных бизнес-отелях. Как правило, такие гостиницы относятся к категории четырехзвездочных. Категория может быть и выше. Бизнес-отели оборудованы всем необходимым для продуктивной работы и полноценного отдыха. Это и комфортные номера, и оборудованные всем необходимым конференц-залы. Одно из главных требований к деловым гостиницам – они должны быть удобно расположены. Под удобным расположением имеется в виду центр города. В последнее время стало развиваться строительство бизнес-гостиниц, особенно в крупных городах. [4]

Особую  роль в развитии делового туризма  играют конвеншн-бюро — специализированные маркетинговые компании, которые представляют и продвигают туристскую территорию на рынке путешествий. Эти MICE-посредники обладают полной информацией об инфраструктуре делового туризма, индустрии гостеприимства, компаниях, специализирующихся на обслуживании деловых туристов, и всех мероприятиях, проходящих в данном месте. Спектр их деятельности очень широкий: консалтинг, обучение персонала, продвижение и реклама продуктов, маркетинг, выставочная и конгрессная деятельность, а также привлечение инвестиций. Конвеншн-бюро, как правило, являются некоммерческими организациями. Все участники индустрии делового туризма тесно взаимодействуют друг с другом посредством разных технологий и обмениваются потоками информации [6].

Тесное  и качественное взаимодействие между  субъектами индустрии делового туризма  обеспечивается благодаря инновационным  решениям, широкому использованию достижений в области информационных технологий и систем связи.

Современные информационные технологии и системы  связи неодинаково внедрены в  разных секторах индустрии делового туризма. В секторе инсентив-путешествий они используются профессиональными организаторами, менеджерами направления и поставщиками услуг, которые с помощью веб-сайтов и электронной почты налаживают прямую и обратную связь с клиентами — деловыми туристами и их представителями.

Цель  деловых поездок определяет специфичность  всей отрасли: отсутствие такой ярко выраженной сезонности, как в обычном  туризме; прогнозируемость (планирование деловых поездок происходит за несколько  месяцев); особенности организации  и инфраструктуры. Остановимся на особенностях инфраструктуры подробнее.

При совершении деловых поездок важно выбрать  не только гостиницу нужной «звездности», удобно расположенную по отношению  к месту проведения деловых мероприятий, но и, по возможности, специализированную, то есть ориентированную именно на индивидуальных и корпоративных клиентов, посещающих город с деловыми целями.

Так, например, некоторые гостиницы полностью ориентированы на деловых туристов: они называются бизнес-отелями. Такие отели стараются учитывать все особенности деловых путешествий, имеют удобное расположение в городе, предоставляют своим клиентам целый комплекс дополнительных услуг, связанных как с деловой целью визита, так и с приятным отдыхом: трансфер на автомобилях представительского и бизнес-класса, оборудованные конференц-залы и комнаты переговоров, курьерская служба, услуги переводчика, секретаря, организация экскурсий по достопримечательностям города [6].

Именно  по этому для развития делового туризма  недостаточно строительства удобных бизнес-отелей. Помимо гостиниц нужно развивать и другие секторы инфраструктуры бизнес-туризма.

Таким образом, специфика делового туризма обуславливает  и специализацию в инфраструктуре делового туризма, в большей степени  ее основного компонента – гостиничного сектора. [1]

 

3.3 Туристические  фирмы, 

предоставляющие услуги по организации делового туризма

 

 

Число фирм, специализирующихся на предоставлении полного комплекса услуг путешествующим бизнесменам сравнительно невелико - около 15-20 компаний. Это, во-первых, представительства  западных сетевых корпораций, таких  как American Express Travel Services, Carlson Wagonlit Travel, Rosenbluth International, BTI Russia. Во-вторых, собственно операторы по деловому туризму - «Аэро Клуб», Andrews Travel House, Infinity Travel, UTS, Aerotour, группа компаний «Конкорд», «МОСКО», «Эпик Тревел», «Элиос Тревел» и некоторые другие. В последнее время собственные отделы для обслуживания бизнесменов и корпоративных клиентов стали формировать крупные компании, основная деятельность которых связана с организацией отдыха [8].

