Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:20, дипломная работа
Цель работы – исследование процесса внедрения электронного документооборота на предприятиях гостиничной индустрии.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
раскрыть понятийный аппарат системы электронного документооборота;
рассмотреть классификацию систем автоматизации делопроизводства;
охарактеризовать основы документационного менеджмента в гостиницах;
выявить особенности внедрения автоматизированных систем управления и опыт их использования в России и за рубежом;
проанализировать рынок систем электронного документооборота;
разработать предложения по внедрение системы электронного документооборота в О
электронный документ – электронное сообщение, имеющее реквизиты для идентификации его как документа;
электронный документооборот – это система составления, использования, хранения и обмена электронными документами с использованием электронных средств массовых коммуникаций;
электронный документ – это форма подготовки, отправления, получения или хранения информации с помощью электронных технических средств, зафиксированная на магнитном диске, магнитной ленте, лазерном диске и ином электронном материальном носителе;
составитель электронного документа – это физическое или юридическое лицо, составившее или от имени которого составлен электронный документ с использованием электронных технических средств (за исключением лица, действующего в качестве посредника в отношении передачи этого электронного документа;
посредник в отношении передачи конкретного электронного документа – это лицо, которое от имени другого лица отправляет, получает или хранит электронный документ или оказывает другие услуги в отношении передачи электронного документа с использованием электронных технических средств [9].
Данная терминология представлена в тексте Федерального Закона Российской Федерации «Об электронном документе», внесенном на рассмотрение в государственную Думу РФ 24 февраля 2009 года. В этом тексте закона представлены и следующие характеристики электронного документа:
Информация, зафиксированная на электронном материальном носителе, признается электронным документом, если она:
Электронный документ – это электронное сообщение, содержащее электронную подпись участника системы электронного документооборота.
Ведь не требуется, чтобы аналоговый документ мог бы быть преобразован в форму, пригодную для однозначного восприятия компьютером. А вот для электронного документа требование однозначного восприятия человеком поставлено. С другой стороны, насколько обосновано требование обязательной фиксации электронного документа на материальном носителе только потому, что аналоговый документ непременно зафиксирован.
С позиций перспектив развития электронного взаимодействия все представленные определения электронного документа, по меньшей мере, неконструктивны для их применения в практике. Они основаны на неверной в данном случае ассоциации с традиционным документом. Можно говорить о фиксации аналогового документа, под которой понимается состояние определенных точек пространства (листа бумаги) в данный момент времени, так как аналоговый документ неотделим от носителя. Электронный документ отделим от носителя, существует в двух формах: пассивной – хранение; и активной – передача и обработка, в том числе, визуализация при необходимости восприятия человеком.
1.2 Классификация систем автоматизации делопроизводства.
Управление предприятием не может эффективно проводиться без достаточно оперативной, надежной, своевременной и достоверной информации. Информация является основой управленческого процесса, и от того, насколько она совершенна, во многом зависит качество управления предприятием. Информационная деятельность требует четкой организации процесса сбора, анализа и обработки информации, причем нужно уметь правильно определить важность и второстепенность поступающей информации.
Работу на предприятии можно представить в виде следующей схемы (рисунок 1).
Рисунок 1 – Работа с информацией на предприятии
Управляющая система получает от управляемой системы информацию о состоянии заданных ею технико-экономических параметров в процессе производственной и финансово-хозяйственной деятельности. На основе полученной информации управляющая система вырабатывает команды управления передает их в управляемую систему для исполнения. Информация, которая функционирует на предприятии в процессе управления, может быть классифицирована следующим образом:
В настоящее время большое внимание уделяется созданию и внедрению информационных систем.
Система – это совокупность двух или более элементов. Каждый элемент влияет на целую систему. Все элементы взаимосвязаны. Элемент – объект, внутренне строение которого не имеет значения в момент рассмотрения системы в общем. Обмен между элементами – связь между ними. Система, включающая большое число однотипных элементов и связей, называется большой системой. Систему, включающую элементы разных типов и содержащую разнородные связи, назовем сложной системой. Общее представление о системе с ее расчлененностью на элементы со связями между ними дает структура системы.
Структура информационной системы содержит общие разделы, в которых учитывается выбор направления развития предприятия, творческий подход к созданию конкретной системы, круг проблем, связанных с детальным построением и реализацией системы.
Рисунок 2 – Структура информационной автоматизированной системы управления
Необходимо определить цели информационной системы. Общая цель для всех систем – обеспечение эффективности производства. Она содержит в себе цели деятельности различных отделов, служб. Разрабатывая ИСУ, необходимо учитывать долгосрочные и текущие проблемы. В зависимости от этого цели предприятия могут корректироваться.
В отечественных
учреждениях особенно часто принято
путать два понятия – документооборот и делопроизводство.
