Основные экономические показатели туристского бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:04, курсовая работа

Краткое описание

Экономика туризма представляет собой систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности.
Экономика туристской фирмы - это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ).

Файлы: 1 файл

курсовая по эконом..docx

— 216.79 Кб (Скачать)

этой услуги (  руб.). В данном случае цена конечной услуги ( , руб.)  
 

определяется по формуле 
 

Также достаточно часто туристскими организациями  используется метод экспертных оценок, который позволяет составлять прогнозы в отношении цен на туристском рынке. 

     Следует отметить, что в чистом виде отдельный  метод используется редко. Как правило, туристские организации выбирают комбинированный подход к ценообразованию. Кроме того, необходимо помнить, что при всех условиях цена должна возмещать затраты изготовителя услуг, поэтому использовать калькуляции целесообразно в любом случае.

7. Разработка системы модификации цен. В социально-культурном сервисе и туризме принято разрабатывать не одну (единственную) цену, а систему ценовых модификаций, которые используют в зависимости от рыночных условий. Это позволяет учитывать особенности качественных характеристик услуг и различия ассортимента, а также внешние факторы реализации — географические отличия издержек, интенсивность спроса на отдельных сегментах рынка и др.

В туристском секторе  экономики наиболее часто используется модификация цен через систему скидок для стимулирования покупателя. Различают сконто, оптовые, функциональные, сезонные и льготные скидки. Сконто — это скидки или сниженные цены услуги, стимулирующие оплату за услугу наличными, в виде аванса или Предоплаты. Оптовые скидки предоставляются туристскими организациями в случае получения заявок на коллективное обслуживание. функциональные (торговые) скидки предоставляются тем предприятиям, которые входят в сбытовую сеть предприятия-производителя.

 Сезонные скидки используются для стимулирования продаж в несезонное время, когда падает спрос на туристскую услугу. Льготные скидки предоставляются отдельным категориям граждан. Например, гостиницы предоставляют скидки участникам Великой Отечественной войны.

Кроме того, туристские организации могут использовать многие другие ценовые модификации. Так, многие гостиницы предусматривают скидки за отсутствие некоторых удобств, входящих в стоимость номера.

     В целом модификация цен для  стимулирования сбыта зависит ОТ целей предприятия, особенностей услуг и других факторов. Например, могут устанавливаться специальные цены во время проведения ярмарок, выставок, презентаций, когда цены могут выше обычных. Возможна модификация цен по географическому принципу, Которая связана с региональными особенностями спроса и предложения, а также уровнем доходов населения. В соответствии с этим Могут применяться единые или зональные цены.

В любом случае модификация цен возможна в пределах границ Установленной цены. Ценовой  коридор, а точнее — его использование, оказывает существенное влияние на эффективность туристского бизнеса. Повышение или понижение цен ведет к изменению финансового результата предприятия. Чем выше цена (при прочих Равных условиях), тем больше сумма прибыли. Изменение прибыли от реализации туристских услуг ( , руб.) под влиянием изменения цен на эти услуги определяется по формуле:

 
 

где Цм и Цф — соответственно максимальная и фактическая цена продажи туристских услуг, руб.

8. Ценовое поведение предприятия на рынке туристских услуг согласно избранной стратегии. На данном этапе крайне важно донести сущность стратегического поведения в области ценообразования до каждого сотрудника туристской организации. Именно квалификация сотрудников, в конечном счете, определяет эффективность ценовой стратегии и бизнеса. Важно помнить о необходимости систематического пересмотра ценовой стратегии в соответствии с меняющейся рыночной конъюнктурой.

Реализация туристских услуг в соответствии с избранной  ценовой стратегией формирует выручку организации, которая представляет собой третий (после себестоимости и цены) показатель туристского бизнеса. 

    1. Выручка от реализации туристских услуг
 

     Выручка туристской организации  — важнейший показатель бизнеса, который представляет собой главный источник для возмещения затрат и образования доходов туристской организации. 
 

Совокупная  выручка — это денежные средства, поступившие в кассу или на расчетный счет туристской организации из различных источников в результате осуществления уставной деятельности в течение определенного периода времени. Совокупная выручка туристской организации (Вс, руб.) определяется по формуле:  

 

где

  — выручка от реализации основных услуг, руб.;      

— выручка от реализации дополнительных услуг, руб.;

 — выручка от реализации  имущества, руб.;                 

 Ввн — выручка от внереализационных операций, руб.;          

 Впр — выручка от прочих операций, руб. 

Рассмотрим несколько  подробнее каждый источник выручки.

Выручка от реализации основных услуг — денежные средства, поступившие в кассу или на расчетный счет туристской организации за реализованные услуги. Размер выручки ( , руб.) определяется уровнем цен и количеством реализованных услуг по формуле

 

 

где — цена i-й услуги, руб.;

— количество реализованных услуг  туристского вида

Выручка от реализации дополнительных услуг       определяется аналогично выручке от реализации основных услуг на основе действующих в туристской организации цен и ценовых модификаций на услуги различного вида. Размер выручки зависит от объема выпускаемых услуг, их ассортимента, качества, уровня цен, формы расчетов и других факторов.

Кроме выручки  от реализации основных и дополнительных услуг, туристская организация может получать выручку от прочей реализации (основного капитала, запасов и др.).

