Возможности и перспективы развития делового туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 07:05, курсовая работа

Краткое описание

В работе раскрываются теоретические и практические аспекты развития делового туризма на современном этапе. Конкретизирован процесс формирования Сочи и Москвы как центров делового туризма, обозначены проблемы правового регулирования

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..4

Глава 1 Деловой туризм: понятие, особенности, основные тенденции…………………………………………………………………………….6
Понятие делового туризма. Его принципы и формы…………………….6
Особенности делового туризма…………………………………………….9

Глава 2 Оценка современного состояния делового туризма в РФ…………………………………………………………………………………………17

2.1 Деловой туризм в Сочинском регионе………………………………………17

2.2 Развитие делового туризма в Московском регионе………………………...22

Глава 3 Анализ перспектив развития делового туризма в РФ................................................................................................................................27

3.1 Правовое регулирование в сфере туризма………………………………...27

3.2 Инфраструктура делового туризма в РФ…………………………………….30

3.3 Туристические фирмы, предоставляющие услуги по организации делового туризма……………………………………………………………………………………35

Заключение……………………………………………………………………38

Список литературы………………………………………………………40

Приложение 1 Перечень выставочных мероприятий в Сочи на 2012 год…………………………………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

3569 курсовая.docx

— 96.07 Кб (Скачать)

 

 

    1. Особенности делового туризма

 

 

Специфика делового туризма проявляется  во взаимоотношениях между туристами  и организаторами — профессионалами  деловых поездок, т.е., по сути, в алгоритме  создания продукта делового туризма.

В нем задействовано шесть групп  участников [3]:

- туристы;

- поставщики туристских услуг  (средства размещения и питания,  предприятия транспорта, объекты  проведения мероприятий, развлечений);

- распорядители или планировщики  встреч, которые планируют мероприятие  и решают организационные вопросы:  определяют цели и содержание  встречи, ведут переговоры, осуществляют  финансовый контроль, принимают  решения о непредвиденных расходах. Эти функции могут выполнять  внутренние департаменты какой-либо  корпорации, независимые специализированные  компании или туристские фирмы.  В последние годы на Западе, особенно в США и Канаде, наметилась  тенденция — привлекать независимых  распорядителей или планировщиков  встреч (частные компании) для организации  мероприятия. Многие известные  американские фирмы изменили  внутреннюю структуру, отказавшись  от внутрикорпоративных департаментов  по планированию деловых встреч;

- менеджеры направления, или  профессиональные устроители встреч, организующие прием и обслуживание  делегаций на месте;

- профессиональные организаторы MICE-мероприятий  — специализированные компании  по организации разного рода  встреч (конгрессов, выставок, конференций), которые формируют пакет услуг  поставщиков и посредников —  «конференц-пакет» и предлагают  его деловому туристу (клиенту). Они являются центральной фигурой  процесса создания продукта делового  туризма;

- разного рода посредники, которым  отводится большая роль в организации  делового туризма. Посреднические  операции выполняют классические  посредники в индустрии туризма  (туроператоры и турагенты) и специализированные М1СЕ-посредники. К последним относятся мелкие посредники, обеспечивающие техническую поддержку делового мероприятия, а также подрядчики: рекламные агентства, застройщики стендов на выставках и др. На российском рынке известным подрядчиком является фирма «Смарт-груп», которая сотрудничает в области застройки стендов с такими компаниями, как ОАО «ЛУКОЙЛ», страховая компания «Росгосстрах» и др [5].

Особую роль в развитии делового туризма играют конвеншн-бюро — специализированные маркетинговые компании, которые представляют и продвигают туристскую территорию на рынке путешествий. Эти MICE-посредники обладают полной информацией об инфраструктуре делового туризма, индустрии гостеприимства, компаниях, специализирующихся на обслуживании деловых туристов, и всех мероприятиях, проходящих в данном месте. Спектр их деятельности очень широкий: консалтинг, обучение персонала, продвижение и реклама продуктов, маркетинг, выставочная и конгрессная деятельность, а также привлечение инвестиций.

Конвеншн-бюро, как правило, являются некоммерческими организациями. Например, в Сингапуре оно является подразделением Департамента по туризму. Финансирование таких бюро, в основном, осуществляется из муниципальных и федеральных бюджетов, а также средств торгово-промышленных палат (около 75% годового бюджета). Примерно 10-15% доходов формируются из членских взносов. Конвеншн-бюро работают на разных уровнях: городском (70% всех бюро), региональном (17%) и национальном (13%). Наиболее активны на мировом рынке конвеншн-бюро США, Дании, Австрии, Бельгии, Германии, Японии, Нидерландов, Сингапура, Сянгана (Гонконга) и Филиппин. Австралия. Все участники индустрии делового туризма тесно взаимодействуют друг с другом посредством разных технологий и обмениваются потоками информации [5].

