Стиль и имидж менеджера туристического предприятия, практические рекомендации к их совершенствованию

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 00:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является анализ стиля и имиджа менеджера туристической фирмы.
Объектом работы является туристическая компания «Лягушка-Путешественница», предметом исследования – имидж ее менеджера по туризму.
При написании данной работы были использованы следующие методы исследования: сравнительный анализ, диалектическое познание, группировка, изучение тематических публикаций и статей, наблюдение.

Оглавление

Введение 5
1. Теоретические основы оценки и основные требования к личности менеджера туристического предприятия 9
1.1 Значимость и роль менеджера туристического предприятия 9
1.2 Требования к менеджеру туристического предприятия 13
2. Характеристика имиджа менеджера и стили управления 19
2.1. Имидж менеджера туристического предприятия 19
2.2. Стили управления 26
2.3 Профессиограмма менеджера по туризму 28
3. Стиль и имидж менеджера туристического предприятия, практические рекомендации к их совершенствованию 33
3.1 Анализ стиля и имиджа менеджера туристического предприятия 33
3.2 Анализ стиля и имиджа менеджера туристического предприятия 35
3.3 Предложения по формированию стиля и имиджа менеджера туристического предприятия 37
Заключение 44
Список использованных источников 46

Файлы: 1 файл

стиль и имидж менеджера по туризму.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

Это - основные функциональные направления деятельности менеджера, в которых он принимает управленческие решения. Выполняют же их другие люди, воспроизводя в своих действиях и получаемых при этом результатах идеи и замыслы менеджера, его оценки значимости событий и проблем, с которыми он сталкивается в своей работе, и, в конечном итоге, понимание им своей роли в качестве направляющего и организующего начала любой совместной деятельности.

В этой роли менеджер выступает личностью, ведущей за собой людей. Но, личностью, не возвышающейся над другими, а идущей впереди них благодаря своим личным и деловым качествам. Только тогда он может рассчитывать на помощь и поддержку со стороны подчиненных, когда они увидят в нем способного руководителя, умело управляющего вместе с ними, а не стремящегося к тому, чтобы править людьми.[19, с.115]

Менеджерами не рождаются, хотя природные качества играют определенную роль. Но профессии менеджера можно научиться, важно знать, какие требования предъявляются к этой профессии. Помимо знании, для менеджера важен опыт. Он приходит со временем, но можно ускорить его приобретение, если анализировать свои ошибки, просчеты и вообще недостатки в работе и делать при этом правильные выводы. Менеджеру приходится постоянно учиться как на своих, так и на чужих ошибках, что может стать хорошей школой приобретения опыта.

 

1.2 Требования к менеджеру туристического предприятия

 

Требования, предъявляемые к современному менеджеру туризма предполагают, прежде всего, высокий профессионализм и компетентность в управлении персоналом, особые требования к его профессиональной подготовке, в которой большое внимание уделяется умению общаться с людьми, разбираться в психологии, строить профессиональное взаимодействие на основе знаний о его индивидуально - психологических особенностях, потребностях, мотивах поведения.

Качества, которыми должен обладать менеджер, это, по существу, качества лидера, привлекающего к себе людей и увлекающего их на решение поникающих в совместной работе проблем. В силу специфики туристской деятельности в сферу менеджмента попадает широкий круг отношений между людьми по поводу производства и обращения туристского продукта. Так, при его создании и реализации взаимодействуют работники туристских фирм, гостиничных предприятий и предприятий питания, транспортных хозяйств, культурно-зрелищных учреждений и других элементов туристского комплекса как отечественных, так и зарубежных партнеров. И везде менеджеры вступают в разнообразные отношения как друг с другом, так и со своими подчиненными. Они будут успешными и завершаются высокими результатами от такого сотрудничества, если будут строиться на профессиональной основе, предполагающей наличие у менеджера необходимых качеств. [24]

Чтобы подчиненные шли за своим лидером, он должен понимать своих последователей, а они — понимать окружающий мир и ситуацию, в которой оказались. Поскольку и люди, и ситуации постоянно меняются, менеджер должен быть достаточно гибким, чтобы приспособиться к непрекращающимся переменам. Понимание ситуации и знание того, как управлять человеческими ресурсами, — важнейшие компоненты эффективного руководства. Все это свидетельствует о том, что управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к такой деятельности.

