Сущность туризма и основные понятия организации и управления в сфере туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 01:26, реферат

Краткое описание

Сфера туризма является важнейшей и составной частью экономики любого демократического государства, а в наших условиях имеет ключевое значение в социально – экономических преобразованиях, направленных на либерализацию экономического развития. Недооценка необходимости использования новых технологий для организации сферы туризма, приведет к утрате возможностей использования этого сектора в приросте богатства и благосостояния наших стран, укреплении экономики.

Оглавление

ВВДЕНИЕ 3
1. Сущность туризма и основные понятия
организации и управления в сфере туризма. 4
2. Управленческий труд в туризме.
2.1. Содержание и особенности управленческого труда в
туризме. 10
2.2. Особенности мотивации в туризме 12
2.3. Анализ результатов социологического исследования
туристской мотивации 29
3. Специфика организации и управления в сфере туризма. 41
Заключение 46
Список используемой литературы 47

Файлы: 1 файл

Туризм.doc

— 365.00 Кб (Скачать)

Купально-пляжный отдых предпочитают - 40% (48 человек). Обилие солнца, теплое море привлекают туристов.

Знакомство с достопримечательностями, исследование природных богатств края - 10% (12 человек).

Самая маленькая доля опрошенных посетителей - 3% (4 человека) выбрали паломничество. Паломничество самовыражается в утверждении духовного состояния, в познании духовного, достижении внутренних конфессиональных целей, служащих для утверждения в сане и определённого положения в общине. Однако в данный период времени этот вид туризма не актуален.

 

Рис. 2.6. Цели, преследуемые при выборе путешествия

 

Седьмой вопрос определяет вид транспорта, который является наиболее предпочтительным для опрашиваемых (рис.2.7.). Авиатранспорт выбрали 64 человека (53%), автобус – 15 человек (13%), железнодорожный – 38 человек (32%), автотранспорт – 3 человека (2%). Доминирующее место занимает воздушный транспорт так как играет главную роль в обеспечении международного пассажирообмена России с зарубежными странами. И не смотря на то, что обеспечение безопасности полетов резко ухудшилось, туристы предпочитают данный вид транспорта. Также комфортность является одним из мотивов. Состояние транспортной инфраструктуры и сферы информационного обеспечения определяют туристскую активность.

Передвигаться сухопутным транспортом (ж/д) гораздо безопаснее, кроме того дешевле. Однако изнуряющая протяженность поездки не ставит этот вид транспорта на первое место.

13% опрошенных выбрали приемлемым видом транспорта автобус. Это объясняется небольшим радиусом следования данного вида транспорта. Так же следует принимать во внимание автобусные туры по нескольким странам, ставшие последнее время популярными.

Самый низкий процент – 2% - у личного автотранспорта, так как этот вид передвижения наиболее опасен.

Рис. 2.7. Предпочитаемый вид транспорта

 

Рис. 2.8. Предпочитаемый уровень проживания

 

Восьмой вопрос определяет, какой уровень проживания выбрали туристы. Существуют традиционные отели с большим набором услуг (4 звезды) и высоким уровнем обслуживания(5 звезд), с сокращенным набором услуг(3–2 звезды), так же во внимание бралось съемное жилье. Анкетные данные показали, что гостиницы уровня 5 звезд выбрали 23 человека (19%), на наш взгляд это связано с тем, что данная категория людей предпочитает высокий уровень обслуживания и имеет возможность его оплачивать. 23% анкетируемых остановились на уровне 4 звезды. 48% опрошенных (57 человек) выбрали отели 2-3*, их устраивает недорогое проживание с необходимым набором услуг. Съемное жилье имеет наиболее низкий процент (10%), так как не многие анкетируемые предпочитают обслуживать себя самостоятельно и платить наименьшую цену.

Девятый вопрос определяет планируемую продолжительность отдыха (Рис. 2.9.). В зависимости от продолжительности пребывания можно выделить несколько сегментов рынка путешествий: 1) краткосрочные поездки (от 1 до 3 ночей и от 4 до 7 ночей). Этот сегмент рынка развивается опережающими темпами. 2) среднесрочные поездки от 8 до 14 ночей, и 3) долгосрочные от 15 до 28 ночей.

 

Рис. 2.9. Предпочитаемое количество ночей для проведения летнего отдыха

Анализируя анкетные данные можно сделать вывод, что анкетируемые планировали свой отдых на срок от 8 до 14 ночей - 58 человек (48%), от 4 до 7 ночей - 41 человек (34%), от 15 до 28 ночей - 14 человек (12%), от 1 до 3 ночей – 7 человек (6%) рис. 2.9.

