Анализ конкурентоспособности туристской организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: разработка и описание мероприятий по повышению конкурентоспособности туристской организации.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Провести сравнительный анализ развития туризма, особенностей туристской деятельности в зарубежной и отечественной литературе, влияющие на оценку конкурентоспособности туристских организаций;
Рассмотреть механизмы формирования конкурентоспособных туристских фирм с учетом потребительских предпочтений туристов;

Файлы: 1 файл

Анализ конкурентоспособности туристской организации.docx

— 119.67 Кб (Скачать)

 

 На развитие туризма оказали существенное влияние и демографические факторы: постоянно растущий взаимный интерес народов в разных странах, имеющих единый или родственный язык, связанных общностью истории и культуры (этнический туризм); повышенный спрос на участие в специализированном туризме, а также возрастающее число одиноких, тенденция к поздним бракам и рост числа бездетных семей [27].

 

 На рост туризма  и расширение его социальной  базы оказывают материально-технические  факторы. Для международного туризма  наиболее важно обеспечение связей  между местными, национальными и  международными средствами перемещения,  потому возрастают требования  к технической безопасности транспортных  средств, которые превращаются  в факторы, имеющие решающее  значение в выборе туристами  средства передвижения. Основными  видами транспорта в туризме  являются авиация, автобусы и  автомобили, теплоходы морские и  речные, а также поезда.

 

 Развитие туризма в  России во второй половине XX в. привело к расширению международных туристских связей, поскольку для внутриполитической стабильности страны немаловажную роль играют мирные, дружественные, добрососедские отношения между государствами.

 

 В 90-х годах XX в.  развитие туризма в Европе  было связано с объединением  Германии и распада СССР, что  вызвало серьезные изменения  в мировой политике и во  многом способствовало переориентации  туристских потоков.

 

 Несмотря на динамику  развития туризма, существует  и ряд негативных факторов  политического порядка – внутриполитическая  нестабильность в стране или  регионе, отсутствие между государствами  добрососедских отношений и военные  конфликты. Наличие хотя бы  одного из факторов для туристской  страны – резкий спад спроса  потребителей. В свою очередь,  циклические и структурные кризисы,  инфляция, рост безработицы, нарушение  условий товарообмена, отсутствие  планирования использования природных  и трудовых ресурсов являются  тормозящими факторами, которые  также оказывают негативное влияние  на рост международного туристского  обмена [66].

 

 Развитию туризма способствуют  определенные направления туристской  деятельности. Так, Е.Ю. Ледовских описал тенденции развития туризма. Он отмечает, что туризм стал глобальным явлением в мировой экономике. Его массовость несет значимую потенциальную угрозу социокультурным комплексам, но стало очевидным, что при рациональной организации, туризм может обеспечить реальную финансовую поддержку охране природы и сохранению уникальных природных комплексов в первозданном виде. Туризм способствует созданию условий заботы о сохранении природных территорий, культурного наследия, что является экономически выгодным для местного населения. Значимая смена приоритетов и устремлений туристов привело к тому, что они в большей мере стремятся посетить территории с ненарушенной природой, а потому в противовес традиционному пляжно-курортному отдыху возник интерес к приключенческим, познавательным турам [53].

 

 Туристское агентство  – собирательное понятие. Под  ним подразумевается предпринимательская  структура, занимающаяся на коммерческой  основе посредническими операциями  в сфере купли-продажи туристских  услуг. Турфирма не производит  услуги, она не располагает для  этого необходимыми средствами  производства, а выполняет посреднические  функции. Она по поручению потребителя  закупает разные услуги у производителей.

 

 В деятельности туристских  агентств наблюдается существенные  различия, связанные с объемами  и характером операций, местом  на рынке, специализацией деятельности  и другими условиями рынка. 

 

 При современном развитии  потребностей и наличии многочисленных  желаний туристов ни одна даже  крупная турфирма не может  охватить своей деятельностью  все существующие рыночные сегменты  и ниши. Поэтому на практике  каждая турфирма выбирает для  себя один или несколько наиболее  доступных и выгодных сегментов  рыночного спроса, формирует цены  и использует собственные каналы  продвижения и продажи турпакетов. Так возникает сегментация туристских  агентств в зависимости от демографических, социально-экономических факторов [52].

