Основные экономические показатели туристского бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:04, курсовая работа

Краткое описание

Экономика туризма представляет собой систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности.
Экономика туристской фирмы - это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ).

Файлы: 1 файл

курсовая по эконом..docx

— 216.79 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Южно-Уральский  государственный университет»

Факультет «Сервис и легкая промышленность»

Кафедра «Туризм и социально-культурный сервис» 
 
 
 
 

«Основные экономические показатели туристского бизнеса» 
 
 

пояснительная записка к КУРСОВой РАБОТе

по дисциплине «Экономика и предпринимательство»

ЮУрГУ–100103.2008.064.ПЗ КР 
 
 
 
 
 

                              Руководитель, к.п.н., доцент

___________   Н.Ю. Воркова

                               ______________________2008 г. 

                                                     Автор  работы

                                                     Студент  группы С-352

                                                     ____________ О.В. Королева

                                                    ______________________2008 г. 

                                                     Работа  защищена

                                                     с оценкой

                                                     _______________________

                                                     ______________________2008 г. 
 
 
 
 

Челябинск 2008 
 
 

Аннотация 

            Королева  О.В. «Основные экономические показатели туристского бизнеса». – Челябинск: ЮУрГУ, С-352, 2008. – 51 с., 3 ил., 5 табл., библиогр. список – 7 наим., 2 прил. 

Экономика туризма  представляет собой систему отношений, возникающих в сфере туризма  в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов  туристской деятельности. 
Экономика туристской фирмы - это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ).

Туристский бизнес — это исключительно интересный и достаточно прибыльный при грамотной организации вид предпринимательства.

Основными экономическими показателями туристского бизнеса  являются: себестоимость, цена, выручка, прибыль и рентабельность. Эти показатели тесно связаны друг с другом: изменение одного из показателей неизменно приводит к динамике других показателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

           ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………

  1. Себестоимость туристских услуг………………………
  2. Ценообразование в туристском сервисе…………………
  3. Выручка от реализации туристских услуг…………………
  4. Налогообложение туристского бизнеса…………………………
  5. Прибыль и рентабельность…………………………………….
  6. Использование основных экономических показателей на примере туристической фирмы ООО «Цезар»…………………………………

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………

          БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………….   

          ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Туристский  бизнес - один из  наиболее динамично  развивающихся видов хозяйственно деятельности.  
Совокупные поступления от туризма в мире составляют около 8% от общего объема мирового экспорта товаров и треть мирового экспорта услуг. Велико влияние туризма на развитие инфраструктуры городов - повышается занятость населения, производится улучшение экологической обстановки. Трудно переоценить роль туристского бизнеса для экономики любой страны, в том числе и России.  
Стремительные темпы развития мирового туризма за последнее десятилетие приводят в течение каждых пяти лет к увеличению примерно в два раза количества персонала, занятого в сфере мирового туризма, и в полтора раза — расходов населения на туристские поездки в мире. Активизировать формирование рыночных отношений в экономике России и принести быструю финансовую отдачу должно преимущественное развитие видов деятельности, восприимчивых к новым для нашей страны формам собственности. Это в полной мере относится к туристскому бизнесу, резервы развития которого велики. Сама индустрия туризма и входящие в нее предприятия, ориентируясь в своей деятельности непосредственно на потребителя, призваны сыграть активную роль в формировании рыночного пространства, включающего многие отрасли народного хозяйства, в той или иной мере обеспечивающие развитие туризма.

     Высокие требования, которые туристский бизнес в силу своей специфики предъявляет к смежным отраслям, способствуют не только созданию новых рабочих мест, повышению профессионализма, совершенствованию технологии, предоставлению новых комплексов разнообразных услуг, но и становлению наиболее эффективных форм собственности хозяйствования, совершенствованию законодательной базы, повышению деловой активности, развитию конкуренции в этой сфере. С экономической точки зрения привлекательность развития туристского бизнеса как составной части сферы услуг состоит в более быстрой окупаемости, вложенных в нее средств и в получении дохода в свободно конвертируемой валюте.

Значительный  вклад в развитие теории экономики  и организации туристского бизнеса  и сферы услуг внесли: Александров А.Ю., Андрианов В.Д., Балабанов И.Т., Балабанов А.И., Волошин Н.И., Вольский А.И., Главчева СИ., Гуляев Г.Б., Данилин А., Дурович А.П., Зайцев Л.Г., Исмаев Д.К., Квартальное В.А., Козырев В.М., Копанев A.C., Кротова Е.Л., Лазарев В.А., Маринин М.М., Медведев Ж.А., Папирян Г.А., Пузакова Е.П.,Сенин B.C., Супрунова В.Б., Тринич Ф.А., Чесникова В.А и другие.  
Вместе с тем, вопросы экономики и организации туристского бизнеса применительно к отечественной практике его ведения недостаточно изучены российскими учеными и экономистами. Имеющиеся работы иностранных авторов в российских условиях невозможно применить в полном объеме. Поэтому актуальной является разработка проблемы развития и совершенствования туристского бизнеса, наиболее перспективной и прибыльной сферы хозяйственной деятельности.  

