Демократия: сущность и основные понятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:06, реферат

Краткое описание

В XX в. слово «демократия» стало одним из самым популярных. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих целях.

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность и исторические модели демократии
Глава 2. Основные теоретические концепции демократии
Глава 3. Демократия как форма политического устройства
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

реферат по политологии.docx

— 56.42 Кб (Скачать)

3.  Прямая демократия

Теория  прямой (или идентитарной) демократии (Руссо, Маркс, Ленин, Карл Шмидт), отрицает принцип представительности. Демократия рассматривается как прямое правление  народа, который сам способен выразить свою единую волю. В этой теории нет  деления на управляющих и управляемых. Общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой деятельности правительств и составления законов. Первым наиболее ярко выразил и обосновал важнейшие  принципы этого типа демократии Жан  Жак Руссо (1712—1778). Он подверг критике  либеральное разделение общества на «публичное» и «частное». Идеал  гражданина демократической республики Руссо — это не ушедший в  частную жизнь индивидуалист, а  активный член общества, являющийся источником жизни единого «общественного тела».

Теория  демократии Руссо исходит из принадлежности всей власти народу, образованному  путем добровольного слияния  изолированных, атомизированных индивидов  в единое целое. С этого момента  личность утрачивает свои права. Они  становятся ей не нужны, так как целое  — государство — подобно любому другому живому организму, заботится  о своих членах, которые в свою очередь обязаны думать о благе  государства.

Организмический подход Руссо исключает противоречия, конфликты в отношениях между  индивидами и государством. Если все  же частный интерес возникает, то он представляет собой патологию  и поэтому подавляется.

К началу XXI в. заметно снизилось внимание к идеологическим конструкциям, и  возрос интерес к различным националистическим и цивилизационным версиям демократии.

4.  Партиципаторная демократия

Значительное  место в современных демократических  теориях занимает концепция партиципаторной  демократии (англ, participate — участвовать), которую разработали современные  политологи Кэрол Пейтман (автор  термина «демократия участия» и  книги «Участие и демократическая  теория», 1970), Крофорд Макферсон, Джозеф Циммерман, Норберто Боббио, Питер Бахрах, Бенджамин Барбер и некоторые  другие.

Суть  данной теории является возвращение  к классическим идеалам демократии, предполагающим активное участие граждан  в обсуждении и принятии решений  по главным вопросам общественной жизни. Свобода, равное право на саморазвитие могут быть достигнуты только в партиципаторном  обществе, которое совершенствует чувство  политической эффективности и способствует проявлению заботы о коллективных требованиях.

Необходимость политической активности большинства  граждан в партиципаторной модели объясняется тем, что снижение уровня их участия в итоге придет к  «тирании меньшинства» (элиты). Противостоять  авторитарному давлению сверху способна лишь сильная власть снизу.

В партиципаторной  модели политическое участие рассматривается  не как средство для достижения какой-либо цели. Оно само является целеполаганием, т.е. содержит цель в себе, ибо только по-современному понятое участие  благоприятствует интеллектуальному  и эмоциональному развитию граждан.

Немаловажно и то, что с обычных для либеральных  теоретиков позиций индивидуализма, опирающегося на собственность, политический процесс чаще всего рассматривается  как жесткая борьба конкурентов  за недостающие им материальные блага. Если же проанализировать эту проблему с точки зрения развития и реализации человеческих способностей, то справедливость распределения материальных благ —  лишь средство для достижения более  значимого блага позитивной свободы. Активная вовлеченность граждан  в демократический процесс является одновременно и условием, и выражением этой свободы.

Идеальное партиципаторное общество характеризуется  прямым вовлечением граждан в  управление без посредников ключевыми  политическими и социальными  институтами, подотчетностью лидеров  рядовым членам и высшей степенью демократической легитимности.