 

 Важно отметить, что  туристские организации (турагентства) играют важную роль в реализации  турпродукта, а также других услуг: транспортные перевозки, театрально-зрелищные мероприятия. Они действуют в соответствии с действующим в разных странах законодательством, работают на небольших по территории рынках и имеют незначительный оборот, поскольку сильно зависят от рынка и политики туроператора.

 

 Турагентства – это  посредники туристического товара, которые формируют туроператоры. Турагентства не имеют непосредственного  контакта с отелями и авиакомпаниями, они предлагают уже готовый  продукт, сформированный туроператором.  В этом и состоит главное  отличие турагентств от туроператоров.

 

 Достоверность информации  по наличию мест в отеле  и на рейсе турагент смотрит у туроператора и информирует об этом клиента, когда он планирует приобрести тур, определился с датами и отелем. Сами турагентства несут ответственность только за дачу достоверных сведений о туре, отеле стоимости поездки, за юридически грамотное оформление документов при продаже тура, за выполнение обязательств по брони тура, передачи документов туристу, правильности написания паспортных данных, если конечно это их ошибка [9].

 

 Турагентство не делает  бронирование тура без предоплаты  и заключения договора. Стоимость  у различных турагентств на  одни и те же туры могут  различаться. В связи с высокой  конкуренцией, турагентство иногда  делает дополнительную скидку  с базовой цены туроператора  в ущерб своей комиссии, но  бывают случаи, когда турагентства  накручивают цену сверх цены  туроператора, такое происходит, как  правило, в горящий летний сезон.  Туристская организация, как правило,  несет ответственность только  за то, что зависит от него, а большая часть ответственности  ложится на туроператора.

 

 Таким образом, туризм  является одним из самых динамичных  секторов как российской, так  и мировой экономики, поскольку  является отражением социально-экономических  отношений в жизни отдельных  стран и одновременно составной  частью международных отношений.  Постоянное расширение международного  туристского обмена обусловило  необходимость выработки различных  правовых институтов и создания  специализированных международных  туристских организаций. Анализ  современного состояния туризма  позволяет понять, что его развитие  должно сопровождаться усилиями  в содействии программ внутреннего  и национального туризма, что  в целом способствует стабильному  положению национальной экономики,  более глубокому осознанию общности  интересов и развитию видов  деятельности, благоприятных для  экономики страны в целом. Для  современного российского общества  немаловажным является развитие  и поддержание туристской деятельности, в связи с этим, разработка  и внедрение прогрессивных методов  и стандартов туристского обслуживания, активной рекламно-информационной  деятельности способствуют повышению  интереса граждан России.

 

 

Современный туристский рынок  и перспективы его развития

 

 

 Туристский рынок представляет  собой часть рынка товаров  и услуг, предназначенных для  туристов. Спецификой туристского  рынка является преобладание  на нем услуг по реализации  стоимости, заключенной в туристском  продукте; организации процесса  доведения туристского продукта  до потребителя (реализуется посредством  сети турагентов и туроператоров); экономическому обеспечению материальных стимулов к труду.

 

 Степень воздействия  туризма на страну, регион или  туристский центр обеспечивает  совместимость развития туризма  с: сохранением окружающей среды  и разнообразия биологических  ресурсов, культурой и ценностями  местного населения туристских  рекреаций, что в целом обеспечивает  экономическую эффективность развития  и управления ресурсами.

 

 Специфика туристского  рынка заключается в неосязаемости  туристских услуг; потребитель,  в отличие от материального  производства, доставляется в места  туристского продукта или отдельных  его услуг; на туристский спрос  оказывают существенное влияние  сезонные колебания и неравномерность  туристского потока. В связи с  этим, вводят понятие «устойчивый  туризм». Устойчивый туризм представляет  собой образцовую форму экономического  развития, целями которой являются: улучшение качества жизни принимающего  населения; обеспечение высокого  уровня впечатлений у посетителей  и поддержание качества окружающей  среды, от которой зависят как  принимающее население, так и  посетители [30].

 

 Согласно данным, поступившим  во Всемирную туристскую организацию  (ВТО), общее число международных  туристских поездок в 2007 году  составило около 900 млн. (в 2004г.  – 766 млн., а в 2005г. – 444 млн.), что в целом свидетельствует  об устойчивости туризма. Исходя из этого власти инициируют разработку стратегии туристской активности: создание национальных парков и рекреационных зон, привлечение инвестиций и рост числа визитов в регион [12].

