Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 07:05, курсовая работа
В работе раскрываются теоретические и практические аспекты развития делового туризма на современном этапе. Конкретизирован процесс формирования Сочи и Москвы как центров делового туризма, обозначены проблемы правового регулирования
Введение ………………………………………………………………………..4
Глава 1 Деловой туризм: понятие, особенности, основные тенденции…………………………………………………………………………….6
Понятие делового туризма. Его принципы и формы…………………….6
Особенности делового туризма…………………………………………….9
Глава 2 Оценка современного состояния делового туризма в РФ…………………………………………………………………………………………17
2.1 Деловой туризм в Сочинском регионе………………………………………17
2.2 Развитие делового туризма в Московском регионе………………………...22
Глава 3 Анализ перспектив развития делового туризма в РФ................................................................................................................................27
3.1 Правовое регулирование в сфере туризма………………………………...27
3.2 Инфраструктура делового туризма в РФ…………………………………….30
3.3 Туристические фирмы, предоставляющие услуги по организации делового туризма……………………………………………………………………………………35
Заключение……………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………40
Приложение 1 Перечень выставочных мероприятий в Сочи на 2012 год…………………………………………………………………………………………43
Председатель Ассоциации делового туризма России Вадим Зеленский убежден, что развитие делового туризма в Сочи после Олимпиады достигнет такого уровня, что город-курорт станет центром делового туризма.
Во время выставки MICE-Forum, состоявшейся накануне в Москве, Зеленский отметил, что «такой статус город обретет благодаря большому количеству зданий и сооружений гостиничного, спортивного и туристического характера, строящихся к Олимпийским играм» [24].
Зеленский утверждает, что к началу Олимпийских игр в Сочи произойдет экспансия торговых марок гостиниц. Каждый из крупных отелей Сочи располагает залами для проведения конференций, крупнейший из отелей рассчитан на 5 500 номеров, имеет конгресс-зал на 1000 человек. Гостиничный комплекс «Дагомыс», находящийся на реконструкции, после открытия будет располагать тысячей номеров, несколькими конференц-залами, рассчитанными на размещение от 10 до 100 участников, а также киноконцертным залами, вместимостью 1000 зрителей. Помимо этого Сочи, Лазаревское и Адлер располагают летними театрами. Такое количество мест размещения дает возможность городу-курорту Сочи стать настоящим центром делового туризма[24].
Развитие делового туризма в Сочи будет идти стремительно еще и благодаря тому, что значительная часть спортивных сооружений, строящихся к Олимпийским играм, после Олимпиады будет перепрофилирована. В том числе, они будут превращены в выставочные залы.
Зеленский отметил, что после завершения олимпийского строительства Сочи превратится в уникальный российский курорт с точки зрения количества залов, гостиниц и спортивных объектов. В этом отношении с городом-курортом может сравниться разве что Казань, в которой также строится развитая инфраструктура в преддверии Универсиады 2013 года[24].
По мнению Зеленского, избыток мест размещения после окончания Олимпийских игр может привести к снижению стоимости на турпродукт Сочи. В связи с этим у туристов, в том числе деловых туристов, появится возможность воспользоваться созданной инфраструктурой за невысокую плату.
Он также отметил, что по расчетам его коллег стоимость мест размещения будет составлять в Сочи порядка 2–5 тысяч рублей в отелях пяти и четырех звезд. Значительную часть спортивных сооружений можно будет задействовать для проведения соревнования корпоративного характера [24].
По мнению Зеленского, снизится стоимость и перевозок. Он объясняет это ростом объема железнодорожных и авиационных перевозок.
