Курсовая оценка эффективности деятельности гостиничного комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Значение расчёта эффективности предприятия часто приуменьшают. Возможно, в этом и кроется суть проблемы очень быстрого банкротства многих современных компаний, как в туриндустрии, так и в других областях рынка.
Целью данной курсовой работы является оценка эффективности деятельности гостиничного предприятия.

Оглавление

Введение
Глава 1. Экономическая эффективность предприятия.
1.1. Понятие экономическая эффективность и основные задачи анализа экономической эффективности предприятия.
1.2. Рентабельность – один из важнейших показателей эффективности деятельности предприятия.
2. Глава 2. Современное состояние рынка гостиничных услуг России и перспектива развития.
3. 2.1. Современное состояние рынка гостиничных услуг России.
4. 2.2. Основные проблемы рынка гостиничных услуг России и перспективы развития.
5. Глава 3. Оценка эффективности деятельности предприятия.
6. Заключение.
Список литературы

Файлы: 1 файл

курс3.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современное состояние рынка  гостиничных услуг России и перспектива развития.

Постоянные  маркетинговые исследования рынка  гостиничных услуг – это не просто неотъемлемая часть работы любого предприятия гостиничной сферы, которое хочет быть конкурентоспособным, это также важная составляющая расчета  экономической эффективности предприятия. Зная основные тенденции рынка, основных игроков рынка, а также умея делать своевременный прогноз изменений, можно не только оставаться на плаву, но и выходить на ведущие позиции рынка.

 

 

 

2.1. Современное  состояние рынка гостиничных услуг России.

В течение последних  пяти-шести лет в России наблюдается  стремительное развитие индустрии  гостеприимства. В крупные города приходят международные тенденции  ведения гостиничного бизнеса, ресторанного дела и обслуживания в целом.

Гостиничный бизнес – это наиболее стремительно развивающаяся отрасль сферы гостеприимства. Гостиничный бизнес направлен на обеспечение клиентов временным проживанием, питанием, а также на организацию их досуга. На сегодняшний день гостиничный бизнес – это одна из наиболее быстроразвивающихся и перспективных отраслей, которая может приносить существенную прибыль в масштабах национальной экономики государства.

Последние несколько  десятков лет происходило формирование глобальной гостиничной индустрии. Лидирует по объемам номерного фонда Европа(38,5% от общего числа), от нее немного отстает Америка(33,5%). Второе место по объемам заняли Восточная Азия и Тихоокеанский регион(рост составил (45,3%)5.

Многие специалисты  считают, что гостиничный бизнес – самый сложный из всех типов бизнеса в недвижимости, что делает его чрезвычайно привлекательным для профессионалов и головной болью для новичков – одни могут получать сверхприбыли, другие нести убытки.

Сейчас всё  более заметную роль в мировой  экономике играет международный  туризм, и размещение является одним из самых важных элементов в туристической индустрии. Российское государство активно пытается улучшить качество туристского обслуживания, что выражается, например, в развитии сети учебных заведений, чьей специализацией является подготовка специалистов для индустрии туризма. Также проводиться реконструкция гостиниц, построенных ещё в середине XX века.

Кроме того, для  развития этой индустрии в России есть все необходимые предпосылки, такие, например, как большое количество памятников культ Важной тенденцией российского ранка гостиничных услуг является проникновение международных сетевых компаний. Это в первую очередь связанно с недостатком опыта российских компаний в гостиничном бизнесе. Их проникновение на российский рынок происходит различным путем: присоединением уже построенных гостиниц, поглощение конкурирующих гостиничных цепей, строительством новых объектов по своим технологиям и на свои средства.

С этим напрямую связана тенденция к росту  числа инвестиционных проектов по строительству и реконструкции гостиниц. Здесь необходимо отметить некую противоречивость рынка гостиничных услуг. Несмотря на то, что в основном рост инвестиций характерен для гостиниц высокого сегмента – «4 звезды» и «5 звезд», существует тенденция к сокращению числа подобных гостиниц. Такая тенденция объясняется тем, что сроки окупаемости дорогих отелей гораздо меньше, а заполняемость остается наиболее высокой среди всех сегментов6.

Развитие отмечено практически во всех регионах, однако наиболее привлекательны г. Москва и г.Санкт-Петербург. Это связано с рентабельностью гостиниц. В регионах она составляет – 15-20%, а в Москве 17-25%. Вследствие этого для инвесторов наиболее прибыльным и перспективным является московский рынок гостиничной недвижимости. По данным международного агентства TRI Hospitality Consulting, в первом полугодии 2011 года каждый гостиничный номер в столице принес его владельцу €149 чистой прибыли, что на €36 больше, чем в Лондоне, занявшем второе место. По имеющимся данным, всего в российской столице 34,4 тысяч гостиничных номеров, 40% приходится на гостиницы категории "три звезды", 28% - на "две звезды", 18% - на "четыре звезды", 8% - на "пять звезд. Московские гостиницы высшей категории составляют хоть и небольшую, но весьма существенную часть рынка. Отели, принимающие первых лиц иностранных государств и деловую элиту, по определению не могут играть иной роли. Что касается гостиничного бизнеса Санкт-Петербурга, то там функционирует 329 гостиниц, совокупный номерной фонд которых составлял около 18 тысяч номеров. Из них к категории «5 звезд» относится 9 гостиниц, 20 отелей имеют категорию «4 звезды», 91 гостиница – категорию «3 звезды».