По данным, представленным на сайте Ассоциации Делового туризма (Russian Business Travel Associaction (RBTA)), можно сделать вывод, что они то и занимают две трети российского рынка делового туризма[2].

Все эти  компании связаны либо с информационными  технологиями, либо с авиабилетами и авиационными перевозчиками. А  еще есть страховые вопросы, гостиничные, автомобильные. Их, как правило, решают представители малого и среднего бизнеса. Таких компаний, по данным Ассоциации, в России около сотни. И они работают по всем основным направлениям: инсентив-туры, выставки, конгрессы и совещания.

Характерно, что на российском рынке делового туризма часто встречаются клиенты, которые не всегда точно знают, что  они, в конечном итоге, хотят получить. Есть еще одна трудность: продуманная  и интересная программа может  легко провалиться, если компания не имеет надежных партнеров, способных  ее реализовать.

Специалисты постоянно подчеркивают необходимость  заказа и приобретения таких программ у профессионалов - фирм, специализирующихся на данном направлении. Что вполне объяснимо.

По информации BTAA, чаще всего для зарубежных деловых  поездок российские бизнесмены по-прежнему выбирают страны Европы – в частности, Великобританию, Францию и Германию. При этом темпы развития европейских  направлений замедляются, что связано  с ужесточением визовой политики стран ЕС. Растет спрос на азиатские  направления – Ближний Восток и государства Юго-Восточной Азии. Однако самыми популярными странами, куда российские компании вывозят корпоративных  туристов, остаются Турция и Египет. Они по-прежнему предлагают более  дешевый, чем у конкурентов, сервис, не требуют оформления виз, а главное, перелет туда занимает менее пяти часов. Кроме того, во многих 5- или 4-звездочных отелях в Турции и Египте группам  от 100 человек бесплатно предоставляют  в аренду конференц-зал для деловых  мероприятий[8].

В России наиболее популярны направленные на повышение профессионального уровня и квалификации участников комбинированные  инсетив-поездки: выездные конгрессы, семинары, симпозиумы, под которые подстраивается развлекательная программа. И под этот спрос уже формируется предложение: во всех более или менее вместительных отелях последнего поколения (включая курорты) предусмотрен один, а чаще несколько конференц-залов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Выделим наиболее важные проблемы и  состояние делового туризма в  Российской Федерациии в России в целом:

1) отсутствие грамотного продвижения  и PR по формированию достоверного  положительного образа Регионов  России для развития въездного туризма. Не случайно утверждают, что «имидж - это большие деньги, имидж - это больше, чем деньги». Нужна профессиональная имиджелогия в деловом туризме. Одной из самых ключевых проблем является кросс-культурная компетенция бизнесменов и профессионалов делового туризма, включаю работников PR, их знание национальных и языковых различий, умение общаться и вести переговоры с представителями разных культур. В наше бурное время успех в бизнесе зависит не только от внешних факторов (экономики, политики и т.п.), но и от понимания людьми культурных различий;

2) отсутствие целенаправленной, узкопрофессиональной, продуманной на государственном  и межведомственном уровнях подготовки  кадров. По-прежнему наши специализированные  институты туризма предпочитают  выпускать «работников широкого  профиля». В западных странах  уже давно поняли, что деловой  туризм - это специфическая и тонкая  работа с предпринимателями, это  профессиональный консалтинг и  менеджмент. Поэтому в этой отрасли  должны работать особенные специалисты-профессионалы,  хорошо разбирающиеся не только  в тонкостях организации деловых  поездок, но и в специфике  ведения бизнеса, потребностях  бизнес-путешественников, множестве нюансов организации деловых мероприятий, протоколе и многом другом, практическое отсутствие институтов, готовящих специалистов по деловому туризму в регионах России;