Тесное и качественное взаимодействие между субъектами индустрии делового туризма обеспечивается благодаря  инновационным решениям, широкому использованию  достижений в области информационных технологий и систем связи.

Современные информационные технологии и системы связи неодинаково  внедрены в разных секторах индустрии  делового туризма. В секторе инсентив-путешествий они используются профессиональными организаторами, менеджерами направления и поставщиками услуг, которые с помощью веб-сайтов и электронной почты налаживают прямую и обратную связь с клиентами — деловыми туристами и их представителями.

В секторе выставок и конференций  новейшие информационные технологии и  системы связи играют более заметную роль. Посредством сети Интернет организаторы выставок могут продемонстрировать оформление зала, показать план выставки, забронировать и продать стендовые  площади и пр., а деловые туристы  — зарегистрироваться в режиме реального  времени. Ряд веб-сайтов содержат обширный перечень выставочных мероприятий  и их участников, они снабжены мощными  поисковыми системами. На веб-сайтах размещаются  «дневники мероприятия», которые  позволяют посетителям записаться на встречу с экспонентами и обсудить интересующие вопросы, например, заключить  сделку.

Новейшие информационные технологии и системы связи открывают  широкие возможности для реализации выставочной продукции в режиме онлайн параллельно с реальными  показами. Это так называемая киберконференция, т.е. «цифровой супермаркет», через который участники выставки могут продавать в сети свои товары и услуги в любое время суток круглый год. Типичным примером служит Европейская виртуальная ярмарка вакансий, которая позволяет «посетителям» встретиться с представителями кадровых агентств в режиме онлайн и обеспечивает доступы в чаты, книжные магазины, к группе экспертов, мастеру создания резюме.

Одним из наиболее ярких примеров новых наработок в области  информационных технологий является конференц-связь, главным образом, организация видеоконференций — общения двух и более сторон с передачей видеоряда и голоса. Эта система нашла применение в секторе классических встреч и конференций. Как правило, финансовые взаимоотношения между участниками отсутствуют, как при телефонном разговоре (осуществляется оплата только телефонного или интернет-трафика). Видеоконференция предоставляет ряд преимуществ инициаторам проведения встреч: возможность привлечения более широкого круга участников, экономию затрат на их перевозку, размещение, питание.

С появлением виртуальной связи  поставщики туристских услуг и организаторы деловых поездок опасались, что  деловые туристы перестанут перемещаться в реальном географическом пространстве. Однако последние американские исследования показывают, что индустрия встреч преждевременно предсказала свою собственную  кончину. Произошло нечто любопытное: повышение роли виртуального офиса  лишь подтвердило важность контактов  между людьми в ведении коммерческой деятельности. С увеличением изоляции людей друг от друга более мотивированными становятся посещения торговых ярмарок, конференций, полезных для обмена мнениями и личных деловых контактов при решении разного рода вопросов.

Деловой туризм формирует особые потоки путешествующих лиц, которые имеют  вполне определенные направления и  пространственное распределение. Эти  потоки зарождаются в странах  Европы, Северной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона и одновременно тяготеют к ним [10].

К компаниям, работающим в секторе делового туризма предъявляются два основных требования - широкий спектр предлагаемых услуг и профессиональная оптимизация расходов заказчика. Согласно статистике ВТО, уровень расходов туристов-бизнесменов в среднем в три раза превышает расходы среднестатистического тура на отдых. Принято считать, что заказчик деловой поездки ни в чем себе не отказывает и предпочитает бронировать все услуги, по максимуму. В то же время, цена является одним из главныхфакторов при покупке бизнес-тура. В целом считается, что при профессиональном подходе турфирма, специализирующаяся на деловых поездках, может на 20-25% снизить расходы своего клиента, связанные с организацией путешествий [11].

Для организации  деловых встреч наиболее приемлемы  трех-, четырехзвездочные гостиницы с грамотным менеджментом. В основу специализации гостиничных предприятий должны быть положены целевые сегменты рынка. Этот принцип очень важен при создании и управлении комплексом услуг гостиниц делового назначения.

Бизнес-туризм имеет свою отчётливо выраженную специфику. Поездки наиболее часто  происходят в периоды "февраль-май" и "сентябрь-ноябрь", что обусловлено  большим количеством различных  мероприятий (выставки, конференции  и т.д.) и высокой деловой активностью  в это время. Бизнес-тур, как правило, планируется за несколько месяцев. При организации поездки необходимо учесть множество специфичных моментов, - например, найти самую удачную  стыковку авиарейсов, забронировать  наиболее подходящий отель, заказать билет  на выставку, запланировать переезды, проработать программу отдыха и  т.п. Естественно, что здесь на первый план выходят возможности и профессионализм  компании-организатора такой поездки[2].

