Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 12:03, курсовая работа
Цель выбранной темы состоит в том, чтобы детально рассмотреть развитие гостиничного бизнеса, дать оценку отрасли и определить перспективы развития.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть историю создания гостиничного бизнеса;
- раскрыть текущее состояние и проблемы данной отрасли;
- определить перспективы гостиничного бизнеса в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава1 Гостиничный бизнес в Республике Беларусь…………………5
1.1.История развития гостиничного бизнеса……………………………5
1.2.История белорусских гостиниц……………………………………...6
1.3.Текущее состояние гостиничного хозяйства в Республике Беларусь……………………………………………………………………………9
1.4.Проблемы данной отрасли………………………………………….13
Глава2 Перспективы развития гостиничного бизнеса………………...16
Заключение………………………………………………………………23
Список использованных источников…………………………………24
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава1 Гостиничный бизнес в Республике Беларусь…………………5
1.1.История развития
1.2.История белорусских гостиниц……………………………………...6
1.3.Текущее состояние
1.4.Проблемы данной отрасли………………………………………….13
Глава2 Перспективы развития гостиничного бизнеса………………...16
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………24
ВВЕДЕНИЕ
Туризм как сфера бизнеса превратился сегодня в огромный многоканальный способ получения гигантских и всё нарастающих финансовых потоков, обеспечивающих уже миллиардные мировые туристические потоки.
Важно отметить, что в
современном обществе туризм становится
всё более благоприятной
Сегодня индустрия гостеприимства
— это мощнейшая система
Размещение занимает центральное место в комплексе услуг, предоставляемых туристам во время путешествия, и являются неотъемлемой частью каждого тура.
Актуальность выбранной темы состоит в том, чтобы детально рассмотреть развитие гостиничного хозяйства, дать оценку отрасли и определить перспективы развития.
Следовательно, важной задачей для государства, которое видит перспективы развития в туризме, является развитие гостиничного хозяйства. Республика Беларусь не является исключением. В последние годы государство видит в туризме огромные перспективы.
Цель выбранной темы состоит в том, чтобы детально рассмотреть развитие гостиничного бизнеса, дать оценку отрасли и определить перспективы развития.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть историю создания гостиничного бизнеса;
- раскрыть текущее состояние и проблемы данной отрасли;
- определить перспективы гостиничного бизнеса в Республике Беларусь.
Глава 1 Гостиничный бизнес в Республике Беларусь
1.1. История возникновения гостиничного бизнеса
Возникновение первых предприятий гостиничной индустрии связано с Древним Римом, примерно 50-й год до нашей эры. В огромной Римской империи было множество чиновников и купцов, которым приходилось часто выезжать по делам. Для их размещения стали строиться постоялые дворы, располагавшиеся вдоль главных дорог в городах и деревнях. Но до постоялых дворов раньше начали строиться таверны.
Таверны являлись местом
социальной и религиозной
С упадком Римской империи (первый век нашей эры) постоялые дворы и таверны, потерявшие клиентуру, разорялись. Только спустя четыре века, в эпоху средневековья, с развитием торговли и путешествий стали возрождаться предприятия размещения. В эпоху Средневековья странники жили в монастырях. Карл Великий учредил специальные дома для отдыха паломников. В это же время Англию подтолкнули к созданию частных домов и таверн.
Бурное развитие европейской экономики в эпоху Возрождения, появление новых ремесел, расширение торговли между странами – все это тоже способствовало росту потребности в постоялых дворах.
Англичане, путешествующие по
Европе или переселявшиеся в
Америку, приносили с собой
опыт строительства и
1.2. История белорусских гостиниц
Про минскую «Европу» написано уже немало. Гостиница эта была известная. Но, кроме «Европы», город мог еще похвастаться «Одессой» (39 номеров) и при ней популярным рестораном «Медведь», гостиницей «Гарни» (49 номеров и тоже ресторан), гостиницами «Париж» — она находилась на углу Захарьевской и Петропавловской улиц (теперь улицы Энгельса и проспект Независимости), — «Ново–Берлин», «Швейцария», «Рояль»... Путешественникам там предлагался вполне европейский сервис.
Не отставали и губернские города.
