Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:06, реферат
В XX в. слово «демократия» стало одним из самым популярных. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих целях.
Введение
Глава 1. Сущность и исторические модели демократии
Глава 2. Основные теоретические концепции демократии
Глава 3. Демократия как форма политического устройства
Заключение
Литература
Демократия:
сущность и основные
понятия
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность и исторические модели демократии
Глава 2. Основные теоретические концепции демократии
Глава 3. Демократия как форма политического устройства
Заключение
Литература
Введение
В XX в. слово «демократия» стало одним из самым популярных. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих целях.
В политической
литературе, да и в публицистике,
а также средствах массовой информации
редко можно встретить какой-
Проблема
демократии, ее роли в общественно-политической
жизни занимает одно из центральных
мест в политологии. Понятие “демократии”
затрагивали как в Древнем
мире, так и в современном обществе.
Про нее писали Геродот, Платон, Аристотель,
Руссо, Дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер,
Гирншоу и другие известные ученые.
Эта проблема волнует и сейчас
многих ученых, и в дальнейшем она
будет занимать одно из главных мест
в политологии.
Глава 1. Сущность и исторические модели демократии
Демократия имеет длительную и древнюю историю, и ее можно рассматривать как результат развития западной цивилизации, особенно греческого и римского наследия, с одной стороны, и иудео-христианской традиции — с другой. Уже семь столетий, начиная с 1260 г., когда это слово было впервые употреблено в переводе аристотелевской «Политики», и до настоящего времени, не смолкают споры о значении термина «демократия».
В современном языке слово «демократия» имеет несколько значений. Его первое, основополагающее значение связано с этимологией, происхождением этого термина. Он происходит от греческого слова «demokratia», состоящего в свою очередь из двух слов «demos» — народ и «kratos» — власть, правление. «Демократия» переводится с древнегреческого как «народовластие». Похожее толкование этого определения дал американский президент Линкольн в своей геттисбургской речи в 1863 году: «правление народа, избранное народом и для народа».
Производным от этимологического понимания демократии является ее более широкая вторая трактовка как формы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству.
Существуют также третье и четвертое значения этого термина. В третьем значении демократия рассматривается как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этот идеал ценностей относятся свобода, равенство, права человека, народный суверенитет и некоторые другие.
В четвертом значении демократия рассматривается как социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов. Это движение возникло в Европе под флагом борьбы с абсолютизмом за освобождение и равноправие третьего сословия и в ходе истории постепенно расширяет диапазон своих целей и участников. Это социал-демократы, христианские демократы, либералы, новые социальные и другие движения.
П.И. Новгородцев утверждал, что понятие «демократии» «принадлежит к числу наиболее многочисленных и неясных понятий современной политической теории»[1].
Нельзя
сказать, что современная политическая
теория внесла ясность и однозначность
в определение демократии. В настоящее
время термин «демократия» используется
в нескольких значениях. Во-первых,
в своем первоначальном смысле он
означает форму правления, при которой
право принятия политических решений
осуществляется прямо всеми без
исключения гражданами, действующими
в соответствии с правилами правления
большинства. Эта форма известна
под названием прямой демократии,
или демократии участия. Во-вторых,
это форма правления, где граждане
осуществляют свое право не лично, а
через своих представителей, избранных
ими и ответственных перед
ними. Ее, как правило, называют представительной,
или плюралистической. В-третьих, это
форма правления, где власть большинства
реализуется в рамках конституционных
ограничений, имеющих своей целью
гарантировать меньшинству
Можно привести еще множество других значений понятия «демократия». Но и сказанного достаточно, чтобы убедиться в неправомерности какого бы то ни было однозначного его толкования.
Эволюция значения термина "демократия" отражает развитие человеческого общества.
1. Первобытная демократия
Демократические формы организации уходят корнями в глубокое, еще догосударственное прошлое — в родовой строй. Они возникают вместе с появлением самого человека. Родовая демократия основывалась на кровнородственных связях, общей собственности, низкой плотности и относительной немногочисленности населения, примитивном производстве. Она не знала четкого разделения управленческого и исполнительского труда, не имела специального аппарата управления и принуждения. Функции власти были ограничены. Основная сфера отношений между людьми регулировалась обычаями и табу. Власть советов и вождей (старейшин) держалась на моральном авторитете и поддержке соплеменников. Это была достаточно примитивная, догосударственная демократия, или общинное самоуправление.
