Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:55, отчет по практике
Целью прохождения данной преддипломной практики является закрепление и углубление знаний, полученных студентами во время обучения в институте, в частности знаний, полученных в процессе изучения экономических дисциплин, приобретение практических навыков работы по специальности, навыков анализа и оценки реальных производственных процессов для самостоятельного обоснования эффективности тех или иных управленческих решений, применяемых в условиях реального производственного процесса или предлагаемых в качестве усовершенствования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 5
1.1 Характеристика предприятия как субъекта хозяйствования 5
1.2 Управление предприятием РТУП «Белинтурист» 11
1.3 Анализ и оценка экономических результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия 15
1.4 Анализ и оценка эффективности использования трудовых ресурсов (кадрового потенциала) 22
1.5 Анализ и оценка эффективности использования основных средств 25
1.6 Анализ и оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия 30
2 Индивидуальная часть. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Источник: собственная разработка
Проводимый в стратегическом планировании анализ направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к фирме, сильных и слабых сторон, которыми обладает фирма. Для анализа внешней и внутренней среды в стратегическом планировании применяются следующие методы; метод SWOT, матрица Томпсона и Стикланда, матрица Бостонской консультативной группы и т.п.
Наряду с методами изучения угроз, возможностей, сильных и слабых сторон фирмы может быть применен метод составления ее профиля. С его помощью удается оценить относительную значимость для фирмы отдельных факторов внешней среды.
1.3 Анализ и оценка экономических результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия
РТУП «Белинтурист» предоставляет услуги по размещению туристов; перемещению туристов из страны постоянного места жительства в страну временного пребывания и обратно; обеспечению туристов питанием; перевозке туристов от места их прибытия в страну их временного пребывания до места размещения и обратно (трансфер), а также по любой другой перевозке в пределах страны временного пребывания, предусмотренной условиями путешествия; информационные (о туристских ресурсах того или иного региона, таможенных и пограничных формальностях, курсах валют, видах транспорта, ценах и т.д.); средств связи (пользование Интернетом, междугородной и международной связью, факсом); организационные (оформление паспортов, виз, страхование, предоставление гидов, переводчиков и т.д.); посреднические (бронирование мест в гостиницах, билетов на различные виды транспорта).
Анализ туристского рынка РТУП «Белинтурист» позволяет выделить в нем 4 сегмента: к первому сегменту относятся лица со средним или даже относительно низким уровнем доходов; ко второму сегменту туристского рынка относятся лица с уровнем доходов выше среднего; третий сегмент образуют лица с высоким уровнем доходов; четвертый сегмент составляют высокообразованные люди, проявляющие интерес к изучению природы, культуры, образа жизни, нравов и обычаев других народов.
Формами продажи туристского продукта и методами обслуживания потребителей являются:
1) заявка через Internet – 7%;
2) непосредственный приход в РТУП «Белинтурист» – 68%;
3) получение консультаций по телефону – 25%.
В дальнейшем для продажи туристского продукта РТУП «Белинтурист» может воспользоваться таким видом наружной стационарной рекламы как плакат, в свою очередь, он может быть уменьшен и помещен на страницах цветного глянцевого журнала, или же выполнен в виде календарика.
Товарная политика фирмы – комплекс базовых решений по выводу на рынок нового направления туристических продуктов, сохранению качества предоставляемых туристических продуктов, изменению ассортимента туристических продуктов.
Основными направлениями деятельности РТУП «Белинтурист» являются:
– обеспечение наилучшего ассортимента реализуемых продуктов;
– организация сервисного обслуживания клиентов;
– послепродажные контакты с покупателями и потребителями.
Чтобы обеспечить эффективную
предпринимательскую
По мнению автора, конкуренция - это способ преодоления динамического соперничества между хозяйствующими субъектами, имеющими однонаправленные цели и интересы, путем объективного превосходства сил в конкурирующей фирме.