Подводя
итог своим оптимистическим
Прошедший
в Москве в отеле «Ренессанс»
18-19 июня 2007 г. 1-й Russian Business Travel Congress (RBTC)
показал, что интерес российских компаний
к проведению деловых мероприятий очень
большой. Формат мероприятия включал конференцию
по деловому туризму и деловые встречи
поставщиков услуг делового туризма и
потенциальных заказчиков. На сегодняшний
день, как отметили участники мероприятия,
основными дестинациями для проведения
корпоративных мероприятий являются Москва
и зарубежные направления, так как существующая
в России инфраструктура не удовлетворяет
требованиям заказчиков, в роли которых,
как правило, выступают крупные российские
компании или российские представительства
ведущих западных компаний. Российские
дестинации на конгрессе были представлены
только курортом Сочи, который показался
организаторам мероприятия наиболее перспективным
для делового туризма регионом. Интерес
к Сочи со стороны участников был достаточно
большой, так как в последние годы Сочи
превратился в южную столицу России, принимающую
большое количество крупных мероприятий,
в том числе и на высшем уровне.
Компания «Ривьера-Сочи» выступала на
конгрессе в качестве местной принимающей
компании – Destination Management Company (DMC). DMC являются
ключевыми игроками на рынке делового
туризма и специализируются на оказании
полного пакета услуг по проведению делового
мероприятия на базе своей дестинации
[8].
Туристская компания «Ривьера-Сочи», основанная в 1999 году, предоставляет полный пакет услуг принимающего туроператора на курортах Юга России и ежегодно обслуживает более 15000 туристов. Сегодня «Ривьера-Сочи» хорошо известна на туристском рынке как динамично развивающаяся компания, отличающаяся профессионализмом персонала и современными стандартами обслуживания [12].
С 2004 года компания активно развивает направление делового туризма и корпоративного обслуживания. Среди её корпоративных партнеров: компании DHL, MR Group, RAMIRENT, Севергал, Авикос, Российский союз промышленников и предпринимателей, Сочинский Государственный Университет туризма и курортного дела, Северо-Кавказский Государственный Технический Университет, Нижневартовский Государственный Гуманитарный университет, Банк ВТБ (Краснодар), Академсервис, Инекско Вояж, Business Travel Group (BTG), ТрансАзия Трэйд и др [12].
«Ривьера-Сочи» - член Российского
Союза туриндустрии и Российской
Ассоциации делового туризма (RBTA), лауреат
премии «Лидеры туриндустрии» за
успехи в развитии делового туризма.
На сайте компании представлена информация
о возможностях делового туризма в Краснодарском
крае: в Сочи, на Красной Поляне, в Анапе,
Геленджике и Туапсинском районе [12].
Благодаря опыту, профессионализму и энтузиазму сотрудников компания предлагает партнерам современный корпоративный сервис, индивидуальный подход, оптимальный бюджет и высокий уровень проведения мероприятий. Большой опыт принимающей компании позволяет ей, учитывая все особенности дестинации, выбрать удачное место проведения, разработать интересную программу и безукоризненно провести мероприятие любого уровня.
ООО «Навигатор» – универсальная многопрофильная компания, одним из направлений деятельности которой, является организация делового туризма. На ее сайте лаконично представлен спектр организации услуг делового туризма. Опишем основные из них [14].
Семинар – это занятие в группе для повышения квалификации или какой-либо специальной подготовки, а тренинг – это применение на практике полученных на семинаре знаний. Семинары и тренинги в Сочи уже на протяжении нескольких десятков лет пользуются большой популярностью среди крупных российских предприятий. С осени по весну многие сочинские гостиницы и санатории специализируются на проведении семинаров и тренингов по самым различным направлениям и тематикам. Их по праву можно считать самой лёгкой и эффективной формой обучения сотрудников, лучшие конференц-залы способствуют быстрому и полному восприятию информации, а кофе-брейк на берегу моря под тихий шепот волн идеально успокаивает и восполняет умственные и физические возможности [14] .
Конференция в Сочи может быть посвящена какому-либо событию или юбилею, а также проводиться через определённые промежутки времени, что позволит специалистам-участникам конференции быть в курсе всех мероприятий мирового уровня, регулярно проводимых в Сочи. Конференция в Сочи – это не только знакомство с новыми интересными людьми, это деловая поездка в Олимпийскую столицу России. Город Сочи готов принять практически любое количество участников конференции. Для этого в Сочи на базе многих гостиниц оборудованы самые современные конференц-залы, кинозалы, закрытые и открытые площадки для проведения конференций в Сочи [15].
