Анализ конкурентоспособности туристской организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: разработка и описание мероприятий по повышению конкурентоспособности туристской организации.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Провести сравнительный анализ развития туризма, особенностей туристской деятельности в зарубежной и отечественной литературе, влияющие на оценку конкурентоспособности туристских организаций;
Рассмотреть механизмы формирования конкурентоспособных туристских фирм с учетом потребительских предпочтений туристов;

Файлы: 1 файл

Анализ конкурентоспособности туристской организации.docx

— 119.67 Кб (Скачать)

 

 Для туристской организации  особенно важен аспект параметров  соответствия международным и  национальным стандартам, нормативам, законодательным актам, поскольку  необходимо оценить принципиальную  возможность реализации производимого  товара на рассматриваемом рынке  с позиций соответствия характеристик  товара нормативным параметрам, регламентируемым стандартами и  нормами, несмотря на всю красочность  и привлекательность предлагаемых  услуг [76].

 

 Совокупность качественных  и стоимостных характеристик  услуг способствует созданию  превосходства данного товара  перед конкурентами в удовлетворении  конкретной потребности потребителя,  что позволяет количественно  оценить конкурентоспособность  турпакета.

 

 Критерий эффективности  туристской организации – количественные  показатели, характеризующие результативность  и экономичность фирмы, позволяют  вскрыть сущность решаемой организацией  задачи, определить главные, решающие  связи и пути совершенствования  турпредприятия.[56].

 

 В качестве критериев  эффективности, как правило, выбирают  такие показатели, которые дают  возможность прогнозировать ожидаемый  результат (достижение цели турфирмы), возможность оценить фактическую  степень достижения цели, а также  сравнить различные варианты  поставленных целей между собой.  В связи с этим существуют  «жесткие» параметры, которые  описывают важнейшие функции  и основные характеристики предлагаемых  товаров и услуг, замена которых  должна осуществляться в определенных, относительно стабильных пределах, заданных конструктивными принципами.

 

 Критериями конкурентоспособности  являются: конкурентоспособность турпродукта, эффективность маркетинговой деятельности, имидж турфирмы, ее эффективность, а также месторасположение офиса. Рассмотрим особенности конкурентоспособности в сфере туризма более подробно.

 

 Условием приобретения  товара, либо предоставления услуг  является соответствие этих параметров  основным характеристикам удовлетворенной  потребности покупателя. Следовательно, сначала необходимо определить перечень параметров, существенных с точки зрения потребителей, при этом важно установить отличительные признаки, характеризующие превосходство данного турпродукта над аналогичными по значению товарами конкурентов, находящимися на рынке. Приобретая товар, покупатель тем самым оценивает его привлекательность, возможную степень удовлетворения своей конкретной потребности и свою готовность нести затраты, связанные с приобретением и использованием данного товара [73].

 

 Эффективность маркетинговой  деятельности представляет степень  использования инструментов маркетинга  в совокупности со средствами  и возможностями предприятия.  В стоимостной форме эта характеристика  может быть оценена отношением  коммерческих результатов и затрат  на маркетинговую деятельность (типографские  расходы и затраты на рекламу) 

 

 Имидж турфирмы –  ориентация на завоевание все  новых рынков, удовлетворение запросов  покупателей посредством дифференциации  продукта побуждает фирмы к  стремлению в максимально возможной  мере отвечать потребительским  предпочтениям, а также к работе  над упрощением процесса информирования  потребителей об усложняющихся  свойствах и параметрах изготавливаемой  продукции. Рекламная активность  фирмы, ее торговая марка способствует  распространению сведений о качестве  продукта, сокращая дистанцию между  производителем и потребителем. В условиях растущей конкуренции  потребитель заинтересован в  расширении своей информированности  о качестве продукта.

 

 Эффективность менеджмента,  согласно исследованиям В.А. Абчук, заключается в наиболее полном удовлетворении постоянно учитываемых потребностей человека через рыночный механизм спроса, предложения и прибыли. По его мнению, под эффективностью менеджмента понимается качество, обеспечивающее организации достижение намеченных целей.

 

 Месторасположение офиса,  его внутреннее и внешнее оформление  является фактором привлекательности  для потенциальных клиентов. Туристская  организация в идеальном случае  должна иметь служебное помещение  из нежилого номерного фонда,  а в наиболее выгодном положении  находятся турфирмы расположенные  в центральной части города, недалеко  от основных деловых и торговых  центров. В частности современные  модульные столы для приема  посетителей, оборудование компьютерной  техникой, нормальный температурный  режим и другие декоративные  усовершенствования, а также вежливое  обращение и квалифицированные  объяснения персонала склоняет  потенциальных потребителей к  приобретению туров [30].