Заключительный десятый вопрос носит социально-экономический характер. Он выявляет потенциальные возможности туристов. Определяется, какую сумму потенциальные туристы могли бы потратить на проведение отпуска. Это можно проследить на рисунке 2.10.

Из рисунка 2.10. видно, что предпочитаемая сумма, которую турист мог бы потратить, составила от 500 до 1000 грн., проголосовало 13%, что составило 15 человек из общего числа отпрошенных.

От 1000 до 2000 грн. вложило бы 70% (84 человека),  от 2000 до 3000 грн. составило 15% (18 человек), и свыше 30 – 2% (3 человека).

Сумма оплаты за туристские услуги является основным видом мотива. Респондент, отвечавший на этот вопрос, учитывал, что влияние на туристское поведение оказывает уровень доходов семьи. С одной стороны, туристский спрос расширяется за счет все большего вовлечения в туризм лиц со средним и уровнем дохода выше среднего по мере того, как потребность в отдыхе, связанном со сменой обстановки, с путешествием, превращается в одну из основных.

 

Рис. 2.10. Потенциальные материальные возможности туристов

Также спрос на туристские поездки продолжают предъявлять лица с высоким уровнем дохода.

Проанализировав результаты анкеты, можно сделать следующие выводы:

Наиболее активное участие в опросе принимали женщины. Мотивация выбора путешествия в значительной степени зависит от возраста. При планировании отдыха люди предпочитают пользоваться услугами турфирм, нежели самостоятельно организовывать свой отпуск. Одним из мотивов при выборе путешествия является окружение туриста. Наибольшее предпочтение отдаётся отдыху с семьей. При выборе направления туристы руководствуются отзывами знакомых, родственников, друзей. Также мода на тот или иной туристический продукт, престижность конкретной страны оказывает влияние на выбор путешествия. Интенсивность рекламы играет не маловажную роль.

Целью путешествия отмечается следующее: в первую очередь развлечения (на летнем отдыхе люди хотят получить массу незабываемых и ярких впечатлений), на втором месте для туриста купально-пляжный отдых потому что в летний период это наиболее естественное времяпрепровождения.

В зависимости от продолжительности пребывания туристы выбирают краткосрочные и среднесрочные поездки, потому что они могут спланировать свой отдых за счет летнего отпуска, продолжительность которого часто составляет 14 – 20 дней.

Большинство туристов предпочитают авиатранспорт, так как он является мобильным и комфортным видом транспорта. Железнодорожный транспорт менее дорогостоящий, однако, минусом является то, что человек затрачивает много времени на переезд.

Большинство людей предпочитает отоли категории 2 -3 звезды, то есть необходимый минимум за невысокую плату.

При составлении анкеты целью являлось определить отношение потребителей к туристским услугам и мотивацию туристов, и факторы, оказывающие влияние на выбор турпродукта. Проанализировав анкету и сделав соответствующие выводы, могу отметить, что поставленная цель достигнута.

При дальнейшем проведении социологического исследования по выявлению мотивации путешествия и факторов, оказывающих влияние на выбор турпродукта, можно будет выявлять основные тенденции, которые изменяются с течением времени, и таким образом организовывать деятельность туристической фирм для более продуктивной работы.

Социологическое исследование способно определить основные мотивы поездки, а также соответствие нового места туристского назначения традиционным туристским мотивам. Разнообразие туристских мотивов предполагает различные варианты появления новых мест туристского назначения.

 

 

 

 

3. Специфика организации и управления в сфере туризма.

Туризм – явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей, которой обязательно нужно управлять.

Труд в управлении туризмом специфичен и существенно отличается от деятельности работников других отраслей, хотя на первый взгляд можно предположить, что менеджмент туристского региона и туристской организации опирается на ту же базу, что и менеджмент любого предприятия системы «человек-человек».

Первая особенность туризма заключается в большой глубине его проникновения и сложности взаимосвязей между его составными элементами. В туристской индустрии много туристских предприятий и организаций, которые так или иначе должны вписаться в единую систему управления, где преследуется цель обеспечения длительной дееспособности и конкурентоспособности на рынке.

Вторую особенность туризма как объекта управления можно представить в виде неясных и трудно измеримых целей. Для менеджмента частных туристских предприятий, которые в своей деятельности ориентируются на получение прибыли, характерны четкие и измеримые цели – накопление ценностей, движение наличности, прибыль… Для менеджмента туристских организаций таких целей не существует ни на уровне предприятия, ни на уровне региона.

