Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:43, курсовая работа
Значение расчёта эффективности предприятия часто приуменьшают. Возможно, в этом и кроется суть проблемы очень быстрого банкротства многих современных компаний, как в туриндустрии, так и в других областях рынка.
Целью данной курсовой работы является оценка эффективности деятельности гостиничного предприятия.
Введение
Глава 1. Экономическая эффективность предприятия.
1.1. Понятие экономическая эффективность и основные задачи анализа экономической эффективности предприятия.
1.2. Рентабельность – один из важнейших показателей эффективности деятельности предприятия.
2. Глава 2. Современное состояние рынка гостиничных услуг России и перспектива развития.
3. 2.1. Современное состояние рынка гостиничных услуг России.
4. 2.2. Основные проблемы рынка гостиничных услуг России и перспективы развития.
5. Глава 3. Оценка эффективности деятельности предприятия.
6. Заключение.
Список литературы
Глава 2. Современное состояние рынка гостиничных услуг России и перспектива развития.
Постоянные маркетинговые исследования рынка гостиничных услуг – это не просто неотъемлемая часть работы любого предприятия гостиничной сферы, которое хочет быть конкурентоспособным, это также важная составляющая расчета экономической эффективности предприятия. Зная основные тенденции рынка, основных игроков рынка, а также умея делать своевременный прогноз изменений, можно не только оставаться на плаву, но и выходить на ведущие позиции рынка.
2.1. Современное состояние рынка гостиничных услуг России.
В течение последних пяти-шести лет в России наблюдается стремительное развитие индустрии гостеприимства. В крупные города приходят международные тенденции ведения гостиничного бизнеса, ресторанного дела и обслуживания в целом.
Гостиничный бизнес – это наиболее стремительно развивающаяся отрасль сферы гостеприимства. Гостиничный бизнес направлен на обеспечение клиентов временным проживанием, питанием, а также на организацию их досуга. На сегодняшний день гостиничный бизнес – это одна из наиболее быстроразвивающихся и перспективных отраслей, которая может приносить существенную прибыль в масштабах национальной экономики государства.
Последние несколько десятков лет происходило формирование глобальной гостиничной индустрии. Лидирует по объемам номерного фонда Европа(38,5% от общего числа), от нее немного отстает Америка(33,5%). Второе место по объемам заняли Восточная Азия и Тихоокеанский регион(рост составил (45,3%)5.
Многие специалисты считают, что гостиничный бизнес – самый сложный из всех типов бизнеса в недвижимости, что делает его чрезвычайно привлекательным для профессионалов и головной болью для новичков – одни могут получать сверхприбыли, другие нести убытки.
Сейчас всё более заметную роль в мировой экономике играет международный туризм, и размещение является одним из самых важных элементов в туристической индустрии. Российское государство активно пытается улучшить качество туристского обслуживания, что выражается, например, в развитии сети учебных заведений, чьей специализацией является подготовка специалистов для индустрии туризма. Также проводиться реконструкция гостиниц, построенных ещё в середине XX века.
Кроме того, для развития этой индустрии в России есть все необходимые предпосылки, такие, например, как большое количество памятников культ Важной тенденцией российского ранка гостиничных услуг является проникновение международных сетевых компаний. Это в первую очередь связанно с недостатком опыта российских компаний в гостиничном бизнесе. Их проникновение на российский рынок происходит различным путем: присоединением уже построенных гостиниц, поглощение конкурирующих гостиничных цепей, строительством новых объектов по своим технологиям и на свои средства.
С этим напрямую связана тенденция к росту числа инвестиционных проектов по строительству и реконструкции гостиниц. Здесь необходимо отметить некую противоречивость рынка гостиничных услуг. Несмотря на то, что в основном рост инвестиций характерен для гостиниц высокого сегмента – «4 звезды» и «5 звезд», существует тенденция к сокращению числа подобных гостиниц. Такая тенденция объясняется тем, что сроки окупаемости дорогих отелей гораздо меньше, а заполняемость остается наиболее высокой среди всех сегментов6.
