Проблемы и развитие делового туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:04, реферат

Краткое описание

На данный момент туриндустрия является одной из самых перспективнейших и динамично развивающихся в мире, согласно данным Всемирной Туристской Организации (ЮНВТО) доля туризма в мировом ВВП составляет около 4%.
Россия обладает огромным потенциалом, как для развития внутреннего, так и международного туризма. В России есть все необходимое для развития индустрии туризма - богатое историческое и культурное наследие, огромная территория, а так же нетронутая в отдельных регионах дикая природа. Разнообразие ландшафтов позволяет развивать множество видов туризма. Кроме природных и историко-культурных предпосылок развитию въездного туризма способствуют и другие факторы. Это высокая покупная способность иностранных валют, обеспечение свободы перемещения на большей части территории страны, включая такие перспективные в туристском отношении районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород и Самару, города, закрытые ранее для иностранных туристов.

Оглавление

Введение
Современное состояние и проблемы развития делового туризма в России
.1 Теоретические основы организации делового туризма
.2 Анализ состояния и проблемы развития делового туризма в России
. Анализ системы организации делового туризма в Москве
.1 Анализ современного состояния делового туризма в Москве
2.2 Анализ состояния инфраструктуры делового туризма в Москве
2.3 Анализ привлекательности Москвы для въездного и внутреннего делового туризма
. Разработка перспективного проекта внедрения типового туристского продукта с целью формирования консолидированного предложения
.1 Разработка дифференцированного типового туристского продукта
.2 Расчет стоимости типового туристского продукта
.3 Внедрение типового туристского продукта на рынок делового туризма
Заключение
Список использованной литературы и источников
Приложения

Файлы: 1 файл

проблемы и перспективы делового туризма .docx

— 105.60 Кб (Скачать)

В проведении различных фестивалей, конгрессов и прочих мероприятий  заинтересованы не только столичные  отели, но и средства размещения, расположенные  в курортных местах. Например, сочинский  гостиничный комплекс Жемчужина  в межсезонье активно предлагает услуги корпоративным клиентам и  благодаря удачному расположению в  самом центре Сочи и непосредственной близости от моря пользуется стабильным спросом. В начале июня здесь ежегодно собираются участники международного фестиваля Кинотавр, в Жемчужине  также проводятся КВН, фестиваль  пива, большое количество выставок, конференций и симпозиумов. Комплекс рассчитан почти на 1800 мест, в  нем есть номера любой категории, а также киноконцертный зал, бизнес-центр, шесть ресторанов и 14 баров.

Собираются различные  форумы и в сочинском комплексе  Дагомыс. А местная гостиница  Москва, после реконструкции выделившая специальные помещения для оказания бизнес-услуг, сумела существенно увеличить  свою загрузку. Сочинским средствам  размещения серьезно помогает администрация города и края, которая принимают активные меры к тому, чтобы жизнь на курорте не замирала в межсезонье. Местные власти идут по пути Лазурного берега Франции, отели загружаются в любое время благодаря разнообразным выставкам, которые правительство начало организовывать здесь несколько десятилетий назад. Если Сочи превратится со временем в такой же регион, то российский курорт сможет быть востребованным и на международном рынке.

Ориентация на бизнес-туристов характерна сейчас и для гостиниц областных центров Центрального российского региона. Их основные клиенты - деловые люди, командированные  из других городов - и в первую очередь  из Москвы, которая дает до 60% заполняемости  региональных отелей. Поездки, вызывающие потребность в средствах размещения, внутри одной и той же области  или района составляют не более 10-15%, а зарубежные гости здесь вообще редкость. Для командировочных же большую роль играет наличие в  гостинице таких услуг, как возможность  пользоваться услугами бизнес-центра или арендовать комнаты для проведения переговоров, наличие розеток для  подключения компьютера и Интернета  в номерах. Российские и иностранные  инвесторы, выбирающие сейчас регионы  для реализации гостиничных проектов, в качестве критериев отбора рассматривают  не только динамику турпотоков, но и  деловой потенциал каждой конкретной области.

