Религиозный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:17, реферат

Краткое описание

Религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях — одним из важнейших.

Оглавление

Введение…………………………………………1
Понятие о религиозном туризме. Его разновидности 2-5
Развитие религиозного туризма в России 5-9
Макрорегионы паломничества 9
Вывод 10-12
Список используемой литературы 13

Файлы: 1 файл

религиозный туризм.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.

 

Религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные  поездки по святым местам и религиозным  центрам. Они стремятся принять  участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях — одним из важнейших.

Объектами привлечения  религиозных туристов являются святые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловлены культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящими в определенное время года. При международных поездках туристам следует пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности. На российском рынке туризма уже сформировались фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении услуг в области религиозного туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие о религиозном туризме.

 

Под, религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды. Человек выезжающий за пределы обычной среды на срок не более года для посещения святых мест и центров религий является туристом, путешествующим с религиозными целями.

 

Разновидность религиозного туризма.

 

Религиозный туризм —  это самостоятельный вид туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности.

Религиозный туризм подразделяется на религиозно-экскурсионный и  паломнический туризм. В первом случае туристов интересуют главным образом экскурсии с посещением монастырей, храмов, музеев и выставок. Причем эти туристы могут быть, а могут и не быть приверженцами той религии, объекты которой посещают, а также могут быть вообще людьми нерелигиозными. Следует отметить, что религиозная тематика довольно часто является составляющей комбинированных туров культурно-познавательной направленности.

Паломнический туризм - это разновидность религиозного туризма представляет собой совокупность поездок представителей различных религий с паломническими целями. Паломничество мы можем понимать как странствие людей для поклонения святым местам. Совершать паломничество людей побуждает много различных мотивов. Это может быть желание исцелиться от физических или душевных недугов, помолиться за родных и близких, обрести благодать, набраться сил, сделать какую-нибудь работу (строительство, уборка территории монастыря, храма, ашрама — духовного центра и т.д.). Паломничество может быть обусловлено также стремлением выразить благодарность высшим силам за блага, ниспосланные ими, проявить преданность вере, испытать собственные намерения и способности к подвижничеству, обрести смысл жизни.

 

Можно выделить различные  виды паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности различают индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности можно обозначить паломничества длительные и короткие. Раньше, по русским православным канонам, паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней. В зависимости от того, в какой стране находятся объекты, посещаемые паломниками, существуют поездки внутренние и зарубежные.

Паломники обычно выдвигают  гораздо меньше требований к Уровню и качеству обслуживания, питания, размещения. Они останавливаются на ночлег в  кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время  хаджа, например), могут ночевать в  храмах на полу или прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик, и она более скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии — вегетарианская.

Паломничества связаны  с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут быть монастыри, храмы, природные объекты — горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто паломничества бывают приуроченными к определенным праздникам. Скажем, в христианстве паломничество в тот или иной храм или монастырь может быть приурочено к дню празднования памяти местночтимого святого. В Ватикан собирается много паломников послушать пасхальную проповедь папы римского.

Духовно-паломнический туризм пока имеет довольно узкую социально-психологическую базу. И все-таки о нем можно говорить как о разновидности паломнического туризма. Имеются в виду поездки туристов из Северной и Южной Америки, Западной Европы, России и стран СНГ на различные духовные практики в страны Востока, в первую очередь в Индию, а также в Китай, Тибет, Непал, Японию. Например, одна из мусульманских организаций Казахстана планировала направить своих членов в межконфессиональный поход в Тибет. Тибет, хотя там нет мусульманских святынь, является очень значимым в духовном отношении местом.

В Индии системами  привлечения таких туристов служат ашрамы — центры медитации, йоги, философии, руководимые духовными учителями, многие из которых известны далеко за пределами Индии, в том числе в России. Пример. Каждый год организуются поездки из России в Китай для занятий цигун. Цигун помогает человеку набрать большой запас жизненных сил. Следовательно, такая поездка включает элементы религиозного, спортивного и лечебно-оздоровительного туризма.

Экскурсионный туризм религиозной тематики.