5.  Репрезентативная демократия

Воля  народа здесь не отождествляется  с его прямым участием. Она существует далеко не по всем вопросам и выражается гражданами как непосредственно  на выборах, так и делегируется представительным органам и депутатам, которые  в пределах предоставляемых им полномочий формируют и антиципируют (предвосхищают) общую волю, а порой и действуют  вопреки ей под свою ответственность. Отношения между народом и  его представителями строятся на основе контроля (преимущественно электорального, с помощью выборов, и институционального, с помощью специальных учреждений), конституционного ограничения компетенций органов власти и должностных лиц и их полной независимости в пределах закона.

Достаточно  четкое определение репрезентативной демократии дает известный немецкий ученый Ральф Дарендорф: вопреки  буквальному значению, пишет он, «демократия — не «правление народа»; такого на свете просто не бывает. Демократия — это правительство, избираемое народом, а если необходимо, — то народом и смещаемое; кроме того, демократия — это правительство  со своим собственным курсом»[3].

Реально репрезентативная демократия обычно воплощается  в парламентаризме — системе  правления, основанной на разделении властей  и верховенстве власти парламента, делегированной ему народом на выборах. При этом парламентарии рассматриваются  не как представители отдельных  избирательных округов, а как  выразители интересов в первую очередь  всего народа, ответственные в  своих решениях лишь перед собственной  совестью.

6.  Элитарная демократия

Утверждаемый  репрезентативной демократией принцип  ограничения непосредственного  участия масс в управлении получил  специфическое обоснование и  развитие в концепциях элитарной  демократии.

Американский  ученый И. Шумпетер в книге «Капитализм, социализм, демократия» (1942) сформулировал  основные положения теории эгалитарного элитизма. В соответствии с ее основными  положениями свободный и суверенный народ обладает в политике весьма ограниченными функциями. Рядовые  граждане лишь избирают промежуточный  институт, который впоследствии формирует  правительство, а затем полностью  отстраняются от управления. «Демократия  значит лишь то, что у народа есть возможность принять или не принять  тех людей, которые должны им управлять»[4]. Поэтому демократия представляет собой не что иное, как сугубо институциональное мероприятие, обеспечивающее соревнование элит за поддержку и голоса избирателей.

Демократия  — это форма правления при  посредстве народа, форма осуществления  власти профессиональными политиками. Это не процесс формирования «общей воли» народа, а конкурентная борьба групповых интересов, представляемых лидерами; механизм, позволяющий рядовым  гражданам определять состав руководства  социальной структурой, а руководству  — легализовывать свою власть. В  силу этого демократия понималась как  институциональное мероприятие, важнейшими нормами которого признавались те, которые регулировали избирательное  право, осуществление выборов, а  также конкуренцию партий и элит.

Понимая демократию таким образом, Шумпетер видел ее главную проблему в отборе квалифицированных политиков. Сущностно  важным для функционирования демократической  формы правления он считал и стиль  деятельности управляющих. В частности, по его мнению, правящие элиты должны принимать решения не только в  понятных, но и в доступных для  народа формах. Однако, учитывая профессиональный характер процесса управления, руководители не должны излишне вовлекать в  разработку целей не готовых для  этого людей. Политики должны обладать и определенными свойствами, в  частности, обусловливающими самоограничение  власти и препятствующими ее подчинению их корпоративным интересам. Для  обеспечения такого характера деятельности властей и бюрократия должна строго придерживаться норм своей профессиональной деятельности, дорожа честью мундира  и сохраняя приверженность интересам  населения.

7.  Плюралистическая демократия

Значительный  вклад в развитие теории демократии внесли и сторонники плюрализма. Хотя впервые данный термин был введен в научный оборот еще X. Вольфоном (1679-1754), для выработки демократической  теории его стали использовать лишь в первой половине XX в. (Г. Ласки, Д. Трумэн, Р. Даль). В плюралистической концепции  демократия рассматривается как  тип организации власти, формирующийся  в условиях ее распыления (диффузии) между различными силами. В этом смысле демократия предполагает свободную  игру, соревнование различных групп, являющихся основной движущей силой  политики, а также связанных с  их деятельностью институтов, идей, воззрений. В важнейшем вопросе  демократии — понимании народа —  она занимает как бы промежуточное  положение между индивидуалистическими  и коллективистскими теориями. Плюралистическая концепция исходит из того, что  не личность, не народ, а группа является главной движущей силой политики в современном демократическом  государстве.