С развитием
производства и общественного разделения
труда, ростом населения, появлением частной
собственности и углублением
социального неравенства
Традиции первобытной демократии оказали большое влияние на появление демократических государств в Древней Греции и в Риме.
2. Античная демократия
Первой,
классической формой демократического
государства явилась Афинская республика.
Она возникла в V в. до н.э. Начало демократическому
развитию Афин положили реформы архонта
Солона, который в VI в. до н.э. провел
глубокие хозяйственные и политические
реформы. Идеи выборности и подконтрольности
правителей, добровольного согласия
подчиняться власти, причем не отдельным
лицам, а закону наиболее полно были
реализованы во времена Перикла
в V в. до н.э. Этот период считается золотым
веком афинской демократии. Перикл
так представлял идеал
Афинская
республика представляла собой преимущественно
коллективистскую форму демократии.
Объединяющим граждан началом была
их общая заинтересованность в сохранении
своего привилегированного положения,
основанного на рабовладении, которое
считалось совместным, общинным. Государство
состояло из однородных в классовом,
этническом и религиозном отношениях
граждан. Античная демократия заботилась
о создании благоприятных условий
для участия граждан в
3. Средневековая демократия
Огромное влияние на утверждение демократически ориентированного мировоззрения оказало христианство. Оно дало человечеству нравственные заповеди, основанные на признании равенства людей в своем важнейшем, духовном измерении — в отношении к Богу, на уважении человеческого достоинства (поскольку каждый человек сотворен Богом по своему образу и подобию), на освобождении духовно-нравственной жизни от политического контроля («отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу») и приоритете религиозно-нравственных ценностей.
Под влиянием
христианства в средние века утвердились
идеи о том, что монарх и власть
в целом должны служить своему
народу и не вправе нарушать законы,
вытекающие из Божественных заповедей,
морали, традиций и естественных прав
человека. Получила распространение
концепция общественного
Большое
влияние на подготовку благоприятной
духовно-нравственной почвы для
демократии оказали средневековые
религиозные движения — «соборное
движение» в католической церкви,
выступающее против независимости
церковных авторитетов от мирян,
христианской общины, а также протестантская
реформация, борющаяся за ликвидацию
жесткой церковной иерархии и
за утверждение в среде верующих
демократических идеалов
Под влиянием
развивающегося в Европе капитализма
и связанного с ним индивидуалистического
мировоззрения эти и другие гуманные
идеи, ценности и концепции получили
широкое признание и
Родиной
либеральных идей и первым местом
практического воплощения многих из
них является Англия. В континентальной
Европе усиливался абсолютизм, но англичане
сумели ограничить власть монарха. Исходным
пунктом многовекового процесса
постепенной либерализации
Уже с XIV в. в Англии существовал парламент, который в 1689 г. с принятием «Билля о правах» окончательно получил законодательные права. (С этого момента ведет начало законодательный парламентаризм.)
4. Демократия Нового времени
Основополагающее значение для формирования и утверждения демократии имела возникшая в Новое время идея прирожденных, неотчуждаемых прав каждого человека на жизнь, свободу и частную собственность. Эпоха Нового времени характеризуется началом процесса модернизации, под которой понимаются политические, экономические и социальные изменения, переводящие общество из традиционного в современное состояние. Предпосылками для политических изменений - демократизации - явились процессы становления суверенности политических систем и конституционности их устройства. Возникают суверенные государства, предполагающие на своей территории относительно однородный режим властных отношений, закрепляющие за собой монополию на применение насилия. В противовес государству возникает гражданское общество, утверждающее ненасильственную договорную самоорганизацию в соответствии с нормами естественного права и свобод человека. В конце XVIII века после образования Соединенных Штатов Америки впервые были определены и законодательно закреплены некоторые формальные механизмы, которые позже сыграли важную роль в консолидации современных вариантов демократии. В Декларации независимости американский мыслитель и политик Томас Джефферсон писал: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; что если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа»[2]. Ранний конституционализм Англии и США способствовал возникновению нынешних форм демократического государственного устройства, и этот процесс продолжается до сих пор.