Особенности учета в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:31, реферат

Краткое описание

Туристический бизнес – одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства. Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. Значение туризма в мире постоянно увеличивается, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны.

Файлы: 1 файл

Особенности учета в туризме.docx

— 21.68 Кб (Скачать)

Особенности учета в туризме.

Туристический бизнес – одна из наиболее быстро развивающихся  отраслей мирового хозяйства. Международный  туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей  промышленности и автомобилестроению. Значение туризма в мире постоянно  увеличивается, что связано с  возросшим влиянием туризма на экономику  отдельной страны.

Развитие туристической  индустрии в Республике Казахстан  является следствием повышения уровня благосостояния населения. Доступность  туристических услуг, их качество и  разнообразие являются преимущественным фактором в выборе формы отдыха.

Привлекательность туристического бизнеса для предпринимателей обусловлена следующими причинами:

- небольшие стартовые  инвестиции;

- растущий спрос  на туристические услуги;

- высокий уровень  рентабельности;

- минимальный  срок окупаемости затрат.

В настоящее  время в Казахстане развита сеть туристских компаний, услугами которых  мы пользуемся, желая провести свой отдых комфортно и безопасно.

Правовые, экономические, социальные, организационные основы туристской деятельности как одной  из отраслей экономики РК определены Законом РК от 13.06.2001 г. № 211-2 «О туристической  деятельности в Республике Казахстан» с изменениями от 04.12.2003 г.

В соответствии с указанным Законом туристская деятельность подразделяется на турагентскую и туроператорскую.

Туроператорская деятельность – это деятельность юридических лиц, имеющих лицензию на данный вид деятельности, по формированию, продвижению и реализации своих  туристских продуктов туристским агентам  и туристам.

Турагентская  деятельность – это деятельность физических или юридических лиц, имеющих лицензию на данный вид деятельности, по продвижению и реализации туристского  продукта, сформированного туроператором.

Отличие между  ними состоит лишь в том, что туроператоры, кроме деятельности по продвижению  и реализации туристического продукта, еще и формируют этот продукт.

Формирование  туристического продукта – это поиск  зарубежных партнеров, выбор гостиниц, подбор экскурсий, переговоры с авиакомпаниями, работа на выставках, точный расчет количества бронируемых мест в гостиницах и  на авиарейсах, выпуск каталогов, работа по поиску и подбору агентств.

Другими словами, туроператор «собирает» из различных  услуг – оформление виз, перелет, трансферт, гостиница, страховка, экскурсии  и т.п. – некий продукт –  турпродукт, продвигает его на рынок  и реализует непосредственно  клиентам или турагентам. А турагент – это фирма-посредник между туроператором и клиентом.

Турпродукт представляет собой совокупность услуг, необходимых  для удовлетворения потребностей туриста, предоставляемых в период его  туристского путешествия и в  связи с этим путешествием (размещение, перевозка, питание, экскурсии, услуги инструкторов туризма, гидов, гидов-переводчиков) и др. услуги, оказываемые в зависимости  от целей поездки.

Обращаясь в  туристскую фирму, клиент в первую очередь  желает знать, какие услуги он приобретает, и как ими воспользоваться, а  также гарантии и обязательства  фирмы и свои права.

В связи с  этим необходимо соответствие ведения  туристической деятельности действующему законодательству.

В целях защиты прав и интересов туристов в РК лицензируются туроператорская, турагентская, экскурсионная деятельность, услуги инструктора туризма.

Необходимым условием для получения лицензии туроператорам  и турагентам является заключение договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента.

Договор обязательного  страхования ответственности туроператора и турагента заключается сроком на 12 месяцев со дня вступления его в силу. Территорией действия договора обязательного страхования ответственности туроператора и турагента является территория прохождения туристских маршрутов (туров).

Туроператорская и турагентская деятельность подлежит обязательной сертификации. Ответственность  за неоформление сертификатов соответствия наступает по истечении 7 месяцев с момента выдачи лицензии.

Особенности бухгалтерского учета в туристической фирме  исходят из организационных форм туризма – международного и внутреннего  и структуры туристических услуг.

Международный туризм подразделяется на:

• въездной туризм – путешествия в пределах РК лиц, не проживающих постоянно на ее территории;

• выездной туризм – путешествие граждан РК и  лиц, постоянно проживающих в  РК, в другую страну.

Внутренний туризм – путешествие в пределах РК граждан  РК и лиц, постоянно проживающих  на ее территории.

Оказание туристских услуг, связанных с организацией въездного туризма на территорию РК, является экспортом туристских услуг.

Оказание туристских услуг, связанных с выездом в  другую страну, является импортом туристских услуг.

В структуре  туристических услуг различают  основные:

• услуги по организации  перевозки;

• размещение;

• питание туристов;

и дополнительные, к которым относятся услуги по организации экскурсий, услуги гидов, гидов-переводчиков, услуги перевозки  туриста от места его пребывания в страну (место его временного пребывания) до места размещения и  обратно (трансферт), а также любой  другой перевозке в пределах страны (места временного пребывания), предусмотренной  условиями путешествия и др.

Важным элементом  бухгалтерского учета является документальное оформление взаимоотношений туристической  фирмы с поставщиками услуг и  клиентами.

При взаимоотношениях с клиентами такими документами  являются:

1. Документы  для заказа (заказ, лист бронирования, подтверждение бронирования).