     В связи с этим развитие и совершенствование  туристского бизнеса требует  разработки ряда теоретических и  практических проблем повышения  его экономической эффективности, не нашедших отражения в отраслевых научно — методических рекомендациях. Необходимо, учитывая специфику туризма, используя положения системного подхода, научно обосновать теоретические  положения и разработать рекомендации по повышению эффективности туристского  бизнеса.  
Целью данной курсовой работы является уточнение теоретических положений и разработка методических и практических рекомендаций по совершенствованию и развитию туристского бизнеса, туристских услуг, направленных на повышение его экономической эффективности.  
Поставленная цель обуславливает необходимость решения конкретных взаимосвязанных задач:

- раскрыть сущность понятия «туристский бизнес»;

-рассмотреть  себестоимость туристских услуг;  
-рассмотреть экономическую сущность рынка туристских услуг;  
- провести анализ факторов, влияющих на эффективность деятельности туристской фирмы;

- какую роль  в туристском бизнесе играет  ценообразование;

- выделить основные  экономические показатели на  примере туристической фирмы «Цезар»; 
Объектом курсовой работы является туристский бизнес и рынок туристских услуг Астраханской области, а также деятельность туристских фирм. Выбор Астраханской области в качестве полигона исследования обусловлен наличием достаточно развитого рынка туристских услуг и большого количества туристских фирм.  
Предмет исследования — основные экономические показатели туристского бизнеса в регионе и в туристических фирмах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Себестоимость туристских услуг
 

     Туристский  бизнес характеризуется рядом показателей. Базовыми показателями традиционно считаются себестоимость, цена, выручка, прибыль и рентабельность. Рассмотрим содержание каждого из названных показателей.

Основополагающим  показателем туристского бизнеса  являются затраты. В международной практике, так же как и в российской, затраты оцениваются по себестоимости. Себестоимость в сфере социально-культурного сервиса и туризма представляет собой совокупность текущих трудовых, материальных и финансовых затрат на производство и реализацию туристских услуг, выраженных в денежной форме. Это важнейшая экономическая категория и качественный показатель, так как характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении туристской организации. Как экономическая категория себестоимость выполняет ряд функции:

- позволяет осуществлять учет и контроль затрат на производство и реализацию туристских услуг;

-является базой для формирования цен на услуги туристских 
организаций и определения прибыли и рентабельности;

-служит экономическим обоснованием целесообразности вложения  реальных инвестиций в реконструкцию, техническое 
перевооружение и расширение действующих туристских организаций;

-позволяет определить оптимальную мощность туристской организации;

-служит экономическим обоснованием управленческих решений.

Названные функции  позволяют сделать вывод о  важности процедуры формирования затрат в туристских организациях. Грамотный подход к формированию себестоимости и включению затрат в стоимость туристской услуги во многом определяет конечный финансовый результат деятельности организации.

     Основным  документом, которым необходимо руководствоваться При формировании себестоимости туристских услуг в организациях, является Положение «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых   результатов,   учитываемых   при   налогообложении   прибыли», которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552, с последующими изменениями и дополнениями. Кроме того, целесообразно изучить отраслевые методические рекомендации (инструкции) по планированию, учету и калькулированию себестоимости отдельных видов туристских услуг. Так, в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму разработал и утвердил специальный документ «Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью».

Важно также  изучить классификации затрат, предлагаемые экономической теорией. Наиболее часто используемые классификационные признаки и виды затрат представлены в табл.1 
 

      Таблица.1. Классификация затрат на производство и реализацию туристских услуг 

 
Признак классификации
                  

                       Виды затрат

    1
        2
 
Экономическая роль в производственном процессе Состав (однородность) 
 
 
 
 

 

Способ включения в себестоимость услуг Отношение к объему производства 
 
 
 
 
 

Периодичность возникновения 

Эффективность 
 
 
 
 
 
 

Способ  

возмещения

 
Основные  затраты, непосредственно связанные  с технологическим процессом производства и реализации туристских услуг.

 Накладные расходы, образующиеся в связи с организацией, обслуживанием производства и управления им Одноэлементные (простые) затраты, например заработная плата.

 Комплексные затраты, т.е. собираемые в группы либо по функциональной роли в процессе производства, либо по месту осуществления затрат.  
 

Прямые затраты  непосредственно включаются в одну из статей калькуляции.

Косвенные затраты  распределяются по статьям калькуляции пропорционально какой-либо базе.

Условно-переменные  затраты   изменяются   прямо   пропорционально изменению объема производства (например, чем больше номеров в гостинице сдано в эксплуатацию, тем выше затраты на стирку белья). Условно-постоянные затраты не изменяются или изменяются незначительно в зависимости от изменения объема производства.  

Текущие затраты  — расходы,  имеющие  частую периодичность осуществления 
 

Единовременные  затраты — расходы на подготовку и     освоение новых видов  услуг и др. Производительные затраты  — затраты на производство услуг установленного качества при рациональной технологии и организации производства.

Непроизводительные  расходы являются следствием недостатков в технологии и организации производства: потери от простоев и др. 

Затраты, включаемые в себестоимость услуг  и возмещаемые из оборотных средств.

Смешанные затраты — затраты, часть которых  в соответствии с установленными нормами включается в себестоимость, а сверх нормы покрывается за счет чистой прибыли.

Затраты, относимые на финансовые результаты — судебные издержки и арбитражные расходы, штрафы, пени, неустойки и др.

Затраты, осуществляемые за счет чистой прибыли  — оплата смешанных затрат сверх установленных норм, оплата процентов по просроченным ссудам и др. 
 

Информация о работе Основные экономические показатели туристского бизнеса