Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:06, реферат
В XX в. слово «демократия» стало одним из самым популярных. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих целях.
Введение
Глава 1. Сущность и исторические модели демократии
Глава 2. Основные теоретические концепции демократии
Глава 3. Демократия как форма политического устройства
Заключение
Литература
В такой
республике правительство формируется
парламентским путем из числа
депутатов, принадлежащих к тем
партиям, которые располагают
Как правило,
глава государства в подобных
республиках избирается парламентом
либо специально образуемой парламентской
коллегией. Назначение парламентом
главы государства является главным
видом парламентского контроля над
исполнительной властью. Процедура
избрания главы государства в
современных парламентарных республиках
неодинакова. В некоторых случаях
президент республики избирается членами
обеих палат на их совместном заседании,
но при этом в выборах участвуют
по три депутата из каждой области,
избранных областным советом. В
федеративных государствах участие
парламента в избрании главы государства,
также разделяется с
Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности.
Кроме того, существует полупрезидентская система, для которой характерно следующее:
1. Президент и парламент - как в президентской системе - избираются прямым голосованием (дуалистическая легитимность).
2. Исполнительная
власть включает в себя два
института: избираемый на
3. Президент,
как в любой президентской
системе с исполнительной и
законодательной властью,
Полупрезидентская,
или смешанная система, сочетает
в себе признаки президентской и
парламентской республик. Полупрезидентская
республика не имеет таких устойчивых
типичных черт, как парламентская
и президентская, и в различных
странах тяготеет к одной из этих
форм. Ее главная характерная черта
- двойная ответственность
Заключение
Подводя некоторые итоги, следует сказать, что демократия может рассматриваться в различных аспектах:
– в институциональном аспекте для характеристики политического режима, который отличается определенной совокупностью политических и правовых признаков: в частности – наличием гражданского общества, принципом разделения властей, выборностью представительных органов власти на альтернативной основе и т.д.;
– в
процессуально процедурном
– в культурологическом аспекте демократия связана с определенной культурой общества (в том числе и политической культурой), основанной на принципах автономии индивида, терпимости и гражданской ответственности;
– в ценностном аспекте наряду с политико-институциональным, процедурно-процессуальный и культурологический аспект понятие «демократия» указывает также на определенную политическую и социальную ценность, неразрывно связанную с принципами свободы, прав человека и созданием максимальных условий для саморазвития личности.
Трактовка демократии как политической и социальной ценности, на наш взгляд, является синтезирующей по отношению к предшествующим аспектам рассмотрения демократии.
Хотя, в конечном итоге, в ходе развития демократии и углубления процесса демократизации, разница между этими аспектами постепенно сужается. Тем не менее, именно несоответствие институциональных и процессуальных сфер с культурой общества или преобладающим в нем политическими ценностями обуславливают как периодические кризисы в развитых демократиях, так и непоследовательность, и противоречивость демократизации в переходных обществах.
Аналогично и многие из существующих моделей демократии делают упор либо на различные из вышеуказанных аспектов демократии, либо на различные ценности (например, ценность политической конкуренции и Й. Шумпетера или ценность свободы у Ф. Хайека).
Вряд
ли в России отыщется другое политическое
понятие, которое было бы столь же
мифологизировано, как демократия.
Только для одних за ним стоит
интеллигентская мечта о
Те, кто даст увлечь себя буквальным переводом этого древнегреческого слова как «власть народа», неприятно изумятся, обнаружив, что в античную эпоху демократия означала, прежде всего, механизм, процедуру делегирования своих прав, а отнюдь не безбрежное народовластие – да к тому же в условиях рабовладения…
Что есть
демократия в современном мире, можно
ли говорить о «национальных моделях»
демократии, почему в «мире после
11 сентября» столь актуальными
стали разговоры о «пределах
демократии» и что стоит за
сравнительно новой для отечественной
политической мысли концепцией «управляемой
демократии»? Ответы на эти вопросы,
я надеюсь, мы получим уже в
ближайшем будущем, которое ожидает
нас в XXI веке.
Литература
1. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2001.– 488 с.: ил.
2. В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. Введение в Политологию: Учебник для студентов высш. учеб. Заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 447 с.
3. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М.: - Юристъ, 2001. – 592с.
4. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 559с.
5. Новгородцев П.И. Соч. М., 1995. С. 388-404
6. Джефферсон Т. Декларация независимости. Инаугурационные речи. Алматы, 2004. С.29.
7. Даль Р. Демократия и ее критики. М., 2003
8. Дарендорф Р. Дорога к свободе // Вопр. философии. 1990. №9.
9. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995.
10. Хабермас Ю.Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб., 2001.
11. Линц. Х., Степан А. «Государственность», национализм и демократизация // Полис. 1997. №5.
12. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. Сравнительное исследование. М., 1997
13. Конституция РФ- глава 4, статья 80 (пункт 1)