Бизнес-туризм на сегодняшний день представляет собой  высокоразвитую индустрию по обслуживанию бизнес-поездок, которые, в свою очередь, делятся на несколько видов. Так, индивидуальные деловые поездки составляют приблизительно 68% от общего объёма деловых поездок, посещение выставок - 12%, участие в конференциях и семинарах - 14%, конгресс-поездки - 3%, инсентив-туризм - 3%. Деление это относительно условное, поскольку все виды деловых поездок могут переплетаться между собой. Особенностью современного делового туризма является устойчивый рост спроса на комбинированные программы, сочетающие 3-4 дня работы (деловые переговоры, установление контактов, приобретение или продажа продукции, поиск новых технологий или оборудования и т.д.) и 1-3 дня отдыха (экскурсии, активный отдых, развлекательные программы, культурные мероприятия и т.д.) [2].

Основа  деловой поездки - насыщенная программа  встреч и мероприятий, которые спланированы заранее. Бизнес-тур изначально организуется в сочетании с культурной и  экскурсионной программой, которая  интересна для конкретного клиента. Обычно в стандартную (базовую) программу  деловой части бизнес-тура входит оформление визы, проживание, завтраки, трансферы.

Дополнительно предоставляются такие услуги, как  аккредитация на выставку или входные  билеты, услуги гида и переводчика, аренда автомобиля, дополнительные переезды и многое другое, что может быть необходимо на на том или ином мероприятии. Компанией-организатором могут быть рекомендованы различные варианты организации поездки и всех необходимых услуг, а также принимается заказ от клиента на организацию необходимых дополнительных мероприятий.

Следует отметить, что в последние годы стремительно развиваются и приобретают  всё новые разновидности все  вышеупомянутые виды деловых поездок. Так, инсентив-туризм характеризуется появлением большого количества разнообразных бизнес-тренингов, которые проводятся в разных странах и направлены на профессиональную рекреацию и раскрытие индивидуальных деловых качеств и способностей. Тот же инсентив-туризм среди новинок предлагает принципиально новые релаксационные методики отдыха, направленные на быстрое и эффективное восстановление сил, израсходованных в процессе трудовой деятельности.

Расширяется и география стран, в которые  возрастают потоки бизнес-туров. Помимо традиционных лидеров, куда неизменно входит Германия (количество бизнес-туристов, приезжающих в эту страну, беспрерывно возрастает с начала 90-х годов), всё более привлекательными для делового туризма становятся Тунис, Чехия, Хорватия, Индия, Китай, Таиланд. В последнее время заметно увеличился интерес к узкоспециализированным выставкам, причём значительная часть посетителей приезжает именно в рамках бизнес-туризма. Поездки менеджеров высшего и среднего звена компаний, целью которых является установление более тесных контактов между персоналом компаний-партнёров, обмен опытом, новыми идеями, изучение тенденций, также всё большей частью осуществляются в рамках бизнес-туризма [2].

Организаторами  поездок в сфере делового туризма  выступают, как правило, специализированные туристические организации, имеющие, помимо необходимого опыта и квалифицированного персонала, широкие связи с зарубежными  партнёрами.

Глобализация  мировой экономики и связанная  с этим процессом интенсификация деловых, научных и культурных связей превратили деловой туризм в одну из ведущих и наиболее динамично  развивающихся отраслей мирового хозяйства, что позволило признать его экономическим  феноменом ХХ столетия.

Ожидается, что и в наступившем веке его  роль будет расти. По мнению зарубежных экспертов, к 2020году количество международных  деловых поездок возрастет в  три раза - с 564 млн. до 1, 6 млрд. в год. При этом оборот данного сектора  увеличится в 5 раз - с 400 млрд. долларов США до 2,0 трлн. А по сведениям  американской организации «Круглый стол делового туризма», увеличение оборота  в этой сфере на один миллиард долларов приводит к созданию 100 тыс. новых  рабочих мест  [21]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Оценка современного состояния делового туризма в РФ

 

 

2.1 Деловой  туризм в Сочинском регионе

 

 

,Один из ведущих британских экспертов в сфере делового и конгрессного туризма Тони Кэрри провел двухдневный образовательный семинар «Маркетинг в деловом туризме» для работников сочинских гостиниц и санаториев. По мнению английского специалиста, «во всем мире компании, занятые организацией деловых встреч и конференций, сейчас активно ищут новые интересные места для их проведения, стремясь не только разнообразить предложения, но и существенно снизить расходы на. Именно по этой причине столь популярны сейчас многие города Восточной Европы»[24].

У Сочи в  этом плане немало преимуществ. Благодаря  своему субтропическому климату, выгодному  расположению между морем и горными  склонами город,  является привлекательным  местом не только для отдыха, но и  для проведения международных встреч. При грамотной маркетинговой  политики курорт может привлечь еще  большее количество международных  деловых встреч.

Информация о работе Возможности и перспективы развития делового туризма в России