Религиозный туризм в исламе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 03:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить особенности исследования культурного наследия ислама для развития религиозного туризма.
Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:
- изучить разновидности религиозного туризма;
- показать особенности экскурсионного туризма религиозной тематики;
- рассмотреть историю возникновения и территорию распространения ислама;
- дать характеристику территории распространения ислама;
- изучить особенности мусульманского паломничества.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Определение религиозного тузима. Его место в системе туристской деятельности 6
1.1. Основные положения 6
1.2. Разновидности религиозного туризма 8
1.3. Экскурсионный туризм религиозной тематики 13
Глава 2. Религиозный туризм в исламе 15
2.1. История возникновения и основы вероучения ислама 15
2.2. Территория распространения ислама 22
2.3. Характеристика территории распространения ислама 24
2.4. Особенности мусульманского паломничества 28
Заключение 36
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Туризм_Ислам.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

      В XX в. в связи с развитием туризма, современных средств транспорта, связи, информационным бумом возросли интенсивность и географическое разнообразие паломничества. По имеющимся данным, более 200 млн человек ежегодно совершают паломничества.

      В современной России произошло возрождение интереса к религиям и церкви. В советское время религия не оказывала большого влияния на туризм. Религиозные святыни рассматривались лишь как интересные в историческом отношении и привлекательные с эстетической точки зрения объекты. [4, с. 56]

      Можно выделить различные виды паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности различают индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности можно обозначить паломничества длительные и короткие. Раньше, по русским православным канонам, паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней. В зависимости от того, в какой стране находятся объекты, посещаемые паломниками, существуют поездки внутренние и зарубежные.

      Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к Уровню и качеству обслуживания, питания, размещения. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик, и она более скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии — вегетарианская.

      Паломничества связаны с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут  быть монастыри, храмы, природные объекты  — горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто паломничества бывают приуроченными к определенным праздникам. Скажем, в христианстве паломничество в тот или иной храм или монастырь может быть приурочено к дню празднования памяти местночтимого святого. В Ватикан собирается много паломников послушать пасхальную проповедь папы римского.

      Духовно-паломнический  туризм пока имеет довольно узкую  социально-психологическую базу. И все-таки о нем можно говорить как о разновидности паломнического туризма. Имеются в виду поездки туристов из Северной и Южной Америки, Западной Европы, России и стран СНГ на различные духовные практики в страны Востока, в первую очередь в Индию, а также в Китай, Тибет, Непал, Японию. Например, одна из мусульманских организаций Казахстана планировала направить своих членов в межконфессиональный поход в Тибет. Тибет, хотя там нет мусульманских святынь, является очень значимым в духовном отношении местом.

      В Индии системами привлечения  таких туристов служат ашрамы —  центры медитации, йоги, философии, руководимые  духовными учителями, многие из которых известны далеко за пределами Индии, в том числе в России. Практики и наставления, дающиеся во многих ашрамах, а также в Золотом Городе часто выходят за рамки религии или не имеют непосредственной (видимой) религиозной подоплеки. Подчеркивается их универсальный характер для людей разных вероисповеданий, национальностей, пола, возраста и профессии. Цель таких практик — помочь человеку в решении его проблем, а также в его духовном и нравственном самосовершенствовании, познании своей внутренней духовной природы.

      Следует отметить близость духовно-паломнического туризма другим видам туризма. Возьмем  два примера, также связанных  со странами Востока. В Индии существуют аюрведические курорты, куда приезжают  на лечение как индийцы, так и иностранцы. Аюр-веда как комплексная наука лечения, омоложения организма и предотвращения заболеваний утверждает, что болезни являются следствием нарушения гармонии энергий человека и Вселенной.

