Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:48, курсовая работа
Важное место в индустрии гостеприимства занимает гостиничный бизнес, широкий и разнообразный характер которого охватывает и элементы, связанные с ним секторов индустрии, например питание, отдых и развлечения и др., соответственно гостиничный бизнес демонстрирует более широкую и разнообразную организационную структуру, чем другие секторы индустрии.
Примером таких отношений 
может служить формирование туроператором 
туристического продукта с последующей 
его реализацией. В данном случае 
гостиничные услуги приобретаются 
туроператором и включаются в 
комплексную туристическую 
Следует также обратить внимание, 
что не всегда потребитель и заказчик 
являются одним лицом. А согласно 
Правилам предоставления гостиничных 
услуг, потребителем является лицо, которое 
и заказывает гостиничную услугу, 
и пользуется ею. То есть одного пользования 
гостиничной услугой 
Правилами предусмотрены:
Иные права и обязанности исполнителя и потребителя.[2, cтр. 101]
2.2.нормативно-правовое обеспечение управления качества в гостиничном бизнесе
Обеспечивается определенной структурой стандартов и требований, действующих на территории РФ. В целях защиты прав и интересов туристов осуществляются лицензирование, стандартизация туроператорской и турагентской деятельности, а также объектов туристской индустрии.
Порядок выдачи, условия 
действия, порядок приостановления 
и прекращения действия лицензии 
на осуществление туристской деятельности 
устанавливаются 
Согласно Закону РФ от 10 июня 
1993 года "О сертификации продукции 
и услуг" сертификация - это деятельность 
по подтверждению соответствия продукции, 
услуг и иных объектов установленным 
требованиям. Сертификация может быть 
обязательной и добровольной. Обязательная 
сертификация осуществляется в случаях, 
предусмотренных 
Согласно Закону о туристской деятельности сертификации подлежат продукты, реализуемые туроператорами и турагентами. Сертификация проводится по правилам сертификации туристских услуг , утвержденным Госстандартом России. На основании правил проводится сертификация туристского продукта по требованиям, направленным на обеспечение безопасности жизни и здоровья туристов, сохранности имущества туристов, окружающей природной среды, соответствия туристкой услуги функциональному назначению, точности и своевременности исполнения. Требования соответствия содержатся в Гражданском кодексе РФ, Законах "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг", "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", в других нормативных и правовых актах, а также в международных стандартах и государственных стандартах России.
Сертификацию туристского 
продукта осуществляют органы по сертификации, 
аккредитованные в 
При сертификации туристского 
продукта проверяются показатели, характеризующие 
услуги и условия обслуживания, путем 
анализа информационно-
Например, обязательным условием 
сертификации гостиниц является наличие 
заключений соответствующих 
Главной нормативно-правовой базой работы этих служб является система ГОСТов, разработанных Госстандартом Российской Федерации. Среди огромного количества ГОСТов, имеющих отношение к гостиницам и гостиничному бизнесу, необходимо отметить следующие:
- "Стандартизация в 
сфере туристско-
- "Туристско-экскурсионное 
обслуживание. Требования по обеспечению 
безопасности туристов и 
- "Туристско-экскурсионное 
обслуживание. Требования по обеспечению 
безопасности туристов и 
- "Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц. "ГОСТ Р 50645-94.
Данные ГОСТы были разработаны для выработки обязательных и рекомендуемых требований к качеству гостинично-туристских услуг и базируются на уже известных нормативно-правовых актах.[1,стр.67] Таким образом, для раскрытия проблемы обеспечения нормативно-правовыми документами гостиничного дела с момента открытия и регистрации гостиницы необходимо изложить сущность этих документов.
Данный ГОСТ был разработан в 1990 г. и положил начало системе стандартизации как в гостиничном бизнесе, так и в сфере туристско-экскурсионного обслуживания вцелом. Он устанавливает цель, задачи, объекты стандартизации и структуру комплекса стандартов и других документов по стандартизации в сфере туристско-экскурсионного обслуживания.[7,стр.58]
Стандарт распространяется на организации и предприятия, занимающиеся вопросами стандартизации в сфере туристско-экскурсионного обслуживания, независимо от ведомственной принадлежности.
Цель стандартизации в 
сфере туристско-экскурсионного обслуживания 
- нормативно-техническое 
Основными задачами стандартизации 
в сфере туристско-
- установление номенклатуры показателей качества услуг и обслуживания туристов;
- установление прогрессивных требований к качеству услуг и обслуживания туристов;
- установление прогрессивных 
требований к технологии и 
типовым технологическим 
- установление требований, 
обеспечивающих безопасность 
- установление требований 
к сертификации туристских 
- обеспечение координации 
деятельности туристских 
- установление терминов 
и определений основных 
Общее руководство работами 
и проведение единой технической 
политики в области стандартизации 
в сфере туристско-
Организационно-методическое 
руководство, координацию работ 
по стандартизации и разработку государственных 
стандартов в сфере туристско-
Планирование, разработка, оформление 
и утверждение стандартов осуществляются 
в порядке, установленном стандартами 
Государственной системы 
Контроль за соблюдение требований 
стандартов в сфере туристско-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопросы обеспечения надлежащего качества услуг были актуальны во все времена, но особую остроту они приобрели в период становления и активного развития рыночных отношений. Роль и значение качества постоянно возрастает под влиянием развития технологий и потребностей человека.
Огромное значение управление 
качеством имеет в сфере 
Таким образом, для соблюдения надлежащего уровня качества туристических услуг был разработан ряд стандартов, закрепленных в нормативно-правовой форме.
Основными такими документами в нашей стране являются ГОСТы, разработанные Госстандартом Российской Федерации. Они регулируют всю деятельность туристских предприятий, в том числе закрепляя стандарты открытия гостиницы и ее функционирования. Данные ГОСТы были разработаны для выработки обязательных и рекомендуемых требований к качеству гостинично-туристских услуг и базируются на уже известных нормативно-правовых актах.
Хотелось бы заметить, что несмотря на наличие определенных стандартов, сфера гостиничного бизнеса по-прежнему не является сильной стороной нашего государства.
Информация о работе Нормативно-правовое регулирование гостиничных слуг