Социально-трудовые отношения занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 21:03, реферат

Краткое описание

1. Социально-экономическая сущность, виды и формы занятости
2. Социально-экономическая сущность безработицы и пути ее снижения
3. Регулирование занятости и государственная политика в этой сфере

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 34.79 Кб (Скачать)

        Количество безработных – это  абсолютный показатель безработицы, который указывает на ееразмеры.  Отношение количества безработных (Чб) к численности экономически  активного населения (Чэан) – это  относительный показатель безработицы, который показывает его распространенность  и называется уровнем безработицы:

                                                           Уб = Чб / Чэан *100% .

 

       В изучении явления и проблем  безработицы большое внимание  отводится анализу его видов. Критериями выделения видов безработицы  являются причины ее возникновения  и продолжительность, а основными  видами безработицы считаются  циклическа, фрикционная и структурная.

       Циклическая безработица – это безработица, которая вызывается спадом производства, снижением инвестиций в экономику.  Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, безработица растет.

      Фрикционная безработица связана с изменением в предложении труда. В каждый определенный момент часть работников находятся в состоянии изменения работы: они или добровольно меняют работу, которая им не подходит, или впервые ищут работу, или подыскивают работу в связи с окончанием срока контракта и т.п.  Фрикционная безработица считается неизбежной и желательной, поскольку инициатива увольнения исходит от самого человека, и многие из работников меняют работу на более содержательную и высокооплачиваемую. Разновидностью фрикционной безработицы является безработица институциональная, т.е. такая, которую порождают институты, сама  (структура) рынка труда (размер пособия по безработице, введение минимальной заработной платы, несовершенство налоговой системы и  др.).

       Сущность структурной безработицы заключается в изменении со временем структуры потребительского спроса и технологии, которые влекут за собой изменения структуры общего спроса на труд.  Предложение труда, будучи более инертным элементом рынка труда в силу устойчивости психологических стереотипов людей, зачастую не соответствует по качественным  параметрам изменившемуся спросу на труд. В связи с невозможностью быстрой подготовки новых и переподготовки ранее занятых работников возникает дисбаланс спроса и предложения труда в различных отраслях. Структурная безработица неминуема, как неминуемы изменения в экономике. Структурная безработица имеет разновидности:  региональная, профессионально-квалификационная, половозрастная, технологическая.

       Общий уровень структурной и  фрикционной безработицы, по признанию  большинства экономистов, составляет естественный уровень безработицы.

       Естественный уровень безработицы – это тот минимальный уровень, что отвечает понятию полной занятости. Его уровень постоянно возрастает в развитых странах, поскольку общий высокий уровень жизни дает работникам больше экономической свободы.  На сегодняшний день этот уровень колеблется в разных странах от 3 до 7%.

       В последние годы одной из  важнейших проблем занятости  в Украине  стала скрытая безработица.  Основная причина этого явления – спад производства и неадекватное ему сокращение занятости.

       Скрытая безработица существует  в таких формах:

  • избыточная численность работников, которые получают полную заработную плату  (фактически эти люди не чувствут себя безработными, но от их увольнения работа предприятия не ухудшится, а их удержание ведет к подорожанию продукции, в конечном итоге к раскручиванию инфляционной спирали);
  • удержание на предприятии лиц, которые работают на условиях неполного рабочего времени, получают соответствующую неполную заработную плату, желают работать полное время, но по причине сокращения производства не имеют такой возможности;
  • оформление определенной частью работников отпусков без сохранения или с частичным сохранением заработной платы;
  • наличие целодневных или внутрисменных простоев по организационно-техническим причинам.

        На национальном уровне безработица  прежде всего снижает объем  производства валового внутреннего  продукта. Взаимосвязь этих явлений  выражена в так называемом  законе Оукэна, согласно которому  „если фактический уровень безработицы  превышает естественный уровень  на 1%, то отставание объема ВВП  составляет 2,5%”.

        Чтобы избежать массовой безработицы, необходимо применять средства  как долговременного, так и конъюнктурного (краткосрочного) характера.

        К мерам долговременного характера  относятся следующие.

1. Применение  гибкой системы сочетания професиональной  подготовки и переподготовки  с занятостью.

2.  Активная  инвестиционная политика по созданию  дополнительных, новых рабочих мест, а также сохранение иподдержка  экономически целесообразных рабочих  мест, развитие временной занятости.

3.  Увеличение  размеров пенсий по старости  и инвалидности, чтобы их хватало  на нормальную человеческую жизнь.

4. Широкое  применение различных форм вторичной  занятости.

5.Содействие  миграции трудоспособного населения  на работу за пределы региона  и др.

        К мерам краткосрочного характера  можно отнести следующие.

1. Развитие  дополнительной занятости, индивидуальной  трудовой деятельности по оказанию  услуг (ремонт квартир, бытовой техники, строительство гаражей, дач и  др.).

2. Поощрение  создания предприятий малого  бизнеса.

3. Развитие  пригородного фермерства.

4. Расширение  общественных оплачиваемых работ  и др.

              

  1. Регулирование занятости и государственная политика в этой сфере

 

       Государственное регулирование  занятости представляет собой  системы мер целенаправленного  воздействия на спрос, предложение, цену товара  „рабочая сила” с целью стабилизации общества, повышения эффективности общественного воспроизводства, обеспечения устойчивого экономического роста.