      В аюрведе для лечения могут  использоваться мантры, а на философском уровне аюрведа провозглашает необходимость осознания человеком своего единства с Богом. Так что поездки на лечение по аюрведе будут содержать элементы религиозного туризма. Другой пример. Каждый год организуются поездки из России в Китай для занятий цигун. Цигун помогает человеку набрать большой запас жизненных сил. Следовательно, такая поездка включает элементы религиозного, спортивного и лечебно-оздоровительного туризма. [3, с. 12]

      На  основании работ ряда ученых, в  частности А. Ю.Александровой, можно выделить следующие макрорегионы паломничества:

      -  православные страны мира: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Греция, Болгария, Румыния и др.;

      - большая часть Зарубежной Европы  с доминированием католицизма  и протестантизма, с его многочисленными течениями;

      -   Северная Америка (СА) с доминирующим  положением христианства;

      -  Латинская Америка (ЛА) с преобладанием  христианства и традиционными  народными верованиями коренного  населения;

      -  Северная Африка с преобладанием  ислама;

      -  Восточная и частично Западная Африка с преобладанием ислама и наличием центров христианства и традиционных народных верований;

      - Западная Азия с доминированием  ислама и анклавами христианства  и иудаизма;

      -  Южная Азия с распространением  индуизма, буддизма и ислама, а также центрами христианства, сикхизма и джайнизма;

      - Юго-Восточная Азия с преобладанием  буддизма, ислама, наличием христианства  и анклавами индуизма;

      - Восточная Азия с господством  буддизма, конфуцианства, синтоизма,  участками христианства и ислама;

      - Средняя Азия с господством ислама; Центральная Азия (Тибет) с преобладанием буддизма.

     1.3. Экскурсионный туризм религиозной тематики

 

      В рамках экскурсионного туризма религиозной  тематики предполагается посещение  религиозных центров, в которых  туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты — действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках.

      Туристы посещают богослужения, принимают участие  в крестных ходах, медитациях, других религиозных мероприятиях. Следует  иметь в виду, что туристы-экскурсанты, в том числе представители других религий, могут попасть не на все мероприятия. Так, в некоторые индусские храмы пускают только индусов. Мекка является священным городом для мусульман, немусульманам туда въезд запрещен. Все это следует учитывать при планировании туров.

      В экскурсионно-познавательных турах  туристы используют имеющиеся элементы туристской инфраструктуры — селятся  в гостиницах и т. д. Экскурсионно-познавательные туры в отличие от паломнических  более короткие, они не приурочены к религиозным праздникам, и в них могут участвовать как взрослые, так и дети. Религиозные объекты туристы могут посещать и во время комбинированных туров, в которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы. Для паломников экскурсия имеет вторичное значение по отношению к определенным культовым действиям. Тем не менее в некоторых турах могут участвовать как паломники, так и экскурсанты.

      Экскурсионным группам необходим опытный, хорошо знающий тему экскурсовод, а по прибытии на место их должен сопровождать и представитель религиозной организации. [15, с. 66]

      С точки зрения туристских центров  религиозному туризму близок научный  туризм религиозной тематики. Такие  поездки немногочисленны, но они расширяют географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное наследие — рукописи, различные культовые предметы, найденные в том числе благодаря археологическим раскопкам, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое. Исследователи направляются в центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. На Западе и в России имеется интерес к странам Востока — Китаю, Индии, Японии. Посещаются места исчезнувших религий — Египет, Месопотамия, Греция и Италия, Центральная Америка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Религиозный туризм в исламе

 
 

      При разговоре о религиозном туризме  в исламе следует иметь в виду, что в этой религии, как и в  любой другой, существуют свои религиозные  концепции и представления, свое понимание того, что такое паломничество  и кто такой паломник. Представление о том, кто является паломником, а кто нет, может отличаться от научно-статистического понимания паломника как туриста, используемого, скажем, ВТО и т.д.

      Религиозный туризм мусульман имеет ярко выраженную паломническую составляющую. Для каждого мусульманина необходимо хотя бы раз в жизни совершить паломничество (хадж) в священные города — Мекку и Медину. Еще одна характерная черта — резкий всплеск числа паломников-мусульман именно во время хаджа, который бывает раз в году, причем с меняющимися в зависимости от лунного календаря датами. Мекку и Медину разрешается посещать только мусульманам, что ограничивает экскур, сионную составляющую, экскурсанты — представители других религий не могут посетить главные святыни ислама.

     2.1. История возникновения и основы вероучения ислама

 

      Из  существующих мировых религий ислам  — самая молодая.

