Сущность туризма и основные понятия организации и управления в сфере туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 01:26, реферат

Краткое описание

Сфера туризма является важнейшей и составной частью экономики любого демократического государства, а в наших условиях имеет ключевое значение в социально – экономических преобразованиях, направленных на либерализацию экономического развития. Недооценка необходимости использования новых технологий для организации сферы туризма, приведет к утрате возможностей использования этого сектора в приросте богатства и благосостояния наших стран, укреплении экономики.

Оглавление

ВВДЕНИЕ 3
1. Сущность туризма и основные понятия
организации и управления в сфере туризма. 4
2. Управленческий труд в туризме.
2.1. Содержание и особенности управленческого труда в
туризме. 10
2.2. Особенности мотивации в туризме 12
2.3. Анализ результатов социологического исследования
туристской мотивации 29
3. Специфика организации и управления в сфере туризма. 41
Заключение 46
Список используемой литературы 47

Файлы: 1 файл

Туризм.doc

— 365.00 Кб (Скачать)

4.                     Возможность самовыражения и самоутверждения. Здесь выделяются такие туры, как: высококатегорийные туристские походы, сафари, охота, покорение горных вершин и т. д.

5.                     Возможность заняться любимым делом (хобби). Организуются специальные туры для автолюбителей, фанатов и спортивных болельщиков на спортивные соревнования, чемпионаты и олимпиады; туры для паломников, гурманов. Например, существует «сырный тур» по Швейцарии, «пивной тур» по Чехии.

6.                     Решение деловых проблем. Деловые, конгресс-туры и другие. В частности - крупнейший российский туроператор ВАО «Интурист» предлагает специализированные деловые поездки и инсентив-туры, организует конгресс-обслуживание, культурную и туристско-экскурсионную программу, а также весь комплекс необходимого обеспечения для проведения такого рода мероприятий.

7.                     Развлечение и потребность в общении с людьми.

8.                     Удовлетворение любопытства и повышение культурного уровня. Этот туристский мотив реализуется во всех вышеперечисленных турах, но наиболее характерен для познавательных туров (например, туры по известным городам, столицам, историческим и культурным центрам).

Также цели путешествия позволяют классифицировать мотивационные методы следующим образом:

1.                 Отдых:

- снять стресс, накопленный за определённый период времени;

- сменить обстановку и природно-климатические условия;

- побыть в окружении других людей;

- познакомиться с другой культурой, образом жизни других людей, их бытом;

- сравнить чужой образ жизни со своим в целях самоутверждения правильности его организации или заимствования новшеств;

- побыть в новой для себя роли - получить на определенный период времени высокий уровень обслуживания и ухода;

- ощутить волнующие переживания, чтобы потом рассказать об этом друзьям и знакомым;

- принять участие в азартных играх;

- расслабиться вне дома; потратить деньги, которые независимо от уровня дохода турист всегда копит на отдых.

2.              Познание:

- увидеть достопримечательности и явления природы, красивые виды и пейзажи, национальные парки и другое; познакомиться с достопримечательностями региона, достижениями культуры, науки и техники (музей, галереи, культовые сооружения, архитектурные ансамбли и т. п.);

- посетить экологически чистые или, наоборот, очень загрязнённые объекты;

- увидеть экзотический животный и растительный мир;

- посетить исторические места и сооружения;

- сделать фотографии, снять видеофильм.

3.              Развлечения:

- посетить аттракционы, тематические и аквапарки;

- посетить известные театры, цирки, казино, кабаре, стриптиз-шоу;

- посетить карнавалы, фестивали, национальные праздники;

- посетить в качестве зрителей или болельщиков крупные спортивные состязания, игры.

4.              Лечение. Любой отдых может иметь оздоровительные цели, в зависимости от доли лечебной составляющей целевой функции выделяют три вида мотивационных исходов:

- оздоровительный - общая цель всех туров (климат, отдых, полезные для здоровья моральные и физические воздействия);

- лечение в качестве сопутствующей программы, т. е. не как основная цель;

- лечение по предписанию врача как основная цель туристского путешествия (посещение курорта, водолечебницы, специализированного санатория, клиника и прочее).

5.              Паломничество:

- празднование культовых обрядов;

- самосовершенствование и утверждение духовного состояния;

- достижение внутренних конфессиональных целей;

- получение заряда духовной энергии.