В ходе написания первой главы можно сделать следующие  выводы:

) Путешествия с деловыми  целями включают: бизнес - встречи,  конгрессный туризм, торговые выставки  и ярмарки, а также инсентив-путешествия  (поощрительные), которые признаны  наиболее эффективными средствами  для ведения бизнеса, выхода  на новые рынки, а также для  обмена мнениями и новыми идеями  между коллегами и клиентами.

Деловой турист - это отправляющийся по делам бизнесмен или руководитель высшего или среднего звена. В  структуре мирового бизнес-туризма  превалируют индивидуальные деловые  поездки (70,8%). Примерно в равных долях - поездки на конференции и семинары (12,6%) и посещение выставок (10,9%). Конгрессные  туры и инсентив-туризм занимают приблизительно по 3%

2) В настоящий момент  существует множество проблем  с привлечением инвесторов, не  желающих рисковать своими деньгами  из-за отсутствия гарантий, помощи  в решении земельных вопросах  и т.д.

) Современное состояние  делового туризма характеризуется  несостоятельностью нормативно-правовой  базы, отсутствием департамента  по развитию делового туризма.  В то же время намечены изменения  не только для делового туризма,  но и для туризма в Москвы  в целом.

 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ  ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В МОСКВЕ

 

2.1 Анализ современного  состояния делового туризма в  Москве

 

По прогнозу Всемирной  туристской организации, к 2020 году Россия может войти в первую десятку  стран мира, выделенных по принципу наиболее популярных направлений мирового туризма, и Москва как столица  способна сыграть роль крупнейшего  центра туризма общероссийского  масштаба. Привлекательность Москвы как объекта делового туризма  определяется следующими основными  факторами:

Москва является крупнейшим культурным центром страны. В городе располагаются более 60 музеев и выставочных  залов, более 100 театров и концертных залов, свыше 100 кинотеатров, два цирка  и пр.

Столица обладает развитой базой для делового туризма и  проведения международных конгрессов, симпозиумов, ярмарок и т.п., что  дает ей возможность развивать наиболее перспективные виды делового туризма.

Развитая спортивная инфраструктура города позволяет проводить крупнейшие всероссийские и международные  спортивные соревнования.

Географическое положение  Москвы позволяет рассматривать  город как отправную точку  туристских маршрутов по историческим и культурным центрам Подмосковья  и городам Золотого Кольца России.

В последние годы Москва укрепляла свои позиции одного из крупнейших в мире международных  деловых центров. Рост числа деловых  и служебных визитов в город  в 2010 г. составил 319% к уровню 2000 г., причем если в среднем по России в 2010 г. доля деловых визитов насчитывала 17,4%, то в столице этот показатель был  в 2,4 раза выше (42,5% общего въездного  потока иностранцев).

Развитие делового туризма  в Москве имеет большое значение для столицы, поскольку туристическая  индустрия является стабильным источником пополнения городского бюджета (до 7% в  год) и генерирует создание новых  рабочих мест и строительство  новых туристско-гостиничных комплексов и, как следствие, способом повышения  благосостояния и уровня жизни москвичей.

Именно поэтому одной  из наиболее важных стратегических задач  Правительства Москвы является превращение  столицы из крупнейшего индустриального  центра России в мегаполис общеевропейского масштаба с высокоразвитой инфраструктурой  туризма.

Для выполнения определяющих задач Программы по формированию положительного имиджа Москвы как международного туристского центра, развитию въездного  и внутреннего туризма, а также  созданию условий для роста числа  иностранных туристов, посещающих столицу, Правительство Москвы, используя  свое постоянное членство во Всемирной  туристической организации (UNWTO), регулярно  участвует в проводимых ЮНВТО  форумах по наиболее актуальным вопросам развития туризма в мире.

