Гостиничный бизнес в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель выбранной темы состоит в том, чтобы детально рассмотреть развитие гостиничного бизнеса, дать оценку отрасли и определить перспективы развития.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть историю создания гостиничного бизнеса;
- раскрыть текущее состояние и проблемы данной отрасли;
- определить перспективы гостиничного бизнеса в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3
Глава1 Гостиничный бизнес в Республике Беларусь…………………5
1.1.История развития гостиничного бизнеса……………………………5
1.2.История белорусских гостиниц……………………………………...6
1.3.Текущее состояние гостиничного хозяйства в Республике Беларусь……………………………………………………………………………9
1.4.Проблемы данной отрасли………………………………………….13
Глава2 Перспективы развития гостиничного бизнеса………………...16
Заключение………………………………………………………………23
Список использованных источников…………………………………24

Файлы: 1 файл

Содержани3.docx

— 187.37 Кб (Скачать)

В Беларуси появилась первая плавучая гостиница. Это не самоходное судно, а плавучая платформа с палубной надстройкой. Отель отвечает всем экологическим нормам и требованиям. По воде его будет перемещать буксир. Проект реализуется в рамках Государственной программы социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010-2015 годы. Такой плавучий отель, считают специалисты, привлечет немало туристов. [ 10]

 

 

 

 

 

 

1.4. Проблемы данной отрасли

Рассматривая потенциальные  резервы для развития туризма  в Республике Беларусь, в первую очередь следует обратить внимание на развитие туристической инфраструктуры республики, в том числе гостиничного хозяйства.

Иностранный турист ориентируется  на тот уровень сервиса, к которому он привык. Поэтому вполне логично, что появление в Минске большого числа международных гостиничных  операторов и отелей под их управлением, приведет к росту качества услуг  в целом по рынку. Важную роль на удовлетворенность приезжих гостиничным  сервисом оказывает и соотношение "цена-качество". К сожалению, сейчас в Минске этот показатель скорее вызывает недоумение, чем удовлетворенность. Установившийся уровень цен на проживание в гостиницах в Минске значительно  завышен по сравнению с другими  европейскими столицами. По данным компании "Твоя столица · Недвижимость для бизнеса", сутки в двухместном номере 4* при бронировании за 2 недели в Минске обойдутся в среднем в €189, тогда как в Вильнюсе - €96 , Варшаве –€81, Берлине -€106, Будапеште – €89, Москве - €159. При этом качество обслуживания в европейских гостиницах будет предложено на более высоком уровне. 
 Развитие материально-технической базы в сфере туристической индустрии осуществляется крайне медленно и находится в зависимости от прямых вложений средств прямыми и косвенными инвесторами. За счет внутренних инвестиции, как государственных, так и частных, реализуется в настоящее время 4 инвестиционных проекта в сфере туристской индустрии. Развитие материально-технической базы возможно только при устойчивом финансовом обеспечении. Это могут быть бюджетное финансирование или инвестиции. Первый вариант практически отсутствует. В планах социально-экономического развития областей и города Минска финансирование мероприятий по развитию инфраструктуры туризма осуществляется по остаточному принципу. 70-80% (по оценке зарубежных экспертов) материала базы нуждаются в модернизации или реконструкции [11].

Также одной из главных  проблем существующих ныне гостиниц – малая площадь номеров. Согласно действующему стандарту, площадь двухместного номера в четырехзвездочной гостинице  должна быть не менее 14 м², в пятизвездочной – не менее 16. А согласно одному из пунктов европейской классификации, действующему с января 2000 года, требуется, чтобы минимальная площадь номеров  в этих гостиницах была соответственно 22 и 24 м². Малая площадь гостиниц республики стесняет проживание приезжающих иностранных туристов [7,с.216].

 Негативным моментом является и то, что в Беларуси отсутствует единая компьютерная сеть, куда отели могли бы подавать сведения о количестве и стоимости свободных номеров.

