Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 03:21, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности исследования культурного наследия ислама для развития религиозного туризма.
Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:
- изучить разновидности религиозного туризма;
- показать особенности экскурсионного туризма религиозной тематики;
- рассмотреть историю возникновения и территорию распространения ислама;
- дать характеристику территории распространения ислама;
- изучить особенности мусульманского паломничества.
Введение 3
Глава 1. Определение религиозного тузима. Его место в системе туристской деятельности 6
1.1. Основные положения 6
1.2. Разновидности религиозного туризма 8
1.3. Экскурсионный туризм религиозной тематики 13
Глава 2. Религиозный туризм в исламе 15
2.1. История возникновения и основы вероучения ислама 15
2.2. Территория распространения ислама 22
2.3. Характеристика территории распространения ислама 24
2.4. Особенности мусульманского паломничества 28
Заключение 36
Список литературы 37
В XX в. в связи с развитием туризма, современных средств транспорта, связи, информационным бумом возросли интенсивность и географическое разнообразие паломничества. По имеющимся данным, более 200 млн человек ежегодно совершают паломничества.
В современной России произошло возрождение интереса к религиям и церкви. В советское время религия не оказывала большого влияния на туризм. Религиозные святыни рассматривались лишь как интересные в историческом отношении и привлекательные с эстетической точки зрения объекты. [4, с. 56]
Можно выделить различные виды паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности различают индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности можно обозначить паломничества длительные и короткие. Раньше, по русским православным канонам, паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней. В зависимости от того, в какой стране находятся объекты, посещаемые паломниками, существуют поездки внутренние и зарубежные.
Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к Уровню и качеству обслуживания, питания, размещения. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик, и она более скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии — вегетарианская.
Паломничества связаны с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут быть монастыри, храмы, природные объекты — горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто паломничества бывают приуроченными к определенным праздникам. Скажем, в христианстве паломничество в тот или иной храм или монастырь может быть приурочено к дню празднования памяти местночтимого святого. В Ватикан собирается много паломников послушать пасхальную проповедь папы римского.
Духовно-паломнический
туризм пока имеет довольно узкую
социально-психологическую
В Индии системами привлечения таких туристов служат ашрамы — центры медитации, йоги, философии, руководимые духовными учителями, многие из которых известны далеко за пределами Индии, в том числе в России. Практики и наставления, дающиеся во многих ашрамах, а также в Золотом Городе часто выходят за рамки религии или не имеют непосредственной (видимой) религиозной подоплеки. Подчеркивается их универсальный характер для людей разных вероисповеданий, национальностей, пола, возраста и профессии. Цель таких практик — помочь человеку в решении его проблем, а также в его духовном и нравственном самосовершенствовании, познании своей внутренней духовной природы.
Следует отметить близость духовно-паломнического туризма другим видам туризма. Возьмем два примера, также связанных со странами Востока. В Индии существуют аюрведические курорты, куда приезжают на лечение как индийцы, так и иностранцы. Аюр-веда как комплексная наука лечения, омоложения организма и предотвращения заболеваний утверждает, что болезни являются следствием нарушения гармонии энергий человека и Вселенной.
В аюрведе для лечения могут использоваться мантры, а на философском уровне аюрведа провозглашает необходимость осознания человеком своего единства с Богом. Так что поездки на лечение по аюрведе будут содержать элементы религиозного туризма. Другой пример. Каждый год организуются поездки из России в Китай для занятий цигун. Цигун помогает человеку набрать большой запас жизненных сил. Следовательно, такая поездка включает элементы религиозного, спортивного и лечебно-оздоровительного туризма. [3, с. 12]
На основании работ ряда ученых, в частности А. Ю.Александровой, можно выделить следующие макрорегионы паломничества:
- православные страны мира: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Греция, Болгария, Румыния и др.;
-
большая часть Зарубежной
- Северная Америка (СА) с доминирующим положением христианства;
-
Латинская Америка (ЛА) с преобладанием
христианства и традиционными
народными верованиями
-
Северная Африка с
- Восточная и частично Западная Африка с преобладанием ислама и наличием центров христианства и традиционных народных верований;
-
Западная Азия с
- Южная Азия с распространением индуизма, буддизма и ислама, а также центрами христианства, сикхизма и джайнизма;
-
Юго-Восточная Азия с
-
Восточная Азия с господством
буддизма, конфуцианства, синтоизма,
участками христианства и
- Средняя Азия с господством ислама; Центральная Азия (Тибет) с преобладанием буддизма.
В рамках экскурсионного туризма религиозной тематики предполагается посещение религиозных центров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты — действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках.
Туристы посещают богослужения, принимают участие в крестных ходах, медитациях, других религиозных мероприятиях. Следует иметь в виду, что туристы-экскурсанты, в том числе представители других религий, могут попасть не на все мероприятия. Так, в некоторые индусские храмы пускают только индусов. Мекка является священным городом для мусульман, немусульманам туда въезд запрещен. Все это следует учитывать при планировании туров.