Соотношение главной и вторичных целей отдыха, которые определяют выбор туриста, позволяет классифицировать мотивационные исходы следующим образом:

1. Единый, чётко преобладающий и обоснованный мотивационный исход оказывается решающим при выборе места туристского назначения, например, горнолыжного курорта, элитного и дорогостоящего вида отдыха и развлечения. Подготовленный турист окажет предпочтение горнолыжному маршруту на известном курорте с хорошо оснащённой лыжной станцией и по возможности будет максимально использовать предлагаемые туристские ресурсы для реализации своей главной цели - катания на лыжах. Все остальные цели - вторичные, и не имеют решающего значения при выборе.

Группу мотивации при выборе этой поездки составят следующие мотивы:

- спортивный интерес (катание на лыжах, участие в спортивных соревнованиях и т. д.);

- развлекательный интерес (интересные знакомства, встречи, общение, лыжные развлекательные супер-шоу и т. п.);

- оздоровительный интерес (свежий воздух, хорошие условия проживания, питания, интенсивные нагрузки, весенний загар).

Положительный комплекс туристских впечатлений способен оказывать влияние на выбор туристом данного места отдыха в течение многих лет.

2. Один превалирующий мотивационный исход и несколько вторичных, или ожидаемых, исходов, решение о выборе которых может быть принято при соответствующем стечении обстоятельств во время поездки. Например, во Францию, где набор экскурсий и развлечений часто отдаётся на выбор туристам: одни смогут выбрать Евро-Диснейленд, другие - Лувр и т. п.

Группу мотивации при выборе этой поездки составят следующие мотивы:

- познавательный (посещение страны, достопримечательности которой - Эйфелева башня, Сена и пр.);

- престижно-имиджевый (популярные направления);

- культурно-развлекательный – посещение Лувра, других музеев, спектаклей Лидо и т. д.

Несмотря на то, что мотивы поездки чётко ограничиваются группой близких познавательных целей, возможны различные направления тура. На принятие решения о познавательной поездке в ту или иную страну могут повлиять различные обстоятельства, однако два раза в одно и то же место с чётко выраженными познавательными целями турист, как правило, не поедет.

3. Главный мотивационный исход и несколько чётко выделенных сопутствующих исходов, например, при выборе пляжного отдыха. Выбор географического направления (конкретного курорта) и уровня отдыха в значительной степени зависит от компании, наличия денежных средств и опыта предыдущих поездок. Для отдыха на пляже достаточно двух-трёх дней, далее его хорошо дополнить развлечениями, экскурсиями, другой активной деятельностью.

Группу мотивации составляют следующие мотивы:

- пляжно-оздоровительный (море, морской воздух и т. д.);

- пляжно-активный и спортивный (море располагает не только к пассивному отдыху, но и к активным развлечениям);

- покупательный (отдых на море способствует проявлению интереса к трате накопленных средств);

-развлекательный (по мере пресыщения процессом загара у туриста появляется интерес к различным видам развлечений).

Изучение мотивационных исходов выявляется на примере среднестатистического туриста.

При мотивации, нацеленной на выбор турпродукта, необходимо учитывать интересы туриста, демографические и социально-экономические факторы.

Также существует ряд факторов, оказывающих влияние на туристские мотивы, которые необходимо учитывать при изучении спроса на туристский продукт и при формировании программ обслуживания. Выделяя доминирующие и побочные факторы туристской мотивации, обладающие определёнными возможностями, влияющими на поведение потребителя и процесс принятия им решения о путешествии и выбор туристского продукта можно выделить:

1. Возраст и самостоятельность в принятии решения или возможности влиять на его выбор:

- дети до двух лет. Решений самостоятельно не принимают, но опосредованно оказывают большое влияние на выбор родителями вида отдыха;

- дети дошкольного возраста (до семи лет). Путешествуют с родителями, решений самостоятельно не принимают, но могут оказывать давление на родителей;

- школьники (до 18 лет). В основном финансово зависимы, обладают ограниченной самостоятельностью, отличаются высокой любознательностью. Ориентация на познавательный и активный отдых;

- молодёжь, студенты (до 25 лет). Имеют достаточное образование, высокую требовательность к удовлетворению познавательных исходов, активному отдыху, склонны к самостоятельности, индивидуальному или самодеятельному туризму, коммуникабельны, с ярко выраженными приключенческими мотивами;

- туристы 25-35 лет. Обычно семейные, с малолетними детьми, связаны необходимостью закрепления своего положения в обществе, служебной карьерой;

- туристы 35-50 лет. Предпочитают активный, менее познавательный, более спокойный отдых, чаще без детей и без партнёра. Основной мотив - за свои деньги получить отличный отдых, адекватный вложенным средствам и жизненному опыту;

- туристы от 50 лет и старше. Им показаны существенные климатические ограничения. Предпочитают познавательный отдых, как правило, вне сезона, а также опосредованно связанный с оздоровлением. Основная мотивация возможность спокойного отдыха, исключительная мотивация - «успеть увидеть». Высокие требования по внешним воздействиям.

