Религиозный туризм в исламе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 03:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить особенности исследования культурного наследия ислама для развития религиозного туризма.
Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:
- изучить разновидности религиозного туризма;
- показать особенности экскурсионного туризма религиозной тематики;
- рассмотреть историю возникновения и территорию распространения ислама;
- дать характеристику территории распространения ислама;
- изучить особенности мусульманского паломничества.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Определение религиозного тузима. Его место в системе туристской деятельности 6
1.1. Основные положения 6
1.2. Разновидности религиозного туризма 8
1.3. Экскурсионный туризм религиозной тематики 13
Глава 2. Религиозный туризм в исламе 15
2.1. История возникновения и основы вероучения ислама 15
2.2. Территория распространения ислама 22
2.3. Характеристика территории распространения ислама 24
2.4. Особенности мусульманского паломничества 28
Заключение 36
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Туризм_Ислам.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

      4.  Вера в пророков. До прихода  Мухаммеда было 124 000 пророков. 26 пророков  упомянуто в Коране. Среди них  известные нам по Библии Нух  (Ной), Ибрахим (Авраам), Исмаил (Измаил), Муса (Моисей), Иса (Иисус), Юнус ибн  Закрийа (Иоанн Креститель). Мухаммед (да пребудет с ним мир) считается последним посланником, печатью пророков.

      5.  Вера в рай и ад. Праведный  человек будет пребывать в  бла-Хенстве в раю, грешник  — в страданиях в аду.

      6.  Вера в предопределение (алъ-кадр). Аллаху известно все, и все Происходящее имеет свой смысл и является выражением Его воли.

      7. Вера в жизнь после смерти (ахира)  и бессмертие души (рух). В момент смерти человека душа покидает тело. Человек воскреснет из мертвых в день Страшного суда.

      Исламский символ веры звучит так: «Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед — Пророк Его». (Ля илляха илля Ллаху ва Мухаммадун Расулу Ллахи — по-арабски.)

      В исламе существует пять столпов веры: исповедание веры, или свидетельство (шахада), молитва (салят), религиозный  налог — подаяние (закят), пост (саум) и паломничество в Мекку (хадж).

      В исламе отсутствует система таинств  в христианском понимании. Чтобы  стать мусульманином, достаточно произнести в присутствии нескольких уважаемых  людей исламский символ веры Правда, как отмечают некоторые исламские богословы, также важно, чтобы человек уверовал в Бога всем сердцем.

      Ислам приписывает пять раз в день совершать  молитву: между рассветом и восходом солнца, сразу после полудня, вечером, сразу после захода солнца и ночью. Молиться запрещено в полдень, на рассвете и закате, так как в это время молятся многие язычники Молитва рекомендуется в мечети, но можно и дома. Дневная молитва по пятницам (салят аль-джамаа) в мечети рассматривается как обязательная.

      В исламе отсутствует таинство священства и, таким образом, противопоставление духовенства и мирян. Стать имамом, т.е. проводящим молитву, может любой уважаемый человек, хорошо разбирающийся в Коране и ритуальной практике. В настоящее время во многих мечетях мира имеется постоянный имам. Если мужчины и женщины молятся сообща, то ведет молитву всегда мужчина Женщинам рекомендуется молиться дома, но им не возбраняется посещать мечеть. Мусульманская молитва способна на время отвлечь человека от повседневной рутины, сосредоточив его устремления на Боге. На молитву верующему стоит надевать чистую одежду, совершив омовение.

      Молящиеся становятся лицом в сторону Мекки. Направление на Мекку указывает  михраб — ниша в стене мечети.

      Мусульманская молитва представляет собой достаточно четкий и отработанный ритуал в силу того, что Пророком были предписаны правила проведения молитвы. Во время молитвы совершаются акты поклонения. Мусульмане могут совершать безмолвную молитву, когда они о чем-либо просят или благодарят Бога. Для совершения безмолвной молитвы и благочестивых размышлений мусульмане могут использовать четки, состоящие из 99 бусин. Каждая бусина соответствует одному из 99 имен Аллаха, явленных в Коране.

      В Коране четко говорится о необходимости  пожертвований: «Вам не достичь благочестия, покуда не будете делать пожертвований из того, что любите» (Сура 3, аят 86). В исламе проповедуется подаяние нищим, больным, забота о своих семьях и нуждающихся в помощи. Требуется также уплата религиозного налога в размере 1:40 (2,5 %) от всего нажитого человеком в пользу бедных.

      В девятый месяц лунного календаря  рамадан мусульманам предписывается пост. Они не должны есть и пить воду в светлое время суток. Вечером  есть и пить можно только тогда, когда  становится невозможно отличить черную нить от белой. Пост призван отвлечь человека от нужд своего тела, научить его быть более непритязательным, уметь пожертвовать сиюминутными удовольствиями во имя высшего. Пост (не только мусульманский) предполагает своеобразную гигиену сознания и поведения, когда человек благочестиво размышляет и говорит, а также совершает добродетельные поступки. Поэтому мусульманин, соблюдающий пост с внутренним осознанием, а не просто внешне, формально, для моды, в темное время суток будет умеренным в еде.

