Анализ конкурентоспособности туристской организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: разработка и описание мероприятий по повышению конкурентоспособности туристской организации.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Провести сравнительный анализ развития туризма, особенностей туристской деятельности в зарубежной и отечественной литературе, влияющие на оценку конкурентоспособности туристских организаций;
Рассмотреть механизмы формирования конкурентоспособных туристских фирм с учетом потребительских предпочтений туристов;

Файлы: 1 файл

Анализ конкурентоспособности туристской организации.docx

— 119.67 Кб (Скачать)

 

Глава 3. Направления повышения  конкурентоспособности туристской организации

 

 

3.1 Мероприятия по повышению  конкурентоспособности туристской  организации «Котрес» в индустрии туризма

 

 

 На рубеже тысячелетий  туризм превратился в глубокое  социально-экономическое и политическое  явление, в значительной мере  влияющее на мировое устройство  и политику ряда государств  и регионов мира. Несмотря на  туристский спрос, влияние туризма  на экономику страны пока незначительно,  поскольку сдерживается в основном  отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем частичного сервиса,  недостаточным количеством гостиничных  мест, дефицитом квалифицированных  кадров.

 

 Неразвитость туристской  инфраструктуры, невысокое качество  сервиса, высокий уровень преступности  в стране привели к тому, что  в настоящее время на Россию  приходится менее 1 % мирового  туристского потока.

 

 По прогнозам в ближайшие  10-15 лет туризм мог бы оказать  значительное позитивное влияние  на экономику страны и ее  крупных городов. В связи с  этим, туризм, являясь выгодной отраслью  экономики, может стать при  соответствующих условиях важнейшей  статьей национального дохода  России.

 

 Существуют разные  названия конкурентных стратегий,  но при ближайшем рассмотрении  становится понятно, что, по  существу, речь идет о четырехтипах: виолентные («силовые») стратегии, патиентные («нишевые») стратегии, коммутантные («приспособительные») стратегии и эксплерентные («пионерные») стратегии. Сущность стратегий заключается в стремлении фирмы доминировать на достаточно широком рыночном пространстве, что подкрепляется высокой внутренней производительностью труда, низкими издержками производства и низкой ценой производимой продукции. Достижение подобных целевых установок требует организации массового производства товаров, ориентированных на среднего покупателя со среднестатистическими потребностями и возможностями. Суть данных стратегий заключается в стремлении уклониться от прямого влияния конкурентов, благодаря определению и активному формированию на рынке сегментов со специфическими потребностями.

 

 

 В любой отрасли  экономики интенсивность и степень  остроты зависит от взаимодействия  этих сил. Появление новых конкурентов  – это угроза, которую действующая  на рынке фирма, должна стремиться  снизить, ориентируясь на спрос  потребителей. При выборе конкурентных  стратегий, важно оценить варианты  возможных действий на конкурентном  рынке. При этом важно концентрировать  свои преимущества там, где  конкуренты показывают свои слабые  стороны. 

 

 Конкурентные преимущества  – это характеристики, свойства, особенности товара или марки,  которые создают для них определенное  превосходство над подобными  товарами других производителей. Эти характеристики могут относиться  и к самой базовой услуге, и  к дополнительным услугам, и  к формам организации производства, сбыта, продаж [43].

 

 Конкурентное преимущество  относительно, оно выявляется путем  сравнения с наиболее сильными  конкурентами (достаточно 2-3, наиболее  близких по объемам производства, масштабам деятельности и возможностям).

 

 Внешнее конкурентное  преимущество основано на отличительных  качествах товара, которые образуют  ценность для покупателя. Внутреннее  конкурентное преимущество основано  на превосходстве фирмы в отношении  издержек производства и технологии, т.е. помогает добиться меньшей  себестоимости. Внешнее конкурентное  преимущество увеличивает рыночную  силу фирмы, обладая товарами  наилучшего качества. Внутреннее  конкурентное преимущество означает  более высокую рентабельность  и устойчивость к падению цен.

 

 При определении стратегии  всегда необходим обоснованный  выбор. Доминирование по издержкам  означает конкурентоспособность  производителя по системе управления  и технологиям, когда фирма  способна получать прибыль при  уровне цен, неприемлемом для  конкурентов. Данная стратегия  предполагает наличие у системы  управления издержек и больших  инвестиций в развитии технологий, а также высокую техническую  компетентность, стабильные инвестиции  в производство, жесткий контроль за производством и сбытом, простые в изготовлении стандартные товары. Основную роль при этом играет производство.