Постановка целей и задач, а также планирование маркетинговой стратегии в турфирме РТУП «Белинтурист» начинаются с выбора или идентификации перспективного туристского рынка, анализа и прогнозирования спроса на туристские поездки, так как только результаты этих исследований позволят дать необходимые количественную и качественную оценки потребностей в конкретных турпродуктах иностранных туристов.
При выборе конкретного рынка РТУП «Белинтурист» необходимо исходить из двух позиций:
1) Выбор рынка под имеющийся у РТУП «Белинтурист» турпродукт. Например, РТУП «Белинтурист» имеет возможность принимать из-за рубежа туристов, увлекающихся охотой. Следовательно, ее задачей является поиск такого рынка, где спрос на охотничьи туры за границей имеет необходимый потенциал.
2) Выбор рынка, когда у РТУП «Белинтурист» еще нет конкретного турпродукта. Она оценивает потенциал спроса на поездки в РБ, с тем чтобы выбрать наиболее перспективный для себя сегмент и сформировать под него свой турпродукт.
Таким образом, основными направлениями деятельности РТУП «Белинтурист» являются: обеспечение наилучшего ассортимента реализуемых продуктов; организация сервисного обслуживания клиентов; послепродажные контакты с покупателями и потребителями. Чтобы обеспечить эффективную предпринимательскую деятельность, фирма должна постоянно развивать ассортимент предлагаемых туристских продуктов. Зарубежный туристский рынок слишком удален от турфирмы, не так доступен, как внутренний. Для его изучения у РТУП «Белинтурист» нет ни необходимого инструментария, ни достаточных средств. Поэтому РТУП «Белинтурист» приходиться интуитивно нащупывать рыночные ниши. К сожалению, такой способ редко приводит к быстрым и желательным результатам. Для того, чтобы добиться массовых стабильных потоков иностранных туристов, РТУП «Белинтурист» необходимо организовать поиск перспективных туристских рынков, анализ и прогнозирование рыночного спроса, что является объективной необходимостью в работе каждой турфирмы.
Проанализируем ассортимент туристических продуктов по направлениям (странам). Данные представлены в таблице 1.6.
Таблица 1.6 – Состав и структура ассортимента продуктов РТУП «Белинтурист» по направлениям (регионам) в 2010-2011 гг.
Страна/регион |
Сумма оборота |
Отклонение (+/-) | ||||
2010 г. |
2011 г. | |||||
Млн.руб. |
Доля, % |
Млн.руб. |
Доля, % |
Млн.руб. |
Доля, % | |
Болгария |
76,4 |
16,1 |
161,1 |
18 |
84,7 |
1,9 |
Румыния |
10,6 |
2,2 |
65,3 |
7,3 |
54,7 |
5,1 |
Польша |
69,3 |
14,6 |
87,1 |
9,7 |
17,8 |
-4,9 |
Турция |
109,4 |
23,1 |
158,5 |
17,7 |
49,1 |
-5,4 |
Египет |
94,9 |
20,0 |
126 |
14,1 |
31,1 |
-5,9 |
ОАО |
14,5 |
3,1 |
51,4 |
5,7 |
36,9 |
2,6 |
Литва |
7,8 |
1,6 |
15,8 |
1,8 |
8 |
0,2 |
Словакия |
8 |
1,7 |
19 |
2,1 |
11 |
0,4 |
Таиланд |
13,4 |
2,8 |
34,8 |
3,9 |
21,4 |
1,1 |
Тунис |
21,4 |
4,5 |
66,6 |
7,4 |
45,2 |
2,9 |
Черногория |
4,5 |
0,9 |
19,9 |
2,2 |
15,4 |
1,3 |
Чехия |
7,6 |
1,6 |
33,6 |
3,8 |
26 |
2,2 |
Украина |
36,2 |
7,6 |
56,1 |
6,3 |
19,9 |
-1,3 |
Источник: собственная разработка
Для большей наглядности представим структуру ассортимента продуктов РТУП «Белинтурист» по направлениям (регионам) в 2011 году в графическом виде (рис. 1.2).
