Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 17:22, дипломная работа
Цель работы: разработка и описание мероприятий по повышению конкурентоспособности туристской организации.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Провести сравнительный анализ развития туризма, особенностей туристской деятельности в зарубежной и отечественной литературе, влияющие на оценку конкурентоспособности туристских организаций;
2. Рассмотреть механизмы формирования конкурентоспособных туристских фирм с учетом потребительских предпочтений туристов;
3. Предложить комплекс мероприятий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности туристской организации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТУРИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НА РЫНКЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ 7
1.1 Особенности развития туристских организаций в России и за рубежом 7
1.2 Современный туристский рынок и перспективы его развития 14
1.3 Особенности конкурентоспособности в сфере туризма 24
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 36
2.1 Оценка конкурентоспособности туристских организаций ЗАО «Спутник» и ООО «Котрес» 36
2.2 Анализ потребительских предпочтений комплексных туристских услуг... 44
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБ-НОСТИ ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 50
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности туристской организации «Котрес» в индустрии туризма 50
3.2 Динамика повышения конкурентоспособности «Котрес» на рынке туризма 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
На
сегодняшний день актуальность маркетинговых
исследований обусловлена тем, что
в процессе интенсивного развития туристской
индустрии и постоянно
Маркетинг в туризме представляет собой полный процесс по планированию и разработке туристских товаров и услуг, продаже, продвижению товаров и услуг, стимулированию на них спроса и ценообразования к потребителю. Это управленческая деятельность по планированию и выполнению принятых решений, связанных с производством и продажей с целью удовлетворения нужд определенной группы людей в предоставлении необходимого товара или услуги по необходимой цене.
Маркетинговые мероприятия включают планирование и разработку продукта, ценообразование, методы распространения продукта, стимулирование сбыта и продвижение товаров и услуг. Необходимость в проведении мероприятий определяется: существованием конкуренции между организациями, возможностью выбора аналогичных товаров и услуг от различных производителей, информированностью потребителей относительно других имеющихся товаров и услуг.
Современный туристский рынок неоднороден, его можно классифицировать по субъектам, по объектам, по географическому положению, по уровню насыщения, по степени зрелости, по степени ограниченности конкуренции, по соответствию действующему законодательству, по характеру продаж, по ассортименту туристских продуктов. При этом, для характеристики структуры и системы туристского рынка можно использовать и другие критерии, поэтому для организации эффективной деятельности туристских предприятий применяют сегментацию рынка. Сегментация рынка – это деление рынка на однородные удельные рынки, т.е. на отдельные звенья (сегменты) рынка.
Наиболее часто сегментация туристского рынка проводится по методу В. Сапруновой. Этот метод базируется на составляющих компонентах предложения и спроса на туристский продукт. Сегментацию спроса целесообразно проводить по трем группам критериев: географические, социальные и психологические [63].
К географическим критериям относятся: страна прибытия туриста и географическая цель туристской поездки.
Социальные критерии (социолого-демографические критерии) связаны с характеристикой туриста: возраст, пол, профессия, тип семьи, национальность, религиозные убеждения, доход. В связи с этим выделяют: молодежный туризм (до 30 лет), туризм «сениоров» (от 30 до 45 лет и от 45 до 55 лет), детский туризм, туризм по возрастным группам, женский туризм, смешанный туризм. Множество сегментов по профессиональному признаку, специальные туры для сотрудников различных отраслей экономики, политики, общественной жизни, сегменты по принадлежности к различным социальным слоям общества (высший менеджмент, служащие, рабочий и т.п.). Туристы из больших, средних, малых городов, туристы из сельской местности. Туризм одиноких, туризм семей без детей, туризм семей с детьми, многосемейный туризм, этнический туризм, религиозный туризм, люкс-туризм, недорогие туры, эксклюзивные туры.
Психологические критерии (психолого-поведенческие критерии) дают характеристику поведения туриста. К ним относятся: мотив поездки, сезонность, организация и длительность поездки, а также туризм по странам мира, туризм по отдельным регионам мира, туризм по отдельным регионам страны проживания туриста [63].
Анализируя тенденцию развития рынка туристских услуг важно отметить, что в 2007г. увеличилась средняя продолжительность путешествий на 3,2%, на 10,6% вырос уровень расходов в путешествиях по Европе. Это связано с инфляционными процессами и с переходом ряда стран на евро, который повлек повышение цен на туристские услуги. По целям поездок лидируют пляжные туры, связанные с пребыванием у воды (круизы, озерный туризм), лечебные туры и событийный туризм [37].
Долгосрочные перспективы развития туризма представляются специалистам оптимистическими. Согласно прогнозу Всемирной туристической организации к 2010 г. в мире ежегодно будут путешествовать около 1 млрд. человек, а к 2020 г. -- до 1,5 млрд., при этом доходы от туризма могут составить примерно 2 трлн. долларов США [18].
В настоящее время туризм в разных странах развит неравномерно. В основном туристы выезжают из высокоразвитых стран, являющихся, по терминологии Всемирной туристической организации, странами – поставщиками туристов. Количество таких стран невелико (12-17). В их число, помимо высокоразвитых стран Западной и Северной Европы, Северной Америки и Японии, входили государства Восточной Европы, района Персидского залива [37].
