Демократия: сущность и основные понятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:06, реферат

Краткое описание

В XX в. слово «демократия» стало одним из самым популярных. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих целях.

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность и исторические модели демократии
Глава 2. Основные теоретические концепции демократии
Глава 3. Демократия как форма политического устройства
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

реферат по политологии.docx

— 56.42 Кб (Скачать)

Демократия: сущность и основные понятия 

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность и исторические модели демократии

Глава 2. Основные теоретические концепции  демократии

Глава 3. Демократия как форма политического  устройства

Заключение

Литература 

Введение

В XX в. слово  «демократия» стало одним из самым  популярных. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление  демократии, не использовало этот термин в своих целях.

В политической литературе, да и в публицистике, а также средствах массовой информации редко можно встретить какой-либо другой термин, который использовался  бы столь часто, как термин «демократия». Что же такое демократия? Как она  развивалась? Каковы ее принципы? Какие  существуют модели и теории демократии?

Проблема  демократии, ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных  мест в политологии. Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем  мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот, Платон, Аристотель, Руссо, Дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она  будет занимать одно из главных мест в политологии. 

Глава 1. Сущность и исторические модели демократии

Демократия  имеет длительную и древнюю историю, и ее можно рассматривать как  результат развития западной цивилизации, особенно греческого и римского наследия, с одной стороны, и иудео-христианской традиции — с другой. Уже семь столетий, начиная с 1260 г., когда это  слово было впервые употреблено  в переводе аристотелевской «Политики», и до настоящего времени, не смолкают споры о значении термина «демократия».

В современном  языке слово «демократия» имеет  несколько значений. Его первое, основополагающее значение связано  с этимологией, происхождением этого  термина. Он происходит от греческого слова «demokratia», состоящего в свою очередь из двух слов «demos» — народ  и «kratos» — власть, правление. «Демократия» переводится с древнегреческого как «народовластие». Похожее толкование этого определения дал американский президент Линкольн в своей геттисбургской речи в 1863 году: «правление народа, избранное народом и для народа».

Производным от этимологического понимания демократии является ее более широкая вторая трактовка как формы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству.

Существуют  также третье и четвертое значения этого термина. В третьем значении демократия рассматривается как  основанный на определенной системе  ценностей идеал общественного  устройства и соответствующее ему  мировоззрение. К числу составляющих этот идеал ценностей относятся  свобода, равенство, права человека, народный суверенитет и некоторые  другие.

В четвертом  значении демократия рассматривается  как социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических  целей и идеалов. Это движение возникло в Европе под флагом борьбы с абсолютизмом за освобождение и  равноправие третьего сословия и  в ходе истории постепенно расширяет  диапазон своих целей и участников. Это социал-демократы, христианские демократы, либералы, новые социальные и другие движения.

П.И. Новгородцев  утверждал, что понятие «демократии» «принадлежит к числу наиболее многочисленных и неясных понятий современной  политической теории»[1].

Нельзя  сказать, что современная политическая теория внесла ясность и однозначность  в определение демократии. В настоящее  время термин «демократия» используется в нескольких значениях. Во-первых, в своем первоначальном смысле он означает форму правления, при которой  право принятия политических решений  осуществляется прямо всеми без  исключения гражданами, действующими в соответствии с правилами правления  большинства. Эта форма известна под названием прямой демократии, или демократии участия. Во-вторых, это форма правления, где граждане осуществляют свое право не лично, а  через своих представителей, избранных  ими и ответственных перед  ними. Ее, как правило, называют представительной, или плюралистической. В-третьих, это  форма правления, где власть большинства  реализуется в рамках конституционных  ограничений, имеющих своей целью  гарантировать меньшинству условия  для осуществления определенных индивидуальных или коллективных прав, таких, например, как свобода слова, вероисповедания и др. Это либеральная, или конституционная демократия. В-четвертых, термин «демократический»  часто используется для характеристики любой политической или социальной системы, которая независимо от того, является ли она действительно демократической  или нет, ставит своей целью свести к минимуму социальные и экономические  различия, в особенности те, которые  вызваны неравным распределением частной  собственности. Данную форму называют социальной демократией, крайним выражением которой является социалистическая демократия.

Можно привести еще множество других значений понятия «демократия». Но и сказанного достаточно, чтобы убедиться в  неправомерности какого бы то ни было однозначного его толкования.

Эволюция  значения термина "демократия" отражает развитие человеческого общества.

1.  Первобытная демократия

Демократические формы организации уходят корнями  в глубокое, еще догосударственное  прошлое — в родовой строй. Они возникают вместе с появлением самого человека. Родовая демократия основывалась на кровнородственных связях, общей собственности, низкой плотности и относительной немногочисленности населения, примитивном производстве. Она не знала четкого разделения управленческого и исполнительского труда, не имела специального аппарата управления и принуждения. Функции власти были ограничены. Основная сфера отношений между людьми регулировалась обычаями и табу. Власть советов и вождей (старейшин) держалась на моральном авторитете и поддержке соплеменников. Это была достаточно примитивная, догосударственная демократия, или общинное самоуправление.

С развитием  производства и общественного разделения труда, ростом населения, появлением частной  собственности и углублением  социального неравенства первобытная  демократия была подорвана и уступила место авторитарным (монархическим, аристократическим, олигархическим или  тираническим) формам правления. Однако даже в авторитарных государствах на протяжении многих веков, а в отдельных  странах и до наших дней сохранились  некоторые традиционные демократические  формы организации, особенно общинное самоуправление.

Традиции  первобытной демократии оказали  большое влияние на появление  демократических государств в Древней  Греции и в Риме.