3) отсутствие должного внимания  к участию в международных  выставках индустрии делового  туризма. Выставка - это инструмент  продвижения бизнеса. В России  и в Российской Федерации существует всеобщая недооценка роли выставок делового туризма с точки зрения российской государственной политики и предпринимательства. А стоимость достижения бизнес-контактов и результатов на таких выставках порой в 4-5 раз ниже, чем при использовании других видов деятельности, например, рекламы. Зачастую используется не более 5-10% возможностей, которые дают выставки MICE;

4) Действующий порядок выдачи  российских виз гражданам иностранных  государств, безопасных в миграционном  отношении, не всегда способствующий  росту въездного туризма;

5) Несоответствие цены и качества  размещения в гостиницах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. – СПб.: Издательский дом Герда, 2002.- 320с.
  2. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма. Глава 6. Деловой туризм / А.В. Бабкин. Все о туризме [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/babkin06.htm. – Загл. с экрана.
  3. Волков, Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес / Ю.Ф. Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 296 с.
  4. Гаранина, Е. Гостиницы для деловых туристов/ Е. Гаранина //Парад Отелей. 2004. № 2.- С. 23-48.
  5. Гасиев, М. Основы делового туризма и индустрии MICE в России и за рубежом: сравнение и тенденции / М. Гасиев. – М., 2004. – 145с.
  6. Драчева,  Е.Л. Экономика и организация туризма / Е.Л. Драчева – М.: КНОРУС, 2007. – 576 с.
  7. Зорин, И.В. Квартальнов, В.А. Энциклопедия туризма / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов: справочник. – М.: Финансы и статистика, 2004. 65с.
  8. Евпланов, А. Бизнес-туризм в России / А. Евпланов [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.rg.ru/2010/10/12/zelenskij.html. – Загл. с экрана.
  9. Иностранцы рассматривают Москву только как центр делового туризма [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ресурсу: http://www.g-n.ru/actual/analytics/2012/02/09/inostrancy-rassmatrivayut-moskvu-tolko-kak-centr-d.html. – Загл. с экрана.
  10. Квартальнов, В.А. Туризм: теория и практика: в 5 т. / В.А. Квартальнов: избранные труды: Иностранный туризм: Учебное пособие. – М.: Финансы и Статистика, 2003. – 232с. – 4 т.
  11. Козырев, В.М. Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник / В.М. Козырев. – М. 2002. – 320 c.
  12. Компания «Ривьера-Сочи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ресурсу: http://www.riviera-sochi.ru/?part=about.- Загл. с экрана.
  13. Москва - центр делового туризма [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ресурсу: http://www.rezon-realty.ru/PublicDescription.aspx?PublicID=338. – Загл. с экрана.
  14. ООО «Навигатор». Семинары в Сочи [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ресурсу: http://www.navigator-mas.ru/viewpage.php?page_id=90#chapter1.- Загл. с экрана.
  15. ООО «Навигатор». Конференции в Сочи [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ресурсу: http://www.navigator-mas.ru/viewpage.php?page_id=90#chapter2. – Загл. с экрана.
  16. ООО «Навигатор». Презентации в Сочи [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ресурсу: http://www.navigator-mas.ru/viewpage.php?page_id=90#chapter3. –Загл. с экрана.
  17. ООО «Навигатор». MICE в Сочи  [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ресурсу:  http://www.navigator-mas.ru/viewpage.php?page_id=90#chapter5. – Загл. с экрана.
  18. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Минспорттуризма России [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ресурсу: http://www.russiatourism.ru/. – Загл.с экрана.
  19. Папирян, Г.А. Международные экономические отношения: Маркетинг в туризме/ Г.А. Папирян: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 160с. – 86с.
  20. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы). Концепция федеральной целевой программы. – М., 2010 г.
  21. Рябова, И.А. Экономика и организация туризма: международный туризм / И.А. Рябова – М.: КНОРУС, 2005. – 478 с.
  22. Рынок делового туризма в России: современные тенденции [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://mice.rsochi.com/press. – Загл. с экрана.
  23. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. – М., 2008. – 96с.
  24. Сочи после Олимпийских игр станет новым центром делового туризма [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://ria.ru/tourism/20110315/354231769.html. – Загл. с экрана.

Информация о работе Возможности и перспективы развития делового туризма в России