Умело используя эти ресурсы, руководитель получает высокие результаты, повышая конкурентоспособность руководимого им предприятия [15, с.251].

Теория и практика менеджмента в туризме позволяет спроектировать некую модель современного менеджера (рис. 1), в которой отражена совокупность качеств, которыми должен обладать менеджер [15, с.251].

 

Рис. 1. Критерии-требования современного менеджера

 

Общепрофессиональные. Поскольку менеджер достигает результата своего труда, воздействуя на других лиц, то главные профессиональные знания, нужные менеджеру, находятся в области социальной психологии. Дополняет эти знания владение ситуацией в туристической отрасли, постоянно отслеживая деятельность партнеров, конкурентов, политическую обстановку по личным и информационным ресурсам.

Личностно-психологические качества — нестандартное мышление, решительность и настойчивость в достижении цели, инициативность, умение выполнять обязательства и обещания, высокий уровень эрудиции, твердость характера, справедливость, тактичность, опрятность и аккуратность, умение расположить к себе, чувство юмора и хорошее здоровье.

Этические нормы — это соблюдение норм, прежде всего, деловой этики, т.е. этические нормы поведения менеджера в рыночной экономике, его нравственные принципы и идеалы.

Личные ресурсы менеджера. Основными ресурсами менеджера являются информация и информационный потенциал в целом, время и люди. Умело используя эти ресурсы, руководитель получает высокие результаты, постоянно повышая конкурентоспособность руководимой им фирмы.

Знания предметной области деятельности:

    • Маркетинг (реклама, работа с клиентами);
    • Финансы;
    • Экономика, учет;
    • Развитие предприятия (стратегическое планирование, инновационная деятельность и т.д.);
    • Управление деятельностью функционального подразделения организации;
    • Самоменеджмент;
    • Другие области профессиональной деятельности.

Навыки и способности менеджера эффективно управлять. Способность к саморазвитию характеризуется не только постоянной учебой, но и умением внедрить в практику полученные знания. Для менеджера важно получить признание, а для этого нужно постоянно повышать свое общее развитие. Особый талант менеджера — это способность быстро и правильно принимать решения. Решение проблем никогда не бывает простым делом, но соответствующие навыки могут быть в значительной степени развиты.

Если наблюдается несоответствие качеств менеджера какому-либо из требований, то говорят об определенном недостатке возможностей менеджера. Определенный интерес в этой связи представляет собой концепция ограничений. Выделяются следующие одиннадцать потенциальных ограничений в деятельности руководителя [14, c.345]:

  • Неумение управлять собой. Те руководители, которые не умеют управлять собой, ограничены этой неспособностью и не могут управлять другими людьми.
  • Размытые личные ценности. Те менеджеры, у которых не определены собственные основные принципы и ценности, ограничены этой размытостью.
  • Неясные личные цели. Менеджер, не способный определить свои цели, не может достичь успеха в управленческой деятельности и ограничен этой нечеткостью.
  • Заторможенное личное развитие. Руководители, которые не развивают свои способности, все чаще и чаще начинают избегать острых ситуаций.
  • Неумение решать проблемы. Менеджер, страдающий таким ограничением постоянно позволяет себе оставлять нерешенные проблемы на завтра. В результате накапливается большой круг проблем, которые руководитель решить уже не в состоянии.
  • Отсутствие творчества в работе. Это качество особенно необходимо современным менеджерам, когда повсеместно ведется поиск путей эффективного перехода к рыночной экономике.
  • Неумение влиять на людей. Руководители, имеющие склонность к высокой влиятельности, одеваются соответствующим случаю образом, имеют убедительный внешний вид, ясно излагают свои мысли, уверены в себе, дают четкие указания.
  • Непонимание специфики управленческого труда. Менеджер должен добиваться результатов не личным трудом, а путем правильной постановки задач своим сотрудникам.
  • Низкие организаторские способности. Не умение оптимально организовать трудовой процесс и неэффективность применяемых методов работы приводят к тому, что люди чувствуют себя неуверенными в завтрашнем дне, не получают удовлетворенности от трудовой деятельности и, соответственно, работают ниже своих возможностей.
  • Неумение обучать. Каждый руководитель должен заботиться о повышении компетентности тех, кем он руководит. [10, c.21]
  • Неумение формировать коллектив. Распад коллектива происходит, если менеджер не обладает достаточными навыками руководства, подбирает неподходящих сотрудников, не умеет распределять обязанности и терпимо относится к плохим межгрупповым отношениям. Такого менеджера ограничивает низкое умение формировать группу.[14, c.174]

Таким образом, рыночная экономика требует от менеджера:

    • способности управлять собой;
    • разумных личных ценностей;
    • четких личных целей;
    • постоянного личного роста (развития);
    • навыков решения проблемы;
    • изобретательности и способности к инновациям;
    • способности влиять на окружающих;
    • знания современных управленческих подходов;
    • организаторских способностей;
    • способности обучать подчиненных;
    • способности формировать и развивать трудовой коллектив.

