Демократия: сущность и основные понятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:06, реферат

Краткое описание

В XX в. слово «демократия» стало одним из самым популярных. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих целях.

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность и исторические модели демократии
Глава 2. Основные теоретические концепции демократии
Глава 3. Демократия как форма политического устройства
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

реферат по политологии.docx

— 56.42 Кб (Скачать)

В такой  республике правительство формируется  парламентским путем из числа  депутатов, принадлежащих к тем  партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство  несет коллективную ответственность  перед парламентом о своей  деятельности. Оно остается до тех  пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинства членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства  добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом  либо специально образуемой парламентской  коллегией. Назначение парламентом  главы государства является главным  видом парламентского контроля над  исполнительной властью. Процедура  избрания главы государства в  современных парламентарных республиках  неодинакова. В некоторых случаях  президент республики избирается членами  обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют  по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В  федеративных государствах участие  парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями  членов федерации. Выборы главы государства  в парламентарной республике могут  осуществляться и на основе всеобщего  избирательного права.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу  правительства, является верховным  главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует  возглавляемое им правительство, которое  осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная  деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными  финансовыми полномочиями, поскольку  он разрабатывает и принимает  государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы  внешней, в том числе оборонной  политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую  структуру высших органов государственной  власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу  личности, создает справедливые условия  человеческого общежития, основанное на началах правовой законности.

Кроме того, существует полупрезидентская  система, для которой характерно следующее:

1. Президент  и парламент - как в президентской  системе - избираются прямым голосованием (дуалистическая легитимность).

2. Исполнительная  власть включает в себя два  института: избираемый на основе  прямых всенародных выборов президент,  как в президентской системе,  и зависимое от парламента  правительство, как в парламентской  системе.

3. Президент,  как в любой президентской  системе с исполнительной и  законодательной властью, имеет  ограниченное влияние на формирование  правительства.

Полупрезидентская, или смешанная система, сочетает в себе признаки президентской и  парламентской республик. Полупрезидентская  республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская  и президентская, и в различных  странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта - двойная ответственность правительства  перед президентом и перед  парламентом. 

Заключение

Подводя некоторые итоги, следует сказать, что демократия может рассматриваться  в различных аспектах:

– в  институциональном аспекте для  характеристики политического режима, который отличается определенной совокупностью  политических и правовых признаков: в частности – наличием гражданского общества, принципом разделения властей, выборностью представительных органов  власти на альтернативной основе и  т.д.;

– в  процессуально процедурном аспекте  термин «демократия» используется для  характеристики жизнедеятельности  какой-либо общности (как на общегосударственном, так и локальном уровне), включая  и политические партии и организации, где господствует принцип подчинения меньшинства воле большинства, ее члены  наделены равными правами и обязанностями  и для них декларируется равный доступ к обсуждению и принятию решений;

– в  культурологическом аспекте демократия связана с определенной культурой  общества (в том числе и политической культурой), основанной на принципах  автономии индивида, терпимости и  гражданской ответственности;

– в  ценностном аспекте наряду с политико-институциональным, процедурно-процессуальный и культурологический аспект понятие «демократия» указывает  также на определенную политическую и социальную ценность, неразрывно связанную с принципами свободы, прав человека и созданием максимальных условий для саморазвития личности.

Трактовка демократии как политической и социальной ценности, на наш взгляд, является синтезирующей  по отношению к предшествующим аспектам рассмотрения демократии.

Хотя, в  конечном итоге, в ходе развития демократии и углубления процесса демократизации, разница между этими аспектами  постепенно сужается. Тем не менее, именно несоответствие институциональных  и процессуальных сфер с культурой  общества или преобладающим в  нем политическими ценностями обуславливают  как периодические кризисы в  развитых демократиях, так и непоследовательность, и противоречивость демократизации в переходных обществах.

Аналогично  и многие из существующих моделей  демократии делают упор либо на различные  из вышеуказанных аспектов демократии, либо на различные ценности (например, ценность политической конкуренции  и Й. Шумпетера или ценность свободы  у Ф. Хайека).

Вряд  ли в России отыщется другое политическое понятие, которое было бы столь же мифологизировано, как демократия. Только для одних за ним стоит  интеллигентская мечта о безбрежных правах и свободах народоправия, а  для других – импортированный  с Запада вирус вседозволенности, беспредел приватизации и крушение традиционных устоев. И то и другое – миф, тем более опасный, что  и идеализация демократии, и пренебрежение  ею свидетельствуют о незнании сути явления, теории и практики функционирования демократического принципа в системе  современной государственности.

Те, кто  даст увлечь себя буквальным переводом  этого древнегреческого слова как  «власть народа», неприятно изумятся, обнаружив, что в античную эпоху  демократия означала, прежде всего, механизм, процедуру делегирования своих  прав, а отнюдь не безбрежное народовластие  – да к тому же в условиях рабовладения…

Что есть демократия в современном мире, можно  ли говорить о «национальных моделях» демократии, почему в «мире после 11 сентября» столь актуальными  стали разговоры о «пределах  демократии» и что стоит за сравнительно новой для отечественной  политической мысли концепцией «управляемой демократии»? Ответы на эти вопросы, я надеюсь, мы получим уже в  ближайшем будущем, которое ожидает  нас в XXI веке.  
 
 
 
 
 
 
 

Литература

1.  Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2001.– 488 с.: ил.

2.  В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. Введение в Политологию: Учебник для студентов высш. учеб. Заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 447 с.

3.  Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М.: - Юристъ, 2001. – 592с.

4.  Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 559с.

5.  Новгородцев П.И. Соч. М., 1995. С. 388-404

6.  Джефферсон Т. Декларация независимости. Инаугурационные речи. Алматы, 2004. С.29.

7.  Даль Р. Демократия и ее критики. М., 2003

8.  Дарендорф Р. Дорога к свободе // Вопр. философии. 1990. №9.

9.  Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995.

10.  Хабермас Ю.Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб., 2001.

11.  Линц. Х., Степан А. «Государственность», национализм и демократизация // Полис. 1997. №5.

12.  Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. Сравнительное исследование. М., 1997

13.  Конституция РФ- глава 4, статья 80 (пункт 1)

Информация о работе Демократия: сущность и основные понятия