Возможности и перспективы развития делового туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 07:05, курсовая работа

Краткое описание

В работе раскрываются теоретические и практические аспекты развития делового туризма на современном этапе. Конкретизирован процесс формирования Сочи и Москвы как центров делового туризма, обозначены проблемы правового регулирования

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..4

Глава 1 Деловой туризм: понятие, особенности, основные тенденции…………………………………………………………………………….6
Понятие делового туризма. Его принципы и формы…………………….6
Особенности делового туризма…………………………………………….9

Глава 2 Оценка современного состояния делового туризма в РФ…………………………………………………………………………………………17

2.1 Деловой туризм в Сочинском регионе………………………………………17

2.2 Развитие делового туризма в Московском регионе………………………...22

Глава 3 Анализ перспектив развития делового туризма в РФ................................................................................................................................27

3.1 Правовое регулирование в сфере туризма………………………………...27

3.2 Инфраструктура делового туризма в РФ…………………………………….30

3.3 Туристические фирмы, предоставляющие услуги по организации делового туризма……………………………………………………………………………………35

Заключение……………………………………………………………………38

Список литературы………………………………………………………40

Приложение 1 Перечень выставочных мероприятий в Сочи на 2012 год…………………………………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

3569 курсовая.docx

— 96.07 Кб (Скачать)

Учитывая, что цена аренды мест под презентации  и семинары в пансионатах и  бизнес-центрах Московской области с каждым годом лишь растет, и места во многих из них расписаны на несколько месяцев вперед, для некоторых фирм проводить презентации и конференции в Турции становится выгоднее, чем в Подмосковье.

На сегодняшний день во многих международных  рейтингах Москва называется практически  самым дорогим городом мира. Эксперты ставят ее в один ценовой ряд с  Нью-Йорком, Токио, Лондоном и другими  мировым столицами. Надо отметить, что уровень дохода жителей столицы начал существенно расти в последние 10 лет. И до сих пор является самым высоким в стране. По уровню превышения среднего дохода на человека и средней официальной заработной платой Москва прочно держит первое место в России (надо отметить, что Пермь занимает второе). Кроме того, что Москва является центром делового туризма, в ней сосредоточено еще и огромное количество исторических памятников. Начиная от самого Кремля, в котором сейчас размещается резиденция Президента России, заканчивая подмосковными дворцами и усадьбами (некоторые из которых вошли в черту города). По количеству российских и иностранных туристов Москва, безусловно, является абсолютным лидером среди российских городов. Многие люди, посещающие Москву на очень непродолжительное время (например, приезжающие по рабочим вопросам), снимают почасовые отели в Москве. Туристы, которые приезжают в столицу с целью углубления в историческое прошлое, задерживаются на более продолжительный срок. Для того, чтобы посетить хотя бы самые известные достопримечательности, потребуется не менее недели. Мини гостиница - это то, что предпочитают иностранцы. Именно в них предлагают достаточно высокий уровень сервиса по приемлемым ценам. Обычно в таких гостиницах включены завтраки и ужины (на выбор постояльцев). Кроме посещения Кремля, иностранцы обычно посещают Китай город (главные памятники - собор Василия Блаженного, частично сохранившийся Богоявленский монастырь, Гостиный двор, ГУМ и т.д.); Белый город, Замоскворечье (район Москвы, который начал свое активное развитие во времена правления Петра I), Таганка (расположена между реками Москва и Яуза). В историческом центре Москвы зафиксирована самая высокая стоимость квадратного метра квартир. Это касается как вторичного жилья, так и новостроек. Так как здесь наблюдается дефицит земельных участков, они застраиваются девелоперами новостройками VIP класса. Площадь таких квартир начинается от 100 квадратных метров, отделка мест общего пользования является высококлассной. Кроме посещения исторических памятников, гости города посещают музеи, галереи, выставки и театры [18]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Анализ перспектив развития

делового туризма  в РФ

 

 

3.1 Правовое  регулирование в сфере туризма.

 

 

В 1996 г. был принят Закон РФ « Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Этим законом определяются принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулируются отношения, возникающие при реализации прав граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иные права при совершении путешествий. Кроме того, этим Законом определяется порядок рационального использования туристских ресурсов России [22]

В Законе перечисляются и раскрываются основные понятия, связанные с туристской деятельностью. Указываются главные принципы и цели российского туризма, к которым относятся [5]:

«обеспечение  права граждан на отдых, свободу  передвижения и иных прав при совершении путешествий; охрана окружающей природной  среды;

создание  условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

развитие  туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия».

При этом приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются «поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма».

Для целей  международного туризма приняты  как федеральные законы, так и  нормативные акты, определяющие туристские формальности при пересечении границы, фискальные и санитарные нормы и правила.

Законодательные и нормативные акты, регулирующие в сфере современного туризма [18]:

1. Федеральный  закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах  туристской деятельности в Российской  Федерации" // "Собрание законодательства  РФ", 02.12.1996, N 49, ст. 5491; (в ред. Федеральных  законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ)

2. Федеральный  закон Российской Федерации от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ "О внесении  изменений в Федеральный закон  "Об основах туристской деятельности  в Российской Федерации"

3. ГОСТ  Р51185-98 "Туристские услуги. Средства  размещения. Общие требования".

