Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:24, доклад
Понятие, формы и основные принципы социального партнерства
В современных условиях преобладающим способом регулирования отношений наемного труда становится способ достижения договоренности между трудом и капиталом, получивший наименование «социальное партнерство». Данный термин условен, поскольку истинно партнерские отношения между наемными работниками и работодателями не складываются ввиду противоположности их интересов.
Социальное партнерство в сфере трудовых отношений
Понятие, формы и основные принципы социального партнерства
В современных условиях преобладающим способом регулирования отношений наемного труда становится способ достижения договоренности между трудом и капиталом, получивший наименование «социальное партнерство». Данный термин условен, поскольку истинно партнерские отношения между наемными работниками и работодателями не складываются ввиду противоположности их интересов. Однако наряду с конфликтом интересов имеет место и их общность: обеспечение эффективного функционирования организации как необходимого условия для реализации интересов и работодателя, и работников.
В России социальное
партнерство выступает как
Наличие как противоположных,
так и общих интересов
Спецификой становления
отношений социального
Трудовой кодекс
РФ (ТК РФ)[2] – первый федеральный
закон, регулирующий весь комплекс отношений
социального партнерства. Ранее
действовавшее федеральное
Социальное партнерство представляет собой совокупность способов, с помощью которых работники и их представители, работодатели и их представители, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).
Конкретные способы
взаимодействия работников и работодателей,
относящиеся к социально-
Универсальными сторонами
отношений социального
отношений социального
партнерства, поскольку в данном
случае не происходит согласования интересов
работников и работодателей. Соответственно
к регулированию данных отношений
не применяются нормы раздела 2 ТК
РФ. В качестве примера соответствующих
договоренностей можно привести
соглашение, во-первых, между несколькими
работодателями о проведении единой
политики по оплате труда наемных
работников, во-вторых, между профсоюзами
как представителями работников
и органом государственной
Отношения социального партнерства, сторонами которых являются работники и работодатели, принято именовать «отношениями двусторонними» или «бипартизмом». Отношения социального партнерства, участниками которых помимо работников и работодателей выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, именуют «отношениями трехсторонними» или «трипартизмом».
Органы государственной
власти, органы местного самоуправления
являются сторонами социального
партнерства: 1) когда они выступают
в качестве работодателей или
их представителей; 2) в других случаях,
предусмотренных федеральным
Под сторонами социального партнерства следует понимать лиц, чьи интересы согласовываются в ходе партнерских взаимоотношений. Такими лицами являются работники и работодатели. Сторонами социального партнерства могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Стороны социального
партнерства участвуют в
ТК РФ не определяет
круг лиц, представляющих в отношениях
социального партнерства органы
государственной власти, органы местного
самоуправления. На практике от имени
государства, местного самоуправления
в отношениях социального партнерства
выступают соответствующие
Основными принципами
социального партнерства
– равноправие сторон;
– уважение и учет интересов сторон;
– заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
– содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
– соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
– полномочность представителей сторон;
– свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
– реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
– обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
– контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
– ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (ст. 24 ТК РФ).
Принципы социального
партнерства – это основные начала,
исходные положения, которым в своей
деятельности должны следовать стороны
социального партнерства. Принципами
социального партнерства
Принцип равноправия сторон обеспечивается прежде всего гарантиями независимости организаций трудящихся и работодателей.
Конвенция МОТ №
98 «Относительно применения принципов
права на организацию и заключение
коллективных договоров»[5] гарантирует
трудящимся надлежащую защиту против
любых дискриминационных
Организации как трудящихся, так и работодателей, должны пользоваться надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их представителей или членов данных организаций. Соответствующая защита распространяется на отношения, опосредующие создание и деятельность организаций или управление ими. В частности, как недопустимое вмешательство квалифицируются действия, имеющие своей целью способствовать учреждению организаций трудящихся под контролем работодателей или организаций работодателей или поддерживать организации трудящихся путем финансирования или другим путем с целью поставить такие организации под контроль работодателей или организаций работодателей.
Обеспечению равноправия
сторон социального партнерства
служат положения ст. 5 Закона РФ от
11 марта 1992 г. «О коллективных договорах
и соглашениях»,[6] которые не допускают
ведение переговоров и
Равноправие сторон социального партнерства также достигается особой ролью органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношениях социального партнерства, которые выступают в них в качестве равноправных партнеров, а не носителей
функций публичной
власти, способных диктовать
Принципы уважения
и учета интересов сторон, заинтересованности
сторон в участии в договорных
отношениях определяются самим характером
отношений социального
Принцип содействия
государства в укреплении и развитии
социального партнерства на демократической
основе определяет содержание как законодательной,
так и исполнительно-
Соответствующие органы
государственной власти, как правило,
обеспечивают деятельность комиссий по
регулированию социально-
Государство также содействует сторонам социального партнерства в разрешении разногласий, возникающих в процессе коллективных переговоров.
Принцип соблюдения
сторонами и их представителями
законов и иных нормативных правовых
актов равнозначен
В силу принципа полномочности представителей сторон соответствующие представители должны обладать полномочиями на принятие обязательств, имеющих юридическую силу и для себя самих, и для представляемых ими лиц. Полномочность представителей субъектов социального партнерства может устанавливаться либо законом, либо посредством наделения лица полномочиями на участие в конкретных переговорах. При отсутствии необходимых полномочий на представительство, заключенное с участием такого лица, соглашение не будет являться правовым актом социального партнерства, поскольку права и обязанности по такому соглашению возникнут исключительно у представителя, но не у представляемых им лиц.[8]
Содержание принципа
свободы выбора при обсуждении вопросов,
входящих в сферу труда, состоит
в том, что никакие лица, в том
числе и государственные
Принцип добровольности
принятия сторонами на себя обязательств
вытекает из свободы сторон в обсуждении
вопросов труда и означает, что
никакие лица, в том числе и
государственные органы, не вправе
диктовать решения, принимаемые
в партнерском порядке. При этом
стороны коллективного
В силу принципа реальности обязательств сторонам следует включать в коллективный договор, соглашение только те обязательства, которые они в состоянии исполнить. Реальность того или иного обязательства определяется сторонами в процессе коллективных переговоров на основании анализа представленной информации, характеризующей экономическое положение организации, компетенцию органа, уполномоченного осуществлять регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, и т.п.
Информация о работе Социальное партнерство в сфере трудовых отношений