В экскурсионно-познавательных турах туристы используют имеющиеся элементы туристской инфраструктуры — селятся в гостиницах и т. д. Экскурсионно-познавательные туры в отличие от паломнических более короткие, они не приурочены к религиозным праздникам, и в них могут участвовать как взрослые, так и дети. Религиозные объекты туристы могут посещать и во время комбинированных туров, в которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы. Для паломников экскурсия имеет вторичное значение по отношению к определенным культовым действиям. Тем не менее в некоторых турах могут участвовать как паломники, так и экскурсанты.
Экскурсионным группам необходим опытный, хорошо знающий тему экскурсовод, а по прибытии на место их должен сопровождать и представитель религиозной организации. [15, с. 66]
С
точки зрения туристских центров
религиозному туризму близок научный
туризм религиозной тематики. Такие
поездки немногочисленны, но они расширяют
географию туристских поездок. Ученых
интересует религиозное наследие — рукописи,
различные культовые предметы, найденные
в том числе благодаря археологическим
раскопкам, архитектурные формы как современных,
так и ушедших в прошлое религий и многое
другое. Исследователи направляются в
центры существующих религий, страны и
регионы с богатыми религиозными традициями.
На Западе и в России имеется интерес к
странам Востока — Китаю, Индии, Японии.
Посещаются места исчезнувших религий
— Египет, Месопотамия, Греция и Италия,
Центральная Америка.
При
разговоре о религиозном
Религиозный туризм мусульман имеет ярко выраженную паломническую составляющую. Для каждого мусульманина необходимо хотя бы раз в жизни совершить паломничество (хадж) в священные города — Мекку и Медину. Еще одна характерная черта — резкий всплеск числа паломников-мусульман именно во время хаджа, который бывает раз в году, причем с меняющимися в зависимости от лунного календаря датами. Мекку и Медину разрешается посещать только мусульманам, что ограничивает экскур, сионную составляющую, экскурсанты — представители других религий не могут посетить главные святыни ислама.
Из существующих мировых религий ислам — самая молодая.
В
исламе суннитского толка (а это
подавляющее большинство
Отсутствие святых, чудотворных икон соответственно приводит к тому, что в исламе гораздо меньше, чем в христианстве, священных мест, привлекающих паломников. Однако ежегодный хадж в Мекку, посещение Медины и Иерусалима вносят существенный вклад в мировые потоки паломников.
Ислам (это слово можно перевести как «покорность») зародился в VII в. н. э. в Западной Аравии среди арабов. Подавляющее большинство арабского населения Аравии придерживалось традиционных языческих верований. Но заметно было влияние монотеистических религий — иудаизма и христианства.
Примерно в 570 г. н. э. в Мекке родился основатель ислама Мухаммед. Он был трудолюбивым, добрым, скромным человеком, любившим людей и животных. В молодости Мухаммед был пастухом, странствовавшим с торговыми караванами. От богатой вдовы Хадиджи, ставшей его супругой, Пророк имел шестерых детей. После смерти Хадиджи у него было несколько жен. Мухаммед часто уединялся для размышлений и молитвенного общения с Богом. В 610 г. в пещере горы Хира ему явился архангел Джибраил (Гавриил) и, показав на явившиеся извне слова, приказал передать их людям.
После этого события на протяжении более 20 лет у Мухаммеда случались озарения как в присутствии людей, так и тогда, когда он был в одиночестве. Мусульманские богословы с гордостью заявляют, что тексты Корана (Священное Писание) являются непосредственными указаниями Бога людям, которые были записаны при жизни Пророка и дважды сверены им с архангелом Джибраилом.
Общение Мухаммеда с высшими силами продолжилось в Ночь рознесения, когда он из Иерусалима поднялся на небеса, где имел беседы с пророками Исой (Иисусом), Мусой (Моисеем). Тогда же ему открылись правила мусульманской молитвы.
Проповеди
Мухаммеда встречали
Вероучение ислама сформировалось довольно быстро. Основные догматы мусульманской веры следующие.
1. Вера в Аллаха. Существуют три основных понятия Бога: Его единственность, превосходство и присущность. Ислам — это самая последовательная монотеистическая религия. Чтобы избежать любого нарушения принципа единства Бога, мусульмане не употребляют по отношению к Нему слова «он». Все имена Бога в Коране отражают качества, а не половую принадлежность: аль-Бади (Творец), аль-Батын (Скрытый), аль-Мукит (Податель пищи). Аллах Всезнающ и Всевидящ. Он вечен, вне времени, отличен от созданной им Вселенной, Милостивый и Милосердный.
2. Вера в Книги. С каждым из посланников Всевышний передавал людям и Книгу: Тору — через Моисея, Евангелие — через Иисуса, Коран — через Мухаммеда.
3.
Вера в ангелов, дьявола и
джиннов. Они населяют