 

 Таким образом, обеспечение  качественных показателей, создающих  приоритетность турпродукции фирмы на рынке, выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование этих результатов на предприятии; изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами; определение возможных модификаций турпродукта путем повышения качественных характеристик (надежность, улучшение внешнего оформления дизайна), выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции (скидки с цены, гарантии); дифференциация турпродукции, обеспечивающая относительно устойчивое предпочтение покупателей, отдаваемое определенным видам взаимозаменяемых турпродуктов – все это является неотъемлемыми организационными мерами, направленными на повышение конкурентоспособности туристской организации. Устойчивое внимание к проблемам туристского комплекса со стороны органов государственной власти всех уровней и наличие у национальной туристской администрации высокого статуса, достаточного для проведения необходимых преобразований. Совокупность основных приоритетных направлений национальной туристской политики по повышению уровня конкурентоспособности туристского комплекса за счет повышения статуса и расширения финансовых возможностей туристской организации является необходимым условием успешной реализации туристской политики и создания конкурентоспособного туристского комплекса. Комплексная реализация отмеченных мер требует существенной государственной поддержки, включая частичное бюджетное финансирование наряду с привлечением частного и иностранного капитала в модернизацию инфраструктуры туризма, создание и продвижение национального туристского продукта. При этом следует учитывать, что укрепляя конкурентоспособность туристской организации, в целях расширения экспорта туристских услуг, с учетом ограниченности инвестиционных ресурсов представляется целесообразной реализация стратегии избирательного роста, направленной на оптимизацию факторов конкурентоспособности приоритетных направлений приема иностранных посетителей (экологический, сельский, этнический, охотничий туризм).

 

Глава 2. Изучение конкурентоспособности  туристской организации

 

 

Оценка конкурентоспособности  туристских организаций ЗАО «Спутник»  и ООО «Котрес»

 

 туристский конкурентоспособность  спрос потребительский

 

 Исследование проводилось  с ноября 2009г. – май 2010г. 

 

 Цели исследования:

 

 Первичный сбор информации  о туристских организациях в  г. Нижневартовске;

 

 Описание и обработка  первичных данных;

 

 Опрос руководителей  туристских организаций о потребительских  предпочтениях и особенностях  работы турфирмы.

 

 Мы провели опрос  руководителей турфирм ЗАО «Спутник»  и ООО «Котрес». Получили и проанализировали информацию о текущем состоянии туристических организаций в г. Нижневартовске, описали особенности потребительского предпочтения при пользовании туристскими услугами.

 

 Оценка конкурентоспособности  товара подразумевает сопоставление  значений показателей качества  продукции с показателями качества  товара конкурента (базовым или  эталонным образцом). Причем выбор  товара-эталона представляется одним  из наиболее ответственных этапов  процедуры оценки конкурентоспособности  товара.

 

 В качестве эталона,  мы выбрали туристско-транспортную  корпорацию ЗАО Спутник для  оценки конкурентоспособности товара  и услуг на рынке.

 

 ЗАО «Туристско-транспортная  корпорация «Спутник» – это  специализированная туристическая  организация, занимающаяся внутренним, международным и социальным туризмом. Она считается одной из крупнейших  туристических компаний мира.

 

 Корпорация «Спутник»  – это единственная в городе, и во всем Ханты-Мансийском  округе, туристическая компания, которая  имеет четвертьвековую историю. Она была основана на 13 января 1986 года как Нижневартовское бюро международного молодежного туризма «Спутник» при ЦК ВЛКСМ. В дальнейшем предприятие было реорганизовано в товарищество, а 23 августа 1999 года преобразовано в ЗАО «Туристско-транспортная корпорация «Спутник».

 

 «Спутник» является  членом ведущих международных  и российских тур-ассоциаций и  объединений, а также агентом  крупнейших российских и зарубежных  авиакомпаний. Основные направления  деятельности туристско-транспортной  корпорации.

 

1. Выездной туризм, в том  числе, организация зарубежных  чартерных программ отдыха в  Турции, Италии, Испании, Болгарии  и других стран, а также организация  туров в любую страну мира, подбор разнообразных вариантов  семейного отдыха, VIP-отдыха, организация  шоп-туров, спортивных сборов и посещение чемпионатов.

 

2. Детский туризм, в частности  - реализация программ детского  отдыха на черноморском побережье  и в средней полосе России, а также организация детских  лагерей на пригородных базах  Нижневартовска под эгидой программы  «Югра - территория нашей любви».

 

3. Внутренний туризм, организация  экскурсий по родному краю  в рамках программы «Югра – территория нашей любви».

 

4. Прием и размещение  делегаций, а также бронирование  и продажа авиабилетов с бесплатной  доставкой по городу.

 

 Каждый клиент здесь  вправе рассчитывать на индивидуальный  подход. Менеджеры компании готовы  профессионально проконсультировать  о плюсах и минусах предлагаемого  варианта отдыха. Специалисты «Спутника»  могут разработать программу  индивидуального тура любой сложности  и продолжительности.