      В исламе суннитского толка (а это  подавляющее большинство мусульман) отсутствует культ святых. Ничто  не должно нарушать принципа единства Бога и отвлекать внимание верующих от поклонения Аллаху. Поэтому в исламе запрещены изображения Бога, людей, животных. Соответственно в исламе отсутствует иконография. Врожденное желание людей создавать прекрасное в мусульманстве нашло свое выражение в искусстве пышного растительного орнамента, каллиграфического изображения текстов Корана, в производстве ковров и т.д. [2, с. 102]

      Отсутствие  святых, чудотворных икон соответственно приводит к тому, что в исламе гораздо меньше, чем в христианстве, священных мест, привлекающих паломников. Однако ежегодный хадж в Мекку, посещение Медины и Иерусалима вносят существенный вклад в мировые потоки паломников.

      Ислам (это слово можно перевести  как «покорность») зародился в VII в. н. э. в Западной Аравии среди арабов. Подавляющее большинство арабского населения Аравии придерживалось традиционных языческих верований. Но заметно было влияние монотеистических религий — иудаизма и христианства.

      Примерно  в 570 г. н. э. в Мекке родился основатель ислама Мухаммед. Он был трудолюбивым, добрым, скромным человеком, любившим людей и животных. В молодости Мухаммед был пастухом, странствовавшим с торговыми караванами. От богатой вдовы Хадиджи, ставшей его супругой, Пророк имел шестерых детей. После смерти Хадиджи у него было несколько жен. Мухаммед часто уединялся для размышлений и молитвенного общения с Богом. В 610 г. в пещере горы Хира ему явился архангел Джибраил (Гавриил) и, показав на явившиеся извне слова, приказал передать их людям.

      После этого события на протяжении более 20 лет у Мухаммеда случались озарения как в присутствии людей, так и тогда, когда он был в одиночестве. Мусульманские богословы с гордостью заявляют, что тексты Корана (Священное Писание) являются непосредственными указаниями Бога людям, которые были записаны при жизни Пророка и дважды сверены им с архангелом Джибраилом.

      Общение Мухаммеда с высшими силами продолжилось в Ночь рознесения, когда он из Иерусалима поднялся на небеса, где имел беседы с пророками Исой (Иисусом), Мусой (Моисеем). Тогда же ему открылись  правила мусульманской молитвы.

      Проповеди Мухаммеда встречали сопротивление  значительной части населения Мекки, поэтому состоялась Хиджра — переселение  Пророка в Медину (с этого момента  начинается отсчет мусульманского календаря). В 629 г. Пророк вошел в Мекку, где  разрушил племенных идолов в святилище Каабы. В 632 г. Мухаммед (да пребудет с ним мир) скончался в Медине в возрасте 63 лет.

      Вероучение  ислама сформировалось довольно быстро. Основные догматы мусульманской  веры следующие.

      1.  Вера в Аллаха. Существуют три  основных понятия Бога: Его единственность, превосходство и присущность. Ислам — это самая последовательная монотеистическая религия. Чтобы избежать любого нарушения принципа единства Бога, мусульмане не употребляют по отношению к Нему слова «он». Все имена Бога в Коране отражают качества, а не половую принадлежность: аль-Бади (Творец), аль-Батын (Скрытый), аль-Мукит (Податель пищи). Аллах Всезнающ и Всевидящ. Он вечен, вне времени, отличен от созданной им Вселенной, Милостивый и Милосердный.

      2. Вера в Книги. С каждым из посланников Всевышний передавал людям и Книгу: Тору — через Моисея, Евангелие — через Иисуса, Коран — через Мухаммеда.

      3. Вера в ангелов, дьявола и  джиннов. Они населяют невидимый  мир. Ангелы, сотворенные из света,  служат проводниками и служителями  Бога. Джинны, созданные из огня и населявшие Землю до человека, могут быть как злыми, так и добрыми, некоторые из них приняли ислам (сура 72 Корана). Дьявол (Шайтан, Иблис) — падший ангел, возглавляющий враждебные всему человечеству силы. К каждому человеку приставлены два ангела, которые ведут учет его добрых и дурных дел, другие два хранят его от происков Шайтана и опасностей, задача Джибраила передавать повеления Аллаха посланникам, Микаил (Михаил) отвечает за состояние природы, Азраил забирает души умерших, Исрафил возвестит о конце света.

Информация о работе Религиозный туризм в исламе