2.  Античная демократия

Первой, классической формой демократического государства явилась Афинская республика. Она возникла в V в. до н.э. Начало демократическому развитию Афин положили реформы архонта  Солона, который в VI в. до н.э. провел глубокие хозяйственные и политические реформы. Идеи выборности и подконтрольности правителей, добровольного согласия подчиняться власти, причем не отдельным  лицам, а закону наиболее полно были реализованы во времена Перикла  в V в. до н.э. Этот период считается золотым  веком афинской демократии. Перикл так представлял идеал государственного устройства: «Называется этот строй  демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве граждан, а на большинстве  их. По отношению к частным интересам  законы наши предоставляют равноправие  для всех».

Афинская  республика представляла собой преимущественно  коллективистскую форму демократии. Объединяющим граждан началом была их общая заинтересованность в сохранении своего привилегированного положения, основанного на рабовладении, которое  считалось совместным, общинным. Государство  состояло из однородных в классовом, этническом и религиозном отношениях граждан. Античная демократия заботилась о создании благоприятных условий  для участия граждан в управлении делами государства. В афинском полисе господствовала прямая демократия. Главным  институтом власти служило Народное собрание. Именно в нем без каких-либо опосредующих звеньев — партий, парламента или бюрократии — формировалась  общая воля, принимались законы и  решения. Пока Народное собрание находилось под влиянием таких мудрых и авторитетных вождей, как Перикл, и противоречия между богатыми и бедными гражданами были сглажены, всевластие большинства  сочеталось с терпимостью к различным  мнениям, свободе слова и не перерастало  в расправу над меньшинством. Однако со сменой авторитетов и ростом имущественного неравенства граждан, усилением  влияния черни и общим падением нравов Афинская республика приобрела  черты охлократии и тирании большинства. Афинская республика была подорвана  не только вырождением демократии, но прежде всего экономическими причинами, низкой эффективностью труда рабов, а также военными поражениями. Олигархический переворот 411 г. до н.э. положил начало периоду политической нестабильности и постепенной ликвидации демократической  формы правления.

3.  Средневековая демократия

Огромное  влияние на утверждение демократически ориентированного мировоззрения оказало  христианство. Оно дало человечеству нравственные заповеди, основанные на признании равенства людей в  своем важнейшем, духовном измерении  — в отношении к Богу, на уважении человеческого достоинства (поскольку  каждый человек сотворен Богом по своему образу и подобию), на освобождении духовно-нравственной жизни от политического  контроля («отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу») и приоритете религиозно-нравственных ценностей.

Под влиянием христианства в средние века утвердились  идеи о том, что монарх и власть в целом должны служить своему народу и не вправе нарушать законы, вытекающие из Божественных заповедей, морали, традиций и естественных прав человека. Получила распространение  концепция общественного договора, трактующая государственную власть как следствие свободного договора между народом и правителем, договора, который обязаны соблюдать обе  стороны.

Большое влияние на подготовку благоприятной  духовно-нравственной почвы для  демократии оказали средневековые  религиозные движения — «соборное  движение» в католической церкви, выступающее против независимости  церковных авторитетов от мирян, христианской общины, а также протестантская реформация, борющаяся за ликвидацию жесткой церковной иерархии и  за утверждение в среде верующих демократических идеалов раннего  христианства.

Под влиянием развивающегося в Европе капитализма  и связанного с ним индивидуалистического  мировоззрения эти и другие гуманные идеи, ценности и концепции получили широкое признание и распространение. Многие из них легли в основу новых  демократических моделей государственного правления, оказавших прямое влияние  на демократию конца XX в.

Родиной либеральных идей и первым местом практического воплощения многих из них является Англия. В континентальной  Европе усиливался абсолютизм, но англичане  сумели ограничить власть монарха. Исходным пунктом многовекового процесса постепенной либерализации английского  государства явилось принятие в 1215 г. первого прообраза современных  конституций — Великой Хартии Вольностей («Magna Charta Libertatum»). Эта хартия была еще далека от демократии и  ограничивала права монарха в  пользу аристократии. Однако в ней  провозглашалось и право гражданина на личную свободу и безопасность — «ни один свободный человек  не должен быть арестован, заключен под  стражу, лишен собственности, унижен, изгнан или наказан каким-либо другим способом иначе, как по закону».

Уже с XIV в. в Англии существовал парламент, который в 1689 г. с принятием «Билля о правах» окончательно получил  законодательные права. (С этого  момента ведет начало законодательный  парламентаризм.)

4.  Демократия Нового времени

Основополагающее  значение для формирования и утверждения  демократии имела возникшая в  Новое время идея прирожденных, неотчуждаемых  прав каждого человека на жизнь, свободу  и частную собственность. Эпоха  Нового времени характеризуется  началом процесса модернизации, под  которой понимаются политические, экономические  и социальные изменения, переводящие  общество из традиционного в современное  состояние. Предпосылками для политических изменений - демократизации - явились процессы становления суверенности политических систем и конституционности их устройства. Возникают суверенные государства, предполагающие на своей территории относительно однородный режим властных отношений, закрепляющие за собой монополию на применение насилия. В противовес государству возникает гражданское общество, утверждающее ненасильственную договорную самоорганизацию в соответствии с нормами естественного права и свобод человека. В конце XVIII века после образования Соединенных Штатов Америки впервые были определены и законодательно закреплены некоторые формальные механизмы, которые позже сыграли важную роль в консолидации современных вариантов демократии. В Декларации независимости американский мыслитель и политик Томас Джефферсон писал: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; что если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа»[2]. Ранний конституционализм Англии и США способствовал возникновению нынешних форм демократического государственного устройства, и этот процесс продолжается до сих пор.

Информация о работе Демократия: сущность и основные понятия