2. Документы  для клиента (договор, путевка,  ваучер, памятка, страховой полис,  билет на транспорт).

3. Документы,  утверждающие личность туриста  (паспорт, доверенность на детей  и т.п.)

При заполнении листа бронирования, или как он еще называется – заявки на тур, клиент в подтверждение своих  намерений оплачивает часть стоимости  тура. В зависимости от того, будет  ли в документе эта сумма названа  авансом или задатком, заявка может  иметь разный правовой статус.

Так, если предварительная  оплата признается авансом, то оформленная  заявка (или лист бронирования) признается в качестве предварительного договора, по которому стороны в дальнейшем обязуются заключить основной договор  на условиях, предусмотренных предварительным. Поэтому после оформления заявки должно последовать оформление основного  договора, а предварительный может  быть лишен юридической силы или  по договоренности между сторонами  включен в основной в качестве неотъемлемой части с последующей  выдачей путевки.

Варианты с  оформлением заявки-листа бронирования целесообразны, в первую очередь, для  туристических агентств, которые  реализуют туры туроператоров и  не располагают полной информацией  о возможностях последних сразу  же предоставить клиенту требуемую  услугу, а также при разработке индивидуальных туров. Если услугу оказывает  непосредственно туроператор, то составление  предварительного договора в виде заявки нецелесообразно. Гораздо проще  оформить один основной договор.

Договор на туристское обслуживание заключается в письменной форме и должен соответствовать  законодательству Республики Казахстан.

К существенным условиям договора относятся:

1. Информация  о туроператоре или турагенте, включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его наименование, местонахождение и банковские реквизиты.

2. Сведения о  туристе в объеме, необходимом  для реализации туристского продукта.

3. Достоверная  информация о потребительских  свойствах туристского продукта, включая информацию о программе  и маршруте путешествия в стране (месте) пребывания с указанием  всех пунктов пребывания, об условиях  безопасности туристов, о наличии  сертификата на туристские услуги.

4. Дата и время  начала и окончания путешествия. 

5. Порядок встречи,  проводов и сопровождения туристов.

6. Цена туристского  продукта и порядок его оплаты.

7. Права, обязанности  и ответственность сторон.

8. Условия изменения  и расторжения договора.

9. Сведения и  условия доставки багажа туриста  в пункт назначения и правовые  последствия ненадлежащего исполнения  данного пункта договора.

10. Иные условия  договора, определяемые по соглашению  сторон.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора туроператором или турагентом турист вправе расторгнуть договор на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. При этом туристическая фирма несет убытки от невозмещения затрат по произведенным расходам и оплате неустойки. Правомерность таких расходов должна быть определена наличием в договоре определенных условий.

Турист вправе отказаться от исполнения договора до начала путешествия при условии оплаты туроператору или турагенту фактически понесенных им расходов за услуги, оказанные до уведомления об отказе от исполнения договора.

Исходя из этого, у туристической фирмы возникают  ситуации компенсации понесенных расходов, доход от которых в бухгалтерском  учете необходимо отражать обособленно  от дохода по реализации услуг.

Неотъемлемым  приложением к договору фирмы  с клиентом при продаже тура является туристическая путевка.

Туристическая путевка – это документ, подтверждающий факт передачи турпродукта.

Туристическая путевка является письменным акцептом оферты туроператора и турагента на продажу турпродукта и неотъемлемой частью договора, а также документом первичного учета туроператора или турагента.

Для туристической  фирмы туристическая путевка  является готовой продукцией, себестоимость  которой складывается из расходов, понесенных на оплату услуг, включенных в туристическую путевку.

Типичными затратами, составляющими себестоимость готовой  продукции – туристической путевки  – для туристических фирм являются расходы по оплате стоимости проезда, мест проживания, питания, проведения экскурсий и т.п.

Оценка прибыли  как финансового результата деятельности может быть произведена по типичной схеме отчета о доходах и расходах:

выручка от реализации путевок 

минус себестоимость  реализованных услуг 

минус расходы  периода (заработная плата персонала, налоги на фонд оплаты труда, реклама, оплата консультаций специалистов, канцпринадлежности, услуги телекоммуникаций, почтовые расходы и т.п.).

Ниже  представлена корреспонденция счетов расходов на рекламу:

      Д-т 7110 – К-т 2420 – начисление амортизации  по рекламному щиту ( билборду, табло и т.д.)

      Д-т 7110 – К-т 1430 – расходы по оплате за размещение наружной рекламы.

. Ниже представлена  корреспонденция счетов расходов  на печатную рекламу:

      Д-т 7110 – К-т 3310 – размещение рекламного объявления в газете или журнале;

      Д-т 1350 – К-т 3310 – заказаны и получены рекламные брошюры;

      Д-т 1420 – К-т 3310 – НДС по приобретенным брошюрам.

. Ниже представлена  корреспонденция счетов расходов  на проведение рекламных акций:

      Д-т 1350 – К-т 3310 – приобретена сувенирная продукция;

      Д-т 1420 – К-т 3310 – НДС по приобретенным товарам отнесен в зачет;

      Д-т 7110 – К-т 1350 – списана стоимость рекламных товаров в пределах 2 МРП;

      Д-т 7110 – К-т 1350 – списана стоимость товаров на сумму, превышающую 2 МРП;

      Д-т 7110 – К-т 3130 – начислен НДС с суммой, превышающей стоимость 2 МРП;

Информация о работе Особенности учета в туризме