Религиозный туризм в исламе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 03:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить особенности исследования культурного наследия ислама для развития религиозного туризма.
Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:
- изучить разновидности религиозного туризма;
- показать особенности экскурсионного туризма религиозной тематики;
- рассмотреть историю возникновения и территорию распространения ислама;
- дать характеристику территории распространения ислама;
- изучить особенности мусульманского паломничества.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Определение религиозного тузима. Его место в системе туристской деятельности 6
1.1. Основные положения 6
1.2. Разновидности религиозного туризма 8
1.3. Экскурсионный туризм религиозной тематики 13
Глава 2. Религиозный туризм в исламе 15
2.1. История возникновения и основы вероучения ислама 15
2.2. Территория распространения ислама 22
2.3. Характеристика территории распространения ислама 24
2.4. Особенности мусульманского паломничества 28
Заключение 36
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Туризм_Ислам.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

      Религиозный туризм играет большую роль в системе  международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения.

      Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях — одним из важнейших.

      В XX в. бурно развивалась индустрия  туризма, совершенствовались средства транспорта и связи. У людей появилось  больше возможностей посещать святые места своей религии.

      Одновременно возникло желание приобщиться к духовным достижениям народов других стран, понять суть их религии. Можно предположить, что это отчасти вызвано определенным кризисом религий, наступившим в связи с бурными изменениями всех сторон жизни человечества в последние несколько десятилетий.

      Религиозные туристы и в первую очередь  паломники пускаются в путешествие, когда у них возникает потребность  совершить нечто большее, чем  культовые действия в условиях обычной  среды их проживания. Люди отправляются в поездки по святым местам с разными мотивами: помолиться, решить личные проблемы, обрести систему ценностей, утвердиться на духовном пути, познакомиться с культурным наследием страны.

      Туристы отправляются в поездки:

      - индивидуальные или групповые;

      - организованные при посредничестве турфирм или религиозных организаций и неорганизованные;

      - с различными способами размещения  — гостиничным и негостиничным;  в пределах своей страны или  за рубеж;

      - на короткий или длительный  срок и т.д.

      Туристы-экскурсанты  пользуются услугами индустрии туризма: секторов транспортных перевозок, размещения и питания, развлечений, а также туроператоров и турагентов, реализующих туристский продукт. Паломники во многих случаях пользуются и другими услугами: живут и питаются при храмах, монастырях, ашрамах, иногда добираются до пунктов назначения средствами транспорта, предоставляемыми этими организациями. Паломники также могут выполнять определенную работу в виде послушания, служения; иногда такая работа бывает обязательна для них.

      Объектами привлечения религиозных туристов являются святые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловлены культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящими в определенное время года.

      При международных поездках туристам следует  пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности.

      На  российском рынке туризма уже  сформировались фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и  экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении услуг в области  религиозного туризма.

      Выбранная тема «Исследование культурного наследия ислама для развития религиозного туризма» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

      Цель  работы – изучить особенности  исследования культурного наследия ислама для развития религиозного туризма.

      Исходя  из цели работы, были сформулированы следующие  задачи:

      - изучить разновидности религиозного  туризма;

      - показать особенности экскурсионного  туризма религиозной тематики;

      - рассмотреть историю возникновения  и территорию распространения  ислама;

      - дать характеристику территории распространения ислама;

      - изучить особенности мусульманского  паломничества.

      Объект  исследования – религиозный туризм.

      Предмет исследования - общественные отношения, связанные с религиозным туризмом ислама.

      Методы  исследования – сравнительно-правовой, метод анализа.

      Данная  тема достаточно изучена в литературе, но, тем не менее, представляет интерес  для дальнейшего рассмотрения.

      Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Определение религиозного тузима. Его место  в системе туристской деятельности

     1.1. Основные положения

 

      Туризм  представляет собой форму миграции людей, не обусловленную сменой их местожительства  или работы. По определению А. Ю.Александровой — крупного специалиста в области туризма, туризм есть совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы. [3, с. 211]    

      Туризм  может быть культурно-познавательным, религиозным, развлекательным, деловым, научным, лечебно-оздоровительным, спортивным, экологическим, экзотическим, экстремальным и т.д. Всемирная туристская организация (ВТО) оперирует следующим определением понятия «турист». Турист — это лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды существования, на срок не более 12 месяцев с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте.

      А.Ю.Александрова [1, с. 23], ссылаясь на материалы Международной конференции по статистике путешествий и туризма и рекомендации ВТО, выделяет три главных критерия, позволяющих включить туристов и экскурсантов в категорию посетителей и отличить их от других путешествующих лиц. Это, во-первых, выезд за пределы обычной среды, во-вторых, продолжительность пребывания в месте поездки и, в-третьих, цель посещения.

