Бухгалтерский учет в гостиничном бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 08:47, реферат

Краткое описание

Бухгалтерский учет – это область специальных экономических знаний, имеющих в современном обществе важное прикладное значения. Он необходим для каждой организации независимо от организационно-правовой формы и целей ее деятельности. Гостиничный комплекс входит в одну из важнейших отраслей сферы обслуживания. Главное место в гостиничном комплексе занимает гостиница и ее структурные подразделения

Оглавление

Введение. …………………………………………………………3
1.Основные понятия. …………………………………………….4
2.Лицензирование и сертификация гостиничного бизнеса. ….5
3.Учет затрат на производство гостиничного продукта…….. 8
4.Учет затрат по оказанию гостиничных услуг. ……………...13
5.Учет расчетов с клиентами гостиницы. ……………………..14
Список литературы. …………………………………………….17

Файлы: 1 файл

Бух. учет в гостиничном бизнесе.docx

— 48.05 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

Введение. …………………………………………………………3

1.Основные понятия. …………………………………………….4

2.Лицензирование и сертификация  гостиничного бизнеса. ….5

3.Учет затрат  на производство  гостиничного продукта…….. 8

4.Учет затрат по оказанию  гостиничных услуг. ……………...13

5.Учет расчетов с клиентами гостиницы. ……………………..14

Список литературы. …………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Бухгалтерский учет – это  область специальных экономических  знаний, имеющих в современном обществе важное прикладное значения. Он необходим для каждой организации независимо от организационно-правовой формы и целей ее деятельности.          Гостиничный комплекс входит в одну из важнейших отраслей сферы обслуживания. Главное место в гостиничном комплексе занимает гостиница и ее структурные подразделения. Гостиничный комплекс включает в себя: гостиницу, ресторан, аптечный киоск, организации розничной торговли и общественного питания (минибары, кафе, кафетерии, буфеты и т. п.), локальную АТС, пункт по обмену валюты, медицинские учреждения (например, стоматологический кабинет), автозаправочную станцию, парикмахерскую, прачечную, службы ремонта.                                     Как и любому другому предприятию, гостинице так же приходится думать о том, как повысить эффективность своей деятельности. Например, чтобы увеличить приток клиентов, необходимо повышать качество обслуживания и расширять перечень предоставляемых услуг. Лишь в этом случае гостиница сможет добиться присвоения ей более высокой категории по сертификации и пройти международную аттестацию.  На все это необходимы определенные затраты. Рассмотрим, как отразить их в учете и как правильно сформировать стоимость гостиничных услуг.

 

 

 

 

 

    

 

1.Основные понятия.

     Гостиница — это имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг.                                                                            Гостиничную деятельность могут осуществлять юридические лица и индивидуальные предприниматели, обладающие или наделенные в установленном порядке имущественными правами на какое-либо коллективное средство размещения, по непосредственному распоряжению и управлению им для предоставления услуг по временному размещению (проживанию) и обслуживанию граждан.                                                                         Гостиница относится к сфере оказания услуг и имеет свои особенности в организации хозяйственной деятельности, соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей, бухгалтерского учета и налогообложения.                                          Услуга — это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. Следовательно, понятие «услуга» имеет универсальное значение и не зависит от видов и направления деятельности гостиничных предприятий.                                                                                      Главными характеристиками гостиничных услуг являются:           1.Неотделимость, что предполагает осуществление производства и потребление услуги одновременно. Услуга оказывается на территории производителя (гостиницы), а не потребителя (гостя, туриста). Персонал гостиницы, производящий услуги, имеет непосредственный контакт с потребителем, и потребитель рассматривает его как неотделимую часть самой услуги;                                             2.Невозможность хранения (накопления) оказанной услуги.    Производство услуги зафиксировано во времени и пространстве: если услуга (гостиничный продукт) не реализована в определенный день, то финансовые результаты деятельности гостиницы будут меньше;

3.Неосязаемость. Услуги нельзя измерить, оценить до того, как они предоставлены;                                                                            4.Сезонность колебания спроса. Спрос на услуги гостиницы возрастает летом и падает в зимний период, поскольку большинство туристов отдыхает в летние месяцы;            5.Взаимозависимость. На объем реализации гостиничного продукта оказывают влияние: политические и социально-экономические условия в стране; маркетинговые решения, принятые туроператорами, тур агентами и непосредственно гостиницей; объемы привлечения гостей (туристов); уровень транспортного обслуживания.

 

 

2.Лицензирование  и сертификация гостиничного  бизнеса.