В рамках экскурсионного туризма религиозной тематики предполагается посещение религиозных центров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты — действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках.

Туристы посещают богослужения, принимают участие в крестных ходах, медитациях, других религиозных  мероприятиях. Следует иметь в виду, что туристы-экскурсанты, в том числе представители других религий, могут попасть не на все мероприятия. Так, в некоторые индусские храмы пускают только индусов. Мекка является священным городом для мусульман, немусульманам туда въезд запрещен. Все это следует учитывать при планировании туров.

В экскурсионно-познавательных турах туристы используют имеющиеся  элементы туристской инфраструктуры —  селятся в гостиницах и т. д. Экскурсионно-познавательные туры в отличие от паломнических  более короткие, они не приурочены к религиозным праздникам, и в них могут участвовать как взрослые, так и дети. Религиозные объекты туристы могут посещать и во время комбинированных туров, в которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы. Для паломников экскурсия имеет вторичное значение по отношению к определенным культовым действиям. Тем не менее в некоторых турах могут участвовать как паломники, так и экскурсанты.

Экскурсионным группам  необходим опытный, хорошо знающий  тему экскурсовод, а по прибытии на место их должен сопровождать и представитель религиозной организации.

Научный туризм религиозной тематики. Такие поездки немногочисленны, но они расширяют географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное наследие — рукописи, различные культовые предметы, найденные в том числе благодаря археологическим раскопкам, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое. Исследователи направляются в центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. На Западе и в России имеется интерес к странам Востока — Китаю, Индии, Японии. Посещаются места исчезнувших религий — Египет, Месопотамия, Греция и Италия, Центральная Америка.  

      Больше всего российских паломников едет в Израиль. Специально для них местное министерство по туризму разработало 11 религиозных маршрутов по Святой земле. Наших туристов привлекает возможность увидеть святыни сразу нескольких религий. Паломники стали настоящим спасением для туриндустрии Израиля, когда после начала интифады(народного востания) поток в эту страну снизился вдвое. В прошлом году Израиль посетили 34.5 тыс. российских туристов, из них около 30% - паломники.

Еще одним направлением для выезда российских религиозных туристов может  стать Кипр. Российские эксперты полагают, что таким образом остров пытается увеличить или хотя бы сохранить на прежнем уровне российский турпоток, который в прошлом году сократился примерно на 30%. Операторы сомневаются, что на Кипр поедет много паломников, поскольку цены внутри страны для них слишком высоки.

 

 

Развитие  религиозного туризма в России.

 

Вообще россияне пока предпочитают посещать святые места  на родине, а не за рубежом. Например, одни только Соловки в прошлом  году посетили около 30 тыс. паломников, причем их поток вырос на 36%. Гораздо больше пилигримов стало и на Валааме. "В прошлом году нас посетили около 60 тыс. туристов и паломников. Поездки становятся все более продолжительными, людям не хватает обычной экскурсии, они хотят остаться в святом месте на несколько дней или даже на неделю", - говорит руководитель паломнической службы Спасо-Преображенского Валаамского мужского ставропигиального монастыря.

В наше время монастыри Русской  Православной Церкви - ведущие объекты  привлечения паломников. Ряд монастырей принимает паломников по предварительной договоренности или благословению настоятеля. В Троице-Сергиевой лавре (Московская область) паломникам необходимо иметь при себе паспорт, и они могут прибыть в монастырь по согласованию с паломническим центром. В Вааламском монастыре паломников принимают только по благословению игумена и только через собственную паломническую службу. Можно обозначить монастыри, принимающие:

паломников как мужского, так и женского пола; паломников-женщин, с предоставлением их дополнительных прав.

Только мужчины могут посетить Панфнутьев-Боровский монастырь. Только мужчин также принимает знаменитый Афонский Свято-Пантелеймонов мужской  монастырь (как и все другие православные монастыри и скиты, находящиеся  на Афоне, Греция).

Паломники обоих полов приезжают во многие монастыри России, например, Троице-Сергиеву лавру, Владимирский монастырь (остров Валаам, Крелия).