В Бресте приглашали постояльцев
своя Европейская гостиница, собственный
«Гранд–отель Бель–Вю», при котором
работал тоже весьма известный ресторан
Николая (находилась эта гостиница
на Пушкинской улице). Еще одна известная
брестская гостиница —
В Витебске одна из гостиничных легенд — гостиница Христиана Брози. На то время лучшая в городе, выглядела она весьма фешенебельно: арочные окна, открытые галереи с ажурными металлическими решетками... Отель размещался в самом центре, где сосредоточивалась вся деловая и коммерческая, культурная жизнь. Поэтому постояльцев всегда хватало. К тому же здесь работали кегельбан, бильярдная, первоклассный ресторан с русской и французской кухней, хорошими винами и привозным, рижским, пивом в бутылках или бочковым, кондитерская «Жан–Альбер», фотоателье А.Маковского, мебельный магазин Х.Шестера и писчебумажный Ш.Яхнина. К сожалению, здание гостиницы не дожило до нашего времени — оно разрушено во время войны. Гостиница Броз представляла собой не только архитектурную ценность, но и историческую, причем не только для жителей Витебска, но для более широкого культурного сообщества. Дело в том, что ее история тесно связана с именем всемирно известного художника Марка Шагала. Именно здесь располагался роскошный магазин часов и ювелирных украшений его тестя — Шмуля–Неуха Розенфельда. Здесь зарождалась романтическая любовь Марка Шагала и Беллы — музы всей его жизни и творчества. Здесь в 1915 году Шагал жил со своей возлюбленной. Позже художник сделал рисунок этого здания для своей книги «Моя жизнь». О Броз и в Витебске знают хорошо. Эта семья, как сегодня говорят, из мигрантов — швейцарских. В Витебске искатель счастья с запада действительно сумел добиться значительного успеха. Христиан Брози–младший организовал свой бизнес весьма широко: развернуться ему было где. Новую гостиницу Христиан Христианович Брози открыл в доме купца Бейнуса Витенберга, построенном на углу Смоленской и Подвинской улиц, у каменного моста через речку Витьбу. Специалисты считают, что восстановить дом Витенберга и саму гостиницу вполне возможно — в архивах имеются чертежи фасадов и планы этажей... С гостиницей Брози соревновалась гостиница «Бристоль» на Замковой улице. Выглядела она тоже весьма респектабельно. В таком отеле не стыдно было остановиться на ночлег приличному господину, даже мировой известности — певцу Леониду Собинову или хореографу Мариусу Петипа. В 1905 году в Витебске побывал восторженно встреченный витебчанами писатель Шолом–Алейхем. Гостиница «Бристоль», сад «Европа», яхт–клуб и узкие кривые улочки, странные постройки и огромное количество уличных вывесок, буквально закрывающих дома, — все это старый Витебск не только на картинах Шагала, но и в памяти старожилов, в нашей исторической памяти.
В Гродно славилась Европейская
гостиница, располагавшаяся на улице
Советской. В разные времена Советская
называлась Гимназиальной, Соборной, Виленской.
Это была центральная торговая артерия
города, и размещались здесь лучшие
отели — «Европа» (одно время
управляющим в ней работал
Карл Олеша, отец известного писателя,
детство которого прошло в Гродно),
«Коммерческий», «Петербургский», «Немецкий»,
«Московский».
Гомель мог похвастаться собственным «Метрополем». И не только им. Так что тогдашний хозяин отеля если и доставал откуда–то из–под стойки табличку «Мест нет», то происходило это крайне редко — ну разве что во время больших торговых ярмарок или промышленных выставок, когда число заезжих гостей зашкаливало. Но такое обстоятельство никого не печалило, а, наоборот, только радовало, поскольку раз есть спрос, будет и предложение. [ 12]
1.3. Текущее состояние гостиничного бизнеса
Уровень развития туристской инфраструктуры как фактор конкурентоспособности туристского комплекса Беларуси в настоящее время имеет низкую оценку. Степень износа материально-технической базы туризма, сформированной в основном в 1970-80-е гг., достигла 70-80%. Гостиничное хозяйство Беларуси ни в количественном, ни в качественном отношении не отвечает требованиям современного туристского рынка.
Развитие туризма, увеличение его доли в валовом внутреннем продукте, занятости населения, инвестициях, доходах бюджета остаются актуальными проблемами экономики Республики Беларусь.