 

 Дифференциация предполагает  придание товару отличительных  свойств и может быть основана  на марке, дизайне, сервисе,  эксклюзивности. Ключевая проблема  для фирмы – создание товаров  и услуг, которые потребители  устойчиво предпочитают товарам  конкурентов, а конкуренты не  имеют возможности легко их  воспроизвести. Большей рентабельности  фирма добивается за счет того, что рынок готов принять более  высокую цену и оплатить затраты  фирмы на производство и разработку  подобных товаров. Стратегия дифференциации  предполагает наличие преимуществ  в области маркетинга. Главными  являются способности предвидеть  эволюцию рынка и быстро создавать товары с учетом изменений в потребностях и предпочтениях покупателей. При этом ключевой фактор – способность всех подразделений фирмы координировать действия и гибкая система управления.

 

 Организацией поездок  за рубеж занимаются 95% фирм, внутренним  и въездным туризмом занимаются  не более 10% фирм. В связи с  этим, турфирме можно совершенствовать  данное направление, поскольку  рынок услуг в области въездного  туризма совершенно не развит, а конкуренция небольшая. Существует  спрос, некий интерес к России  и Нижневартовскому району со стороны других государств и стран, но из-за плохой инфраструктуры, некачественных услуг и нехватки мест для размещения туристов, поток туристов растет крайне медленно.

 

 При выборе конкурентной  стратегии руководству ООО «Котрес» следует исходить из возможностей обеспечения качества, а также из потребностей рынка. В настоящий момент цены на отдых за рубежом имеют тенденцию к медленному понижению (за 2007 г. по материалам нескольких агентств цены на этот вид отдыха снизились на 2-5%). В то же время цены на отдых в внутри страны устойчиво растут (в 2006 г. – 18%, в 2007 г. – 24%). Это обусловлено тем, что развитию внутреннего туризма в последнее время уделяется значительное внимание стороны государства и со стороны частных инвесторов.

 

 Фирма ООО «Котрес» избрала конкурентную стратегию, ориентированную на качество, надеясь со временем расширить диапазон конкуренции и прийти к стратегии направленной на уникальность и лидерство по качеству оказания услуг. Отбор инвестиционных проектов производился в соответствии с избранной стратегией конкуренции. Благодаря компетенции работников фирмы, создание особых ресурсов и их комбинации может превратиться в конкурентные преимущества, что гарантирует наилучшее удовлетворение запросов определенной однородной группы клиентов.

 

 Анализируя поток потенциальных  клиентов, следует отметить, что  ежедневно в офис туристской  фирмы обращается множество клиентов  с просьбой подобрать им тур,  при этом запросы клиентов  настолько разнообразны, что не  всегда есть готовые варианты  предложений. Усовершенствованная  «поисковая система» позволяет  турагентам по любой комбинации параметров в запросе получить варианты туров, необходимые клиенту. Так менеджер может продемонстрировать клиенту красочные иллюстрации отеля с подробным описанием и отзывами туристов. Тем самым, фирма получает доступ к упорядоченным предложениям всего туристического рынка, многократно сокращает время на поиск тура и предоставление информации о нем клиенту.

 

 Остановившись на наиболее  привлекательном для клиента  туре, менеджер приступает к оформлению  заявки. Все введенные данные  автоматически переносятся в  другие документы: договор с  клиентом, заказ (приложение к  договору), памятку, путевку, приходный  ордер. Менеджеру остается только их распечатать на принтере. Такая упрощенная процедура, полностью автоматизированный процесс заполнения документов вводятся один раз, а при повторном обращении этого клиента, данные сохраняются. Все это значительно сокращает временные затраты и исключает возможность ошибок при многократном заполнении.

 

 Немаловажную часть  своего рабочего времени агентства  тратят на переговоры с туроператорами: уточняют детали поездки, сообщают  о дополнительных пожеланиях  клиента и иных изменениях, но  не всегда может дозвониться  туроператору в нужный момент. Здесь важно способствовать развитию  информационного пространства, непосредственно  организуя общение непосредственно  в самой заявке.

