Демократия: сущность и основные понятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:06, реферат

Краткое описание

В XX в. слово «демократия» стало одним из самым популярных. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих целях.

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность и исторические модели демократии
Глава 2. Основные теоретические концепции демократии
Глава 3. Демократия как форма политического устройства
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

реферат по политологии.docx

— 56.42 Кб (Скачать)

Такая модель предполагает прежде всего создание коалиционного правительства с  участием всех партий, представляющих основные слои общества. Крайне принципиальной является и роль технологий, обеспечивающих пропорциональное представительство  разных групп населения при назначении на ключевые посты и распределении  ресурсов (в виде сохранения определенных квот для представителей меньшинств). В качестве принципиально важного  условия перераспределения власти рассматривается и обеспечение  максимальной автономии группам  в решении ими своих внутренних вопросов (например, в форме федерализма  или культурной автономии). Исключительное значение для выработки этой модели демократии придается также предоставлению группам при выработке политических целей права вето, что предполагает при принятии окончательного решения  не обычное, а квалифицированное  большинство (в две трети или  три четверти голосов), что давало бы представителям меньшинств дополнительные шансы на защиту своих интересов*.

10.  Экономическая демократия

На основе модели конкурентного элитизма Энтони Даунс разработал экономическую  теорию демократии, построенную на основе сформулированного им положения  о том, что каждый человек с  помощью рациональной деятельности в состоянии добиться максимальной личной пользы. Он предложил следующую  концепцию: соперничество на выборах  создает своего рода политический рынок, где политиков можно представить  как предпринимателей, стремящихся  получить власть, а избирателей - как  потребителей, голосующих за ту партию, политическая линия которой лучше всего отражает их предпочтения. По Даунсу, система открытых и состязательных выборов гарантирует демократичность тем, что отдает власть в руки партии, философия, ценности и политика которой более всего соответствуют предпочтениям численно наиболее сильной группы избирателей.

11.  Рыночная демократия

Существенное  распространение в последние  годы получили и теории рыночной демократии, представляющие организацию данной системы власти как аналог экономической  системы, в которой происходит постоянный обмен «товарами», в котором продавцы—носители  власти меняют свои выгоды, статусы, привилегии на «поддержку» избирателей. Таким  образом, под политическим действием  понимается только электоральное поведение, в рамках которого акт подачи голоса трактуется как своего рода «покупка»  или «инвестиция», а избиратели в  основном рассматриваются как пассивные  «потребители». Так что главная  задача демократии состоит в применении избирательных стратегий, которые  должны связывать кандидата во власть с позициями избирателей. И хотя это создает простор для манипулирования  волей граждан, такая «сфабрикованная  воля» не меняет сути этой «демократии  напрокат» (У. Грайдер).

12.  Интегральная демократия

Интегральную  форму демократии, или технодемократию, предлагает канадский философ Марио  Бунге, ищущий «третий путь» в  противоположность и капитализму, и социализму. Он полагает, что новый  строй должен быть основан на науке. Эта форма должна расширить современную  политическую демократию в плане  народного представительства и  соучастия в политическом процессе. Этот строй также должен повлиять на экономическую жизнь, повысив  роль кооперативной собственности  и самоуправления. В области культурной жизни должна увеличиться культурная автономия и доступ к образованию  на протяжении всей жизни.

13.  Теледемократия

Современное видение процедурных основ демократии не может игнорировать техническое  развитие современного общества. Появление  и нарастание роли электронных систем в структуре массовых коммуникаций неизбежно вызвало к жизни  идеи теледемократии («киберократии»). В данном случае наличие традиционных для демократии процедур неразрывно связывается с уровнем технической  оснащенности власти и гражданских  структур системами интерактивного взаимодействия (ТВ, Интернет) во время  выборов, референдумов, плебисцитов  и т.д. Эта виртуализация политики ставит новые проблемы в области  обеспечения интеграции общества, налаживания  отношений с новыми общностями граждан (имеющих или не имеющих такие  технические средства), изменения  форм контроля власти за общественностью  и, наоборот, снятия ряда ограничений  на политическое участие, оценки квалифицированности  массового мнения, способов его учета  и т.д.

