Социальное партнерство в сфере трудовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:24, доклад

Краткое описание

Понятие, формы и основные принципы социального партнерства
В современных условиях преобладающим способом регулирования отношений наемного труда становится способ достижения договоренности между трудом и капиталом, получивший наименование «социальное партнерство». Данный термин условен, поскольку истинно партнерские отношения между наемными работниками и работодателями не складываются ввиду противоположности их интересов.

Файлы: 1 файл

Социальное партнерство в сфере трудовых отношений.docx

— 41.00 Кб (Скачать)

Социальное  партнерство в  сфере трудовых отношений

Понятие, формы и  основные принципы социального партнерства 

В современных условиях преобладающим способом регулирования  отношений наемного труда становится способ достижения договоренности между  трудом и капиталом, получивший наименование «социальное партнерство». Данный термин условен, поскольку истинно партнерские  отношения между наемными работниками  и работодателями не складываются ввиду  противоположности их интересов. Однако наряду с конфликтом интересов имеет  место и их общность: обеспечение  эффективного функционирования организации  как необходимого условия для  реализации интересов и работодателя, и работников.

В России социальное партнерство выступает как определенного  рода амортизатор социальной напряженности, открытой конфронтации интересов и  институтов в сфере труда. В ходе процедур социального партнерства  происходит оформление интересов и  прав, реструктурированных социальных, корпоративных и региональных групп, формирование адекватных им институтов представительства, нормативно-правовой базы, наработка практики коллективных договоров.

Наличие как противоположных, так и общих интересов обусловливает, с одной стороны, конфликтность  взаимоотношений между работниками  и работодателем, с другой, необходимость  заключения соглашения о «социальном  мире», выработки механизмов, позволяющих  обеспечить сочетание производственных и социальных аспектов в деятельности организации (работодателя). Такие механизмы  принято именовать «социальный  диалог» или «социальное партнерство» (термин, принятый в РФ).

Спецификой становления  отношений социального партнерства  на современном этапе является их формирование в условиях отказа от централизации регулирования трудовых отношений. Ослабление вмешательства  государства в трудовые отношения  существенно повышает роль локального регулирования, в рамках которого договорные формы установления прав и обязанностей участников процесса труда имеют  определяющее значение.[1]

Трудовой кодекс РФ (ТК РФ)[2]  – первый федеральный  закон, регулирующий весь комплекс отношений  социального партнерства. Ранее  действовавшее федеральное законодательство применялось лишь в отношении  отдельных проявлений социально-партнерского взаимодействия работников и работодателей (заключение коллективных договоров  и соглашений, деятельность трехсторонних  комиссий по регулированию социально-трудовых отношений).

Социальное партнерство  представляет собой совокупность способов, с помощью которых работники  и их представители, работодатели и  их представители, органы государственной  власти, органы местного самоуправления осуществляют согласование интересов  работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и непосредственно  связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Конкретные способы  взаимодействия работников и работодателей, относящиеся к социально-партнерским, именуются «формы социального партнерства».

Универсальными сторонами  отношений социального партнерства  являются работники и работодатели. Отношения по договорному регулированию  трудовых и непосредственно связанных  с ними отношений, в которых не принимают участия либо работники (их представители), либо работодатели (их представители), нельзя рассматривать в качестве

отношений социального  партнерства, поскольку в данном случае не происходит согласования интересов  работников и работодателей. Соответственно к регулированию данных отношений  не применяются нормы раздела 2 ТК РФ. В качестве примера соответствующих  договоренностей можно привести соглашение, во-первых, между несколькими  работодателями о проведении единой политики по оплате труда наемных  работников, во-вторых, между профсоюзами  как представителями работников и органом государственной власти о необходимости подготовки какого-либо нормативного правового акта, регулирующего  трудовые отношения.

Отношения социального  партнерства, сторонами которых  являются работники и работодатели, принято именовать «отношениями двусторонними» или «бипартизмом». Отношения социального партнерства, участниками которых помимо работников и работодателей выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, именуют «отношениями трехсторонними» или «трипартизмом».

Органы государственной  власти, органы местного самоуправления являются сторонами социального  партнерства: 1) когда они выступают  в качестве работодателей или  их представителей; 2) в других случаях, предусмотренных федеральным законом. В частности, участие Правительства  РФ в отношениях социального партнерства  предусматривается Федеральным  законом от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений».[3]

Под сторонами социального  партнерства следует понимать лиц, чьи интересы согласовываются в  ходе партнерских взаимоотношений. Такими лицами являются работники и работодатели. Сторонами социального партнерства могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Стороны социального  партнерства участвуют в конкретных отношениях, регулируемых нормами раздела 2 ТК РФ, через своих представителей, уполномоченных в установленном  порядке.

