Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:02, курсовая работа
Цель: разработать проект системы обучения персонала ресторана «Планета Суши» в городе Сургуте.
Задачи:
1. Охарактеризовать особенности системы обучения персонала предприятий ресторанного сервиса
2. Рассмотреть основы разработки проекта предприятий ресторанного сервиса
3. Рассмотреть систему обучения персонала ресторана «Планета Суши» в городе Сургуте
Обучением сотрудников «Росинтер Ресторантс» занимается созданный в 1991 году Учебный Центр для повышения квалификации сотрудников ресторанов в области теории и практики сервиса, технологии продаж, маркетинга и управления. С первых дней существования Учебный Центр использует современные и прогрессивные методы и технологии подготовки линейного персонала и руководителей. Поэтапное обучение в центре дает каждому сотруднику корпорации возможность за достаточно короткий срок стать директором ресторана и даже региональным управляющим. Для новых сотрудников учебный центр проводит семинар «Введение в компанию». Любой сотрудник имеет возможность принять участие в семинарах «Семь шагов легендарного сервиса», «Техника максимальных продаж», «Основы санитарии». Обучением занимаются 40 преподавателей-практиков из числа сотрудников, работающих в ресторанах. Учебный Центр оснащен современными учебными классами.
В процессе обучения с обслуживающим персоналом проводятся тренинги на темы:
- техника обслуживания;
- общение с клиентом;
- работа с конфликтами;
- состав, вкус и особенности блюд.
«В ресторанах «Планета Суши» традиционно все сотрудники - универсалы. Такой механизм, - считает бренд-менеджер холдинга «Росинтер Ресторанс» ресторана «Планета Суши» Петр Голунов, - облегчает управление бизнесом, позволяет сотрудникам быстро постигать все аспекты работы через обучение на рабочем месте, то есть методом делегирования и ротации и в дальнейшем при желании становиться эффективными менеджерами. Всегда легче работать с людьми, воспитанными в "своей" среде, хотя у нас есть и немало примеров, когда на должность менеджеров мы брали людей, что называется, со стороны. Мой подход таков: принимая на работу официанта, повара или бармена, я рассматриваю его сквозь призму будущей управленческой деятельности. Последние два года наше развитие было особенно бурным. Естественно, показатель темпа карьерного роста сотрудников намного вырос». [25]
24 декабря 2005 года в Сургуте был открыт первый в городе комплекс ресторанов компании «Росинтер Ресторантс Холдинг» . В него вошли предприятие быстрого обслуживания «Ростик’c», рестораны «IL Патио» и «Планета Суши». Фактический адрес предприятия: г. Сургут, проспект Ленина, 50/1.
Общая площадь здания составляет 1300 кв.м, при этом площадь комплекса- 1000 кв. м: «Планета Суши» 250 кв м. Количество посадочных мест в «Планете Суши» рассчитано на 70 мест. Средний чек в «Планете Суши» составляет $5, $14 и $20. Инвестиции в комплекс составили более $1 млн. Ресторан оснащен своей кухней.
Основной аудиторией «Планеты Суши» являются молодежь и люди среднего возраста с заработной платой 15 000 рублей.
По мнению президента компании Ростислава Ордовского -Танаевского Бланко: «Не смотря на то, что Сургут не является городом миллионником, «Росинтер Ресторантс Холдинг» считает этот город перспективным для развития. Это один из интереснейших городов России, возникший из поселка нефтяников и газовщиков, всего лишь в 1000 домов. Сегодня это новый перспективный город, где осели и живут молодые активные люди, у которых есть потребность в разнообразных качественных услугах, в том числе в сфере ресторанов и организации досуга. Безусловно, достойный город, чтобы на него обратили внимание крупные российские сети».