14.  Рефлексирующая демократия

Признание того факта, что в политическую жизнь  вовлекаются широкие слои населения, подтолкнуло ряд ученых значительно  усилить в рамках процедурного подхода  роль рядовых граждан. Так, А. Этциони  предложил концепцию «восприимчивой»  общественной системы, при которой  власть чутко реагирует на импульсы и табу, поступающие из недр общества. Именно такая восприимчивость, готовность к диалогу с гражданами и соответствует, по его мнению, демократической политике. Идеи Этциони, более высоко оценивающего роль общественности, нашли отражение и в концепции рефлексирующей (размышляющей) демократии. Основной упор в ней делается на процедуры, обеспечивающие не выполнение функций властью, а включенность в политическое управление общественного мнения и полную подотчетность ему властных структур. Включение идущей в обществе дискуссии об устройстве общественной и частной жизни и, следовательно, возникающих при этом размышлений, неформальных рефлексий, оценок, убеждений, в которых риторика соединяется с разумом, в процесс принятия решений и формирует, по мысли сторонников данной идеи, те механизмы «народной автономии», которые и составляют суть демократии в политической сфере*.

15.  Делиберативная демократия

К модели рефлексирующей демократии близка модель делиберативной демократии, которую разработал и обосновал Юрген Хабермас. Под демократической делиберацией понимается постоянная самокритика и самоочищение демоса, т.е. совокупности граждан. Немецкий философ предложил учитывать многообразие форм коммуникации, в которых «совместная воля образуется не только через этическое самосогласие, но и за счет уравновешивания интересов и достижение компромисса за счет целерационального выбора средств». Все вопросы Ю.Хабермас сводит к коммуникативным условиям и процедурам, которые через демократическое общественное мнение придают легитимность власти. Представляется возможной формула, которую предлагает Ю.Хабермас: «свобода индивида оказывается связана со свободой всех других не только негативно, через взаимные ограничения. Правильное размежевание есть, скорее, результат совместно осуществляемого автономного законополагания. В ассоциации свободных и равных все должны иметь возможность понимать себя в качестве авторов тех законов, связанность с которыми каждый в отдельности ощущает как их адресат».

Делиберативная  демократия – это демократия рационального  дискурса, обсуждения, убеждения, аргументации, компромиссов в ее беспартийном варианте. Т.е. эта модель основывается на убежденности в том, что человек способен перейти  от роли клиента к роли гражданина государства, что он склонен к  беспартийности, готов к компромиссу  и даже к отказу от своих предпочтений, если они компромиссу мешают.

Каждая  из рассмотренных моделей демократии имеет свои достоинства и недостатки. Как политический режим демократия менее всего подходит для радикального решения стратегических проблем, поскольку  требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толерантности и т. д. Обращая внимание на сложность  подобных процедур, У. Черчилль заметил: «Демократия - очень плохая форма  правления, но, к сожалению, не придумано  пока ничего лучшего».

демократия  политический народовластие 

Глава 3. Демократия как форма политического  устройства

Демократия  как определенная система власти по существу представляет собой форму  организации политической жизни, отражающую свободный и конкурентный выбор  населением той или иной альтернативы общественного развития. За счет соучастия  во власти всех слоев населения демократия открыта одновременно всем вариантам  социального выбора.

Демократия  – это способ функционирования политической системы, организации общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении  государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Большинство политологов соглашаются  с тем, что политическая демократия означает свободные и соревновательные выборы, выявляющие предпочтения избирателей  и формирующие органы власти. Иными  словами, «демократия есть форма  управления современным государством»[6] или система формирования власти.

Под формой правления понимается организация  верховной государственной власти, система взаимоотношений ее органов  друг с другом и населением. Формы  правления по способу организации  власти и ее формальному источнику  делятся на монархии и республики. В монархии источником власти является одно лицо, и власть передается по наследству. В республике высшие органы власти формируются на выборной основе.

Наиболее  распространенная в современном  мире форма правления - республики. Источником власти в них является народ, высшие органы власти избираются гражданами.

Республика  как форма правления отличается следующими признаками:

1)  выборностью органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальным характером;

2)  наличием выборного на определенный срок главы государства;

3)  производным характером государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа;

4)  юридической ответственностью главы государства.

В зависимости  от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и  смешанная (полупрезидентская).

Президентская республика - одна из разновидностей современной  формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и  главы правительства[7].

Наиболее  характерные черты президентской  республики:

·  - внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

·  - ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

·  - более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Классической  президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В  соответствии с конституцией США, в  основе которой лежит принцип  разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит  парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент  США избирается населением страны путем  косвенного голосования (выборов) - через  коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии.

Президентская форма правления в различных  странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается  кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.

Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает  полномочия главы государства и  главы правительства и участвует  в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент  наделяется и другими важными  полномочиями: как правило, он имеет  право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет  чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует  в правительстве, назначает членов Верховного суда.

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют  законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных  президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола  со стороны исполнительной власти.

Парламентская республика - разновидность современной  формы государственного правления, при которой верховная роль в  организации государственной жизни  принадлежит парламенту.

Информация о работе Демократия: сущность и основные понятия