Гостиница является предприятием по производству и предоставлению услуг (гостиничного продукта) коммерческого гостеприимства, уровень оценки которого включают в себя:                         •   место расположения;                                                                                       •   средства обслуживания (удобства);                                                                        •   уровень сервиса — ассортимент услуг, их качество;                                             •   имидж;                                                                                                                            •   цену услуг.                                                                                                Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1996г.№ 132-ФЗ«О6 основах туристской деятельности в Российской Федерации», чтобы оказывать гостиничные услуги, необходимо получить лицензию.           Лицензирование гостиничного бизнеса.                                                            Условия получения лицензии в разных регионах могут существенно различаться. Однако они должны соответствовать Федеральному закону от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Так, согласно этому закону, лицензия должна выдаваться не менее чем на три года, а максимальный размер лицензионного сбора не должен превышать 10 минимальных размеров оплаты труда. Гостиницы предоставляют своим клиентам различные услуги. Некоторые из них, например транспортные или медицинские, можно оказывать, только получив отдельную лицензию. Поэтому администрации гостиницы необходимо позаботиться о том, чтобы такие лицензии были получены.                                                                             Сертификация гостиницы.                                                   Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1998 г. № 1013 утвержден перечень услуг, подлежащих обязательной сертификации. В этот перечень включены и гостиничные услуги. Правила их сертификации утверждены Постановлением Госстандарта России от 10 апреля 1994 г. № 23. Сертификацию гостиниц проводят некоммерческие организации, имеющие специальную аккредитацию Госстандарта России. Телефоны и адреса этих организаций бухгалтеры могут узнать в Госстандарте России. Сертификация гостиничных услуг проводится на платной основе. Сумма средств, израсходованных заявителем на проведение обязательном сертификации, согласно ст. 16 Федерального закона от 5 августа 1992 г. №5151-1 «О сертификации продукции и услуг», включается в издержки производства и обращения. Срок действия сертификата составляет, как правило, три года.                          Гостиница обязана довести до сведения клиентов свое фирменное наименование (наименование), место нахождения (юридический адрес) и режим работы. Как правило, такая информация указывается на вывеске. Для пользователей услуг должна быть доступна также следующая информация:                                                           •   правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации;                                                                                                                        •   сведения об исполнителе и номер его контактного телефона;                              •   свидетельство о присвоении гостинице соответствующей категории, если она присваивалась;                                                                     •   сведения о сертификации услуг, подлежащих обязательной сертификации (номер сертификата, срок его действия, сведения об органе, выдавшем его);                                                                                           •   сведения о номере лицензии, сроке ее действия, об органе, выдавшем лицензию, если данный вид деятельности подлежит лицензированию;                                                                                                   •   выписки из государственного стандарта, устанавливающего требования в области оказания услуг;                                                                   •   цена номеров (места в номере);                                                                       •    перечень услуг, входящих в цену номера (места в номере);                         •   перечень и цена дополнительных услуг, оказываемых за отдельную плату;                                                                                                       •   сведения о форме и порядке оплаты услуг;                                                           •   предельный срок проживания в гостинице, если он установлен исполнителем;                                                                                                       •   перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот, а так же перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами;                             •   порядок проживания в гостинице;                                                         •   сведения о работе размещенных в гостинице предприятий общественного питания, торговли, связи, бытового обслуживания и др.;                        •   сведения об органе по защите прав потребителей при местной администрации, если такой орган имеется;                                                          •   сведения о вышестоящей организации.                                     Кроме того, в каждом номере должна быть информация о порядке проживания в гостинице, правилах противопожарной безопасности и правилах пользования электробытовыми приборами.                     Без дополнительной оплаты должны быть предоставлены следующие виды услуг:                                                                                                        •   вызов скорой помощи;                                                                                      •   пользование медицинской аптечкой;                                                                                   •   доставка в номер корреспонденции по ее получении;                                               •   предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов.                                                     Особенностью гостиничного продукта является его фиксированность во времени и пространстве. Гостиничные услуги продаются напрямую или с помощью тур агентов отдельно или в турпакете. В зависимости от ассортимента и качества предоставляемого гостиничного продукта, гостиницы классифицируются по пяти категориям.

 

 

3.Учет затрат  на производство гостиничного  продукта.

Бухгалтерия гостиницы, рассматривая вопросы отнесения тех или  иных затрат к производственным и о правомерности включения их в себестоимость, должна руководствоваться данным стандартом и Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Принятые решения являются элементами учетной политики гостиницы.                                                                                                        В соответствии с требованиями Закона РФ «О защите прав потребителей» новыми Правилами предоставления гостиничных услуг в российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 (вред. постановлений Правительства РФ от 2 октября 1999 г. № 1104, от 15 сентября 2000 г. № 693), и Государственным стандартом Российской Федерации «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» (ГОСТ Р 50645-94) установлено, что материально-техническое обеспечение гостиницы, перечень и качество предоставляемых гостиницей услуг, обязательное наличие форменной одежды должны соответствовать требованиям присвоенной ей категории. Учет общей суммы затрат на производство организуют по экономическим элементам затрат, а учет и калькуляцию себестоимости отдельных видов продукции, работ и услуг — по статьям затрат. Затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:                                                                                            •   материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);                                                                                                                                •   затраты на оплату труда;                                                                                          •   социальный налог;                                                                                               •   амортизация основных средств;                                                                       •   прочие расходы.                                                                                               В прочие расходы включаются:                                                                        •   содержание работников аппарата управления;                                                 •   эксплуатация зданий, помещений, сооружений, оборудования, инвентаря;                                                                                                         •   командировки, связанные с производственной деятельностью;                                    •   оплата услуг связи, услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению, в случае если штатным расписанием или должностными инструкциями не предусмотрено выполнение каких-либо функций управления;                                                                                    •   оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг;                                                                                                                    •   содержание и обслуживание технических средств управления, вычислительных центров, устройств связи, средств сигнализации и др.;                                                                                                                               •   затраты по обеспечению сторожевой охраны;                                                   •   представительские расходы, в частности, прием и обслуживание представителей других организаций, прибывших для переговоров, с целью установления и поддержания взаимного сотрудничества;                                     •   выплата стипендий, оплата обучения по договорам с учебными заведениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;                                                                                                 •   возмещение работникам транспортных расходов (в форме оплаты получаемых проездных документов);                                                                                •   амортизация нематериальных активов;                                                           •   расходы на продажу;                                                                                                              •   налоги.