2. Образование. Этот фактор инициирует позывы увидеть непосредственно явление, достопримечательности, культурно-зрелищные события. Выделяют такие уровни образования: начальное, среднее, средне-специальное, высшее и др. При комплектовании групп сотрудникам туристских фирм желательно учитывать уровень образования туристов, что позволит выявлять общность интересов при посещении культурных и развлекательных центров, упростит обслуживание и сопровождение групп.

3. Социальная принадлежность. Выделяют следующие социальные группы:

-              рабочие и служащие. Занятые монотонной работой, они подвержены стремлению к активному отдыху и составляют значительный контингент туристов;

-              учащиеся и студенты. В силу своих возможностей и социальных особенностей и характерных в связи с этим стремлений к расширению и подтверждению знаний составляют  подавляющую часть групп познавательного туризма;

-              пенсионеры. В большинстве стран имеют льготы и дотации,
использование которых в условиях  ограничений климатического характера позволяет им совершать туристские поездки в «средний» и «низкий» сезоны;

-              фермеры и работники подсобных хозяйств. Из-за отсутствия четко регулируемого отпуска или возможности выделения времени на отдых являются исключительно неблагоприятной для туризма группой. В западных странах фермеры активно участвуют в рождественских и новогодних турах.

4. Доход. Турист выбирает уровень туристского обслуживания и вид путешествия, исходя из их стоимости – своих материальных возможностей. Люди с низким доходом совершают наименьшее число туристских поездок. Доходность различных категорий населения, составляющих потенциальный контингент туристов, влияет на формирование планируемого отдыха.

5. Семейное положение. Существенным образом этот фактор влияет на мотивацию выбора путешествия. Группы семейной принадлежности:

-   дети и школьники. Способны оказывать влияние на родителей в выборе тех стран, где были их школьные товарищи;

-   молодёжь свободна от семьи и поэтому имеет все предпосылки для активных путешествий;

-   супруги с детьми или лица, сопровождающие детей. Стремятся обеспечить отдых ребёнка. Относительно ограничены в возможности выбора вида отдыха и развлечений;

-              семейные пары. Располагают достаточными средствами для предпочтительного им вида отдыха, обладают преимуществом не подыскивать себе партнёра на период путешествия. Реже бывают познавательные туры, чаще - пляжный отдых.

6. Здоровье. Физическая подготовка, иммунитет, спортивные навыки в значительной мере определяют выбор путешествия. Человек никогда не стоявший на лыжах, не выберет отдых по программе «Ski-extreme», как и человек, страдающий морской болезнью, - морской круиз или яхтинг. Боязнь высоты не позволит совершить восхождение на горную вершину. Человек, страдающий каким-либо недугом, постарается выбрать  путешествие, дающее возможность лечения, оздоровления, принятия процедур. Значительная часть курортов предлагает такие услуги, что существенным образом может повлиять на принятие решения о путешествии и покупке туристского продукта.

7. Численность туристской группы. Принято выделять следующие группы туристов:

-  индивидуальный тур или малая группа (до 10 человек). Для туриста этой группы предлагается наибольшая степень учета его потребностей, высокая степень самостоятельности, малая коммуникабельность и приспосабливаемость к интересам группы;

-  группа более 30 человек. Слабоуправляема, с существенными отличиями в требованиях к организации отдыха. Требуются более разнообразные возможности выбора туристских услуг по их содержанию и уровню цен.

Участие в групповом туре характеризуется следующими мотивационными исходами:

1) подавление индивидуальных требований в целях приспособления к общим интересам;

2) подавление негативных моментов (незнание языка, географии, культуры и обычаев посещаемой страны, страх потеряться и т. д.) при посещении незнакомого места;

Информация о работе Сущность туризма и основные понятия организации и управления в сфере туризма