Особенности предпринимательской деятельности в туризме и сфере обслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 13:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление особенностей предпринимательской деятельности в туризме и сфере обслуживания.
Для достижения цели определим следующие задачи:
- подробно рассмотреть сущность, функции и роль предпринимательства;
- дать характеристику организационным формам предпринимательства;
- выделить основные виды предпринимательской деятельности;
- определить основные виды предприятий туристской индустрии;
- дать характеристику данных предприятий по таким показателям как вид деятельности, предоставляемые услуги и т.д.;
- охарактеризовать предприятия индустрии туризма по данным показателям на примере Краснодарского края.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4-5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧАЕМОГО ВОПРОСА
1.1.Сущность, функции и роль предпринимательства…………………..6-8
1. 2. Организационные формы предпринимательства…………………8-14
1.3. Виды предпринимательской деятельности……………………….14-16
2 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ТУРИЗМЕ
2.1. Основные понятия в туризме………………………………………17-18
2.2.Предприятия туристской индустрии………………………………18-20
2.2.1. Туристские предприятия по разработке, продвижению и реализации туристского продукта…………………………………………………..20-26
2.2.2.Предприятия, предоставляющие услуги по размещению……..26-29
2.2.3.Предприятия питания в туризме………………………………...30-31
2.2.4. Транспортные предприятия……………………………………..31-33
2.2.6.Страхование в туризме……………………………………………...33
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ В ТУРИЗМЕ И СФЕРЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ
3.1.Туристическая компания «ЛА-ТУР»………………………………34-35
3.2.ОО "Гудвилл-тур"…………………………………………………36-38
3.3.Гостиница «Интурист»……………………………………………39-40
3.4.Сеть ресторанов "Любо"………………………………………….41-44
3.5.ООО "Аэробизнес"………………………………………………44-46
3.6.Некоммерческое партнерство «Пансионы Кубани»………….46-47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… 48-50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….51

Файлы: 1 файл

Особенности предприним.деятельности в туризме.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

      Туристическая деятельность – это туроператорская и турагентская деятельность по организации путешествий.

      2.2.Предприятия  туристской индустрии

      С.И. Байлик дает определение туристской индустрии как совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов, и создание материально-технической базы туризма, которая включает в себя следующие компоненты:

  1. организаторы туризма – туристские предприятия по разработке, продвижению и реализации туристского продукта (туроператоры и турагенты).
  2. предприятия, предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, пансионаты, дома отдыха и т.д.).
  3. предприятия питания (рестораны, кафе, бары и др.);
  4. транспортные предприятия (авто- и авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия речного и морского транспорта и др.);
  5. Экскурсионная деятельность
  6. Предприятия сферы досуга и развлечений  (тематические парки, киноконцертные залы, клубы по интересам, залы игровых автоматов и др.);

      Приведенный перечень является далеко не полным. В  индустрию туризма также включают предприятия торговли (магазины по реализации туристского снаряжения и сувениров), органы управления туризмом (государственные учреждения, общественные туристские организации), учебные, научные, проектные учреждения, банки, страховые компании,  лечебные и медицинские учреждения, организации связи и многое другое.

      Исходя  из этих предпосылок, федеральный закон  «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристскую индустрию как «совокупность  гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туристскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

      К туристским относятся услуги:

      - по размещению туристов;

      - перемещение туристов из страны (места) постоянного места жительства  в страну (место) временного пребывания  и обратно;

      - обеспечению туристов питанием;

      - удовлетворению культурных потребностей туристов (экскурсии, посещение театров, концертных залов, музеев, памятников истории и культуры, парков, заповедников, фестивалей, спортивных соревнований и т.д.);

      - удовлетворению деловых и научных  интересов (участие в конгрессах, конференциях, совещаниях, семинарах, ярмарках, выставках и т.д.);

      - информационные (о туристских ресурсах того или иного региона, таможенных и пограничных формальностях, курсах валют, видах транспорта, ценах и т.д.);