Повышение туристической  привлекательности города способствовало в последние годы развитию въездного  туризма, особенно иностранных туристов, однако мировой финансовый кризис внес существенные изменения в динамику въездного туризма в Москву. Так, по данным Комитета по туризму города Москвы, в 2008 г. году в столицу прибыли 3898.0 тыс. иностранных туристов. Количество туристов снизилось по сравнению  с 2007 г. на 2.8%.

В первой половине 2009 г. мировой  финансово-экономический кризис продолжил  негативное влияние на рост въездного  потока иностранных туристов в Москву. По данным Пограничной службы ФСБ  РФ через аэропорты Московской воздушной  зоны поток зарубежных гостей в столицу  в первом полугодии 2009 г. снизился на 18,6% (1 млн. 579 тыс. чел.) по сравнению с  тем же периодом 2008 г (1 млн. 941 тыс. чел.).

Однако, уже во втором квартале 2009 г. было отмечено некоторое замедление темпов сокращения количества посещений  Москвы зарубежными гостями по сравнению  с аналогичным периодом предыдущего  года. Так, если в первом квартале 2009 г. по сравнению с аналогичным  периодом 2008 г. поток иностранных  туристов в столицу снизился на 19.8%, то во втором квартале по сравнению  с тем же периодом предыдущего  года только на 17.7%.

Динамика же общей численности  иностранных граждан прибывавших  в столицу за последние 7 лет представлена на рис. 1

 

Рис. 1. Динамика общей численности  иностранных граждан прибывших  в Москву через международные  аэропорты московской воздушной  зоны

 

По данным за 2008 г. общее  количество иностранных гостей, прибывших  из дальнего зарубежья и гостей, прибывших из стран СНГ и Балтии, примерно равны и составляют 1,8 млн. человек и 2,0 млн. человек соответственно. При этом, следует отметить, что  среди иностранных граждан, посещавших российскую столицу в 2004-2008 гг., отмечался  значительный рост общей численности  гостей из стран СНГ и Балтии. Так, за рассматриваемый период темпы  роста количества туристов из стран  СНГ составили 300%, а из стран дальнего зарубежья 220%.

По целям визита общий  поток иностранных гостей, посетивших столицу воздушным транспортом, распределяется на три основные группы.

Наибольший сегмент (42,5%) составляют гости, приехавшие из-за рубежа с деловым визитом (в служебных  целях). Эта категория иностранных  гостей столицы в 2008 г. превысила 1,6 млн. человек.

Общее количество туристических  и частных визитов иностранцами формирует два не сильно отличающихся по величине сегмента. Так, в 2008 году с  туристскими целями в Москву въехало 943,8 тыс. иностранцев, что почти в 4 раза больше, чем в 2000 году. При этом увеличился и удельный вес иностранцев, прибывающих в Россию с туристскими  целями, среди всех прибывших иностранцев: так, если в 2000 году их доля составляла только 17,2%, то в 2008 г. последняя достигла 24,2%. С частными целями поездок в  Москву, например, таким как на учебу, лечение и т.д., в 2008 г. столицу  посетило 1151, тыс. чел.

Общая численность иностранцев, прибывавших в Москву в служебных  целях, увеличилась в 2008 году по сравнению  с предшествующим периодом на 6,1%, ее доля в 2007 году возросла до 42,5%.

В 2010 году по сравнению с  предыдущим годом практически не изменилось число иностранцев, прибывших  в Москву с частными целями: их доля в общей численности иностранцев  составила 29,8%, что в абсолютном выражении  равно 1.161 тыс. человек.

Наихудшую динамику среди  показателей количества гостей, прибывших  в Москву, по целям поездки продемонстрировала категория «обслуживающий персонал транспортных средств и прочее», сократившись на 66,2% до величины 136,4 тыс. человек. Отрицательная динамика данного  показателя связана с резким уменьшением  количества пассажирских и грузовых перевозок вследствие мирового экономического кризиса, а так же вводом новых  схем оптимизации управления транспортными  потоками крупными логистическими и  транспортными компаниями с целью  сокращения издержек.