 

 С экономической точки  зрения, туристский бизнес стимулирует  развитие других отраслей хозяйства:  строительства, торговли, сельского  хозяйства, производства товаров  народного потребления, связи  и т.д. В туристской индустрии  динамика роста объемов предоставляемых  услуг приводит к увеличению  числа рабочих мест намного  быстрее, чем в других отраслях, поскольку она направляется на  установление взаимоотношений между  гражданами разных стран для  сохранения и процветания мира.

 

 Среди основных факторов  развития туризма в России  выделяют политическую стабильность  и экономический рост. В настоящее  время по привлекательности предлагаемого  туристского продукта Россия  становится одной из лидирующих  стран, при условии нормализации  цен, развития инфраструктуры  и грамотной маркетинговой политики  на всех уровнях управления  индустрии туризма [8].

 

 Перспективы развития  России в качестве туристского  центра, по мнению специалистов  ВТО, в значительной степени  зависят от информированности  туристов о возможных местах  отдыха и путешествий. Развитие  средств массовой информации  и их возможностей позволит  туристским организациям пропагандировать  как туризм в целом, так и  отдельные туристские продукты  и услуги. Они также отмечают, что дальнейшее развитие туризма  невозможно без строительства  новых и реконструкции существующих  объектов туризма с учетом  последних достижений науки и  техники, повышения культуры и  качества обслуживания на основе  индустриализации, технологизации и компьютеризации индустрии туризма, рационального использования имеющихся материальных ресурсов и применения современных технологий обслуживания туристов. На развитие туризма ничуть не меньшее влияние оказывает внешнеэкономическая деятельность государств, процессы интеграции и глобализации, происходящие во всех отраслях мировой экономики, что способствует росту деловой активности населения и появлению новых видов делового туризма. Однако такие явления в экономике, как ужесточение таможенных формальностей, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация), экономические забастовки, могут значительно сдерживать деятельность организаций индустрии туризма [18].

 

 Во избегании потери потребителей, на туристском рынке, при обслуживании туристов, активно используются современные компьютерные технологии управления, возможности глобальных компьютерных сетей, позволяющие сформировать туристский продукт для клиента в короткий промежуток времени с учетом различных тарифов и системы поощрения постоянных клиентов, поскольку как и любой другой рынок, туристский рынок функционирует в соответствии с законом спроса и предложения [20].

 

 Спрос – это количество  турпродукта, которое туристы готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных (в течение определенного периода времени) цен. Между рыночной ценой туристского продукта и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена ограничивает спрос. Уменьшение цены, как правило, сопровождается возрастанием спроса. Реакция спроса на изменение цен зависит от вида турпродукта и социального слоя, к которому относятся его потребители. Кроме этого, на потребительский спрос влияют демографический фактор (численность, половозрастная структура, культурный уровень потенциальных потребителей), географические и климатические условия, политическая и экономическая стабильность страны, безопасность, психологические факторы и другие случайные воздействия (погода, конфликты).

 

 Предложение – это  совокупность туристских продуктов  с определенными ценами, которые  находятся на туристском рынке  и которые могут или намерены  продать производители-продавцы. Предложение характеризует экономическую ситуацию на туристском рынке со стороны производителей-продавцов. Существующая взаимосвязь между предложением и ценой находит свое выражение в законе предложения, который гласит, что объем предложения турпродукта увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении [41].

 

 В условиях развивающегося  рынка туризма России важную  роль играют маркетинговые мероприятия:  исследования, стратегия и планирование. В туризме маркетингу уделяется  недостаточно внимания, т.к. предприниматели  в основном сориентированы на  практику и действуют в соответствии  с имеющимся у них опытом. Важнейшей  причиной является то, что большинство  туристских предприятий могли  увеличивать и расширять клиентуру  и объемы производства туристских  услуг. Такой большой и интенсивный  спрос на туристские услуги  не являлись стимулами в активизации  маркетинговой деятельности предприятий  туризма, а индивидуализацию потребительского  спроса использовали как стандартизированные  предложения товаров и услуг  на запрос потребителя.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности туристской организации