 

 На протяжение многих лет «Спутник» занимает лидирующие позиции на рынке туристических услуг Ханты-Мансийского округа. С каждым годом компания охватывает и развивает новые сферы деятельности на рынке туруслуг региона, а именно – внутренний туризм. В последнее десятилетие, стремятся переориентировать экономику округа на развитие отраслей не связанных с нефтедобычей, правительство Югры сделало серьезный акцент на туриндустрию. В числе тех немногих, кто оказался готовым реализовать эту идею, была корпорация «Спутник». Руководителем является Жигулина Татьяна Владимировна.

 

 В целях развития  внутреннего туризма на территории  города Нижневартовска и Нижневартовского района между управлением культуры и ЗАО «Туристско-транспортная корпорация «Спутник» в 2005 году был заключен договор социального заказа на организацию экскурсий для воспитанников подростковых (молодежных) клубов по месту жительства.

 

 Туристический рынок  России – сравнительно молодой,  и он только начинает свою  структуризацию, но уже в ближайшие  несколько лет выделится ряд  сильных операторских компаний, которые и составят основу  рынка. Маленькие операторские  компании со временем переквалифицируются  в агентства по ряду причин, основной из которых являются  финансовые риски. Их могут  позволить себе лишь крупные  игроки, а для небольших компаний  они губительны (цунами в Юго-Восточной  Азии). Помимо этого все большее  количество туроператоров выбирает  многопрофильность в работе.

 

 Конкуренция на рынке  туристических услуг свидетельствует  об успешном и прибыльном туристическом  бизнесе, основанном на знании  международных правовых норм  и правил, туристического менеджмента  и маркетинга, на полном и всестороннем  знании потребностей и запросов  туриста.

 

 Рассмотрим туристическое  агентство «Котрес», проанализируем особенности развития туристской компании, и опишем факторы, влияющие на конкурентоспособность туристической фирмы.

 

 Торговая марка «Котрес» была учреждена в 1992 году. Данная компания многопрофильная и имеет три приоритетных направления: туристические перевозки, продажа авиабилетов по России и за рубеж и грузовые авиаперевозки.

 

 «Котрес» предоставляет спектр туристических услуг: групповые и индивидуальные туры, организация отдыха на лучших мировых курортах, бракосочетание за рубежом и свадебные путешествия, санаторно-курортное лечение за рубежом, бронирование отелей по всему миру, оформление виз, все виды страхования, бронирование и продажа авиабилетов на все авиакомпании и доставка билетов по адресу.

 

 Туристическое агентство  предлагает два основных своих  продукта: 1. Предварительное бронирование  мест, с продажей транспортных  документов. 2. Консультации и рекомендации  клиентам относительно предполагаемых  маршрутов и видов обслуживания, связанных с этими маршрутами.

 

 Консультации очень  важны, если клиент планирует  дальнюю поездку и не знаком  с маршрутом или желает посетить  определенные места и не знает,  каким видом транспорта можно  воспользоваться.

 

 Агентства не подразделяют клиентов на консультирующихся и оформляющих поездку, поскольку считается, что клиент имеет право получить объективную информацию по всем интересующим его вопросам, если они затрагивают его интересы, связанные с путешествием. И оказание консультационной помощи, оформление проездных билетов, гостиничного бронирования и других услуг выполняется там же и в кратчайшие сроки.

 

 Расходы агентства  компенсируются транспортными организациями  и гостиничными предприятиями  в форме комиссионного вознаграждения  определенного в процентном соотношении  к стоимости реализованного обслуживания.

 

 Руководство туристической  фирмы ООО «Котрес» понимает, что для того, чтобы успешно конкурировать на рынке, надо изучать опыт конкурентов и видеть перспективы собственного развития. Эта фирма практикует: предоставление скидок с объявленных цен на туруслуги и продукты в случае предварительного бронирования в сроки ранее установленной даты. Бесплатное дополнительное обслуживание в течение 1-3 дней, если турист покупает тур с большой продолжительностью поездки; включение в комплексное обслуживание некоторых бесплатных дополнительных услуг (например, бесплатный вход в диско-клуб, на пляж). Сезонные скидки.

 

 В целом на российском  туристском рынке программы поощрения  постоянных клиентов, привлечения  партнеров по бизнесу (речь  не идет о финансовых скидках)  пока являются редкостью. Однако  эти программы не будут работать, если туристские организации  не предоставят своим клиентам  качественное обслуживание, т.к.  качество определяет степень  удовлетворения клиента, воздействует  на его решение повторно обратиться  за услугами к той или иной  туристской организации и формирует  положительное общественное мнение, образ (имидж) организации.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности туристской организации