Инвесторы, управляющие  компании и администрация города как структуры, формирующие спрос  на рынке строительства гостиниц, в настоящее время достаточно активны и на развитии отелей среднего ценового сегмента (сегмента малых гостиниц). Сюда включены придорожные мини-гостиницы, апарт-отели и частный сектор гостиничного бизнеса.

В настоящий  момент серьезной альтернативой гостиницам в таких условиях становятся съемные квартиры с посуточной оплатой – апартаменты. Можно сказать, что именно из таких апартаментов «вырос» петербургский рынок мини-отелей, которые по большей части представляют собой выкупленные подъезды в многоквартирных домах. К настоящему времени предложение гостиничных услуг этого сектора в Санкт-Петербурге находится на том уровне, когда уже можно говорить о конкуренции. Подтверждением этому служит возникновение ассоциации мини-гостиниц. Такая кооперация, скорее всего, поспособствует еще и тому, что теперь услуги большинства мини-гостиниц, до сих пор разрозненные, обретут некоторый регламент и выйдут на более цивилизованный уровень. Московский рынок мини-гостиниц пока развивается медленно, несмотря на то, что инвестиционная деятельность в этом секторе имеет хорошую перспективу.7

Несомненно, что  гостиничные рынки Москвы и Санкт-Петербурга оказывают доминирующее влияние  на состояние гостиничной отрасли  страны в целом. Однако в последние  годы и здесь наметились некоторые сдвиги, проявляющиеся, в первую очередь, в сокращении доли столиц в общем отраслевом балансе. Процесс деконцентрации происходит на фоне оживления гостиничных рынков других регионов. К числу таких стремительно развивающихся районов относится, в первую очередь, город-курорт Сочи, инвестиционная привлекательность которого не уступает столичным городам, Краснодарский край, а также ряд городов-миллионеров, например, Екатеринбург. В ряде регионов гостиничный бизнес развивается даже более динамично, чем другие сектора рынка недвижимости: жилищный и торгово-офисный. В значительной степени там активно развивается сегмент мини-отелей и гостиниц среднего ценового уровня.

 

 

 

2.2. Основные проблемы  рынка гостиничных услуг России  и перспективы развития.

Все гостиницы делятся  на два сегмента — гостиничные  сети и несетевые гостиницы. Производительность труда в гостиничных сетях (состоящих  из 6 гостиниц и более) приблизительно на 50 % выше, чем в несетевых гостиницах, что связано с использованием сетями типовых форм организации труда, с экономией средств за счет масштаба деятельности в таких областях, как продвижение торговой марки, приобретение необходимых ресурсов и профессиональное обучение персонала (благодаря большим возможностям продвижения по службе)8.

Низкая производительность труда персонала несетевых российских гостиниц объясняется падением спроса, низким уровнем доходов населения  и неисполнением налоговой дисциплины, а также тем, что значительная их часть находится в государственной собственности. В России 47 % номерного фонда гостиниц принадлежит муниципальным, региональным или федеральным органам власти. Еще 36 % номерного фонда частично являются собственностью местных или федеральных властей, а частично — предприятий (главным образом предприятий тяжелой промышленности). Если в США широко распространены управленческие контракты, привязывающие вознаграждение менеджеров к рентабельности гостиниц, в России договоры (по сути с государством) не обеспечивают для управляющих несетевых гостиниц достаточных стимулов к тому, чтобы избавиться от избыточного штата и совершенствовать организацию труда. Кроме того, некоторыми гостиницами такого рода управляют непосредственно государственные служащие, причем от них обычно требуют держать в резерве номера для официальных лиц, и, конечно, эти номера не приносят прибыли9.

Очень серьезной  проблемой развития гостиничного хозяйства  в России является нехватка квалифицированных  кадров, что, в частности, объясняет  неэффективную организацию труда. Гостиничные сети США справляются с сезонными потребностями в рабочей силе, обращаясь к имеющемуся резерву подготовленных работников. В таких странах, как Россия, подобные резервы отсутствуют, а для качественного обучения неопытного работника требуется много времени. Потери от использования неподготовленных работников очевидны. Так, квалифицированная горничная может убрать на 60 % больше номеров в день, чем неопытный стажер. В не меньшей степени повышенные потребности в работниках обусловлены громоздкостью и несовершенством бухгалтерских процедур и большой потребностью в охранных услугах.