Таким образом, мы видим, что менеджер по туризму должен быть не только прекрасным управленцем, психологом и тактиком, он также хорошо должен владеть техникой самоменеджмента, знаниями в области информационных технологий для того, чтобы продать клиенту действительно нужный турпродукт и в дальнейшем избежать претензий с его стороны. Это, в свою очередь, положительно влияет не только на имидж и профессионализм самого менеджера по туризму, но и повышает имидж турфирмы, в которой он работает.

 

2. Характеристика имиджа менеджера и стиля управления

 

2.1 Имидж менеджера туристического предприятия

 

Имидж менеджера, в отличие от имиджа фирм, складывается из совокупности черт внешнего облика, манеры поведения. Имидж (англ. image, от лат. imago – образ, вид) – это целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), признанный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо[20].

Люди формируют свое впечатление о человеке, в том числе и менеджере в первые секунды, еще до того, как он начал говорить. Если первое впечатление положительно, то далее начинается общение уже на «второй ступеньке», если отрицательно – придется «подниматься из подвала».

Одежда менеджера не должна привлекать к себе слишком много внимания. Ее роль сводится к помощи руководителю. Подобающий внешний облик способствует успеху.

В крупных западных фирмах существуют регламентированные требования к одежде сотрудников. В них детально прописано, как работник должен быть одет в различных ситуациях. Обычно dress code допускает послабления к форме одежды в пятницу.

Наиболее жесткие требования предъявляются к сотрудникам служб, работающих с клиентами, а менеджер в сфере туризма больше всего подходит к этому описанию. Разработанные профессиональные требования помогут подобрать одежду человеку даже при полном отсутствии вкуса.

Индивидуальный имидж менеджера обычно рассматриваются как свидетельство того, как человек сам себя представляет. Несмотря на то, что это вроде очевидно, постоянно встречаются руководители, неспособные быть влиятельными именно из-за своего внешнего вида и одежды.

Ученые выделяют следующие типы имиджа.

    • Зеркальный - это имидж, свойственен нашему представлению о себе.
    • Текущий - этот имидж характерен для взгляда со стороны.
    • Желаемый - этот тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся.
    • Корпоративный - это (вариант) имиджа организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов её работы.
    • Харизматический – это имидж, которому приписывается образ вождя, лидера.
    • Закрытый – интересен тем, что каждый из потребителей может вписывать в него те черты, сам считает наиболее убедительными.
    • Мифологический – имидж, под которым будем понимать поведение лидера, те или иные сложившие в данном обществе мифы. [9, c.224]

Основной целью формирования имиджа является моделирование способа восприятия руководителя подчиненными, при котором он органично вписывается в систему ожиданий подчиненных, соответствующую сложившемуся типу корпоративной культуры.

Главная функция имиджа — приведение действий руководителя в соответствие с ожиданиями подчиненных. Эта функция следует из простейшего требования объяснимости действий человека для окружающих. То есть, чем точнее интерпретируются действия человека, чем легче их объяснить, тем больше степень понимания и, следовательно, положительной оценки этих действий.

Имидж в большинстве случаев обладает также мотивирующей функцией - стремление быть похожим на лидера может стать хорошим стимулом для развития подчиненных.

Нормативная функция следует из двух предыдущих, и заключается она в том, что руководитель задает нормы взаимодействия в группе (организации). Если нормы приняты большинством членов организации, то это становится предпосылкой для сплочения коллектива, снижения количества конфликтных ситуаций и, как следствие, формирования благоприятного организационного климата.

У имиджа существуют также внешние по отношению к организации функции, такие как функции представительства и позиционирования организации во внешней среде.

Рассмотрим подробнее основные составляющие имиджа.

Информация о работе Стиль и имидж менеджера туристического предприятия, практические рекомендации к их совершенствованию