Презентация – это показ, демонстрация чего-либо нового с целью популяризации продукта. Цель презентации – донести до как можно большего числа потенциальных потребителей какую-либо новинку. Проводя презентации в Сочи, производитель с лёгкостью добивается поставленной цели: здесь о товаре или услуге узнают не только сочинцы, а также многочисленные гости Сочи из разных городов России, которые возвращаясь домой, с удовольствием рассказывают обо всём увиденном и услышанном на презентациях своим близким и родным. Таким образом, проводя презентацию в Сочи, можно считать, что она проводится в нескольких городах России. Для проведения презентаций в Сочи по последним мировым стандартам оборудовано множество выставочных залов, закрытых и открытых площадок. Коммерческая эффективность презентацииво многом зависит от окружающей обстановки места проведения, погоды и настроения участников [15].
Всемирно известный город-курорт Сочи традиционно считается лучшим местом проведения всевозможных выставок на самые различные тематики. Помимо бесконечных праздников, развлечений, деловых и культурных мероприятий в Сочи регулярно проходят выставки известных деятелей искусства, экономические форумы, выставки-продажи продукции различных отраслей мировой промышленности. Выставки в Сочи посвящены реализации как самых распространенных, так и новых продуктов, товаров и услуг, начиная от канцелярии и заканчивая высокими технологиями. Выставки в Сочи проводятся повсюду: в парках, на пляжах, в больших гипермаркетах и павильонах. Самые большие и значимые выставки в Сочи проводятся в специально оборудованных выставочных центрах, а также на базе сочинских гостиничных комплексов. Где участникам и посетителям выставок во время деловой поездки предоставляется уникальная возможность в промежутках между работой на выставке полюбоваться красотами Большого Сочи, окунуться в море или просто расслабиться под южным солнцем.В Сочи очень часто проводятся развлекательные выставки, где в специально возведенных павильонах демонстрируются, например: экзотические насекомые, восковые фигуры, композиции из цветов и камней и многие другие экспоненты. Составлен план выставочных мероприятий на 2012 г., куда водит более 20 мероприятий (Приложение 1) [15].
В мире становится всё больше и больше туристов, путешествующих с деловой целью. По статистике 2/3 всех деловых мероприятий проходят в городах-курортах.
В Сочи MICE туризм с каждым годом становится на новый виток развития, обладая всем необходимым для MICE, Сочи уже не уступает крупнейшим деловым центрам мира. На базе всех сочинских четырёх- и пятизвёздочных отелей регулярно, одно за другим проводятся деловые мероприятия многих крупнейших фирм России.
И это не удивительно, ведь совмещение MICE поездки с отдыхом на сочинском побережье – это лучший способ повышения умственных возможностей и трудоспособности. Самое популярное время для MICE в Сочи – это зима, когда во многих городах России идёт снег, Сочи встречает MICE туристов ласковым солнцем, яркими цветами и южным гостеприимством [16].
2.2 Развитие делового туризма в Московском регионе
Гипертрофированную роль в развитии российского делового туризма играет Москва (80% всех прибытий в страну с деловыми целями). Здесь расположены представительства крупных иностранных компаний и филиалы региональных фирм, среди столичных туроператоров получили распространение передовые технологии, создана современная инфраструктура залы и др. Все это позволяет позиционировать Москву как туристский центр мирового уровня с ярко выраженной деловой ориентацией [13].
За 9 месяцев
2011 г. столицу посетили более 3,4 млн.