Индивид без группы — безжизненная абстракция. Именно в группе, а также в межгрупповых отношениях формируется личность, определяются ее интересы, ценностные ориентации и  мотивы политической деятельности. Каждый человек — представитель многих групп: семейной, профессиональной, этнической, религиозной, региональной, демографической  и т.д. С помощью группы личность получает возможность выражения  и защиты своих интересов.

Что же касается народа, то он не может выступать  главным субъектом политики, поскольку  представляет собой сложное, внутренне  противоречивое образование, состоящее  из разнообразных конкурирующих  в борьбе за власть групп. Назначение демократии — стимулировать многообразие, плюрализм в обществе, предоставить всем гражданам возможность объединяться, открыто выражать свои интересы, находить с помощью взаимных компромиссов их равновесие, выражаемое в политических решениях.

8.  Полиархия

Наиболее  влиятельным представителем теории политического плюрализма является американский политолог Роберт Даль, который предложил (совместно с  Чарльзом Линдбломом) использовать для  обозначения институциональных  решений демократии понятие «полиархии», буквально означающее «власть многих»  в отличие от «демократии» - «власти  всех».

Полиархия - политический порядок, отличающийся в самом общем виде двумя масштабными  характеристиками: гражданские права  предоставлены сравнительно высокой  доле взрослых, а сами эти права  позволяют проявлять несогласие и путем голосования смещать  высших должностных лиц в управлении. Этот политический порядок опирается  на семь основных институтов, которые  должны действовать все вместе, чтобы  система могла быть признана именно полиархией.

1). Контроль  над правительственными решениями,  касающимися политического курса,  конституционно закреплен за  выборными должностными лицами.

2). Выборные  должностные лица определяются  и мирно смещаются в ходе  сравнительно частых, справедливых  и свободных выборов, при которых  принуждение вполне ограничено.

3). Практически  все взрослое население имеет  право участвовать в этих выборах.

4). Большая  часть взрослого населения также  имеет право выступать в качестве  кандидатов на официальные должности,  за которые идет соревнование  на этих выборах.

5). Граждане  имеют эффективно обеспечиваемые  права на свободное самовыражение,  особенно политическое, включая  критику должностных лиц, действий  правительства, преобладающей политической, экономической и социальной системы  и господствующей идеологии.

6). Они  также имеют свободный доступ  к альтернативным источником  информации, не находящейся под  монопольным контролем правительства  или любой другой единичной  группы.

7). Наконец,  они имеют эффективно обеспечиваемое  право образовывать самостоятельные  ассоциации и вступать в них,  включая политические объединения,  такие, как политические партии  и группы интересов, стремящиеся  влиять на правительство, используя  для этого конкуренцию на выборах  и другие мирные средства.[5]

Полная  полиархия — это система XX века. Несмотря на то, что некоторые институты  полиархии возникли в некоторых  англосаксонских странах и странах  континентальной Европы в XIX веке, ни в одной стране демос не стал инклюзивным (распространяющимся на другие государства) вплоть до XX века.

9.  Консоциальная демократия

Существенный  вклад в развитие теории демократии внес А. Лейпхарт, предложивший идею консоциальной (consociational) демократии. Он также усматривал сущность демократии в процедурных  мероприятиях и, исходя из этого, разработал оригинальную модель «разделения власти», предусматривающую обеспечение  представительства интересов меньшинства, не способного получить доступ к рычагам  государственного управления. В связи  с этим Лейпхарт выделил четыре важнейших  механизма, которые могут дать им доступ к власти.

Информация о работе Демократия: сущность и основные понятия