Как и в других регионах, «Росинтер Ресторантс Холдинг» привнес в город западные стандарты обслуживания и высокое качество блюд. Город получил новые рабочие места, в том числе и для студентов, которые смогут совмещать учебу с работой.[26]
В ресторане «Планета Суши» города Сургута обучение персонала проводится в соответствии с графиком, утвержденным директором Сургутского филиала ОАО «Росинтер Ресторанс» на основании договора об обучении в Учебном Центре «Росинтер Ресторантс» города Москвы. Проведением обучения занимаются директор и менеджеры. В учебной практике используется метод «играющего тренера», который заключается в следующем: каждому сотруднику по своей специализации (кассир, бармен, официант, повар и т.д.) прикрепляется новый сотрудник. Сотрудник одновременно выполняет свои повседневные обязанности и обучает другого сотрудника определенной специальности. Еще одно мероприятие входящее в систему обучения персонала в ресторане «Планета Суши» в городе Сургуте – постоянная ротация сотрудников. Единые стандарты обслуживания в сети позволяют оперативно и эффективно обучаться переводя специалистов с одной территории на другую. Данный метод повышает надежность работы предприятия. Параллельно с ротацией в ресторане «Планета Суши» существует система профессионального продвижения сотрудников. Например, попадая впервые в заведение питания, человек получает должность помощник официанта. Успешно пройдя стажировку и обучение, сотрудник может перейти из одного квалификационного уровня в другой (официантом - старший официант). В соответствии с графиком обучения аттестация сотрудников ресторана «Планета Суши» проходит регулярно каждые 6 месяцев.
В период с марта по апрель 2008 года было проведен опрос среди персонала ресторана «Планета Суши», цель которого – выявление проблем в сфере обучения персонала на предприятии.
Для проведения опроса был выбран метод оценки персонала «360 градусов». Метод оценки «360 градусов» является методом оценки по компетенциям. Компетенциями называют опыт, знания и навыки сотрудника, которые он проявляет в рабочем поведении. Цель проведения данного метода заключается в определении потребностей персонала в обучении. Согласно этому методу свое мнение о сотруднике высказывают: руководители, подчиненные, коллеги и клиенты, то есть происходит «круговая оценка». Оценка руководителем — наиболее широко применяемый вид оценки. Эта форма оценки включает в себя как индивидуальные рейтинги сотрудников, так и оценивание работы в команде. Непосредственный начальник почти всегда является лучшей кандидатурой для эффективного осуществления оценки своих сотрудников.
Коллеги имеют уникальную возможность видеть друг друга, но они могут по-разному относиться к идее оценивания друг друга. Использование многих оценщиков в оценке сотрудников коллегами уравнивает возможные предубеждения по отношению к сотруднику со стороны коллег.
Самооценка — эта форма оценки достаточно распространена. Самооценка важна для налаживания общения между непосредственным руководителем и подчиненным. Этот вид полезен в случаях, когда непосредственный руководитель не может наблюдать за сотрудником и результатами его работы.
Однако исследования показывают достаточно большое расхождение между самооценкой и оценкой других источников, особенно оценкой непосредственного руководителя. Самооценка обычно бывает намного выше, что может привести к позиции защиты и отчуждения со стороны подчиненного. Иногда самооценка бывает ниже, чем оценка, полученная от других источников. Это объясняется тем, что подчиненный себя явно недооценивает.
Клиенты — потребители продуктов или услуг данного предприятия. Их оценка является необходимым условием диагностики успешности организации.
Ценность обратной связи со стороны клиентов наиболее показательна при оценке команды или отдельного сотрудника. Как правило, обратная связь клиентов более ценна при оценке продуктов, услуг, результатов проекта, чем при оценке процессов и отношений между сотрудниками. Клиенты обычно не видят рабочих процессов, а часто не знают специфики работы той или иной команды. В основном они видят только результат, и поэтому их оценка может быть авторитетна именно в той части работы.
Как правило, этот метод проводится раз в 6—12 месяцев, что дает возможность постоянно отрабатывать вопросы, которые действительно нужно задавать респондентам.
Оценка «360 градусов» дает возможность определить сильные стороны и области развития сотрудника. Данную оценку, как правило, не применяют для пересмотра заработной платы и начисления премий, а также при принятии кадровых решений при продвижении по карьерной лестнице.
Преимущества данного метода заключаются в следующем:
• это объективная всесторонняя оценка, которую редко можно получить в обычной жизни;
• способствует доверию, более открытой обратной связи;
• учитывает мнение внешних клиентов;
• способствует укреплению корпоративной культуры.