иностранных туристов, что на 11,1%
больше по сравнению с аналогичным
периодом предыдущего года. Более
половины иностранных гостей совершают
в Москву поездки с деловой
целью. По данным годового обзора, подготовленного
международной консалтинговой компанией
Colliers International, в прошлом году совокупный
номерной фонд гостиничного рынка г. Москвы
в сегменте 3-4-5 звезд вырос на 4,1% по сравнению
с предыдущим годом и составил более 29
тыс. номеров (без учета гостиниц, расположенных
в приаэропортовой зоне Шереметьево, Домодедово
и Внуково). В 2011 г. были открыты 8 гостиниц
общим номерным фондом 1 111 номеров. При
этом лишь 57% от заявленного объема были
введены в эксплуатацию в срок, поскольку
даты открытия «Азимут Отель» (Варшавское
шоссе, вл. 9) и Mercure Арбат (Смоленская пл.,
вл. 6) были перенесены на 2012 год, а Hilton Doubletree
Внуково (аэропорт Внуково) – на 2013 год.
Доля гостиниц под управлением международных
операторов осталась неизменной и составляет
одну треть номерного фонда в сегменте
от 3 до 5 звезд. При этом в основном, международные
операторы представлены в верхнем сегменте:
под их управлением находится почти 3/4
гостиниц категории 4/5 звезд, а в сегменте
отелей 3 звезды они управляют только 4%
гостиниц. По данным Комитета по туризму
г. Москвы, в конце 2010 г. впервые за последнее
время был зарегистрирован рост въездного
потока, достигнув показателя 3,99 млн. зарубежных
гостей. За 9 месяцев 2011 г. столицу посетили
более 3,4 млн. иностранных туристов, что
на 11,1% больше по сравнению с аналогичным
периодом предыдущего года. По данным
Мосгорстата, общее количество лиц, размещенных
в гостиницах города по итогам I полугодия
2011 года, превысило докризисную отметку
и составило 2,17 млн. человек, что на 20% больше
по сравнению с I полугодием 2010 года. С
точки зрения рекреационного туризма
Москва снова проигрывает другим туристическим
центрам: только каждый третий иностранный
турист, побывавший в столице, отметил
рекреационные цели. Основной целью визита
более половины иностранных гостей стали
вопросы делового характера. Ожидается
развитие направления, связанного с посещением
столицы для образования и профессиональной
подготовки, которое сформировалось среди
«прочих» целей поездки в последнее время.
В 2011 г. незначительный рост среднегодовой
загрузки и показателя ADR (средней цены
за номер) отелей сегмента люкс (+0,7% и +2,5%
соответственно) позволил увеличить показатель
дохода с номера (RevPAR). Однако, по сравнению
с предыдущим годом, темп роста RevPAR снизился
и составил 3,2% (рост RevPAR 2010 г. к 2009 г. – +5,5%).
В сегменте отелей высшей и выше средней
категорий показатель RevPAR впервые продемонстрировал
рост с 2009 г. Это обстоятельство обусловлено
в большей степени увеличением ADR на 4,6%
по сравнению с аналогичным периодом 2010
г., поскольку средняя заполняемость осталась
почти на том же уровне (+1% к 2010 г.). Наибольшее
увеличение среднегодовой загрузки (+10,1%)
было отмечено в отелях средней категории,
что позволило увеличить RevPAR на 9,8% по сравнению
с 2010 г. Максимальный уровень загрузки
в диапазоне 83,3%-89,0% был зафиксирован в
летний период и в сентябре. В 2012 г. ожидается
увеличение номерного фонда в сегменте
3-4-5 звезд Москвы на 3,6%, причем всеми новыми
гостиницами будут управлять сетевые
операторы. Основная доля нового гостиничного
предложения формируется в ЦАО. Однако
по-прежнему ощущается дефицит предложения
«современного стандарта» в среднеценовом
сегменте. Ольга Мусиенко, руководитель
отдела консалтинга Colliers International, комментирует
ситуацию: «Положительная динамика показателей
загрузки, RevPAR и ADR гостиниц Москвы позволяет
говорить о восстановлении гостиничного
рынка Москвы и его дальнейшем росте. Реализация
городской целевой программы развития
туризма на ближайшие несколько лет будет
способствовать качественному развитию
туристической индустрии города» [13].
Информация о работе Возможности и перспективы развития делового туризма в России