В 2010 году Республику Беларусь с деловыми, туристическими и служебным целями посетили 4 млн. иностранных граждан, экспорт туристических услуг составил 146,7 млн. долларов США, что в 6,8 раза больше, чем за аналогичный период 2005 года. Объем платных туристических и экскурсионных услуг, оказанных населению, составил 468,7 млрд. рублей и увеличился в фактических ценах в 13 раз по сравнению с 2005 годом.
Средняя продолжительность пребывания в гостиницах и аналогичных средствах размещения Беларуси в 2010 г. была равна 2,7 дней; 2,8 дней – для граждан Республики Беларусь и 2,4 дня — для нерезидентов. Около 65—70 % ночевок приходится на ночевки гостей, прибывших с деловыми целями (конференции, командировки, временная работа).
В 2011 году уровень загрузки минских гостиниц в среднем составил 63%, рекордный уровень за последние 7 лет «Рис.1.1». По европейским меркам 63% - это неплохой показатель среднего уровня загрузки «Рис.1.2».
«Рис.1.1»
«Рис.1.2»
Средняя загрузка средств размещения
составляет в среднем по стране 45 %. В связи
с особенностями спроса для Беларуси характерны
значительные сезонные колебания: в высокий
деловой сезон (февраль—май; сентябрь—ноябрь),
загрузка сертифицированных гостиниц
класса 3—5 звезд может
достигать 100 %. Для сравнения: в конце декабря — начале января и в летние месяцы гостиницы загружены на 10—20 %. Если некоторые частные
гостиницы решают проблему сезонности, предоставляя широкий комплекс дополнительных услуг (в частности, проведение конференций, банкетов, свадеб, СПА-отдых и т. п.) и применяя специальные тарифы, большинство государственных гостиниц, как правило, дополнительных мер для стимулирования спроса и увеличения межсезонной загрузки не принимают. Показатель невысокой средней загрузки также отчасти обусловлен значительной изношенностью номерного фонда многих гостиниц. [8]
Беларусь является одной из немногих стран Европы, не имеющих международных цепей отелей, сеть которых концентрирует 1/3 мирового гостиничного фонда и новейшие технологические достижения. Зарубежная практика свидетельствует, что особенно быстро гостиничный фонд увеличивается в столицах и крупных туристских центрах, где размещается высококатегорийные отели и представлены известные международные гостиничные цепи США, стран Западной Европы.
Более шестидесяти малых городов сохранились сегодня в Беларуси. Почти в каждом из городов можно найти гостиницу. Но в большинстве случаев это будет дом, малопригодный для комфортного проживания. Между тем именно в малых городах государство видит будущее белорусского туризма. Но оказывать материальную поддержку городкам стали недавно. Один из способов - проведение Дней белорусской письменности и печати, под которые республиканский и областные бюджеты выделяли деньги на реконструкцию и облагораживание. Однако и здесь возникали проблемы. К примеру, в городском поселке Мир (благодаря Замку) удалось перестроить административное здание в неплохую гостиницу с мансардными номерами. А вот приграничному Мстиславлю, к примеру, из необходимых 8 миллиардов рублей выделили 410 миллионов, так что о капитальном ремонте гостиницы и всего прочего и речи быть не могло. Пункт о реставрации гостиниц в малых городах входит в Национальную программу развития туризма. Но это обходится бюджету государства очень дорого. При реконструкции от прежнего здания должна остаться только коробка, внутри же нужно заменять коммуникации, сантехнику, отделку, расширять номера.
Обладателем первого сертификата и категории «три звезды» стал гостиничный комплекс «Нафтан» (Новополоцк), затем СП ООО «Минский международный образовательный центр», гостиница «Планета», РУП «Гостиничный комплекс «Юбилейный», гостиница «Турист» (Гомель), три гостиницы ГПУ НП «Беловежская пуща», гостиница «Эридан» (Витебск), гостиничный комплекс «Орбита» (Минск), РУП «Республиканский горнолыжный центр «Силичи». Категория «четыре звезды» присвоена РУП «Отель «Минск», гостинице «Лучеса» (Витебск) и гостинице «Виктория» (Минск). Сертификация гостиниц в республике проходила на добровольной основе. Анализируя информацию, можно сказать, что те гостиницы, которые получили сертификат, в основном находятся в крупных городах или областных центрах. Из этого следует, что большинство гостиниц Беларуси возможно не имеют возможности сертификат из-за трудностей материально-технической базы и уровня обслуживания. [9]