      Пятым столпом ислама является хадж. Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить паломничество в Мекку, колыбель ислама. Хадж проводится в строго определенное время — в месяц зуль-хиджа, четвертый после рамадана.

      Как уже отмечалось, Священным Писанием мусульман является Коран. Он включает в себя 114 сур различной длины. Все они, кроме девятой, начинаются словами: «Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного». Суры состоят из речений — аятов, их в Коране 6616. Суры представлены в Коране не в хронологическом порядке. Первое откровение содержится в суре 96, последнее — в суре 5. Существующий порядок сур именно в таком виде был открыт Пророку. Священным Преданием большинства мусульман является Сунна — сборник повествований о жизни Мухаммеда и его высказываний хадисов (тех из них, которые признаны достоверными), составленный в VII—VIII вв. Насчитывается несколько тысяч хадисов.

      Праздников  в исламе два: Ид аль-Фитр (Ураза-Байрам) — праздник разговления после  поста в месяц рамадан и  Ид алъ-Адха (Курбан-Байрам) — праздник жертвоприношений, совершаемый во время  хаджа.

      На  Ид аль-Фитр у мусульман собирается много гостей. К празднику готовятся заранее, так как нужно успеть приготовить большое количество блюд. Перед праздником некоторые мусульмане обновляют, приводят в порядок свои жилища.

      Ид  алъ-Адха длится три дня. У мусульман, отмечающих его дома, Принято всем сердцем сопереживать паломникам, участвующим в Хадже, особенно если это родные и близкие. Мусульмане также отмечают день рождения Пророка, Ночь Вознесения Мухаммеда, Ночь Благословения, или Ночь Заповеди (ночь полнолуния перед началом рамадана), Ночь Могущества, в которую Мухаммед получил первое кораническое откровение. Шииты отмечают день траура — Ашура (Шахсей-Вахсей), связанный с гибелью имама Хусейна.

      Два основных течения ислама — суннизм  и шиизм — расходятся в вопросах преемственности духовной власти. Так, суннизм признает принцип выборности халифов (преемников Мухаммеда). Шиизм считает законной наследственную передачу власти от четвертого халифа Али, мужа дочери Мухаммеда Фатимы.

      Шиизм признает 12 имамов, прямых потомков Али. Для шиитов характерен культ мучеников, которыми признаются все имамы. Щииты верят в приход в мир незадолго до страшного суда Maxди который установит равенство и справедливость. Суннизм опирается на Коран и сунну, шиизм — на Коран и хадисы, принадлежащие только Али и его потомкам.

      В исламе существует мистическое течение — суфизм. Суфизм делает акценты на эмоциональной и интуитивной стороне религиозного опыта. Основными целями суфизма являются:

      - полное растворение человеческого  сознания в сознании Бога;

      - непосредственное эмоциональное  переживание опыта общения с Богом;

      - поиски внутренней духовной жизни.

      Первым, кто принес суфизм на Запад, был музыкант и учитель Хазрат Инаят Кхан (1882-1927). Как он утверждал, суфизм – это  не только мистическая ветвь ислама, как принято считать. Это философия, путь сердца, которым может идти представитель любой религии. Некоторые мусульмане не считают его учение истинным суфизмом, поскольку оно не настаивает на ортодоксальных исламских законах.

      В России насчитывается около 20 млн  мусульман. Наблюдается возрождение  ислама, каждый год все большее число паломников отправляется на хадж в Мекку. В современной России имеется примерно 3500 мечетей, действует около 30 духовных управлений, в том числе Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России. Функционируют исламские вузы и медресе, действуют исламские партии.

     2.2. Территория распространения  ислама

 

      В 1996 г. мусульман во всем мире насчитывалось 1 млрд 126 млн Человек, что составило 19 % населения Земли. В Азии, без стран бывшего СССР, проживало 778 млн мусульман (22 % населения Зарубежной Азии и 69 % всех мусульман мира). В Африке их было 309 млн (41 и 27% соответственно), в Европе (включая всю территорию России) — 32 млн (4,4 и 2,8 %), в Америке — 7 мл (0,9 и 0,6 %), в Австралии и Океании — 0,4 млн (1,3 и 0,03 %). По численности мусульман в странах мира приводятся данные на 1990г. Следует иметь в виду, что во многих странах, особенно наход; щихся в Азии и Африке, происходит большой прирост населещ и на сегодняшний момент численность приверженцев ислама зш чительно возросла. Так, в Индонезии, крупнейшей мусульмаь ской державе, в 1990 г. проживало 150 млн мусульман. В насто; щее время в этой стране — более 204 млн жителей, 87 % которь составляют мусульмане, т.е. более 177—178 млн человек. Привс димые ниже данные помогут специалистам в области туризма другим читателям увидеть соотношение мусульман в тех или инь странах мира. Итак, на втором месте после Индонезии шел Паю-стан, насчитывавший 119 млн мусульман. Из азиатских стран Бангладеш их — 101 млн, Индии — 99 млн, Иране — 56, мл! Турции — 55,5 млн, Китае — 27 млн, Ираке — 18 млн, Афгани стане — 16 млн, Саудовской Аравии — 13 млн и т.д.