      - средств связи (пользование Интернетом, междугородней и международной связью, факсом);

      - организационные (оформление паспортов, виз, страхование, предоставление гидов, переводчиков и т.д.);

      - торговых предприятий, как общего, так и специального назначения (продажа сувениров, подарков и т.д.);

      - посреднические (бронирование мест в гостиницах, билетов на различные виды транспорта, отправка и доставка корреспонденции, приобретение подарков, сувениров);

      - бытовые (ремонт одежды, обуви, химчистка, прокат и т.п.);

      - спортивно - оздоровительные (пользование бассейнами, спортивными сооружениями, охота и рыбная ловля по лицензиям и т.д.).                                          

      2.2.1. Туристские предприятия по разработке, продвижению и реализации туристского продукта

      Туроператор– туристическая организация, которая:

    • занимается разработкой туристического продукта и комплектацией туров;
    • обеспечивает их функционирование;
    • организует рекламу и продвижение туристского продукта на рынке;
    • определяет цены на туры;
    • продает их турагентам для реализации по своим лицензиям.

      Под туроператорской деятельностью национальное законодательство понимает деятельность, направленную на формирование,  продвижение и реализацию турпакета, т. е. организацию путешествия. Эта деятельность осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (туроператором) на основании специального разрешения – лицензии на международную туристскую деятельность.

      Туроператоры  играют  особую роль в туризме. Они  покупают услуги, связанные с туризмом (например, места в поездах, самолетах, номера в отелях и другие), а затем формируют пакеты туристских услуг и продают их различным пользователям (агентам) с целью получения прибыли. В то же время можно продавать услуги и раздельно. Это делается либо из соображений прибыли, либо по необходимости.

      В первом случае, когда туроператор  формирует пакет услуг, он выступает  в роли производителя и собственника туристского продукта. Даже в том  случае, если услуги собираются использовать конкретно по назначению.

      Во  втором случае, когда туроператор  продает услуги по отдельности, он выступает как оптовый дилер туристических услуг. Это происходит в том случае, когда туроператор покупает у производителя больше услуг, чем необходимо для формирования туристского пакета.

      Туристский  пакет – комплекс услуг, предоставляемых в путешествии по индивидуальному или групповому плану, который предлагается в широкую продажу как серийный тур и в который, кроме транспорта, входят размещение, питание, услуги гида, экскурсовода и другое обслуживание.

      В целом же работа туроператора включает практически все экономические механизмы – от маркетинга до внутриэкономического анализа деятельности фирмы:

    • изучение спроса;
    • перспективное планирование (география, партнеры);
    • заключение договоров с поставщиками услуг и партнерами;
    • заключение договоров с транспортными фирмами;
    • методическое обеспечение маршрута;
    • выпуск туристского продукта;
    • заключение договоров  с агентами;
    • расчет стоимости путевки и выпуск ее в реализацию;
    • подготовка кадров на маршрут;
    • реклама и информация;
    • реализация;
    • обеспечение виз и проездных документов;
    • назначение кадров на маршрут;
    • проведение тура.

      Существуют  четыре основных типа туроператоров, которые   определяются их положением на туристском рынке.

  1. Операторы массового рынка – они продают большое число турпакетов, в которых часто используются чартерные авиарейсы в определенные  места назначения, главным образом в места назначения массового туризма.
  2. Специализированные операторы – это туроператоры, специализирующиеся на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране, на определенном виде туризма и т. д.). В свою очередь, такие специализированные операторы подразделяются на туроператоров:
  3. Туроператоры внутреннего рынка – продают турпакеты внутри страны проживания, что означает, что туры  размещаются внутри страны.
  4. Туроператоры внешнего рынка – создают пакеты и продают их в разные страны и особенно в те, из которых приезжает большое количество туристов

      По  месту деятельности туроператоры бывают:

- Местные (внутренние) операторы – они ориентируют турпакеты назначением в пределах страны происхождения.

