Сущность и основные понятия человеческих ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Говоря об управлении человеческими ресурсами, мы сталкивается с такой профессией как менеджер по персоналу. Менеджер по персоналу -- профессия молодая, зародилась в конце прошлого века. Появление специалистов по работе с персоналом, имеющих подготовку в области социологии и психологии, означало подлинную революцию в традиционных формах кадровой работы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ………………….…...4
1.1. Человеческие ресурсы: их роль и значение……………………………...4
1.2. От управления персоналом к управлению человеческими ресурсами..14
1.3. Человеческий фактор и его роль в развитии организации……………..15
ГЛАВА 2 . УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ……....….19
2.1 Концепция управления человеческими ресурсами…….. …………….....19
2.1.1 Возникновение концепции управления человеческими ресурсами…19
2.1.2 Цели управления человеческими ресурсами …………………………22
2.2 Отличие управления человеческими ресурсами от управления персоналом…………………………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..31

Файлы: 1 файл

Управление персоналом.docx

— 48.13 Кб (Скачать)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Челябинский  государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

 

Факультет заочного и дистанционного обучения

(Кафедра государственного  и муниципального управления)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Управление персоналом

 

Тема: «Сущность и основные понятия человеческих ресурсов»

 

 

                                                                

Выполнил: Киприянова Ю.О. Группа: 14УС-401

Руководитель: Шмаков А.Г., к.э.н., доцент

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ………………….…...4

       1.1. Человеческие ресурсы: их роль и значение……………………………...4

       1.2. От управления персоналом к управлению человеческими ресурсами..14

       1.3. Человеческий фактор и его роль в развитии организации……………..15

ГЛАВА 2 . УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ  РЕСУРСАМИ……....….19

      2.1 Концепция управления человеческими ресурсами…….. …………….....19

        2.1.1 Возникновение концепции управления человеческими ресурсами…19

       2.1.2 Цели управления человеческими ресурсами …………………………22

      2.2 Отличие управления человеческими ресурсами от управления персоналом…………………………………………………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Говоря об управлении человеческими  ресурсами, мы сталкивается с такой  профессией как менеджер по персоналу. Менеджер по персоналу -- профессия  молодая, зародилась в конце прошлого века. Появление специалистов по работе с персоналом, имеющих подготовку в области социологии и психологии, означало подлинную революцию в  традиционных формах кадровой работы. Если до этого кадровая работа была функцией линейных руководителей различного уровня, а также работников (и  руководителей) кадровых служб, занимающихся учетной, контрольной и распорядительской (администраторской) деятельностью, то возникновение управленческой (штабной) функции, связанной с обеспечением должного уровня кадрового потенциала организации, существенным образом  расширило диапазон задач и повысило значение этого направления менеджмента. Именно с появлением управления персоналом как специализированной штабной  деятельности в системе современного менеджмента связано становление  кадрового менеджмента, который  постепенно интегрирует и трансформирует сложившиеся формы кадровой работы. Важным этапом этого процесса стали  ассимиляция идей системного подхода, разработка различных моделей организации  как системы - не только функционирующей, но и развивающейся, - на основе которых сформировался новый подход в кадровом менеджменте -- управление человеческими ресурсами.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

                1.1.Человеческие ресурсы: их роль и значение

В 70-е годы ХХ века в американском управлении утвердились понятия  «человеческие ресурсы» и управление ими взамен «персонала» и «управления  персоналом». Изменения  отражают переосмысление роли и места человека на производстве, происходящее в эпоху НТР[1].

Становление новой категории требует  ее теоретического осмысления и определения  ее места в системе экономических  категорий современной экономической  науки. Названная категория относится  к системе отношений, характеризующих  рынок труда. 
В современной экономике, которая осуществляет вступление в новый инновационный этап развития, большое значение приобретают ресурсы, представленные на рынке труда.  Никакое производство невозможно без человека, именно форма организации труда характеризует этапы развития и становления новой социально-экономической системы. Поэтому только человек с его творческой энергией способен создавать и обеспечивать условия для становления инновационной экономики. Человеческие ресурсы, представленные на рынке труда, формируют основные условия развития новой экономики.

Следовательно, в качестве важного  фактора производства в современной  экономике выступают человеческие ресурсы.

