Религиозный туризм в исламе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 03:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить особенности исследования культурного наследия ислама для развития религиозного туризма.
Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:
- изучить разновидности религиозного туризма;
- показать особенности экскурсионного туризма религиозной тематики;
- рассмотреть историю возникновения и территорию распространения ислама;
- дать характеристику территории распространения ислама;
- изучить особенности мусульманского паломничества.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Определение религиозного тузима. Его место в системе туристской деятельности 6
1.1. Основные положения 6
1.2. Разновидности религиозного туризма 8
1.3. Экскурсионный туризм религиозной тематики 13
Глава 2. Религиозный туризм в исламе 15
2.1. История возникновения и основы вероучения ислама 15
2.2. Территория распространения ислама 22
2.3. Характеристика территории распространения ислама 24
2.4. Особенности мусульманского паломничества 28
Заключение 36
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Туризм_Ислам.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

      На  территории преобладания ислама в Азии есть и низменные равнинные районы. Это междуречье Тигра и Евфрата (Ирак), долины Инда (Пакистан), Ганга и Брахмапутры (дельта) (Бангладеш). Самая многонаселенная мусульманская страна мира — Индонезия — находится на многочисленных островах, крупнейщце из которых — Суматра, Калимантан, Ява. На Калимантане находится Бруней, на нем же и п-ове Малакка — Малайзия. В Индонезии и Малайзии есть как горы, так и равнинные районы. Юг Юго-Западной Азии находится в тропическом поясе (пустыни Аравийского п-ова), а север — в субтропическом. Малайзия, Индонезия и Бруней расположены в экваториальном поясе с большим количеством осадков круглый год. Температуры могут варьировать в зависимости от высоты местности.

      Что касается Юго-Западной Азии (где сосредоточены  главные паломнические центры и  культурные памятники ислама), то летом  здесь жарко: в июле в среднем +24...+32°С и выше. Лишь в горных районах Йемена и Ирака — прохладнее. Зимой на юге и западе Аравии тепло, выше +16 °С (в том числе в Мекке). К северу становится прохладнее, в Малой Азии и на севере Иранского нагорья зима довольно холодная, возможны снегопады и температуры ниже нуля. Осадков выпадает небольшое количество, за исключением горных районов. Данная территория в целом бедна пресноводными ресурсами. Об основных реках мы упоминали выше.

      Современное деление мира на макрорегионы опирается прежде всего на цивилизационные факторы. В. В. Вольский относит страны Северной Африки и Юго-Западной Азии к макрорегиону САСВ. Их объединяет доминирование ислама. В САСВ входят 23 страны мира с населением более 330 млн человек. В арабской географической традиции страны, расположенные к востоку от Египта, именуются Машрик (Бахрейн, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, территория Палестины). Арабские страны, лежащие к западу от Египта, называются странами Магриба. Это Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Западная Сахара, Мавритания. В 18 странах проживают арабские народы (египтяне, сирийцы, алжирцы и др.) семитской группы афразийской семьи, в Турции — турки тюркской группы алтайской семьи, в Иране — персы, в Афганистане — афганцы (пуштуны) иранской группы индоевропейской семьи. Проживают также другие народы — курды (Турция, Иран, Ирак, Сирия), узбеки и таджики (Афганистан) и т.д.

      В странах Машрика население в  целом немногочисленно. Велика удельная доля лиц младшего возраста (детей до 15 лет - 40 % населения). Женщины мало вовлечены в производственную деятельность. В богатых странах-нефтеэкспортерах Персидского залива большая часть строительных и инженерных работ выполняется рабочими из других арабских стран и государств Южной Азии. В ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейте и др. проживает много выходцев из Индии, Пакистана, Афганистана, что делает более разнообразным национальный и религиозный состав населения. Здесь, а также в Пакистане велика доля неграмотного взрослого населения, в некоторых странах — более 50 % (2/3 в Саудовской Аравии и Пакистане). Для мусульманских стран Африки характерна высокая рождаемость. Так, в Сомали и Нигере она превышает 5 % (для сравнения в европейских странах — 1,0—1,2 %). В Бахрейне, Саудовской Аравии и Кувейте имеются трения между суннитами и шиитами (меньшинство в последних двух странах).

      Полуостров  Малакка и Малайский архипелаг (где находятся Индонезия, Малайзия и Бруней) заселяют народы австронезийской  языковой семьи (яванцы, малайцы). Индонезия — самая многонаселенная страна исламского мира, в ней проживают более 204 млн человек. Крупные некоренные этносы составляют выходцы из Южной Азии и китайцы (хуацяо).

      Среднеазиатские республики СНГ — Туркменистан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, а  также Казахстан входили в состав СССР. Коренными народами здесь являются казахи, узбеки, туркмены, киргизы (тюркская группа) и таджики (иранская группа). Наряду с ними в этих республиках проживают русские, составляя до 40 % населения Казахстана. Наблюдается отток русскоязычного населения. В самых многочисленных мусульманских странах — Индонезии, Пакистане, Бангладеш, а также в Индии большинство жителей проживают в сельской местности (Бангладеш — 82 %, Пакистан — 67 %). Однако имеются крупные агломерации — Джакарта, Карачи и др.