Свято-Николаевский Черноостровский  женский монастырь, (Калужская обл.) принимает паломников, а женщинам предоставляет бесплатные проживание и трапезу.

Большинство монастырей принимают  паломников на срок до семи дней, Троице-Сергиева Лавра - на сутки. Свято - Екатерининский мужской монастырь (Московская обл.) принимает однодневные паломнические  группы. Им проводится экскурсия и  предоставляется монастырская трапеза. Другие монастыри специально не обговаривают сроки пребывания. Часто паломники остаются на длительный срок.

Даже при таком крупном монастыре  как Троице-Сергиева лавра гостиницы - женский и мужской Странноприимные  дома - не могут вместить всех желающих. Некоторые монастыри имеют ограниченные возможности размещения паломников и поэтому принимают их на непродолжительное время, например, Артемиево-Веркольский мужской монастырь (Архангельская область).

Свято-Боголюбский монастырь (Владимирская обл.) селит богомольцев в гостинице и организуют их питание. В Троице-Сергиевой лавре для паломников устраивается бесплатный завтрак, обед и ужин в паломнической трапезной. Другие - не представляют таких услуг (или одной из них).

Кирилло-Белозерский мужской монастырь, известный паломнический центр русского севера (Вологодская обл), не имеет мест для приема и размещения большого количества паломников. Но они могут разместиться либо в городской гостинице райцентра Кириллов, либо на находящейся рядом турбазе "Сиверска".

Паломники, прибывающие в монастыри  на достаточно продолжительное время, несут послушания. В Соловецком монастыре (Архангельская обл.), например, они  заняты заготовкой дров на зиму, строительными  работами, уборкой территории, работой на огороде.

Есть монастыри, располагающие  на своей территории:

музеи;

библиотеки духовной литературы;

государственные музей.

Некоторые монастыри организуют в  своих стенах или под своим  покровительством православные гимназии, общеобразовательные школы, детские приюты и богадельни, лечебные заведения.

Особенности проведения служб в каждом монастыре свои. В больших монастырях, которые посещают много народу, регулярно проходят утренние и вечерние богослужения. Богослужения могут осуществляться в нескольких храмах одного и того же монастыря. Время начала и конца богослужений может быть одним и тем же на протяжении всего года или различаться летом и зимой. В выходные и праздничные дни может быть больше мероприятий, чем в обычные. Также, в одних храмах службы могут проводиться только летом, а в других - круглый год.

Все эти особенности следует учитывать сотрудникам туристских фирм, планирующих поездки по монастырям. Если какая-нибудь группа хочет посетить ряд монастырей для молитвенного общения или с экскурсионно-познавательными целями, следует очень внимательно разрабатывать маршрут, учитывая особенности каждого монастыря в отдельности, соотнося монастырское расписание служб со временем пребывания в пути, питания, отдыха и т.д. Если этого не делать, то могут возникать накладки. Скажем, туристы прибыли в храм (тем более, если это зима), а он будет открыт только через час, или, наоборот, служба уже заканчивается или ее вообще не должно быть по расписанию в этот день. Важной для паломников особенностью ряда монастырей является то, что службы там проводятся по полному суточному кругу богослужения.

 

Многие туристы, посещающие монастыри и храмы России, постоянно  проживают в крупных городах. Как мы знаем, для крупных городов  страдают от хронической усталости, их утомляют городская спешка, суета, большое количество дел и времени, затрачиваемого на транспорт. Кроме того, очень специфическим является сознание горожан. Поэтому для туристов, посещающих монастыри, находящиеся в сельской местности, малых городах России очень интересно наблюдать особенности жизни и быта монахов, послушников, сотрудников этих монастырей. Особенности жизни и быта монашествующей братии могут быть откровением для туристов, особенно экскурсантов, которые могли впервые отправиться в поездку по религиозным местам, находящимся за пределами их обычной среды. Эти особенности следует учитывать специалистам, разрабатывающим турпродукт в политике его продвижения, а также при сегментировании рынка. Через акцентирование внимания на какой-либо изюминке жизни в монастыре, нетипичной для жизни светских горожан, можно повысить туристскую привлекательность посещаемых мест.

Информация о работе Религиозный туризм