Человеческие ресурсы как экономическую  категорию необходимо понимать в  узком и широком смысле слова. Понятие человеческих ресурсов в  узком смысле слова  несколько уже категории «человеческий потенциал». «Категория «человеческие ресурсы» характеризуется теми навыками и способностями трудовыми и нетрудовыми, которые могут быть полезны организации для реализации ее целей. Человеческий потенциал включает не только трудовые навыки, но и морально-нравственные качества личности ее социальную включенность, религиозные пристрастия и т.п.»[2].

В широком смысле слова под человеческими  ресурсами целесообразно понимать всю совокупность ресурсов, представленную на рынке труда, включая и человеческий потенциал.

В современной литературе не сложилось  достаточно четкого категориального  аппарата, вследствие чего категорию  «человеческий потенциал» идентифицируют с человеческими ресурсами или  с человеческим капиталом[3], что  требует серьезного научного осмысления.

При анализе рынка труда необходимо обратить внимание на неоднородность представленных на нем человеческих ресурсов, понимаемых в широком смысле слова.

Рынок труда в условиях машинного  производства в период классического  капитализма был представлен  рабочей силой, обладающей навыками в различных видах труда.

Безусловно, рабочая сила, как важнейший  элемент общественного производства, занимает значительную долю рассматриваемого рынка и в современных условиях. Существование общественного производства не мыслимо без рабочей силы. Любое  массовое производство требует наличия  у участников производства определенных навыков к труду, необходимых  для четкого выполнения производственных операций, определенных технологией. От точности соблюдения технологических  условий зависит качество производимой продукции. Однако это не единственный критерий качества производства. Если люди, участвующие в процессе производства, не будут воспринимать свою трудовую деятельность как важную и нужную им самим, добиться хороших результатов  вряд ли удастся. Объединение общей  целью делает производственный процесс интересным  и осмысленным для его участников.

В современной экономике помимо рабочей силы на рынке труда представлен  человеческий капитал, имеющий приложение в различных сферах общественного  производства.

Термин "человеческий капитал" впервые  появился в работах экономиста Теодора  Шульца (Theodore Schultz). Шульц, получивший Нобелевскую премию в 1979 году, предложил следующее определение человеческого капитала: «Все человеческие ресурсы и способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденный человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом»[4].

Человеческий капитал, с одной  стороны, – это новое качество ресурса, представленного на рынке  труда, с другой, – это личный или семейный капитал, который не может быть отчужден от носителя, хотя результат функционирования этого  капитала в виде знаний и умений реализуется в процессе производства. В противном случае капитал не может принести своему носителю экономических  выгод, оставаясь невостребованным сокровищем. Реализация его как капитала возможна только в условиях общественного  производства, если полезность его  признается обществом. Личным данный капитал  является потому, что только сам  человек в праве решать развивать  ему заложенные в нем природные  способности или нет. Однако семейным этот капитал выступает потому, что  на процесс его развития большое  влияние оказывает семья, т.к. семья  стоит у истоков воспитания и  образования человека до начала его  сознательного включения в общественное производство в качестве определенного  человеческого ресурса: рабочей  силы, человеческого капитала или  предпринимательских способностей.

К человеческим ресурсам необходимо отнести также предпринимательские  способности, значимость которых в  общественном производстве неоспорима. Очевидно, предпринимательские способности  необходимо причислить к определенному  виду человеческого капитала. Предпринимательские  способности включают в себя не только знания и умения, но и талант ведения  бизнеса, экономическое чутье и  везение.

Особое место в анализе человеческих ресурсов занимают информационные ресурсы, прежде всего потому, что названный  вид ресурсов является результатом  человеческой деятельности, т.е. результатом  функционирования человеческих ресурсов. При этом отчуждаемость продукта не приводит к его утрате со стороны  его создателя, а приводит, наоборот, к улучшению качества самих человеческих ресурсов.

Существование информации в двух формах: как продукта и как знания, полученного  в процессе трудовой деятельности, обогатившего человеческие ресурсы, увеличивает  серьезность проблемы, связанной  с созданием и удержанием человеческих ресурсов на отдельном предприятии. Это и создает конкурентные преимущества предприятий в современных условиях. 
Человеческие ресурсы также включают человеческий потенциал, который может быть реализован в определенных условиях, но может и оставаться невостребованным в условиях конкретного производства.