      Территории  и страны распространения ислама очень разнообразны по уровню жизни  населения и развитости экономики, в том числе туризма. Страны Северной Африки относительно благополучны по сравнению с Африкой в целом. Нефтяные монархии Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар, Бахрейн) создали эффективную экономическую инфраструктуру, развивают современные производства.

      Пакистан  и Бангладеш имеют невысокий  уровень жизни большинства граждан. Малайзия, Индонезия стали Новыми индустриальными странами (НИС), осуществившими быстрый рывок в своем технологическом развитии в конце прошлого века.

      Разные  уровни развития стран сказываются  и на особенностях Инфраструктуры, в том числе туристской. Гостиницы  Индонезии и Турции имеют 0,15 — 0,23 млн гостиничных номеров. Турция, Малайзия и Марокко — одни из лидеров в мире по темпам роста гостиничного фонда.

      Среднеазиатские страны СНГ осуществляли в последнее  десятилетие XX в. переход к рыночной экономике. Въездной туризм в эти  страны слабо развит, однако ресурсы для его развития имеются. К ним относятся экскурсионные ресурсы Узбекистана (Самарканд, Бухара, Хива). 

     2.4. Особенности мусульманского паломничества

 

      Паломничеством  в исламе считается посещение  двух священных городов — Мекки  и Медины. Эти паломничества: 1) хадж, 2) умра. Посещения других мест, где могут находиться могилы мусульманских святых или знаменитые мечети, паломничеством не считаются. В суннитском исламе подчеркивается, что человек приезжает поклониться не этому месту, а Аллаху в этом месте. Иначе возникнет идолопоклонство. В шиитском исламе велико почитание мощей имамов. [14, с. 24]

      В мире насчитывается большое количество мечетей в совершенно разных странах  мира. Наблюдается усиление влияния ислама и в странах, где мусульмане составляют меньшинство населения. Паломническими центрами в исламе являются Мекка и Медина, находящиеся в Саудовской Аравии. Мечети и другие религиозные объекты в других городах и странах мира также посещаются туристами.

      Мекку ежегодно посещают около 2 млн паломников. Здесь построена одна из самых больших мечетей мира — Харам бейт-Уллах. Внутри мечети находится святилище Кааба. Кааба сложена из каменных плит и имеет форму куба длиной 15 м. В юго-восточном углу Каабы на высоте около метра находится Черный камень, к нему паломники стремятся прикоснуться и поцеловать его, когда они обходят Каабу семь раз против часовой стрелки. Камень установлен в специальной нише и помещен в серебряное обрамление Святилище Кааба покрыто черным покрывалом — кисвой. Большую часть года святилище скрыто под кисвой. По завершении хаджа покрывало снимают, разрезают на кусочки и продают паломникам в качестве сувенира.

      Паломничество в Медину обычно совмещают с паломничеством в Мекку. Между Меккой и Мединой  — 300 км, паломники преодолевают это расстояние на автомобиле или самолете. Главная мечеть в Медине меньше, чем мечеть в Мекке. В ней похоронен пророк Мухаммед. Рядом находится кладбище аль-Баки, на котором похоронены многие члены семьи и сподвижники пророка (его дочь Фатима, внук Хасан и халиф Осман). В Медине паломники поднимаются на гору Джабал ал-Нур, чтобы посетить пещеру, где пророку было ниспослано первое видение, на гору Джабал ат-Таур, где он скрывался от отрядов жителей Мекки. Паломники посещают места знаменитых сражений и мечети. Мечеть ат-Таква построена во время первого вступления Мухаммеда в Медину. Ее интересная особенность — в ней два михраба, один из них обращен в сторону Иерусалима.

      Важной  исламской святыней в Иерусалиме является мечеть халифа Омара («Купол скалы»). Она находится на горе Мориа, на месте бывшего храма царя Соломона. Это место священно для христиан, иудеев и мусульман, поскольку именно здесь Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака. А для мусульман она важна также тем, что отсюда пророк Мухаммед совершил ночное путешествие на небеса. Мечеть халифа Омара — третья по значимости в мусульманском мире после мечетей в Мекке и Медине. В центре мечети за двойной оградой, деревянной и чугунной, черная скала — вершина горы Мориа. Посетители по традиции обходят священную скалу семь раз.

      В мире есть ряд выдающихся мечетей, интересных во многих отношениях. Это Голубая  мечеть в Стамбуле (Турция), мечети Ибн-Тулуна и Султана Хасана в Каире (Египет), мечеть Омейя-дов в Дамаске (Сирия), Золотая мечеть в Багдаде (Ирак), мечеть Кувват Улъ-Ислам и минарет Кутб Минар в Дели (Индия) и др.