Возможно, из-за того, что документооборот
звучит, как бы красивее, а может быть еще
почему-то, но эти два термина подменяются. Делопроизводство
– это деятельность по созданию документов
и создание условий, обеспечивающих движение,
поиск и хранение документов. Из всего
следует особо выделить движение, так
как движение документов между пунктами
их обработки и есть непосредственно документооборот.
Точнее, документооборот
– это движение документов в организации
с момента их получения или создания до
завершения исполнения или отправки.
Делопроизводство, в зависимости от выполняемых
в управлении функций, может быть организационно-
Движение документов осуществляется в виде потоков циркулирующих между пунктами обработки информации и пунктами технической обработки собственно документов. По отношению к аппарату управления различают потоки входящих (поступающих), исходящих (отправляемых) и внутренних документов. Следовательно, когда мы говорим об автоматизации делопроизводства, то автоматизации подлежат: движение документов и их обработка в пунктах обработки, все стадии жизненного цикла документов. В результате подмены терминов делопроизводство и документооборот, сложности совершенствования бизнес-процессов, выбор соответствующей требованиям организации системы автоматизации делопроизводства среди существующих на рынке представляет определенную сложность. Попробуем разобраться, какими же бывают системы ведения электронного делопроизводства. Дадим примерную классификацию:
СУД основываются на промышленных СУБД – Oracle, Informix, MS SQL Server, Sybase. Организация хранения документов может осуществляться как в БД, так и файловой системе. Недостатком хранения в БД есть жесткая привязка к конкретной СУБД и сложность восстановления после сбоев. В файловой системе – низкая безопасность хранимой информации. Обмен документами между пользователями осуществляется подсистемой обмена и маршрутизации документов, зачастую роль этой подсистемы выполняют workflow-системы. Многие СУД снабжены редакторами (дизайнерами) справочников, регистрационно-контрольных карт для задания различных атрибутов различных видов документов.
Системы делопроизводства.
СУД – Системы управления документами (DMS); СУД – Система управления документами, западный термин EDMS – Electronic (Enterprise) Document Management System. Такое название основывается на утверждении, что и делопроизводство и документооборот являются всего лишь частным случаем более общего понятия «управление документами». Данный класс систем считается универсальным, т.е. автоматизирующим весь комплекс задач, возлагаемых на делопроизводство, от разработки и создания проекта документа, до списания в дело, включая документооборот и хранение документов.
САДП – Системы автоматизации деловых процессов (WMS); Системы автоматизации деловых процессов (САДП) или workflow-системы. Применяется также термин WMS – Workflow Management System. В основу функционирования таких систем положено понятие потока работ, именно в том смысле, в котором в BPR определяется бизнес-процесс. Базовой единицей в САДП есть работа, которая должна быть выполнена с определенными условиями в заданной последовательности и заданными исполнителями. Исполнение работы может производиться в различных временных рамках, контролироваться по времени и содержанию, с ней могут связываться документы, задания, резолюции и т.п. Понятие работы в workflow гораздо шире, чем документа, понятие движения работ шире движения документов, т.е. workflow, в сущности, включает в себя документооборот как частный случай. Информацию о работах (карты работ) workflow-система хранит в БД, документы и другие прикрепления к работам либо хранятся на сервере (в файловой системе, в БД), либо передаются физически от исполнителя к исполнителю согласно карте работы. В случае хранения документов на сервере пользователям передаются только права доступа к ним. Неотъемлемой частью таких систем есть наличие графического редактора маршрутов работ. Возможна жесткая, свободная и смешанная маршрутизация, с параллельным и последовательным выполнением работ.
Положительно характеризует в такого рода системах наличие открытых интерфейсов и механизмов для интеграции с другими приложениями. САДП применяются, прежде всего, для автоматизации документооборота и рутинных многошаговых офисных операций.
СОГР – Системы организации групповой работы (GroupWare); Системы, основанные на системах организации групповой работы (СОГР). Западный термин – groupware. К СОГР относят, прежде всего, Microsoft Exchange, Lotus Notes и Novell GroupWize. Системы организации групповой работы являют собой, по сути, расширенные варианты почтовых программ и изначально предназначены для организации обмена информацией в группе – обмена сообщениями, а не документами. Развитие groupware-систем в системы обмена документами обусловлено ростом конкуренции на рынке среди производителей этих систем. СОГР характеризуются ограниченным размером базы данных собственного формата или же имеют возможность odbc-связи с СУБД, частичной поддержкой SQL, неразвитой системой полнотекстового поиска. Системы, построенные на платформе СОГР, перенимают основные недостатки платформы, и автоматизируют, прежде всего, документооборот, а также контрольные и учетные функции, функции хранения и поиска, электронные архивы. Электронный архив – система автоматизации, предназначенная, прежде всего, для физического хранения электронных копий документов и их поиска, может включать в себя функции АСКИД. Хранение документов осуществляется либо в файловой системе ОС, либо в БД. Должна осуществлять поиск, как по атрибутам, так и по содержанию документов. Основывается на персональных или на клиент-серверных СУБД.
Информация о работе Автоматизация управленческой деятельности гостиницы