 

 Таким образом, наилучшей  для фирмы будет стратегия,  которая позволит использовать  открывающиеся перед фирмой возможности  и ее сильные стороны (опыт  работы и специализация на  индивидуальных поездках, качественное  и налаженное оборудование, опытный  персонал). Преодолевая угрозы внешней  среды и собственные слабые  стороны «Котрес» разработает и будет усовершенствовать собственную стратегию эффективности повышения конкурентоспособности на рынке туризма. Помимо этого важен анализ продвижения туруслуг фирмы через рекламные мероприятия, которые должны планироваться и анализироваться в эффективной рекламной деятельности.

 

3.2 Динамика повышения  конкурентоспособности «Котрес» на рынке туризма

 

 

 Маркетинг обеспечивает  не только эффективное удовлетворение  потребностей рынка, но и успех  предприятия в конкурентной борьбе. Зародившись в производственной  сфере, маркетинг достаточно длительное  время не находил соответствующее  применение в сфере туризма.  Возрастание конкуренции туристской  деятельности привели к необходимости  внедрения основных элементов  маркетинга в практику работы  туристского предприятия. Туризм  имеет определенные особенности,  связанные с характером оказываемых  услуг и формами продаж. Для  того чтобы реально использовать  маркетинг как надежный инструмент  достижения успеха на рынке,  специалистам туристских предприятий  необходимо овладеть его методологией  и умением применять ее в  зависимости от конкретной ситуации.

 

 Сотрудники туристской  фирмы «Котрес» пытаются применять маркетинг в своей деятельности, изучая спрос и предложение, на конкретные туристские услуги, составляя цены на новый проект, рекламируя свои услуги.

 

 Туристская фирма «Котрес» начала активно продвигать свои услуги с помощью различных видов рекламы таких как: рекламные листовки, наружная реклама, почтовая реклама, используя цветовые, графические, словесные, дизайнерские постоянные элементы, которые обеспечивают визуальное и смысловое единство услуг, всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления.

 

 Данная фирма, начала  использовать рекламные обращения  и на телевидении, в газетах  и интернете. Такое рекламное  направление является наиболее  предпочтительным для продвижения  своих услуг. На своем сайте  фирма разместила информацию о самой фирме, о турах, которые она предлагает, об услугах, которые фирма оказывает. Данное рекламное обращение носит информативный характер.

 

 В самом офисе турфирма  начала активно использовать  печатную продукцию для стимулирования  продаж непосредственно в офисе.  Данное направление актуально,  поскольку в тот момент, когда  клиент колеблется в выборе  тур агента, места отдыха, гостиницы  или вида транспорта подтолкнуть  его к покупке поможет красочный  проспект, обрисовывающий все преимущества  данного места отдыха, гостиницы  и т.д. 

 

 Различные календари,  стенды, брошюры, журналы и каталоги  собственного издания не только  привлекают клиента своим внешним  видом, но и предлагают более  подробную информацию о маршруте.

 

 Турфирма пересмотрев свои предложения для потенциальных клиентов, предложила следующую систему скидок: скидки на праздники, семейные скидки, групповые, детские и специальные (купоны, раскиданные в почтовые ящики).

 

 Для измерения эффективности  необходимо учитывать временные  характеристики. Задача руководителя  сводилась к тому, чтобы выделить  людей, которые будут заниматься  непосредственно отслеживанием  ситуации и опросами потребителей.

 

 Проведенный анализ  особенностей функционирования туристской компании города Нижневартовска показал, что на данном этапе своего развития качество предоставляемых услуг улучшилось, конкуренция повысилась на 30 %, данный показатель является достаточным, чтобы утверждать об эффективности рекламной деятельности, поскольку быть конкурентоспособным на рынке туризма в относительно небольшом городе представляет собой нелегкую задачу.

 

 После столь длительной  и трудоемкой работы, мы провели  контрольный опрос, в этом нам  помог весь персонал турфирмы  «Котрес». Так, туристические агенты провели опрос и тестирование клиентов, покупающих тур пакеты; секретарь провела опрос населения по телефону, а менеджер отследил изменения количества потребителей и объемов продаж по каждому туру. Динамика повышения спроса потребителей представлена в (рис.3.1.).

Рис 3.1 Динамика повышения  конкурентоспособности турфирмы «Котрес»

 

 

Анализируя представленные данные, опишем рейтинг критериев  конкурентоспособности турфирмы «Котрес».

 

Информация о работе Анализ конкурентоспособности туристской организации