       В соответствии с рекомендациями  МОТ  и нормативными актами  о занятости населения при  разработке государственной политики  занятости необходимо руководствоваться  такими принципами:

    1. обеспечение равных возможностей всем гражданам Украины независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
    2. содействие эффективной занятости, которая предупреждает безработицу, создание новых рабочих мест и условий для развития предпринимательства, поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
    3. добровольность труда, в соответствии с которой занятость базируется на свободном желании граждан (каждый человек  имеет право самостоятельно решать вопрос: принимать или не принимать участие в общественном труде, выбрать наиболее благоприятный для себя режим занятости и др.);
    4. содействие трудовой мобильности  (связано с развитием системы общеобразовательной и профессиональной подготовки с учетом новых требований к качеству работника в условиях рынка, а также с формирование ориентации людей на беспрерывное совершенствование профессионального мастерства, готовность на переобучение в случае необходимости;
    5. обеспечение социальной защиты в области занятости, создание специальных мер для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
    6. сочетание местных мер с централизованными в области занятости и др

       Совокупность мер и специальных  институтов, посредством которых  государство осуществляет свое  воздействие на занятость населения, называется механизмом регулирования  рынка рабочей силы. Эти меры  могут быть классифицированы следующим образом.

  1. По масштабам воздействия – общие и селективные. Общие охватывают все трудоспособное население.  Селективные распространяются на отдельные группы трудоспособных, например, молодежь, или  трудоспособных лиц, проживающих в определенном регионе, оказавшимся в результате структурных преобразований районом экономического бедствия.
  2. По способу воздействия – прямые и косвенные.  Прямые непосредственно направлены на создание дополнительных рабочих мест, установление минимальной заработной платы, регламентацию рабочего времени.  Косвенные меры влияют на рынок рабочей силы посредством изменения условий хозяйствование через осуществление государством соответствующей налоговой, денежно-кредитной, бюджетной политики.
  3. По типу воздействия – активные и пассивные.  К активным мерам относятся те, которые направлены на содействие скорейшему возвращению к активному труду. Сюда относится:  помощь в трудоустройстве, содействие в  повышении профессиональной и региональной мобильности трудоспособных граждан, организация общественных оплачиваемых работ,  развитие самозанятости, создание малого предпринимательства. Пассивная политика предполагает ответственность государства за положение работников и работодателей на рынке труда. В пассивную политику включаются следующие меры: регистрация ищущих работу,  определение размера пособия по безработице, организация системы предоставления пособия по безработице, осуществление неденежных форм поддержки безработных и членов их семей, оформление досрочного выхода на пенсию с условием наличия трудового стажа.
  4. По содержанию – экономические, административные идеологические. Экономические включают предоставление кредитов, субсидий, льгот и дотаций предпринимателям, регулирование уровня налогов и др.  К административным мерам относятся законодательные акты, регламентирующие рабочее время, пенсионный возраст, ограничение иммиграции.  Идеологические меры направлены на формирование общественного мнения, облегчающего проведением государства определенной политики на рынке  рабочей силы.
  5. По объекту воздействия – направленные на количественные параметры (динамика соотношения спроса и предложения рабочей силы), качественные характеристики (уровень образования и профессиональной подготовки, территориально-отраслевой структуры), организационный аспект рынка.  Как правило, в период кризиса акцент делается на регулирование государством количественных переметров и организационных аспектов рынка рабочей силы, а в период оживления – на совершенствование его качественного состояния.

       Изменение  тех или других мер  в процессе регулирования изменяется  под воздействием перемен в  экономике.  Государство, пополняя  арсенал своего воздействия на  рынок труда новыми средствами, может корректировать наиболее  острые диспропорции.

        Процессы занятости населения  регулируются на трех уровнях: государственном, региональном и  уровне предприятия. Для того, чтобы  политика регулирования процессов  занятости была эффективной, необходима  максимальная согласованность действий  на всех уровнях. На государственном  уровне определяются минимальные  необходимые нормативы функционирования  рынка труда, его общие границы.

          Государство обеспечивает унификацию системы социального и трудового законодательства,  устанавливает объем прав работодателей и наемных работников, возможность их участия в управлении производством.  Законодательная власть представлена  Верховным советом Украины, где сформированы комитеты по вопросам занятости, социальной защиты населения. Исполнительную власть осуществляет правительство (Кабинет Министров Украины), который формируется Президентом Украины.

        Правительством Украины принят  ряд законодательных актов в  области совершенствования использования  рабочей силы, трудоустройства и  занятости населения. В частности, законы Украины  „Про зайнятість  населення”,   „Про підвищення  соціальних гарантій для громадян”,   „Про охорону праці”,   „Про  органнізацію оплачуваних громадських  робіт”,   „Про інспекцію з  контролю за виконанням законодавства  про зайнятість населення”,  „Про  порядок реєстрації громадян  як безробітних, виплати допомоги  членам їх сімей”,   „Про  сприяння соціальному становленню  та розвитку молоді України”.

       Центральным органом исполнительной  власти по вопросам обеспечения  единой государственной политики  занятости, социальной защиты является  Министерство труда и социальной  политики Украины, а также отделы  труда областных и районных  Советов народных депутатов.

        Основные сферы деятельности  Министерства труда и социальной  политики Украины приведены в  таблице  7.1.

                                                                                                  Таблица   7.1

      Основные сферы деятельности Минтруда и социальной политики

                  

Информация о работе Социально-трудовые отношения занятости