      В статистике туризма учитываются  люди, продолжительность пребывания которых в новом месте не превышает 12 месяцев. Если человек прожил где-либо больше года, он переходит в категорию постоянных жителей. Например, паломники, отправляющиеся в известный православный монастырь на неделю, считаются туристами. Что касается целей поездки, то в отличие от других путешественников (сезонных рабочих, мигрантов, военнослужащих, дипломатов и т.д.) подобными посетителями движут туристские мотивы. По рекомендации ВТО туристские цели были объединены в несколько блоков. Среди блоков, выделенных ВТО, — отдых, посещение родных и близких, деловые и профессиональные цели, лечение и др. Нас интересует посещение святых мест и поклонение религиозным святыням.

      Места, которые человек посещает регулярно, даже если они находятся сравнительно далеко от места его проживания, являются элементами его обычной  среды. Сюда можно отнести также объекты, находящиеся в непосредственной близости от места проживания человека независимо от частоты их посещения (например, какой-нибудь музей или храм, расположенные в данном городе). Психологически они воспринимаются как элемент каждодневности.

      В религиозном туризме поездка  в достаточно удаленный город  или район для поклонения какой-нибудь святыне, участие в культовых  действиях или посещение музеев и выставок будет считаться выездом  за пределы обычной среды. Концепция  обычной среды существования вызывает споры среди специалистов: какое расстояние должен проехать человек и как часто посещать те или иные места, чтобы считаться туристом. Очевидно, что понятие обычной среды различается по странам и может различаться для людей разной мобильности, социального и имущественного положения, мировосприятия и мотивации поездок.

      Итак, мы можем сказать, что туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы обычной среды  на срок не более года для посещения  святых мест и центров религий. Под, религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.

      Религиозный туризм — это самостоятельный  вид туризма. У него, как и у  других его видов, есть свои разновидности: паломнический туризм и религиозно-экскурсионный  туризм, или, другими словами, экскурсионный  туризм религиозной тематики.

     1.2. Разновидности религиозного туризма

 

      Религиозный туризм, как уже было сказано, имеет  две основные разновидности. Это паломнический туризм и экскурсионный туризм религиозной тематики. Разновидностью паломнического туризма является духовно-паломнический туризм. [11, с. 122]

      Паломнический туризм. Эта разновидность религиозного туризма представляет собой совокупность поездок представителей различных религий с паломническими целями. Слово «паломничество» происходит от слова «пальма»: паломники-христиане, совершавшие поездки на Святую землю в Средние века, привозили оттуда пальмовую ветвь. Паломничество мы можем понимать как странствие людей для поклонения святым местам. Совершать паломничество людей побуждает много различных мотивов. Это может быть желание исцелиться от физических или душевных недугов, помолиться за родных и близких, обрести благодать, набраться сил, сделать какую-нибудь работу (строительство, уборка территории монастыря, храма, ашрама — духовного центра и т.д.). Паломничество может быть обусловлено также стремлением выразить благодарность высшим силам за блага, ниспосланные ими, проявить преданность вере, испытать собственные намерения и способности к подвижничеству, обрести смысл жизни.

      Паломничество предполагает определенное отношение  человека к действительности. Психологические особенности паломников очень разноплановы. Паломник в большинстве случаев — глубоко религиозный человек с уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием — для достижения своих духовных и нравственных целей. Идея паломничества подразумевает действия в условиях определенных трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать временным и преходящим материальным во имя вечного духовного. В индуизме, буддизме, христианстве и других конфессиях получило развитие пешее паломничество, особенно по уже существующим маршрутам. Люди отправляются в паломничество, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды их проживания. Они едут или идут в святые места, более значимые для них.

      Традиции  паломничества уходят корнями в  далекую древность. Так, в Индии испокон веков люди совершали поездки в святые места, наполненные энергией того или иного божества. В Бхагава-та-пуране, написанной много веков назад, сказано, что святые места, в которых почитаются божества, нужно посещать и в них нужно молиться, чтобы достичь духовных результатов. Посещение таких мест и участие в ритуальных церемониях даст результаты в тысячу раз лучшие, чем те, что будут достигнуты при выполнении тех же действий в других местах. В буддийском каноне Трипитака указаны места, которые сам Будда назвал как свои памятные: те, где он родился, получил состояние просветления, прочитал свою первую проповедь и ушел в иной мир.

      В Древней Греции к прорицательнице-пифии, жившей в храме в Дельфах, съезжались представители всего греческого мира для получения предсказаний. В Средние века сложилась традиция поездок христиан к Гробу Господню в Иерусалим. Эпоха крестовых походов стимулировала развитие паломничества. Крестовые походы проходили под флагом освобождения Святой земли от неверных. Паломническое движение в Святую землю приобретает еще больший размах в XV—XVI вв. Наряду с глубоко верующими людьми под видом паломников в путешествие отправлялись купцы, ученые (например, Ю.Тенеллус и В. Постель, собиравшие в Палестине рукописи для парижской библиотеки), политические и военные агенты.

      В России в Средние века и Новое  время правители совершали паломничества, часто пешие, в различные монастыри и храмы. Когда во время пеших походов монарх уставал идти, его увозили на отдых в близлежащий путевой дворец. Затем его привозили на то же место, и он продолжал свой поход.

Информация о работе Религиозный туризм в исламе