Недостатками метода являются:
• оцениваются только компетенции, а не результаты работы;
• требуется высокая степень конфиденциальности;
• трудно добиться откровенности при ответах на вопросы.
Данный метод «360 градусов» (полный круг) означает разнообразие источников, которые обеспечивают полную картину трудового процесса в организации. Следовательно, организация может использовать оценку со стороны непосредственного руководителя, клиента, коллег, самооценку в программе аттестации одного подразделения. [27]
В опросе персонала ресторана «Планета Суши» принимал участие персонал, работающий с клиентами: менеджеры, официанты и бармены. Количество составило 15 человек. Директор ресторана «Планета Суши» составил список требований ко всем должностям персонала и определил 15 компетенций для каждой должности сотрудника. Все качества оценивались анонимно. Аттестовать нужно было себя, руководителя и еще двух коллег в форме анкетирования, а директор заполнял анкеты на всех своих подчиненных (Приложение 1, 2), занятых в опросе. Оценщики для каждого сотрудника были определены руководителем. Также некоторым клиентам тоже предоставлялась возможность заполнить анкету на сотрудника, работающего непосредственно с ним (Приложение 3). Доступ к готовым результатам получили сам сотрудник и директор.
По данным результатам опроса, при оценивании сотрудника самого себя, были выявлены следующие данные (Приложение 4). Сотрудник:
- обладает умением работать в коллективе – 73 %;
- доволен качеством выполняемой работы – 53 %;
- обладает необходимыми рабочими знаниями, навыками, умениями –
33 %;
- имеет коммуникативные навыки – 80 %;
- применяет творческий подход к работе – 40 %.
Из вышеперечисленных данных можно сделать вывод о том, что при оценивании самого себя большинство сотрудников не достаточно обладают необходимыми рабочими знаниями, навыками, умениями, не применяют творческий подход к работе.
В результате опроса при оценивании сотрудника коллегами были получены следующие данные (Приложение 4). Коллеги считают что сотрудник:
- умеет работать в коллективе – 56 %;
- качественно выполняет работу – 40 %;
- обладает необходимыми рабочими знаниями, навыками, умениями –
43 %;
- обладает коммуникативными навыками – 63 %;
- творчески подходит к работе – 46 %.
На основании этих данных можно сделать вывод о том, что при оценивании сотрудника коллегами большинство сотрудников не достаточно обладают необходимыми рабочими знаниями, не достаточно качественно выполняют работу и не применяют творческого подхода к работе.
В результате опроса при оценивании руководителя сотрудниками были получены следующие данные (Приложение 5). По мнению сотрудников руководитель:
- организует эффективное обучение персонала:
- «плохо» – 52 %;
- «хорошо» – 20 %;
- «отлично» - 28 %.
- обладает необходимой степенью ответственности, надежности:
- «плохо» – 36 %;
- «хорошо» – 50 %;
- «отлично» - 14 %.
- способен четко выражать свои мысли (как письменно, так и устно):
- «плохо» – 23 %;
- «хорошо» – 57 %;
- «отлично» - 20 %.
- обладает умением разрешать конфликтные ситуации:
- «плохо» – 37 %;
- «хорошо» – 32 %;
- «отлично» - 31 %.
- обладает умением эффективно управлять людьми, доводить до подчиненных цели и задачи предприятия:
- «плохо» – 18 %;
- «хорошо» – 62 %;
- «отлично» - 20 %.
В результате опроса была выявлена неудовлетворенность респондентов по таким показателям, как организация эффективного обучения персонала (52%) и умение разрешать конфликтные ситуации (37%).
В то же время опрошенные посчитали, что руководитель предприятия ресторанного сервиса «Планета Суши» хорошо справляется со следующими обязанностями:
- обладает необходимой степенью ответственности, надежности (50%)
- способен четко выражать свои мысли (как письменно, так и устно) (57%)
- обладает умением эффективно управлять людьми, доводить до подчиненных цели и задачи предприятия (62%).
Таким образом, можно сделать вывод, что персонал ресторана «Планета Суши» не считает существующую систему обучения на предприятии эффективной, тем самым возникает необходимость ее совершенствования.
Информация о работе Проект системы обучения персонала ресторана «Планета Суши» в городе Сургуте