В последние годы наблюдались  значительные различия в структуре  въездных потоков в Москву у граждан  стран СНГ и дальнего зарубежья.

У гостей из стран дальнего зарубежья основные доли формировали  лица, въехавшие в город с целями туризма и бизнеса.

Так, в период 2004-2008 гг. жители стран дальнего зарубежья прибывали  в Москву в основном по делам службы или в качестве туристов. За указанный  период доля гостей, прибывших в  столицу с деловыми или туристскими  целями, в общем объеме гостей была стабильно выше 80%, а за 2008 г. составила 83,8%.

Среди приезжих из стран  СНГ и Балтии традиционно доминировали частные поездки, но наблюдалась  явная тенденция к снижению их доли - с 2004 г. по 2008 г. доля частных поездок  упала на 16,9 процентных пункта (62,2%, 56,2%, 51,3%, 48,1%, 45,6% соответственно).

Ниже на рисунках 2, 3 представлена сегментация общего числа иностранных  граждан, приехавших в Москву из стран  дальнего зарубежья и стран СНГ  и Балтии в 2009 г., в зависимости  от основной цели визита, в %

 

Рис. 2 Сегментация общего числа иностранных граждан, приехавших в Москву из стран дальнего зарубежья  в 2009 году, в зависимости от основной цели визита в %

 

Рис. 3 Сегментация общего числа иностранных граждан, приехавших в Москву из стран СНГ и Балтии в 2009 году, в зависимости от основной цели визита в %

По данным за первое полугодие 2009 г. по сравнению с первым полугодием 2008 г. наибольшее увеличение визитов  из стран дальнего зарубежья продемонстрировал  Израиль - 11%. Напротив, резкое падение  показателей въездного потока по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. отмечено у Великобритании -45% и Турции -35%.

Небольшое снижение у Испании  и Нидерландов - 6,4% и 9% соответственно. Остальные страны: Германия -12%, США -18% и Италия - снижение на 12%.

Среди стран ближнего зарубежья  по количеству посещений Москвы по сравнению с первым полугодием 2008 г. у граждан Белоруссии - увеличение на 11,5%.

 

2.2 Анализ состояния инфраструктуры  делового туризма в Москве

 

Развитие делового туризма  в Москве имеет большое значение для столицы, поскольку туристическая  индустрия является стабильным источником пополнения городского бюджета (до 7% в  год) и генерирует создание новых  рабочих мест и строительство  новых туристско-гостиничных комплексов и, как следствие, способом повышения  благосостояния и уровня жизни москвичей.

Москва является привлекательным  городом для бизнесменов всего  мира. Немаловажную роль в это, приносит развитая транспортная сеть города Москвы. Аэропорты Москвы - крупнейшие транспортные узлы не только в масштабах страны. По объему перевозок и предоставляемым  услугам предприятия соответствуют  принятым в этих отраслях мировым  стандартам. Воспользовавшись услугами российских авиаперевозчиков, можно  попасть в большинство точек  Российской Федерации. Учитывая значительные расстояния России, это самый быстрый  и удобный транспорт для путешествия  по стране.

Московские аэропорты  имеют налаженный транспортный коридор  почти со всеми столицами мира. Рейсы в Москву предлагают и ведущие  международные авиакомпании, такие  как British Airways, Lufthansa, SAS, Finnair и другие. Большинство иностранных туристов пользуется именно авиационным транспортом, чтобы добраться до Москвы. Всего  в столице России 4 основных аэропорта, все они находятся в непосредственной близости от города. Это Внуково <#"justify">1)КОНСУМЭКСПО ( международная выставка товаров  народного потребления);

Информация о работе Проблемы и развитие делового туризма в России