Как правило, приезжающие  в Республику Беларусь иностранцы –  это европейцы, и они не понимают большинства белорусских отелей. Так как в декоре гостиниц преобладают  помпезные рюши и бархат, красные  и зелёные цвета – все то, что делает проживание в таком  помещении для европейца, который  привык к свободному и светлому пространству, весьма дискомфортным.

Еще одной проблемой гостиничного бизнеса является профессионализм  обслуживающего персонала. Ощущается  острая нехватка специалистов в сфере  гостиничного хозяйства. Некоторые  отели отправляю свой персонал обучаться  в Россию или Германию. Но в большинстве  гостиниц работают неквалифицированные  кадры. Однако согласно действующему стандарту  – ГОСТ 28681.2-95 туристско-экскурсионное  обслуживание. Туристские услуги. Общие  требования - в гостиницах классом  до двух звезд, то есть это подавляющее  большинство существующих гостиниц в Беларуси, персонал рецепции должен свободно владеть хотя бы одним иностранным языком; в гостиницах класса три звезды и выше встречающие гостей должны владеть двумя-тремя языками, а гостиный персонал в целом – одним иностранным языком. К примеру, чтобы соответствовать уровню трех звезд, в новополоцкую гостиницу «Нафтан» персонал был выбран из выпускников Института иностранных языков.

 Коренным образом необходимо менять гостиничную инфраструктуру. Отели не имеют достаточно средств для полной реконструкции здания и иногда модернизируют лишь один-два этажа. Однако получить «звезду» за несколько комфортных номеров невозможно, отель должен полностью соответствовать выдвигаемым нормам. По оценке специалистов, реконструкция существующего небольшого отеля (к примеру, 3 этажа и около тридцати номеров) и приведение его к уровню трех-четырех звезд потребует около 1 миллиона долларов. Однако и такую сумму для вложения в традиционно прибыльный гостиничный бизнес в Беларуси найти проблематично [1, с.15].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Перспективы развития гостиничного бизнеса в Республике Беларусь

Гостиничный бизнес, являясь  одним из видов экономической  деятельности, прямо или косвенно создает рабочие места и является важным средством пополнения казны  иностранной валютой. В мире постоянно  происходит процесс освоения новых  концепций гостиничного бизнеса  и модернизации старых.

Что касается города Минска, то зарубежные инвесторы, российские, турецкие, готовы вкладывать инвестиции в гостиничный бизнес. К примеру, чтобы провести реконструкцию отеля  «Минск», понадобилось 20 миллионов  долларов, сумма была взята в кредит в одном из банков Турции. Реконструкция  проводилась при помощи турецкой фирмы. Ещё одним примером вложения турецких инвестиций является пятизвездочный отель Princess (бывшая гостиница «Свислочь»), которая была сдана в эксплуатацию в конце 2007 года, а управление отелем  осуществляется совместно белорусской и турецкой сторонами . Также планируется строительство ряда высотных гостиниц. Одну из них планируется возвести возле здания музея Великой Отечественной войны на Октябрьской площади. Также планируется построить гостиницу до 30 этажей напротив 15-го корпуса БНТУ в Уручье. [13]

Прорабатывается возможность  строительства 22-этажной гостиницы  в районе стадиона "Динамо". В  настоящее время желание строительства  гостиниц потенциальными инвесторами  рассматривается комитетом архитектуры  и строительства Минского городского исполнительного комитета. Среди  интересных инвестиционных проектов также  можно отметил проект по сносу  общежития БГУ на проспекте Независимости  и строительство на этом месте  крупного торгово-административного  центра. Высотное здание будет построено  на месте кафе "Реченька" на проспекте  Независимости. Также предполагается построить два высотных административно-торговых здания — в 40 и 45 этажей — на улице Максима Танка в районе Юбилейной площади, проектирование уже ведется .

