Организационные структуры регионального туризма и их функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определить организационные структуры регионального туризма, их функции.
Из данной цели вытекают следующие задачи работы:
- охарактеризовать существующие организационные структуры управления туризмом;
- определить функции организационных структур управления туризмом;
- выявить особенности регионального туризма как объекта управления;
- определить понятие и сущность туристического региона;

Оглавление

Введение……………………………………………………………...
3
Глава 1
Организационные структуры управления туризмом и их функции………………………………………………………………

5
1.1
Общая характеристика организационных структур управления туризмом……………………………………………………………...

5
1.2
Функции организационных структур управления туризмом…….
14
Глава 2
Региональный туризм………………………………………………..
17
2.1
Особенности регионального туризма как объекта управления…..
17
2.2
Понятие туристского региона………………………………………
20
Глава 3
Организационные структуры регионального туризма и их функции………………………………………………………………

26
3.1
Общая характеристика организационных структур регионального туризма………………………………………………

26
3.2
Функции организационных структур регионального туризма…...
30

Заключение…………………………………………………………..
34

Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

!!!!! Готовая курсовая по туризму.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

Туризм оказывает большое влияние на такие сферы, как экономика, экология, политика, которые в свою очередь воздействуют и на туризм. Туристский регион имеет от гостей прибыль. Выручка, получаемая от их обслуживания, является первичной выручкой и больше значима, чем полученная от постоянных жителей региона. Прибыль от туризма новым потоком вливается в местный экономический кругооборот и дает приумножающий эффект: она «проходит» через местную экономику.

Сумма денег, которая остается в регионе, будет тем выше, чем больше услуг будет продаваться непосредственно на месте, т. е. чем сильнее будет местное производство. Региону может быть выгоден туризм и в отношении экологии, если отчисления от него пойдут на сохранение ландшафта и поддержание его в порядке.

Очень часто на начальном этапе развития туризма за его счет возводятся различные сооружения. В то же время туристы создают высокую загруженность автодорог, большую степень уборки территории от бытового мусора и эксплуатации местной природы.

Туризм как объект управления выражается в комплексности туристских услуг. Туристская услуга – это все то, что турист принимает во внимание или чем он пользуется во время путешествия[8].

В последние годы возросло значение совместной работы между туристскими предприятиями, которая может осуществляться на горизонтальном или на вертикальном уровне.

Горизонтальная кооперация - это совместная работа. Она проводится предприятиями, имеющими одинаковые интересы в сферах размещения, обслуживания, туристского посредничества, оздоровления и т. д. Возможность кооперации, которая определилась в последнее время, это система франчайзинга.

Вертикальная кооперация - это объединение предприятий и организаций, которые стремятся владеть рынком и снизить зависимость от других учреждений. К таким организациям относят сформированные в большинстве случаев государственные туристские организации на национальном, региональном и местном уровнях, занимающиеся обустройством мест для отдыха и размещением туристов. Эти организации подвергаются различным интеграционным воздействиям в зависимости от уровня развития экономики своего государства. Это также и объединения предприятий в сферах организации путешествий и гостиничного размещения (например, воздушно-транспортные компании, имеющие сеть гостиниц).

Особенностью туризма является и его зонность, т. е. зависимость объема туристских услуг от природно-климатических условий. При решении проблемы менеджмента в туризме данное явление должно учитываться руководителями туристских предприятий, поскольку колебания спроса могут существенно ухудшить условия функционирования всей туристской индустрии.

Можно выделить основные черты, характерные для управления региональным туризмом:

- Нужды, потребности и желания конечных потребителей при планировании туристской деятельности должны ставиться во главу угла. В связи с этим дислокация туристского предприятия определяется, с одной стороны, месторасположением основного контингента потребителей туристского продукта, а с другой - месторасположением рекреационных ресурсов, которые являются практически основным фактором туристской отрасли.

- Туристский продукт не стал еще товаром первой необходимости и вряд ли станет им в ближайшей перспективе.

- В туристской отрасли большое значение имеет маркетинг.

- Туристская услуга уникальна, т. е. повторить ее во всех аспектах не представляется возможным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Понятие туристского региона

 

Объект туризма включает в себя три основные составляющие – туристский регион, туристскую организацию и туристское предприятие.

Есть несколько подходов к определению туристского региона, связанных с ответом на следующие вопросы: как определить территорию, которую турист выбрал для путешествия, и какой размер территории воспринимается различными рыночными сегментами как цель путешествия[9]?

Всемирная туристская организация (далее ВТО) определяет туристский регион как территорию, которая располагает большой сетью специальных сооружений и услуг, необходимых для организации отдыха или оздоровления. Из данного определения следует вывод о том, что туристский регион, для того чтобы считаться самостоятельным, должен иметь все необходимые сооружения для пребывания в нем туристов, т. е. туристский регион определяется как место, располагающее туристскими сооружениями и услугами, которые выбирает турист или группа туристов и которые продаются производителем услуг.

Таким образом, туристский регион – это цель путешествия и туристский продукт. При этом необходимо иметь в виду следующее[10]:

1. Данное определение должно исходить из интересов потребителя. При этом решающим моментом является то, что географическая территория, выбранная туристом, должна приносить пользу. Довольно часто такие территории нарушают исторически сложившиеся политические границы.