- Выездные операторы – они ориентируют турпакеты на зарубежные страны (например, в Англию, Францию, Венгрию, Швейцарию, Австрию). 

- Операторы на приеме – они базируются в месте назначения (в стране назначения) и обслуживают прибывающих иностранных туристов в пользу других операторов и агентов.

      Основной  задачей деятельности туроператора является создание тура, подкрепленного соответствующей программой обслуживания. Этот продукт и является  основным туристским продуктом туроператора, выпускаемым на рынок и реализуемым через агентскую сеть. Данный продукт весьма специфичен и включает в себя:

    • маршрут, специально разработанный;
    • тур с утвержденной программой обслуживания; 
    • услуги, предоставляемые дополнительно;
    • товары, соответствующие туристскому обслуживанию.

      Турагент – это организация - посредник, занимающаяся продажей сформированных туроператором туров, выпускающая и реализующая их потребителю.

      Турагент  предоставляет потребителю подготовленные туроператором туры по договору возмездного оказания туристских услуг – основной юридический документ,  отражающий условия, сроки, обязательства, ответственность и другие существенные условия, добровольно принятые на себя сторонами в связи с куплей – продажей пакета туристских услуг. Конкретные фирмы и содержание договора определяются продавцом тура в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

      Турагентство – предприятие сферы туризма, занимающееся продажей туров, организованных различными туроператорами, а также отдельных услуг непосредственно туристам.

      Основные  задачи турагентства:

    • полное и широкое освещение возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам, туристским центрам и др.;
    • продвижение этой информации с помощью рекламы;
    • организация продажи туристского продукта в соответствии с современными методами торговли, а также используя специфику и особенности туристского рынка.

      Туристские  агентства могут иметь разнообразные  формы:

    • чисто туристские агентства по продаже туров, сформированных туроператорами, на условиях комиссионного вознаграждения;
    • транспортно – туристские агентства по организации транстуров. Здесь возникают перспективы для создания совместных предприятий с транспортными организациями:  авиационно–транзитными предприятиями, авиакомпаниями, железными дорогами. Вариантом взаимодействия с перевозчиками также являются агентские соглашения по реализации транспортных билетов;
    • турагентства (бюро реализации) при туроператоре, реализующие в основном собственные продукты, но продающие и приобретенные туры.

      Агентский договор – договор, по которому одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет последнего (статья 1005 ГК РФ).

      Основные  различия между туроператором и  турагентом:

- По системе доходов: 

      Туроператор покупает некоторый туристский продукт, и его прибыль формируется  из разницы между ценой покупки  и ценой продажи; очень часто  туроператор приобретает отдельные  услуги, из которых затем формирует комплексный туристский пакет со своим механизмом ценообразования. В то же время турагент действует как розничный продавец, и его прибыль получается из комиссионных за продажу чужого туристского продукта; турагент реализует туристский продукт (часто и отдельные услуги, например авиабилеты, номера в гостиницах) по реальным ценам туроператоров или производителей услуг.

- По принадлежности туристского продукта:

      Туроператор всегда имеет запас туристского  продукта для продажи, а турагент запрашивает определенный продукт (услугу), только когда клиент выражает  покупательский интерес.

        На практике предприятие может  быть одновременно туроператором  и турагентом. Российские туроператоры, например, зачастую не занимаются формированием турпродукта, а добавляют к продукту зарубежного партнера транспортные услуги и услуги по страхованию, поэтому по существу являются турагентами зарубежного туроператора. Но существуют турагентства, которые разрабатывают собственные программы туров. Это, как правило, малые и средние фирмы, предлагающие узкоспециализированные туры. Они вполне способны работать в качестве туроператоров на отдельных, узких сегментах рынка.

Информация о работе Особенности предпринимательской деятельности в туризме и сфере обслуживания