      В африканских странах крупные  группы последователей ислам живут  в Египте — 46 млн, Нигерии — 34 млн, Алжире — 25 мль Марокко — 25 млн, Судане — 18 млн, Эфиопии — 16 млн, Таи зании — 9,6 млн, Тунисе — 8,1 млн, Мали — 8,1 млн и т.д. И государств бывшего СССР в Узбекистане мусульман — 14 млн, в России — 13 млн (по другим данным, в нашей стране сегодня проживает до 22 млн мусульман), Казахстане — 6,7 млн, Азербайджане — 5,7 млн, Таджикистане — 4,4 млн, Туркмении — 2,8 млн, Киргизии — 2,6 млн. В Зарубежной Европе последователей ислама во Франции 4,3 млн, в Германии — 2 млн, Сербии и Черногории (в том числе в Косово) — 1,8 млн, Боснии и Герцеговине — 1,7 млн, Великобритании — 1,4 млн, Албании — около 1,3 млн, Италии — 1,1 млн человек. В Албании, Боснии и Герцеговине мусульманами являются в основном представители коренного населения, в Сербии — албанцы Косово, во Франции, в Германии, Великобритании, Италии — в подавляющем большинстве иммигранты. Во Франции ислам исповедуют в основном арабы из стран Северной и Западной Африки и Юго-Западной Азии, в Германии — турки, курды, арабы, славяне-мусульмане из Боснии, в Великобритании — выходцы из Пакистана и часть выходцев из Индии, в Италии — арабы, сомалийцы, выходцы из Эритреи. Следует отметить, что в европейских странах значительное число мусульман являются иммигрантами или их потомками из бывших колоний. Германия имеет давние связи с Турцией.

      В Америке самая крупная группа мусульман имеется в США Их число по разным оценкам варьирует в пределах от 1,2 млн до 6 млн человек. Наиболее достоверная цифра — 4,5 млн. По национальной принадлежности мусульманами в этой стране являются арабы, персы, выходцы из Пакистана, других стран, а также  принявшие ислам афро-американцы США (по оценкам — около 1/3 мусульман страны).

      Итак, ислам занимает довольно большую  территорию в мире, интересно, что  значительная ее часть попала под  влияние ислама в первые века и  даже десятилетия его существования. Распространяясь, ислам привнес черты арабской культуры другим странам и народам, одновременно испытывая определенное влияние с их стороны.

      Ислам распространен в Северной Африке. Мусульмане составляют большинство  в таких странах, как Египет, Ливия, Алжир, Марокко. Ислам в Северную Африку пришел вместе с арабскими завоевателями в VII в. Ислам преобладает и в ряде неарабских стран Африки (Сомали, Нигерия и т.д.) или исповедуется значительной частью населения (Кот-д'Ивуар, Эфиопия). На востоке Африки ислам «шагнул» далеко к югу. Так, мусульмане составляют 86 % населения в Федеральной Исламской Республике Коморские Острова, расположенной между континентальной Африкой и о-вом Мадагаскар (см. табл. 1). Исламские также страны Юго-Западной Азии (Бахрейн, Палестина (в Израиле), Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Турция), а также Иран и Афганистан. В Южной Азии — это Пакистан, Бангладеш, Мальдивы (см. карту на форзаце). В Индии мусульман примерно лишь 12 %, но это около 99 млн человек. В Юго-Восточной Азии — Индонезия, Малайзия и Бруней. Мусульманскими являются среднеазиатские республики СНГ. Мусульмане преобладают или составляют значительную часть населения в большинстве северокавказских республик России, Татарстане и Башкирии.

     2.3. Характеристика территории распространения ислама

 

      Первый  ареал распространения ислама —  знойная и сухая пустыня Сахара (тропики), занимающая значительную часть  Северной Африки. На северо-западе находятся Атласские горы, где осадков выпадает больше (субтропики). Соответственно доминирующей природной зоной будут пустыни и полупустыни. На востоке Северной Африки пустыню пересекает река Нил.

      Второй  крупный ареал распространения  ислама — Юго-Западная Азия, отделенная от Африки Красным морем. В ее пределы вдается Персидский залив, с другой стороны значительная ее часть находится на двух полуостровах — Аравийском и Малой Азии. Если брать в целом, то на западе Аравии территория находится выше относительно уровня моря, чем на востоке. В Иране расположены горные хребты, а также обширное Иранское нагорье. Афганистан тоже горная страна, на которой расположен хребет Гиндукуш.

Информация о работе Религиозный туризм в исламе