В России присутствуют почти все крупные международные  сети, однако их деятельность сосредоточена  в сегменте четырех- и пятизвездочных отелей и обычно управляются международными компаниями, а их собственниками являются совместные предприятия с участием частных инвесторов и местных органов власти. Здесь высокое качество обслуживания диктует высокие цены, доступные для крупных бизнесменов, деловых туристов, известных артистов, спортсменов. Но почти нет гостиниц туристского класса с хорошим уровнем сервиса для человека среднего достатка, который приезжает посмотреть нашу страну.

На сегодняшний  день для развития российского гостиничного хозяйства актуальна проблема взаимодействия гостиниц и туроператоров. Нередко эти партнеры предъявляют друг другу претензии. Жалобы относятся в основном к нарушению договорной дисциплины.

Гостиницы терпят убытки из-за того, что туроператоры, практикующие предварительное бронирование мест для своих групп, не всегда выкупают забронированные номера. Поздняя аннуляция заказов (т.е. отказ от ранее произведенных бронирований в предельно короткие сроки, что не позволяет повторно выставить номера на продажу) является одним из факторов риска в гостиничной индустрии в целом. В качестве противодействия таким неблагоприятным факторам гостиницы включают в договоры различные положения о предварительной оплате и залогах, т.е. стандартный набор мер, используемых всеми отелями независимо от страны базирования для снижения потерь от срывов предварительных финансовых планов.

Туроператоры  в свою очередь тоже имеют претензии  к партнерам — средствам размещения. Нередки случаи, когда гостиницы  занимают выжидательную позицию  и не подтверждают заявки на бронирование в сроки, оговоренные в контрактах. Особенно часто так поступают отели накануне крупных событий, праздников, вызывающих высокий спрос на услуги размещения. Поскольку отелей, принимающих иностранные туристские группы, не так много, туроператоры не идут на расторжение контрактов с гостиницами-нарушителями. Некоторые гостиницы сознательно отсекают групповой туризм, выставляя для туристских групп цены выше, чем для корпоративных клиентов, или предлагая размещение без скидок. Туроператорам бывает достаточно сложно защитить свои позиции, особенно в условиях превышения спроса над предложением.

Еще одна проблема связана с несовершенством законодательства и сложностью бюрократических процедур лицензирования, сертификации и т.п.10 А это, в свою очередь, является источником других проблем. Так, вследствие не совершенства законодательной базы, инвесторы с некоторой осторожность вкладывают деньги в строительство новых гостиниц в России, особенно в Москве. Это главным образом связано с тем, что в Москве отсутствуют удобные места для застройки, а вследствие дороговизна земли. Столичное правительство неоднократно заявляло о своей готовности способствовать развитию рынка гостиничных услуг, однако бюрократические преграды все еще сильны. Кроме этого, московские власти довольно неудачно, по мнению экспертов, инициируют реконструкцию и замену существующего гостиничного фонда. В течение последних трех лет московский рынок уменьшился на 3,5 тысячи номеров только в снесенных гостиницах. А это практически четверть номерного фонда среднего сегмента. Снос гостиниц между тем продолжается. Это снижает конкуренцию для существующих гостиниц, что влечет за собой дороговизну гостиниц, падения качества услуг.11

Еще одной проблемой, связанной с законодательной  базой, - это классификация гостиниц. В настоящее время нормативным документом, на основании которого осуществляется классификация российских гостиниц, является приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 21 июня 2003 г. № 197 «Об утверждении Положения о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения». Несмотря на то, что документ получил статус государственного, данная система классификации является добровольной и многие гостиницы получили свою категорию по старым системам, так более 70 % гостиниц России по качеству обслуживания не подходят ни под одну из действующих категорий. Сведения обо всех предприятиях, получивших категорию в соответствии с требованиями государственной системы, публикуются на официальном сайте органа федеральной исполнительной власти в сфере туризма, а также в каталогах и прочих публикациях, распространяемых на выставках в России и за рубежом.

По «Генеральной схеме размещения гостиниц в городе Москве на период до 2015 года»  количество отелей запланировано довести до 556 на 186473 места. То есть, в ближайшие три года в Москве должно появиться еще 337 гостиниц на 113573 места.

 

Пока реализация конкретных проектов существенно отстает  от запланированных темпов: по данным Colliers International, в 2007 году в Москве было введено в эксплуатацию около 1000 новых номеров, не считая реконструированной гостиницы «Международная». При этом закрытие на реконструкцию «Украины» вывело с рынка примерно столько же номерных единиц, сколько их было построено. В такой ситуации новые объекты быстро адаптировались к рынку: загрузка большинства «новичков» в течение деловой недели приближалась к максимальной отметке. При этом рынок поглотил не только относительно «дешевое» предложение гостиниц средней (для Москвы) ценовой группы («Милан» и «Бородино»), но и «люксовых» Ritz-Carlton и Pokrovka Suite hotel. «Старые» игроки почти не почувствовали появления новых конкурентов – динамика показателей загрузки и средних цен продажи оставалась поступательной по всем подсекторам верхнего сегмента рынка Москвы12.

Информация о работе Курсовая оценка эффективности деятельности гостиничного комплекса