Выручка от реализации имущества (Вр1, руб.), принадлежащего туристской организации, рассчитывается на основе его рыночной стоимости в момент продажи (первоначальной, восстановительной, остаточной) по формуле

 

Где         - стоимость i-го вида имущества, руб.;

 — количество единиц имущества  i-го вида.

Туристские организации, как правило, продают ошибочно приобретенное имущество или имущество, которое становится невостребованным в результате обновления основного или оборотного Капитала предприятия.

       Кроме того, в отдельных отраслях  социально-культурного сервиса и туризма (например, в ресторанном бизнесе) потребителям предлагаются различные виды товаров или продукции, также обладающие определенной стоимостью. Выручка от Продажи товаров и продукции определяется аналогично выручке от Реализации имущества туристской организации.

Выручка от внереализационных операций, т.е. доход от сдачи Имущества в аренду и совместной деятельности, доходы по операциям с ценными бумагами и др. (Ввн), определяется в каждом конкретном случае индивидуально, в зависимости от вида операции. Так, выручка (доход) от сдачи в аренду помещений (Вавн, руб.) туристской организации рассчитывается по формуле

 
 

где   Sa — площадь, сдаваемая в аренду, м2;

   Цм — цена одного квадратного метра, сдаваемого в аренду, руб.

Расчеты по внереализационным операциям осуществляются на основании договоров об аренде и др.

Выручка от прочих операции пр) — денежные средства, поступившие в кассу или на расчетный счет туристской организации от реализации услуг, имущества, продукции или иных видов деятельности, не учтенных ранее.

Названные выше источники формируют структуру  совокупной выручки туристской организации. Структура выручки динамична, так как на нее влияют различные внутренние и внешние факторы туристского бизнеса.

В любом случае, независимо от источника, выручка свидетельствует о ведении бизнеса, и туристская организация автоматически становится налогоплательщиком. 

    4.Налогообложение туристского бизнеса 

     Доходность  любого вида деятельности в сфере  социально-культурного сервиса и туризма зависит от отношений, возникающих между хозяйствующим субъектом и государством в процессе уплаты налогов. Каждый предприниматель должен представлять, каким образом складываются данные отношения.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, какие налоги, в  каком размере и в какой форме взимаются в различных отраслях СКС и Т.

Налог — обязательный взнос, осуществляемый плательщиком в бюджет определенного уровня или во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, оговоренных действующим налоговым законодательством.

Любой налог  выполняет три основные функции:

-фискальная функция связана с формированием доходной части 
бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;

-регулирующая функция проявляется в том, что государство оказывает прямое влияние на процессы производства и обращения, стимулируя или сдерживая их темпы, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения;

-контролирующая функция налогов реализуется на основе данных бухгалтерской отчетности, представляемой хозяйствующими субъектами в налоговые органы (отчетность позволяет осуществлять координацию и контроль финансовой деятельности субъектов).

Налоги классифицируются по ряду признаков.

 По уровню управления и налогообложения различают: федеральные налоги, где способы уплаты, ставки и льготы по налогам устанавливаются федеральными органами власти; они формируют централизованный бюджет государства (например, налог на прибыль); субфедеральные налоги, где способы уплаты, ставки и льготы по налогам устанавливаются субфедеральными органами власти; они сформируют территориальные бюджеты субъектов России (например, налог на имущество); местные налоги, где способы уплаты, ставки и льготы по налогам устанавливаются местными органами власти; они формируют бюджеты муниципалитетов субъектов России.

В зависимости от объекта  обложения, взаимоотношений  плательщика и государства налоги разделяют следующим образом: Прямые (например, подоходный налог), непосредственно изъятые |власти дохода налогоплательщика; косвенные (акцизы, НДС), включенные в цену туристской услуги и оплачиваемые потребителем, а налогоплательщик только перечисляет их в бюджет.

В зависимости от статуса  налогоплательщика  различают:

налоги с предприятий (юридических лиц);

налоги с индивидуальных предпринимателей, которые рабо- 
без образования юридического лица;

налоги с населения (физических лиц).

В зависимости от уровня ставки налога и размера  доходов, подлежащих налогообложению, используется следующая классификация: прогрессивные налоги,  которые характеризуются  взиманием болee высокого процента с высоких доходов и меньшего процента с низких доходов; регрессивные налоги, когда взимается более высокий процент с низких доходов и меньший процент с высоких доходов пропорциональные налоги, характеризующиеся взиманием по единой ставке налога с любого дохода.

В налоговой  практике есть три способа взимания налога.

     Соответственно различают:

-налоги,  взимаемые  кадастровым способом использованием кадастра, который содержит перечень объектов, доходов и устанавливает среднюю доходность объекта обложения;

 -налоги, изымаемые до получения владельцем дохода (на, пример, подоходный налог исчисляется и удерживается бухгалтерией юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога);

-налоги, изымаемые после получения дохода (на основе декларации).

Для туристских организаций очень важно, за счет каких источников они могут оплачивать различные налоги. 

В зависимости от источников покрытия налоги группируются следующим образом:

-налоги и сборы, расходы по которым относят на себестоимость туристских услуг (например, единый социальный налог);

-налоги, расходы по которым относят на выручку от реализации туристских услуг (например, налог на добавленную стоимость);

-налоги, расходы по которым относят на финансовые результаты в составе внереализационных расходов (например, налог на имущество);

-налоги и сборы, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении туристских организаций (например, налог на прибыль).

Информация о работе Основные экономические показатели туристского бизнеса