Развитие отмечено практически во всех регионах, однако наиболее привлекательны г. Москва и г.Санкт-Петербург. Это связано с рентабельностью гостиниц. В регионах она составляет – 15-20%, а в Москве 17-25%. Вследствие этого для инвесторов наиболее прибыльным и перспективным является московский рынок гостиничной недвижимости. По данным международного агентства TRI Hospitality Consulting, в первом полугодии 2011 года каждый гостиничный номер в столице принес его владельцу €149 чистой прибыли, что на €36 больше, чем в Лондоне, занявшем второе место. По имеющимся данным, всего в российской столице 34,4 тысяч гостиничных номеров, 40% приходится на гостиницы категории "три звезды", 28% - на "две звезды", 18% - на "четыре звезды", 8% - на "пять звезд. Московские гостиницы высшей категории составляют хоть и небольшую, но весьма существенную часть рынка. Отели, принимающие первых лиц иностранных государств и деловую элиту, по определению не могут играть иной роли. Что касается гостиничного бизнеса Санкт-Петербурга, то там функционирует 329 гостиниц, совокупный номерной фонд которых составлял около 18 тысяч номеров. Из них к категории «5 звезд» относится 9 гостиниц, 20 отелей имеют категорию «4 звезды», 91 гостиница – категорию «3 звезды».
Инвесторы, управляющие компании и администрация города как структуры, формирующие спрос на рынке строительства гостиниц, в настоящее время достаточно активны и на развитии отелей среднего ценового сегмента (сегмента малых гостиниц). Сюда включены придорожные мини-гостиницы, апарт-отели и частный сектор гостиничного бизнеса.
В настоящий момент серьезной альтернативой гостиницам в таких условиях становятся съемные квартиры с посуточной оплатой – апартаменты. Можно сказать, что именно из таких апартаментов «вырос» петербургский рынок мини-отелей, которые по большей части представляют собой выкупленные подъезды в многоквартирных домах. К настоящему времени предложение гостиничных услуг этого сектора в Санкт-Петербурге находится на том уровне, когда уже можно говорить о конкуренции. Подтверждением этому служит возникновение ассоциации мини-гостиниц. Такая кооперация, скорее всего, поспособствует еще и тому, что теперь услуги большинства мини-гостиниц, до сих пор разрозненные, обретут некоторый регламент и выйдут на более цивилизованный уровень. Московский рынок мини-гостиниц пока развивается медленно, несмотря на то, что инвестиционная деятельность в этом секторе имеет хорошую перспективу.7
Несомненно, что гостиничные рынки Москвы и Санкт-Петербурга оказывают доминирующее влияние на состояние гостиничной отрасли страны в целом. Однако в последние годы и здесь наметились некоторые сдвиги, проявляющиеся, в первую очередь, в сокращении доли столиц в общем отраслевом балансе. Процесс деконцентрации происходит на фоне оживления гостиничных рынков других регионов. К числу таких стремительно развивающихся районов относится, в первую очередь, город-курорт Сочи, инвестиционная привлекательность которого не уступает столичным городам, Краснодарский край, а также ряд городов-миллионеров, например, Екатеринбург. В ряде регионов гостиничный бизнес развивается даже более динамично, чем другие сектора рынка недвижимости: жилищный и торгово-офисный. В значительной степени там активно развивается сегмент мини-отелей и гостиниц среднего ценового уровня.
2.2. Основные проблемы
рынка гостиничных услуг
Все гостиницы делятся на два сегмента — гостиничные сети и несетевые гостиницы. Производительность труда в гостиничных сетях (состоящих из 6 гостиниц и более) приблизительно на 50 % выше, чем в несетевых гостиницах, что связано с использованием сетями типовых форм организации труда, с экономией средств за счет масштаба деятельности в таких областях, как продвижение торговой марки, приобретение необходимых ресурсов и профессиональное обучение персонала (благодаря большим возможностям продвижения по службе)8.