      Паломническими  центрами шиитов являются Эн-Наджаф (Ирак), где находится могила халифа Али, Кербела (Ирак), место гибели и погребения имама Хусейна, младшего сына халифа Али, Мешхед (Иран), где почитается гробница имама Али ар-Ризы. Резиденции наиболее уважаемых муджтахидов (религиозных авторитетов, имеющих право высказывать самостоятельное суждение по религиозным и правовым вопросам) находятся в городах Кум (Иран) и Самарра (Ирак).

      Хадж является одним из пяти столпов ислама. Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить Хадж. Однако он не должен совершать его на деньги других и в УЩерб семейному бюджету. Паломничество в Мекку будет считаться хаджем, если оно закончилось в праздник Курбан-байрам и человек совершил все необходимые ритуалы в течение десяти дней. Паломничество, менее продолжительное по срокам и закончившееся в другой день, будет называться умрой. Во время хаджа мусульманин должен выполнить четыре условия:

      1)  облачиться в белое одеяние (ихрам);

      2)  совершить обход вокруг Каабы  (таваф);

      3)  совершить предстояние в долине  Арафат (вукуф);

      4) вновь совершить обход вокруг  Каабы после возвращения из  долины Арафат.

      Для ислама характерно паломничество (хадж). Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить хадж в священные города – Мекку и Медину. Ислам является самой молодой из всех мировых религий. Он зародился в VII в. н. э. среди арабов и сейчас стремительно распространяется по всему миру. К концу XX в. мусульман во всем мире насчитывалось более 1 млрд 180 млн человек. Из них в Азии проживало 69 % всех мусульман, Африке – 22 %, Европе – около 3 %, Америке – 0,6 %, Австралии и Океании – 0,03 % (Рис. 3).

      Из  стран больше всего мусульман  представлено в Индонезии – 178 млн человек, Пакистане – 120 млн человек, Бангладеш – 105 млн человек, Индии – 103 млн человек, Ираке – около 60 млн человек., Турции – 58 млн человек, Египте – 48 млн человек, Нигерии – 35 млн человек, Судане и Эфиопии – по 18 млн человек, Танзании – 10 млн человек. В зарубежной Европе последователей ислама насчитывается около 15 млн человек. Их больше всего во Франции, в Германии, Сербии и Черногории, Боснии и Герцеговине, Великобритании, Албании. В Америке больше всего мусульман проживает в США – 4,5 млн человек. Мусульманскими являются среднеазиатские страны СНГ – Узбекистан (14 млн), Казахстан (6,7 млн), Таджикистан (4,4 млн), Туркмения (28 млн), Киргизия (2,6 млн), а из закавказских – Азербайджан (5,7 млн).

      

      Рис. 1. Распространение мусульман по миру

      В исламе 2 основных праздника – Ураза-Байрам и Курбан-Байрам. Ураза-Байрам –  праздник разговения после поста  в месяц рамадана. На этот праздник собирается много гостей, к нему долго готовятся, приготавливают большое  количество блюд, мусульмане приводят в порядок свои жилища. Курбан-Байрам – совершаемый во время хаджа праздник жертвоприношений, продолжающийся 3 дня.

      При въезде в Мекку человек принимает  ограничения (ихрам). Паломнику необходимо надеть белые одежды. Мужчины оборачивают вокруг тела два куска белой ткани. Первый используется для прикрытия чресел и ног до колен, второй — просто накидывается на левое плечо. Женщины должны одеваться в простые, просторные, длинные одеяния и покрыть голову платком, чтобы неприкрытыми остались только лицо, руки и ступни. Смысл ихрама заключается во всеобщем очищении, равенстве, единоустремленности и самопожертвовании. Все люди, независимо от их сословной принадлежности, уровня благосостояния и властных полномочий, одеваются в одинаковые одежды (без швов) и предстают пред Богом совершенно равными. Место, где паломникам следует облачиться в ихрам (микат), находится примерно в 4 км от Каабы. В наши дни многие паломники облачаются в ихрам заранее. В будущем ихрам будет использован ими как погребальный саван. Раньше самолеты с паломниками, направлявшимися в Мекку, делали промежуточную посадку в Джидде, чтобы люди смогли переодеться в специальных комнатах в аэропорту. Сейчас это можно сделать прямо в самолете, тем более что мужчины сидят в одной его части, а женщины — в другой.

      Итак, хадж начался в тот момент, когда  люди вошли в ихрам. Во время проведения паломничества специальная полиция  отслеживает соблюдение организационных  моментов, следит за порядком проведения мероприятий. Необходимо предотвратить возможное возникновение давок и т.д. Полиция также наблюдает за порядком проведения ритуала. Следует иметь в виду, что законодательство Саудовской Аравии очень строгое.

      Можно привести следующий пример. Во время  обхода Каабы паломники прикасаются  руками к Черному камню. Рядом с этим камнем стоит человек, следящий за тем, чтобы не было случаев проявления идолопоклонства, если человек, например, станет страстно целовать этот камень. Ведь он пришел поклониться Аллаху, а вовсе не этому камню. Да и обход должен продолжаться, ведь за этим человеком идут тысячи других паломников.

Информация о работе Религиозный туризм в исламе