Также примером зарубежных инвестиций может служить то, что  иранская компания «Кейсон» намерена поэтапно реализовать инвестиционный проект по строительству 5-звездочного  отеля в Минске. Предварительно этот проект оценивается в 150 миллионов  долларов. Согласно плану отель будет  построен в районе Национальной библиотеки. Как предполагается, гостиничный  комплекс будет рассчитан на 250 номеров  и 80 номеров квартирного типа. Комплекс также будет включать большой  торговый центр площадью примерно около 63 тысячи квадратных метров. Предусматривается  также строительство спортивного  комплекса, паркинга. Как предполагается, общая площадь гостиничного комплекса  составит около 170 тысяч квадратных метров.

В Минске уже планируется  реализация несколько проектов с  привлечением международных операторов. Среди них "Кемпински", "Hyatt", "Radisson", "Hilton”. Из присутствующих на рынке международных операторов можно назвать только "Crown Plaza", работающую на основе договора франшизы.

На современном этапе  развития Минск сталкивается с проблемой  отсутствия в центре города мест, где  можно было бы осуществить строительство  фешенебельных отелей, а таких  гостиниц не хватает. Когда в Минске одновременно проводится несколько  крупных мероприятий по линии  обмена опытом, культурных связей и  спортивных соревнований, разместить прибывающих туристов проблематично. Поэтому очень важно развязать  строительство гостиничных комплексов. [11]

Однако не только Минск  привлекает зарубежных инвесторов. В  Брестской области был представлен  проект, рассчитаны на строительство  туристического комплекса «Звезда  Востока», отвечающего современным  требованиям с развитой инфраструктурой  по приему, экскурсионному и медицинскому обслуживанию туристов из Республик: Польши, Германии, Голландии, США, Ближнего Востока, стран СНГ, а также граждан  Беларуси и других стран. Туристический  комплекс планируется разместить в  курортной зоне «Белое озеро», 30 километров от города Бреста, на стыке границы  Республики Беларусь, Польши и Украины. В данной курортной зоне расположены  крупные существующие санатории  «Берестье», «Локомотив» и ряд  других. Планируемый туристический  комплекс «Звезда Востока» будет  иметь очень большие преимущества перед существующими санаториями, в частности: помимо гостиницы предусмотрена  развитая инфраструктура вспомогательных  помещений, таких как аквапарк, закрытые бассейны, игровые залы, медицинское  обслуживание для различных категорий  туристов, в том числе семейного  отдыха. Планируемая цена по комплексному обслуживанию туристов ниже на 25% -30%, чем  в гостиницах города Бреста, рассчитанных только на проживание иностранных туристов. Предложенный проект в настоящее  время не имеет аналогов в Республике Беларусь. Среднестатистический анализ в Европе показывает, что гостиницы  вместимостью 50-60 мест, экономичны в  обслуживании, не требуют больших  затрат при минимальном количестве обслуживающего персонала.

Именно частные гостиницы  с иностранным капиталом, по данным экономистов, самые рентабельные. Потому что они комфортнее, что делает их привлекательными для иностранцев.

В Беларуси значительно превалирует  государственная собственность  над частной, что отражается так  же в гостиничной сфере. Пока же частная  инициатива в гостиничном бизнесе  Беларуси практически была сведена  на нет. Все более-менее крупные  комплексы являются либо государственными предприятиями, либо предприятиями, над которыми государство имеет контроль. Самые крупные белорусские гостиницы, такие как "Минск", "Юбилейная", "Октябрьская", "Планета", находятся на балансе Управления делами президента Беларуси. Минскому государственному исполнительному комитету через ОАО "Минотель" (гостиницы "Беларусь", "Спутник") принадлежит доля на рынке. Гостиница "Европа", в которую вкладывались государственные средства, также управляется государственными структурами. [4, с. 240]

Вместе с развитием  туризма строятся и реконструируются гостиницы и мини отели разных типов и ценовых категорий. У  бизнесменов и туристов сегодня  больше на слуху пятизвездочных отели  на 150 - 500 номеров, нежели частные гостиницы  и мини отели. Однако строительство  таких гигантов не всегда представляется целесообразным, в частности, из-за многомиллионных затрат на их строительство  и содержание, что не по карману  большинству мелких и средних  предпринимателей. К тому же уровень  загрузки частной гостиницы в  той или иной местности может  быть различным, большая часть гостиниц и мини отелей в регионах не загружается  даже наполовину.