Поскольку туризм все больше становится частью нашего общего информационного пространства, то нехватка качественной рыночной информации о туризме, интерес к теме отдыха и туризма, говорит о том, что отдых постепенно из роскоши превращается в стиль жизни, неотъемлемую часть повседневности. Согласно оперативным данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, внутренний туристский поток в 2009 году, по экспертной оценке, составит 34,5 млн. человек, что по сравнению с прошлым годом больше на 1,4 млн. человек (увеличение на 4,2%). Значимое увеличение внутреннего турпотока прогнозируется также в Ставропольском и Алтайском краях, Ростовской, Тверской, Московской, Пензенской, Нижегородской областях, Республиках Карелия, Алтай, Татарстан, Карачаево-Черкесской Республике.
Увеличение туристского потока в регионы произошло за счет развития событийного туризма: проведение фестивалей, выставок, форумов. Активно развивается туризм на Алтае, что, прежде всего связано с разработкой особых экономических зон (увеличение на 37,3 %). Наблюдается тенденция роста количества туристов, путешествующих самостоятельно, а, следовательно и тенденция спада на пользование услугами туроператоров. На сегодняшний день, доля автотуризма от общего турпотока составляет около 5%, а в Краснодарском крае эта цифра возрастает до 30%.
Анализ
современного состояния международного
туризма позволяет сделать
Перспективы развития данного вида отдыха во многом зависят от политической стабильности в мире, т.к. туризм может развиваться только в мирных условиях. Потому страх туриста за свою безопасность – серьезный фактор при выборе путешествия.
На сегодняшний момент туризм приобрел значение массового социального явления. Растущая экономическая значимость туристской деятельности увеличивает интерес предпринимателей и государства, что оказывает влияние на постоянное появление новых туристских фирм и направлений деятельности. Здесь на первый план выдвигаются вопросы конкурентоспособности национальных туристских продуктов. Согласно прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО), наиболее значительная доля путешествий (и денежных поступлений) в будущем будет приходиться на внутренний туризм. Ожидается, что соотношение внутренних и международных поездок будет в среднем составлять в мире не менее 10%.
Для создания в России оптимальных условий по реализации эффективного туристского комплекса, следует вовлекать в массовое туристское движение, как можно больше граждан России, реализуя современную технологию активного отдыха, направленного на социальную адаптацию, духовное и физическое совершенствование личности.
Создание оптимальной организационно-управленческой и финансовой системы на механизмах взаимодействия государственной, общественной и частной инициатив, а так же введения в действие комплекса конкретных нормативно-правовых мер способствуют усилению ответственности общества и государства за состояние и степень развития массового туризма.
Определяя принципы совершенствования и развития городской, пригородной и удаленной от города материально-технической базы массового туризма, включая средства размещения и инфраструктуры, а также производство товаров туристского назначения – способствуют повышению спроса на рынке услуг.
Расширение и совершенствование системы подготовки специалистов, применительно к основным видам их профессиональной деятельности в туризме благоприятно влияет на создание соответствующих рабочих мест, усилению и активизации проведения научных исследований по проблемам массового туризма.
В
системе учебно-образовательных
Успешная реализация концепции зависит в первую очередь от того, насколько предпринимаемые меры будут адекватны той специфике и особенностям, которые присущи массовому туристскому движению, и характеризующие его, не как сферу, цель которой получение прибыли, а как область образа жизни человека, одну из форм выражения национального менталитета русского народа.
Все это является определяющей основой комплексного и всестороннего развития человека, способного противостоять современной, постоянно растущей напряженности городской жизни, отягощенной стрессовыми ситуациями экономического характера. Именно поэтому создание целостной системы взаимодействия человека и природной среды, позволяет гармонично решать задачи оздоровления населения и сохранения природы средствами массового туризма.
На данный момент приняты предложения Государственной Думы, внесенные вице-спикером, о развитии детско-юношеского, спортивно-оздоровительного туризма. Кроме того, Премьером даны конкретные поручения ряду министерств и ведомств по наиболее узким проблемам внутреннего и въездного туризма: визовый и таможенный режимы, совершенствование нормативно-правовой базы туризма. Важно определить приоритеты и очередность развития уже существующих туристических регионов с целью повышения экономической эффективности данных мер, поскольку развитие туризма позволяет рассчитывать на скорую отдачу, даже при относительно низких капиталовложениях.
Наиболее перспективными для развития экологического, спортивного и рыболовного туризма являются уникальные природные ресурсы и духовно-культурное наследие, которыми обладает наша страна. И эти ресурсы не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для успешного развития туризма в стране, т.к. представляют собой лишь один элемент туристского предложения.
И все же следует обратить внимание на одно из главных препятствий развития внутреннего туризма – слабое освещение в средствах массовой информации возможности путешествовать как на региональном, так и на федеральном уровнях. Несмотря на то, что наша страна, благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также все возрастающему интересу зарубежных туристов к новому неохваченному направлению, имеет все основания для развития многих видов туризма, важен мотивационный аспект в туризме.
Туристская мотивация – эффективная база, на которой строится система планирования, разработки и реализации туристского продукта. Однако под воздействием определенных обстоятельств может измениться результат окончательного решения, поэтому нередко изменяется и туристская программа. Активное и закономерное участие различных предприятий и организаций в развитии туризма вызывает необходимость не только выявления, изучения и понимания туристских мотивов, но и их использования и усиления к ним профессионального внимания. Это позволяет обеспечить соответствие спроса и предложения, и как результат, повышение конкурентоспособности туристских организации за счет удовлетворения потребностей туриста в конкретном туристском продукте.
Немалое значение в развитии туризма играют СМИ – Средства массовой информации, включая современные средства электронной связи. Они должны обеспечивать правдивую и сбалансированную информацию о событиях и ситуациях, которые могут повлиять на посещаемость туристами данных территорий.
Информация о работе Анализ конкурентоспособности туристской организации