ТК РФ не определяет круг лиц, представляющих в отношениях социального партнерства органы государственной власти, органы местного самоуправления. На практике от имени  государства, местного самоуправления в отношениях социального партнерства  выступают соответствующие органы исполнительной власти. При разрешении разногласий, возникающих в отношениях социального партнерства между  работниками и работодателями, государство, местное самоуправление представляет особый орган – Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

Основными принципами социального партнерства являются:

– равноправие сторон;

– уважение и учет интересов сторон;

– заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

– содействие государства  в укреплении и развитии социального  партнерства на демократической  основе;

– соблюдение сторонами  и их представителями законов  и иных нормативных правовых актов;

– полномочность  представителей сторон;

– свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

– реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

– обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

– контроль за выполнением  принятых коллективных договоров, соглашений;

– ответственность  сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (ст. 24 ТК РФ).

Принципы социального  партнерства – это основные начала, исходные положения, которым в своей  деятельности должны следовать стороны  социального партнерства. Принципами социального партнерства руководствуется  и государство, осуществляя нормативное  регулирование трудовых и непосредственно  связанных с ними отношений. Данный тезис находит подтверждение  в статье 24 ТК РФ, поскольку закрепленная в ней совокупность принципов  объединяет в себе и принципы взаимодействия сторон социального партнерства, и  принципы законодательного регулирования  отношений социального партнерства.[4]

Принцип равноправия  сторон обеспечивается прежде всего  гарантиями независимости организаций  трудящихся и работодателей.

Конвенция МОТ № 98 «Относительно применения принципов  права на организацию и заключение коллективных договоров»[5] гарантирует  трудящимся надлежащую защиту против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы  объединения в области труда.

Организации как  трудящихся, так и работодателей, должны пользоваться надлежащей защитой  против любых актов вмешательства  со стороны друг друга или со стороны  их представителей или членов данных организаций. Соответствующая защита распространяется на отношения, опосредующие создание и деятельность организаций или управление ими. В частности, как недопустимое вмешательство квалифицируются действия, имеющие своей целью способствовать учреждению организаций трудящихся под контролем работодателей или организаций работодателей или поддерживать организации трудящихся путем финансирования или другим путем с целью поставить такие организации под контроль работодателей или организаций работодателей.

Обеспечению равноправия  сторон социального партнерства  служат положения ст. 5 Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах  и соглашениях»,[6] которые не допускают  ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями  или органами, созданными или финансируемыми работодателями, лицами, представляющими  работодателя, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и политическими партиями, за исключением  случаев финансирования, предусмотренных  законодательством.

Равноправие сторон социального партнерства также  достигается особой ролью органов  государственной власти, органов  местного самоуправления в отношениях социального партнерства, которые  выступают в них в качестве равноправных партнеров, а не носителей

функций публичной  власти, способных диктовать определенное поведение участникам партнерских  взаимоотношений.[7]

Принципы уважения и учета интересов сторон, заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях определяются самим характером отношений социального партнерства, материальным продуктом которых является договор, регулирующий трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. В процессе его заключения неизбежно происходит согласование воль соответствующих сторон, основанное на взаимном учете их интересов.

Принцип содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической  основе определяет содержание как законодательной, так и исполнительно-распорядительной деятельности государства. Государство  не может издавать законы и иные нормативные правовые акты, нарушающие права сторон социального партнерства.

Соответствующие органы государственной власти, как правило, обеспечивают деятельность комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Государство также  содействует сторонам социального  партнерства в разрешении разногласий, возникающих в процессе коллективных переговоров.

Принцип соблюдения сторонами и их представителями  законов и иных нормативных правовых актов равнозначен общеправовому  принципу законности и обеспечивается установлением юридической ответственности  сторон социального партнерства.

В силу принципа полномочности  представителей сторон соответствующие  представители должны обладать полномочиями на принятие обязательств, имеющих  юридическую силу и для себя самих, и для представляемых ими лиц. Полномочность представителей субъектов  социального партнерства может  устанавливаться либо законом, либо посредством наделения лица полномочиями на участие в конкретных переговорах. При отсутствии необходимых полномочий на представительство, заключенное  с участием такого лица, соглашение не будет являться правовым актом социального партнерства, поскольку права и обязанности по такому соглашению возникнут исключительно у представителя, но не у представляемых им лиц.[8]

Содержание принципа свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, состоит  в том, что никакие лица, в том  числе и государственные органы, не вправе обязать представителей сторон социального партнерства вести  переговоры по каким-либо определенным вопросам.

Принцип добровольности принятия сторонами на себя обязательств вытекает из свободы сторон в обсуждении вопросов труда и означает, что  никакие лица, в том числе и  государственные органы, не вправе диктовать решения, принимаемые  в партнерском порядке. При этом стороны коллективного договора, соглашения не могут включать в данные акты условия, снижающие уровень  прав и гарантий, установленный для  работников трудовым законодательством.

В силу принципа реальности обязательств сторонам следует включать в коллективный договор, соглашение только те обязательства, которые они  в состоянии исполнить. Реальность того или иного обязательства  определяется сторонами в процессе коллективных переговоров на основании  анализа представленной информации, характеризующей экономическое  положение организации, компетенцию  органа, уполномоченного осуществлять регулирование трудовых и непосредственно  связанных с ними отношений, и  т.п.

Информация о работе Социальное партнерство в сфере трудовых отношений