Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:55, отчет по практике
Целью прохождения данной преддипломной практики является закрепление и углубление знаний, полученных студентами во время обучения в институте, в частности знаний, полученных в процессе изучения экономических дисциплин, приобретение практических навыков работы по специальности, навыков анализа и оценки реальных производственных процессов для самостоятельного обоснования эффективности тех или иных управленческих решений, применяемых в условиях реального производственного процесса или предлагаемых в качестве усовершенствования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 5
1.1 Характеристика предприятия как субъекта хозяйствования 5
1.2 Управление предприятием РТУП «Белинтурист» 11
1.3 Анализ и оценка экономических результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия 15
1.4 Анализ и оценка эффективности использования трудовых ресурсов (кадрового потенциала) 22
1.5 Анализ и оценка эффективности использования основных средств 25
1.6 Анализ и оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия 30
2 Индивидуальная часть. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Частное учреждение образования
«Институт предпринимательской деятельности»
Факультет ______________________________
Кафедра экономики и туризма
ОТЧЕТ
О ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
в Республиканском туристском унитарном предприятии «Белинтурист»
Студент (ка)
__курса, группы___ _________
(подпись)
Руководитель
практики от предприятия:
должность ________________
(подпись)
Руководитель
практики от кафедры:
должность ________________
(подпись)
Минск 2013
Содержание
введение
В современном мире туризм является одним из важнейших направлений хозяйственной деятельности, напрямую генерируя услуги, товары, иностранную валюту, занятость и инвестиции. В тех странах, где туризм стал процветающей индустрией услуг, он оказывает глубокое экономическое и социальное воздействие на национальное развитие. Международный туризм также имеет комплексные связи с другими отраслями и с государственными стратегиями и планами развития, что означает, что он влияет на структуру и разнообразие других видов экономической деятельности на национальном и региональном уровнях.
Туризм – это крупнейшая мировая отрасль индустрии, являющаяся устоявшимся компонентом современных процессов глобализации.
Важной особенностью
современного этапа развития туризма
и изменения его организационны
Новые технологии в туризме и сопредельных областях экономики будут способствовать резкому рывку в развитии сферы путешествий. Политическая, социальная и финансовая интеграция многих стран создаст оптимальные условия для развития и совершенствования гостиничной, транспортной, торговой инфраструктуры и других ресурсов туристского рынка, а также обеспечения безопасности туристов во время путешествий, охраны и бережного использования в целях туризма окружающей среды не только в развитых, но и в развивающихся странах. Есть основания утверждать, что мировой туризм имеет огромный потенциал и, следовательно, можно оценивать перспективы его развития на первые десятилетия XXI века.
Целью прохождения данной преддипломной практики является закрепление и углубление знаний, полученных студентами во время обучения в институте, в частности знаний, полученных в процессе изучения экономических дисциплин, приобретение практических навыков работы по специальности, навыков анализа и оценки реальных производственных процессов для самостоятельного обоснования эффективности тех или иных управленческих решений, применяемых в условиях реального производственного процесса или предлагаемых в качестве усовершенствования.
Задачами преддипломной практики являются:
Объектом практики является туристское предприятие РТУП «Белинтурист».
Экономико-правовой основой
при написании отчета явились
Закон «О предприятиях Республики Беларусь»,
соответствующие нормативные
1 Обязательная часть
1.1 Характеристика предприятия как субъекта хозяйствования
Организация «Белинтурист» ведёт свою историю с 28 октября 1955 года, когда было создано агентство ВАО «Интурист» в Минске. «Белинтурист» был основан в результате преобразования Национального туристического концерна Республики Беларусь в августе 2004 г. согласно Указу Президента Республики Беларусь от 23.06.2004 г. № 292 «О преобразовании Национального туристического концерна «Белинтурист».
Тип предприятия «Белинтурист» — туристская организация. Туристские организации занимают определённое место в системе туризма в целом, поскольку представляют собой органы управления и частные объединения, которые формируют (создают) услуги (продукт) для рыночной продажи, выступают посредниками, координируют функциональную деятельность туристских предприятий и регионов.
Все функции туристских
организаций можно
Основными источниками
правового регулирования
РТУП «Белинтурист» зарегистрировано решением исполкома администрации Советского района г.Минска, в едином государственном регистре юридических лиц.
Основной целью деятельности РТУП «Белинтурист» является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для реализации экономических интересов государства, предприятия и удовлетворения социальных нужд его работников.
В соответствии с целями деятельности и законодательством Республики Беларусь предметом деятельности предприятия является:
- деятельность турагентов;
- деятельность туроператоров;
- туристическая деятельность.
В случае если вышеперечисленные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь, предприятие имеет право осуществлять такие виды деятельности только после получения соответствующих лицензий.
РТУП «Белинтурист» предоставляет следующие виды туристских продуктов:
1) по размещению туристов;
2) перемещению туристов из страны (места) постоянного места жительства в страну (место) временного пребывания и обратно;
3) обеспечению туристов питанием;
4) перевозке туристов
от места их прибытия в страну
(место) их временного
5) информационные (о туристских
ресурсах того или иного
6) средств связи (пользование Интернетом, междугородной и международной связью, факсом);
7) организационные (оформление
паспортов, виз, страхование,
8) посреднические (бронирование мест в гостиницах, билетов на различные виды транспорта).