Дороговизна строительства  и эксплуатация крупных отелей отражается на стоимости проживания. Цена номера в пятизвездочном отеле составляет 200 - 300 долл. в сутки. А это может  выходит за пределы современного спроса на них.

В качестве достойной альтернативы мировая гостиничная практика предлагает малоформатные (до 20 номеров) гостиницы (мини отели), под которые можно  успешно перепрофилировать существующие здания, в том числе небольшие  многоквартирные дома и коттеджи. Здесь же могут проживать сами владельцы и обслуживающий персонал частных гостиниц. Сроки запуска  малоформатного отеля либо частной  гостиницы могут быть короче, а  цены для постояльцев мини отеля - значительно ниже (в среднем  30-100 долларов, в зависимости от места и комфортности) за счет более рационального сервиса и меньшего количества персонала, чем в крупной гостинице. [2, с.67]

Сегодня малые отели и  частные гостиницы популярны  как в крупных европейских  городах, так и в небольших  населенных пунктах. Например, в польском городке Закопане масса таких  частных гостиниц. Часто малые  гостиницы называют семейными, поскольку  их содержат и обслуживают семьи, минимально привлекая наемный персонал.

Наряду с невысокими ценами постояльцы малого отеля могут по достоинству оценить домашнюю атмосферу  и индивидуальный подход частных  мини гостиниц, что редко встретишь  в крупном отеле.

Одним из ключевых факторов успеха небольших частных гостиниц как мест кратковременного отдыха является хорошо развитая инфраструктура местности, в том числе транспортная доступность, наличие социально важных объектов - магазинов, офисов, мест отдыха и достопримечательностей. Персонал частной гостиницы на 20 номеров может составить 10-15 человек. Важна не столько квалификация, сколько  универсальность сотрудников - способность  выполнять смежные функции (принять  гостей, приготовить еду, убрать номер, сделать мелкий ремонт), что позволит существенно сократить расходы. [3,с.210]

Мировая практика убедительно  доказывает, что инвестиции в индустрию  гостеприимства по своей отдаче сравнимы с вложениями в нефтедобычу. Экономический  анализ гостиничного сектора свидетельствует  об эффективности инвестиций именно в гостиничные цепи, а не в отдельные  гостиничные хозяйства. В мировой  практике существуют два основных вида гостиничных цепей: интегрированные  цепи, которые созданы из однородных единиц, и гостиничный консорциум, который объединяет независимые  отели. Республике Беларусь нужно стремиться к развитию, совершенствованию гостиничного хозяйства, чтобы спустя пусть даже не один десяток лет, но все же достичь международного уровня и образовывать гостиничные цепи на ряду с другими странами мира.

Перспективы увеличения спроса на услуги средств размещения Беларуси будут определяться ростом общей  деловой активности страны, увеличением  иностранных прибытий  (служебных, туристических, частных), в том числе  связанных с событийным туризмом (Чемпионат мира по хоккею в  2014 г.). Для оценки спроса на гостиничные услуги использовался прогноз иностранных прибытий, приведенный в Национальной программе развития туризма в Республике Беларусь в 2011—2015 годах. [10]

Для оценки будущего спроса (количества ночевок в средствах  размещения Беларуси) были сделаны  следующие предположения:— доля ночевок иностранных постояльцев  в белорусских средствах размещения по отношению к общему числу иностранных  прибытий не изменится (в 2010 г. она была равна 30 %); — не изменятся доли ночевок  нерезидентов и 

резидентов, приходящиеся на средства размещения Минска  (в 2010 г. они составляли соответственно 49 % и 14 %); исключение составит 2014 г., когда 

на время проведения Чемпионата мира по хоккею в Минске ожидается 100 % загрузка средств размещения; —  спрос резидентов будет увеличиваться  с темпом прироста 3 % в год (средний  темп прироста за 2006—2010 гг.). [12]

Информация о работе Гостиничный бизнес в РБ