2. То, чем туристский регион является для определенного туриста, зависит от его потребностей.

3. Регион как «место с набором аттракционов и приспособленными под них туристскими сооружениями и услугами» представляет для туриста

продукт, состоящий из комплекса услуг. В таком же виде туристский регион является единицей конкуренции въездного туризма.

Туристский регион можно рассматривать, учитывая требования самих отдыхающих. При такой модели выделяются четыре параметра, исходя из которых отдыхающий, прибыв однажды в место отдыха, хочет осуществить свои туристские мотивы еще раз. В зависимости от опыта, мотива поездки и удаленности от места жительства отдыхающий выделяет следующие параметры: жилье, место, ландшафт и экскурсии.

Туристский регион имеет свой цикл развития, включающий 4 этапа:

1 этап. Открытие и первоначальное освоение. Эта стадия характеризуется медленным ростом числа посетителей, слабым контактом с местным населением, отсутствием средств обслуживания и очень слабой нагрузкой на окружающую среду и ресурсы. Здесь эффективно может развиваться так называемый «дикий» (на Западе он только входит в моду) и спортивный туризм, но для этого необходимо наличие красивых ландшафтов, не сильно измененных человеческой деятельностью, и минимальное присутствие социально-экономических туристских ресурсов;

2 этап. Развитие. Он отличается быстрым ростом числа посетителей, возникновением специальных организаций и средств обслуживания туризма и отдыха (отели, бары, стоянки и т. д.), усилением контактов с местным населением, для которого обслуживание туристов становится важным источником дохода. Воздействие на окружающую среду резко возрастает и может приобрести отрицательный характер;

3 этап. Зрелость или застой. Здесь достигается предел емкости территории, состояние окружающей среды становится неудовлетворительным, местное население начинает относиться к туристам отрицательно, рост числа туристов замедляется, а затем и прекращается;

4 этап. Упадок или обновление. Стадия возникает в зависимости от того, будут ли обнаружены новые ресурсы для развлечения или нет.

Стратегическая цель всего региона как конкурентной единицы –   обеспечение конкурентоспособности на длительный период. Взаимодействие отраслей (гостиниц, транспортных предприятий, торговли), их рынков, населения и окружающего мира оказывает влияние на конкурентоспособность региона. Рынки предъявляют высокие требования к продукции и тем самым стимулируют работу отраслей, и наоборот: конкурентоспособные отрасли заинтересованы в сохранении и увеличении количества требовательных клиентов на местах. Отрасли, получающие от туризма хорошую прибыль, формируют определенное позитивное мнение у местного населения. Население, позитивно относящееся к туризму в своей местности, – гарантия гостеприимства, что облегчает реализацию инновационных туристских проектов. Взаимодействие окружающей среды и региона, отношение населения к позитивным и негативным внешним эффектам или реакция на позитивные и негативные тенденции, также оказывает влияние на состояние конкурентоспособности. Туристский регион как конкурентную единицу можно представить схематически (Рис. 2.1)

 

Рис. 2.1 Взаимосвязь элементов туристического региона

 

                             Общественно-экономическая система

                                                     

                                                       население

               рынки                                                                         отрасли

         

                         

                          

                         туристическая                                                          интересы

                               политика                                                             экономики

                              

                                                                  государство

                                политика

                            окружающего                                                           интересы

                                    мира                                                                  населения

 

 

            

                            ресурсы                                                                  загрязнение

                                                                                                            окруж. среды

                                                       экологическая система

При определении содержательной части туристского региона во главу угла следует поставить мотивацию туристов. В зависимости от этого различаются туристские места широкого и узкого профиля. Нахождение человека в туристском месте широкого профиля оказывается чаще всего случайным, так как причиной путешествия является не само это место. Туристскими местами широкого профиля являются образовательные центры, промышленные и административные комплексы, а также транспортные системы. В отличие от туристских мест широкого профиля посещение туристских мест узкого профиля является самоцелью. Сюда входят зоны с различными туристскими достопримечательностями, что в конечном итоге и привлекает туристов в данный регион. Вышеизложенное позволяет представить туристский регион как своего рода систему, набор связанных между собой элементов (рис. 2.2).

 

Рис. 2.2 Система туристского региона

                                         экономика                    природа

                  спрос

                 рынки

                                                                  гостиницы

 

                                           другие                                     прочее

                                   производители

 

                                                                координация

                                                             турорганизаций

 

                                промышленность                     инфраструктура

 

                                                             туристическая

                                                         привлекательность

 

            

              общество                                                                          политика

                      

 

 

 

 

Как видно, в данной системе туристского региона все его составляющие тесно взаимосвязаны: внутренний блок тесно взаимодействует с различными сферами окружающего мира. Когда сфера деятельности туристского региона определена (рис. 2.3), немаловажное значение для менеджмента приобретает процедура распределения задач между представителями услуг в туристском регионе (рис. 2.4).

 

Рис. 2.3 Сфера деятельности туристского региона

 

         Сфера деятельности

                                                                     туристического региона

 

 

- подготовка рекламных проспектов

- совместная работа с туроператорами и турпосредниками

коммуникация                             - разработка и сбыт комплексных предложений

                и сбыт                            - работа с прессой

- мероприятия, стимулирующие продажу и повышающие

имидж туристического региона

 

 

Информация о работе Организационные структуры регионального туризма и их функции