4. Межгосударственный  стандарт "Туристско-экскурсионное  обслуживание. Классификация гостиниц" (ГОСТ 28681.4-95), введенный в действие  Постановлением Госстандарта России  от 21.02.94 № 33.

К сожалению, и действующие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации  не всегда регулируют актуальные проблемы развития регионального туризма. Часто  региональные законы создаются по одним  и тем же канонам, что и Федеральный  закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Вместе с тем, федеральный закон и законы субъектов Российской Федерации имеют очевидное изначальное различие. Первые - призваны заложить единые (общие) подходы к государственному регулированию в сфере туризма, а вторые – особенности применительно к конкретным территориям субъектов Российской Федерации.

Основные направления совершенствования  нормативного правового регулирования  в сфере туризма предполагают разработку правовых актов, касающихся всех секторов развития индустрии туризма.

К ним относятся вопросы совершенствования  федерального и регионального законодательства, стимулирования инвестиционной активности, повышения качества туристских услуг, государственной поддержки внутреннего  туризма.

Меры по совершенствованию федерального и регионального законодательства включают в себя следующие вопросы [20]:

  • ужесточение юридической ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность в сфере туризма;
  • содействие унификации законодательства субъектов Российской Федерации в сфере туризма;
  • реализация государственной политики в области безопасности туризма, в том числе повышение юридической ответственности лиц и организаций, оказывающих услуги в области безопасности туризма.

Актуальным является принятие комплекса  мер, направленных на повышение культуры безопасности туризма и предполагающих формирование у туристов и экскурсантов сознательного отношения к обеспечению  личной безопасности, а также к  охране окружающей среды, культурно-историческому  и природному наследию.

Необходима реализация действующих  норм законодательства в части создания в местах активного отдыха и туризма  условий для беспрепятственного доступа к средствам связи, а  также для страхования рисков, связанных с прохождением туристами  и экскурсантами маршрутов повышенной опасности.

Основным  содержанием норм законодательства о туристской деятельности являются вопросы защиты прав потребителей туристского  продукта, правового регулирования  деятельности туроператоров и турагентов, а также публичной организации предпринимательской деятельности в сфере туризма. Именно в этой области правового регулирования в 2007 году произошли кардинальные изменения (изменения в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (№ 12-ФЗ от 5 февраля 2007 г.).

С принятием  Закона механизм лицензирования туристской деятельности, существовавший в период 1993 – 2006 годов, был заменен на более  эффективный способ государственного регулирования туристской деятельности - единый федеральный реестр туроператоров (далее – реестр). В связи с этим основным документом, необходимым предпринимателям для внесения сведений о них в реестр, является договор страхования ответственности туроператора или банковская гарантия исполнения обязательств туроператора (финансовое обеспечение). С 1 июня 2008 г. для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма, размере финансового обеспечения не может быть менее 10 млн. рублей, а для туроператоров, занимающихся внутренним туризмом – 500 тыс. рублей [18].

Важное  место в деятельности федеральных  органов исполнительной власти уделяется  вопросам безопасности туризма. В январе 2008 года вступил в силу Административный регламент по предоставлению государственной  услуги по информированию в установленном  порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания. Административный регламент направлен на своевременное обеспечение туристов достоверной информацией об угрозах безопасности в стране (месте) временного пребывания [22].

В целях  эффективного развития туризма в  разрабатываемых субъектами Российской Федерации нормативных правовых актах целесообразно отражать следующие  актуальные вопросы правового регулирования  туризма [23]:

  • определения и поддержки в субъекте Российской Федерации приоритетных направлений туристской деятельности;
  • защиты прав и законных интересов туристов в субъекте Российской Федерации, реализации на его территории мер обеспечения безопасности туризма;
  • содействия информационному обеспечению регионального туризма, в том числе путем продвижения регионального туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
  • содействия стандартизации и классификации объектов туристской индустрии, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;
  • классификации и оценки туристских ресурсов субъекта Российской Федерации, установления режима их охраны, порядка сохранения целостности туристских ресурсов и реализации мер по их восстановлению, определения порядка использования туристских ресурсов с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду;
  • содействия в субъекте Российской Федерации кадровому обеспечению и развитию научных исследований в сфере туризма;
  • содействия деятельности предпринимателей в сфере туризма.

 

3.2 Инфраструктура  делового туризма в РФ

 

Российская  Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится около 1 процента мирового туристического потока. Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма [2].

По оценкам  ВТО, потенциальные возможности  России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей c деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу. Анализ современного состояния внутреннего туризма указывает на недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам [8].

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, в настоящее время являются [8]:

  • образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;
  • действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма;
  • неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;
  • отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру;
  • отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристических возможностей страны за рубежом;
  • невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии;
  • из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования;
  • несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

Информация о работе Возможности и перспективы развития делового туризма в России