Ассортимент туристических продуктов РТУП «Белинтурист» предоставлен в приложении 1 и 2 .
Как показывают данные таблицы, турфирма предлагает широкий ассортимент туристических продуктов.
На сегодняшний день турпродукт фирмы РТУП «Белинтурист» включает туры, формируемые самой фирмой по Беларуси, станам СНГ и туры за рубеж, покупаемые у крупных российских туроператоров.
В первом случае при формировании турпродукта отдел маркетинга фирмы формирует портфель заказов на год и поквартально. Это делается на основании заключаемых договоров на оказание соответствующих услуг с собственниками турбаз, санаториев, лечебниц, исходя из имеющихся у них в наличии мест для приема отдыхающих. Очевидно, что в условиях жесткой конкуренции между местными турфирмами, высокого спроса населения на отдых в Беларуси и ограниченных возможностей собственников услуг, фирма РТУП «Белинтурист» получает довольно ограниченное количество мест, которые она может реализовывать своим клиентам.
Такая реализация происходит по результатам активных рекламных акций, например, рекламирования предложений по организации новогодних каникул, майских праздников, летних отпусков, выходных дней и т.д., которые можно провести на турбазах, в санаториях, лечебницах Республики Беларусь. Эти акции проводятся задолго до начала действия каждого предложения, и до этого времени до 85 % имеющихся в наличии путевок оказываются востребованными. Остальная часть мест реализуется непосредственно перед началом действия предложений, но уже по более высоким ценам.
При формировании и продвижении данного турпродукта фирма РТУП «Белинтурист» как туроператор получает прибыль за счет варьирования размеров наценки на исходную стоимость продуктов, устанавливаемую их собственниками по договорам. Размеры наценки колеблются, в зависимости от места отдыха, класса продукта, сезонного спроса, времени пребывания клиентов в месте отдыха, формы и времени расчетов и т.д., от 20 до 75 %. При этом каждый квартал отдел маркетинга анализирует объемы полученной прибыли, видов оказанных фирмой туроператорских услуг, объем турпотока по каждой услуге и уровень цен на них с позиций собственной коммерческой выгоды.
Аналогичным образом формируются турпродукт и уровень цен на различные виды продуктов при предложении турфирмой экскурсионных, лечебных, образовательных и пр. туров по Беларуси. Лечебные, образовательные туры, коллективные туры для школьников и т.д. осуществляются по предварительным заявкам, и, исходя из имеющегося спроса, фирма формирует группы на определенные даты.
Соответственно, ценообразование на такие продукты осуществляется в зависимости от уровня потребительского спроса и колеблется в пределах от 25 до 50 % к размеру выставляемой собственниками продуктов цены. Транспортные расходы таким наценкам не подлежат. В пики сезонного спроса (например, на отдых на турбазах, в домах отдыха и санаториях) цены могут устанавливаться индивидуально – в зависимости от места отдыха, времени покупки тура, количества отдыхающих, форм расчетов и т.д.
Зарубежные туры формируются иначе. Являясь в данном случае турагентом, фирма РТУП «Белинтурист» лишь продает туры, сформированные московскими фирмами-туроператорами, своим клиентам, беря за это комиссионные в размере 10 %, что определено в договоре между данными субъектами. Следовательно, прибыль от турагентской деятельности фирмы зависит от количества реализованных ею туров, поскольку за каждые 100 проданных туров фирма получает от своего контрагента дополнительный процент прибыли (обычно 1%).
В то же время, в зависимости от состояния потребительского спроса на те или иные маршруты, сезонного фактора и т.д., турфирма предлагает своим клиентам в течение года скидки, которые могут достигать 70 % для «горящих туров». Тем самым процесс ценообразования как элемента комплекса маркетинга осуществляется в фирме РТУП «Белинтурист» довольно гибко, что в значительной степени обусловлено высоким уровнем конкуренции.
Анализ фирм-конкурентов показал, что существует небольшое число фирм, предлагающих турпродукты в зарубежные страны, рассмотрим основные три фирмы. Данные представлены в таблицах 1.1 и 1.2.
Таблица 1.1 – Доли рынка фирм-конкурентов
№ |
Название |
Место расположения |
Доля рынка, которым она владеет |
1 |
МАТЭП-90 |
ул. К. Чорного, 32 |
20% |
2 |
«Трейд-вояж» |
Богдановича, 7-12 |
32% |
3 |
ОДО «Техностар» |
Скорины пр-т, 68-112 |
21% |
4 |
РТУП «Белинтурист» |
Ленина, 3-52 |
15% |
5 |
Др. фирмы |
12% |
Источник: собственная разработка
Таблица 1.2 – Основной подход фирм к системе ценообразования
Название |
Стратегия |
МАТЭП-90 |
Высокое качество - высокая цена |
«Трейд-вояж» |
Низкие производственные издержки–низкая цена |
ОДО «Техностар» |
Цена в зависимости от цен конкурентов |
РТУП «Белинтурист» |
Доступные цены, высокое качество |