Низкая производительность
труда персонала несетевых
Очень серьезной проблемой развития гостиничного хозяйства в России является нехватка квалифицированных кадров, что, в частности, объясняет неэффективную организацию труда. Гостиничные сети США справляются с сезонными потребностями в рабочей силе, обращаясь к имеющемуся резерву подготовленных работников. В таких странах, как Россия, подобные резервы отсутствуют, а для качественного обучения неопытного работника требуется много времени. Потери от использования неподготовленных работников очевидны. Так, квалифицированная горничная может убрать на 60 % больше номеров в день, чем неопытный стажер. В не меньшей степени повышенные потребности в работниках обусловлены громоздкостью и несовершенством бухгалтерских процедур и большой потребностью в охранных услугах.
В России присутствуют
почти все крупные
На сегодняшний день для развития российского гостиничного хозяйства актуальна проблема взаимодействия гостиниц и туроператоров. Нередко эти партнеры предъявляют друг другу претензии. Жалобы относятся в основном к нарушению договорной дисциплины.
Гостиницы терпят убытки из-за того, что туроператоры, практикующие предварительное бронирование мест для своих групп, не всегда выкупают забронированные номера. Поздняя аннуляция заказов (т.е. отказ от ранее произведенных бронирований в предельно короткие сроки, что не позволяет повторно выставить номера на продажу) является одним из факторов риска в гостиничной индустрии в целом. В качестве противодействия таким неблагоприятным факторам гостиницы включают в договоры различные положения о предварительной оплате и залогах, т.е. стандартный набор мер, используемых всеми отелями независимо от страны базирования для снижения потерь от срывов предварительных финансовых планов.
Туроператоры
в свою очередь тоже имеют претензии
к партнерам — средствам
Еще одна проблема
связана с несовершенством
Еще одной проблемой, связанной с законодательной базой, - это классификация гостиниц. В настоящее время нормативным документом, на основании которого осуществляется классификация российских гостиниц, является приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 21 июня 2003 г. № 197 «Об утверждении Положения о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения». Несмотря на то, что документ получил статус государственного, данная система классификации является добровольной и многие гостиницы получили свою категорию по старым системам, так более 70 % гостиниц России по качеству обслуживания не подходят ни под одну из действующих категорий. Сведения обо всех предприятиях, получивших категорию в соответствии с требованиями государственной системы, публикуются на официальном сайте органа федеральной исполнительной власти в сфере туризма, а также в каталогах и прочих публикациях, распространяемых на выставках в России и за рубежом.
По «Генеральной схеме размещения гостиниц в городе Москве на период до 2015 года» количество отелей запланировано довести до 556 на 186473 места. То есть, в ближайшие три года в Москве должно появиться еще 337 гостиниц на 113573 места.
Пока реализация конкретных проектов существенно отстает от запланированных темпов: по данным Colliers International, в 2007 году в Москве было введено в эксплуатацию около 1000 новых номеров, не считая реконструированной гостиницы «Международная». При этом закрытие на реконструкцию «Украины» вывело с рынка примерно столько же номерных единиц, сколько их было построено. В такой ситуации новые объекты быстро адаптировались к рынку: загрузка большинства «новичков» в течение деловой недели приближалась к максимальной отметке. При этом рынок поглотил не только относительно «дешевое» предложение гостиниц средней (для Москвы) ценовой группы («Милан» и «Бородино»), но и «люксовых» Ritz-Carlton и Pokrovka Suite hotel. «Старые» игроки почти не почувствовали появления новых конкурентов – динамика показателей загрузки и средних цен продажи оставалась поступательной по всем подсекторам верхнего сегмента рынка Москвы12.
Информация о работе Курсовая оценка эффективности деятельности гостиничного комплекса