Рисунок 1.2 – Структура ассортимента продуктов РТУП «Белинтурист» по направлениям (регионам) в 2011 году
Источник: собственная разработка
По самым активным и популярным в нашей стране направлениям в зарубежные страны на исследуемом объекте «Белинтурист» предоставлены различные варианты туров в Турцию, Египет, Болгария. Наибольший удельный в 2010 году так и в 2011 году занимали туры в Турцию (23,1% и 20,5 % соответственно), затем в Египет (20,0% в 2010 году и 16,3% в 2011 году) и Болгарию (16,1% и 18,3% соответственно).
Как показывает опыт туристского бизнеса, именно по этим направлениям наиболее часто заказываются путевки, что формирует наибольший процент выручки.
Наименьшей популярностью пользуются туры в Литву, Словакию, Чехию.
Ассортимент продуктов туристской фирмы «Белинтурист» можно также сгруппировать по следующим направлениям:
1) Развлекательные туры (костюмированные шоу - программы, интерактивные экскурсы и т.д.)
2) Активный отдых (романтические вояжи на байдарках, прогулки на велосипедах, игровые туры на снегоступах и др.)
3) Деловой туризм (организация деловых встреч, семинаров, корпоративных выездов и праздников, инсентив - туры, оригинальные тим-билдинги и т.д.)
4) Праздники (профессиональные, обрядовые и др.)
5) Экскурсионные программы
6) Услуги для индивидуальных туристов (размещение в гостиницах, организация индивидуальных программ и маршрутов, подбор развлекательных программ и т.д.)
В своей деятельности РТУП «Белинтурист» ориентируемся на клиентов различного возраста, статуса, стиля жизни, духовного и физического развития. Главное, чтобы они хотели увидеть что-то оригинальное, узнать нечто новое, ощутить что-то особенное.
К разработке программ
фирма подходит тщательно и
творчески, стремится к тому,
чтобы каждая из них была
интересна, индивидуальна,
Итак, проанализируем ассортимент предлагаемых продуктов фирмы и рассчитаем долю каждого из направлений в общем объёме выручки (cм. таблицу 1.7).
Таблица 1.7 – Состав и структура ассортимента продуктов РТУП «Белинтурист» в 2010-2011 гг.
Вид продукта |
Сумма оборота |
Отклонение (+/-) | ||||
2010 г. |
2011 г. | |||||
Млн.руб. |
Доля, % |
Млн.руб. |
Доля, % |
Млн.руб. |
Доля, % | |
Развлекательные туры |
85,2 |
18,0 |
176,3 |
19,7 |
91,1 |
1,7 |
Активный отдых |
90,6 |
19,1 |
155,7 |
17,4 |
65,1 |
-1,7 |
Деловой туризм |
79,3 |
16,7 |
127,1 |
14,2 |
47,8 |
-2,5 |
Праздники |
70,5 |
14,9 |
98,5 |
11 |
28 |
-3,9 |
Экскурсионные программы |
83,9 |
17,7 |
196,0 |
21,9 |
112,1 |
4,2 |
Услуги для индивидуальных туристов |
64,5 |
13,6 |
141,4 |
15,8 |
76,9 |
2,2 |
Источник: собственная разработка
Из таблицы четко
видны колебания структуры
На рисунке 1.3 представлена структура ассортимента продуктов РТУП «Белинтурист» в 2011 г.
Рисунок 1.3 – Структура ассортимента продуктов РТУП «Белинтурист» в 2011 г.
Источник: собственная разработка
Инвестиции являются одним из важных факторов развития туристской отрасли, так как от их объемов и структуры зависят: динамика развития отрасли на долгосрочную перспективу; финансово-экономические показатели работы отрасли в будущем; качественные характеристики туристских объектов и организаций в перспективе; пропускные способности, производственные мощности и вместимость туристских объектов; структурная пропорциональность развития отрасли (взаимоувязка развития гостиниц, транспорта, сетей питания, связи); общая конъюнктура туристского спроса и предложения в территориальном разрезе (конкурентная среда).