Следующая особенность туризма заключается в сильном влиянии со стороны заинтересованной клиентуры. Туристские организации не могут ожидать от своих участников того, что все они будут вести себя одинаково, поскольку существуют определенного рода противоречия между владельцами гостиниц, местными жителями и приезжими туристами. Именно поэтому нормативному менеджменту (на уровне туристской организации – политике предприятия, на уровне региона – планированию и координации деятельности путем разработки ведущего образа) уделяется очень большое значение.

Важнейшей особенностью туризма как объекта управления является специфика туристского продукта, его неотделимость от источника формирования. Товар в материальном виде (мясо, одежда) существует независимо от его производителя, туристская услуга (а это тоже товар) неотделима от источника ее создания.

В связи с тем, что при реализации туристского продукта усиливается личностный аспект, процесс предоставления туристской услуги может быть автоматизирован в гораздо меньшей степени, чем, например, процесс производства товаров. По этой причине в менеджменте туризма неизмеримо больше внимания должно уделяться управлению персоналом и регулированию межличностных отношений.

Чаще всего структура туристической компании имеет следующий вид:

Рис.1 Типовая структура туристической компании.

Кадровая политика предприятия во многом влияет на успех фирмы. На работу следует нанимать приветливых, работоспособных служащих, которые смогут создать хорошую атмосферу в беседе с клиентом, собирающимся воспользоваться услугами индустрии туризма.

Специфика туристского продукта связана со спецификой туристского спроса. Спрос на туристские услуги не однороден в силу трех основных причин. Первая из них – неосязаемость и несохраняемость туристского продукта. Разнообразие потребителей туристских услуг – еще одна причина неоднородности спроса на них. Высокая значимость общественных факторов – экономической ситуации в стране, экологии и социальных факторов – вот третья причина различного спроса на туристские услуги.

Наконец, как особенность туризма следует выделить его сезонность. При решении проблемы менеджмента в туризме данное явление обязательно учитывается руководителями туристских предприятий, поскольку колебание спроса может существенно ухудшить условия функционирования  всей туристской индустрии.

Особенности туристской отрасли как объекта управления указывают на то, что менеджеры туристского бизнеса должны считаться с тем, что эта отрасль совершенно не похожа на другие отрасли и поэтому механически перенести наработки или модели управления из других сфер трудовой деятельности в сферу туризма невозможно. И если оправдавшая себя на практике модель управления (например, промышленным предприятием) дает необходимый эффект, то применение ее в туристской отрасли может привести к деградации последней. В связи с этим можно выделить следующие черты, характерные для управления любым туристским предприятием:

- во-первых, при планировании туристской деятельности во главу угла должны ставиться нужды, потребности и желания конечных потребителей. С учетом этого и определяется сфера приложения труда любого туристского предприятия. Речь идет о том, удовлетворяет ли туристская фирма нужды промежуточных потребителей (посредников), или это может быть государственный заказ. В связи с этим дислокация туристского предприятия (в силу его тяготения к непосредственному конечному потребителю) определяется, с одной стороны, месторасположением основного контингента потребителей туристского продукта, а с другой – месторасположением рекреационных ресурсов, которые являются практически основным фактором (частью) туристской отрасли;

- во-вторых, непервичность туристской услуги. Хотя в современном мире значение туризма как средства восстановления сил и здоровья огромно, туристский продукт не стал еще товаром первой необходимости и вряд ли станет им в ближайшей перспективе. Кроме того, на туристских услугах больше, чем на прочих платных услугах, сказывается изменение покупательской способности населения. На развитие туризма также сильно влияют политические и экологические явления;

- в-третьих, в туристской отрасли гораздо большее значение имеет маркетинг. Это связано с тем, что продавец туристской услуги, не имея возможности представить ее образец-эталон (как это практикуется при реализации товаров), должен найти аргументы в пользу своего товара – услуги, а это можно сделать только при хорошо налаженной системе маркетинга. Кроме того, в связи с непостоянством качества услуги, субъективизмом в ее оценке возникает необходимость ее постоянного контроля, т. е. эта функция менеджмента приобретает особую значимость. Одна и та же туристская поездка может быть по-разному оценена двумя разными людьми, что иногда вызывает недоразумения во взаимоотношениях между туристской фирмой и клиентами. В этой связи менеджмент туризма должен быть сосредоточен в направлении создания системы СОРИ (система сбора, обработки и распространения информации);

Информация о работе Сущность туризма и основные понятия организации и управления в сфере туризма