Типовыми статьями калькуляции  затрат, образующими себестоимость  продукции, работ и услуг, являются:                                         •   материалы;                                                                                                           •   возвратные отходы (вычитаются);                                                             •   покупные полуфабрикаты;                                                                                •   вспомогательные материалы;                                                                                 •   топливо и энергия на технологические нужды;                                             •   основная заработная плата производственных рабочих;                              •   дополнительная заработная плата производственных рабочих;                          •   социальный налог;                                                                                           •   затраты на подготовку и освоение производства;                                                     •   общепроизводственные расходы;                                                                               •   общехозяйственные расходы;                                                                            •   потери от брака;                                                                                                    •   расходы на продажу.                                                                                               Затраты предприятия подлежат включению в себестоимость продукции, работ и услуг того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени их оплаты — предварительной или последующей.                                                                                              Состав счетов и методика их использования устанавливается гостиницей исходя из особенностей деятельности, структуры и организации управления. Планом счетов бухгалтерского учета для учета затрат на производство и калькулирование себестоимости предусмотрены следующие калькуляционные и собирательно-распределительные счета.

СЧЕТ «ОСНОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО».

Данный счет предназначен для обобщения информации о затратах производства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью создания данного предприятия. Счет предназначен для учета прямых производственных затрат, которые обусловлены технологическим процессом производства продукции, работ и услуг и могут быть включены непосредственно в себестоимость конкретных видов продукции, работ и услуг, а также для учета расходов вспомогательных производств и косвенных затрат, связанных с управлением и обслуживанием производства, и потерь от брака.                                                                                                              К прямым затратам относятся:                                                                                       •   стоимость материалов и топлива, израсходованных на технологические цели;                                                                                                          •   расходы на оплату труда производственных рабочих, занятых изготовлением продукции (с начислениями единого социального налога). Прямые расходы, связанные с выпуском продукции, выполнением Работ и оказанием услуг, отражаются непосредственно по дебету счета «Основное производство» Остаток на счете «Основное производство» на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.             Аналитический учет по счету «Основное производство» ведется по видам затрат и видам выпускаемой продукции (работ, услуг).

СЧЕТ «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА».                          Данный счет предназначен для обобщения информации о затратах производств, которые являются вспомогательными (подсобными) для основного производства предприятия.                                                       По дебету счета «Вспомогательные производства» отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств, и потери от брака. Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет «Вспомогательные производства» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Остаток по счету «Вспомогательные производства» на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства. Аналитический учет по счету «Вспомогательные производства» ведется по видам производств.

    

СЧЕТ «ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ».

Данный счет предназначен для обобщения информации о расходах по обслуживанию основных и вспомогательных производств предприятия. В течение месяца фактические общепроизводственные расходы собираются по дебету счета «Общепроизводственные расходы» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда и др. Они распределяются в соответствии с принятым порядком (отраженным в документе об учетной политике предприятия) по видам производств, видам продукции, работ и услуг и списываются бухгалтерскими записями на счета бухгалтерского учета:

«Основное производство»

 «Вспомогательные производства»

«Обслуживающие производства и хозяйства»

 «Общепроизводственные  расходы».                                                  Аналитический учет общепроизводственных расходов ведется по подразделениям предприятия и статьям расходов.

СЧЕТ «ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ».

Данный счет предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. Аналитический учет по счету «Общехозяйственные расходы» ведется по каждой статье соответствующих смет, месту возникновения затрат и др. Счет «Общехозяйственные расходы» — не имеет сальдо.

СЧЕТ «РАСХОДЫ НА ПРОДАЖУ».

Данный счет предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.                           По дебету счета «Расходы на продажу» накапливаются суммы произведенных предприятием расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета «Продажи»                                     Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг). Аналитический учет по счету «Расходы на продажу» ведется по вилам и статьям расходов.

Информация о работе Бухгалтерский учет в гостиничном бизнесе