Л. Ш. Алимова определяет человеческий потенциал следующим образом. «Человеческий  потенциал – это совокупность основополагающих компетенций, способностей и возможностей индивида или территориальных  общностей, уровень развития и реализации которых повышает (или снижает) продуктивность общественного производства»[5].

Очевидно, говоря о человеческом потенциале, не вполне правомерно говорить о его  понижающем или повышающем влиянии  на продуктивность общественного производства, т.к. категория «потенциал» в своей лингвистической форме содержит понятие возможности реализации, в данном случае, способностей человека, а не сам процесс реализации этих способностей. 
Следовательно, к человеческому потенциалу можно отнести врожденные способности человека, способности, сформированные социальной средой и обучением, возможности, определяемые социально-экономическими и культурными условиями, складывающимися в обществе.

Человеческие ресурсы, как структурированная  совокупность рабочей силы, человеческого  и информационного капиталов  и человеческого потенциала, обладают еще и личностными качествами, приводящими к взаимодействию людей  в процессе непосредственного производства, создавая сплоченный коллектив, имеющий  перед собой общую цель, основанный не только на распределении ролей  и мест в процессе производства, но и взаимной поддержке и помощи в реализации цели производства.  
Необходимо отметить, что современный рынок труда функционирует в условиях жесткой конкуренции. Это иллюстрируется высоким уровнем безработицы. По итогам анализа статистических данных за 2010 год безработица составила порядка пяти миллионов человек, что составляет 6,7%[6].

Безусловно, конкуренция, сопровождающая развитие рынка труда в современных  условиях, оказывает как положительное, так и отрицательное влияние  на названный рынок и развитие человеческих ресурсов.

Положительным влиянием можно считать  тот факт, что в условиях конкурентной среды участники рынка труда  обязаны повышать конкурентоспособность  предлагаемого товара за счет роста  его качества, т.к. современному производству, как было указано, уже недостаточно приобретение только рабочей силы. Для достижения конкурентных преимуществ  необходимо привлечение и использование  человеческих ресурсов, прежде всего потому, что конкурентная среда, в которой функционируют большинство предприятий современного бизнеса, ищут конкурентные преимущества и находят их именно в сплоченном и мобильном коллективе, т.к. технические возможности производства, как конкурентные,  в основном исчерпаны.

В условиях машинного производства XVIII-XIX вв. необходима была именно рабочая  сила, а в результате облегчения труда в названный период, в  качестве таковой была востребована рабочая сила в виде женского и  детского труда, что характеризует  «механицизм» и «обезличенность» рабочей  силы названного периода. То есть были востребованы определенные навыки к  труду, которые могли быть легко  усвоены любым человеком, не требующие  специальной подготовки и значительной физической силы. При этом значимость собственно машинного производства была выше, чем человека, участвующего в нем. В условиях разделения труда  и упрощения трудовых функций, издержки обучения сокращаются, а в ряде случаев  отпадают, как  указывает К. Маркс, что и создает условия повышения значимости собственно машинного производства[7].

Следовательно, вопроса об использовании  человеческих ресурсов в конкретном производстве не возникало и возникнуть не могло, хотя Фридрих Лист в своей  работе «Национальная система политической экономии» отмечал, что основной составной частью производительных сил выступает «умственный капитал», являющийся главным источником богатства[8].

Человеческие ресурсы, востребуемые современным производством, представляют собой совокупность не только профессиональных навыков, но и личностных качеств  человека, приводящих к повышению  эффективности от использования  профессиональных способностей. В современных  условиях становится нормой для носителей  человеческих ресурсов постоянный профессиональный рост в виде различных курсов повышения  квалификации, мастер-классов и т.п., или освоения дополнительных профессий. Такой профессиональный рост характеризует, в основном, человеческие ресурсы, занятые в производстве, необходимый для удержания достигнутых карьерных позиций.  Повышение квалификации также сказывается на повышении эффективности труда и повышении качества кадрового потенциала организации. Как правило, высококвалифицированные участники производства легче адаптируются к изменяющимся технологическим и экономическим условиям.

Информация о работе Сущность и основные понятия человеческих ресурсов