Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:24, доклад
Понятие, формы и  основные принципы социального партнерства 
В современных условиях преобладающим способом регулирования  отношений наемного труда становится способ достижения договоренности между  трудом и капиталом, получивший наименование «социальное партнерство». Данный термин условен, поскольку истинно партнерские  отношения между наемными работниками  и работодателями не складываются ввиду  противоположности их интересов.
Социальное партнерство в сфере трудовых отношений
Понятие, формы и основные принципы социального партнерства
В современных условиях преобладающим способом регулирования отношений наемного труда становится способ достижения договоренности между трудом и капиталом, получивший наименование «социальное партнерство». Данный термин условен, поскольку истинно партнерские отношения между наемными работниками и работодателями не складываются ввиду противоположности их интересов. Однако наряду с конфликтом интересов имеет место и их общность: обеспечение эффективного функционирования организации как необходимого условия для реализации интересов и работодателя, и работников.
В России социальное 
партнерство выступает как 
Наличие как противоположных, 
так и общих интересов 
Спецификой становления 
отношений социального 
Трудовой кодекс 
РФ (ТК РФ)[2]  – первый федеральный 
закон, регулирующий весь комплекс отношений 
социального партнерства. Ранее 
действовавшее федеральное 
Социальное партнерство представляет собой совокупность способов, с помощью которых работники и их представители, работодатели и их представители, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).
Конкретные способы 
взаимодействия работников и работодателей, 
относящиеся к социально-
Универсальными сторонами 
отношений социального 
отношений социального 
партнерства, поскольку в данном 
случае не происходит согласования интересов 
работников и работодателей. Соответственно 
к регулированию данных отношений 
не применяются нормы раздела 2 ТК 
РФ. В качестве примера соответствующих 
договоренностей можно привести 
соглашение, во-первых, между несколькими 
работодателями о проведении единой 
политики по оплате труда наемных 
работников, во-вторых, между профсоюзами 
как представителями работников 
и органом государственной 
Отношения социального партнерства, сторонами которых являются работники и работодатели, принято именовать «отношениями двусторонними» или «бипартизмом». Отношения социального партнерства, участниками которых помимо работников и работодателей выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, именуют «отношениями трехсторонними» или «трипартизмом».
Органы государственной 
власти, органы местного самоуправления 
являются сторонами социального 
партнерства: 1) когда они выступают 
в качестве работодателей или 
их представителей; 2) в других случаях, 
предусмотренных федеральным 
Под сторонами социального партнерства следует понимать лиц, чьи интересы согласовываются в ходе партнерских взаимоотношений. Такими лицами являются работники и работодатели. Сторонами социального партнерства могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Стороны социального 
партнерства участвуют в 
ТК РФ не определяет 
круг лиц, представляющих в отношениях 
социального партнерства органы 
государственной власти, органы местного 
самоуправления. На практике от имени 
государства, местного самоуправления 
в отношениях социального партнерства 
выступают соответствующие 
Основными принципами 
социального партнерства 
– равноправие сторон;
– уважение и учет интересов сторон;
– заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
– содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
– соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
– полномочность представителей сторон;
– свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
– реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
– обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
– контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
– ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (ст. 24 ТК РФ).
Принципы социального 
партнерства – это основные начала, 
исходные положения, которым в своей 
деятельности должны следовать стороны 
социального партнерства. Принципами 
социального партнерства 
Принцип равноправия сторон обеспечивается прежде всего гарантиями независимости организаций трудящихся и работодателей.
Конвенция МОТ № 
98 «Относительно применения принципов 
права на организацию и заключение 
коллективных договоров»[5] гарантирует 
трудящимся надлежащую защиту против 
любых дискриминационных 
Организации как трудящихся, так и работодателей, должны пользоваться надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их представителей или членов данных организаций. Соответствующая защита распространяется на отношения, опосредующие создание и деятельность организаций или управление ими. В частности, как недопустимое вмешательство квалифицируются действия, имеющие своей целью способствовать учреждению организаций трудящихся под контролем работодателей или организаций работодателей или поддерживать организации трудящихся путем финансирования или другим путем с целью поставить такие организации под контроль работодателей или организаций работодателей.
Обеспечению равноправия 
сторон социального партнерства 
служат положения ст. 5 Закона РФ от 
11 марта 1992 г. «О коллективных договорах 
и соглашениях»,[6] которые не допускают 
ведение переговоров и 
Равноправие сторон социального партнерства также достигается особой ролью органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношениях социального партнерства, которые выступают в них в качестве равноправных партнеров, а не носителей
функций публичной 
власти, способных диктовать 
Принципы уважения 
и учета интересов сторон, заинтересованности 
сторон в участии в договорных 
отношениях определяются самим характером 
отношений социального 
Принцип содействия 
государства в укреплении и развитии 
социального партнерства на демократической 
основе определяет содержание как законодательной, 
так и исполнительно-
Соответствующие органы 
государственной власти, как правило, 
обеспечивают деятельность комиссий по 
регулированию социально-
Государство также содействует сторонам социального партнерства в разрешении разногласий, возникающих в процессе коллективных переговоров.
Принцип соблюдения 
сторонами и их представителями 
законов и иных нормативных правовых 
актов равнозначен 
В силу принципа полномочности представителей сторон соответствующие представители должны обладать полномочиями на принятие обязательств, имеющих юридическую силу и для себя самих, и для представляемых ими лиц. Полномочность представителей субъектов социального партнерства может устанавливаться либо законом, либо посредством наделения лица полномочиями на участие в конкретных переговорах. При отсутствии необходимых полномочий на представительство, заключенное с участием такого лица, соглашение не будет являться правовым актом социального партнерства, поскольку права и обязанности по такому соглашению возникнут исключительно у представителя, но не у представляемых им лиц.[8]
Содержание принципа 
свободы выбора при обсуждении вопросов, 
входящих в сферу труда, состоит 
в том, что никакие лица, в том 
числе и государственные 
Принцип добровольности 
принятия сторонами на себя обязательств 
вытекает из свободы сторон в обсуждении 
вопросов труда и означает, что 
никакие лица, в том числе и 
государственные органы, не вправе 
диктовать решения, принимаемые 
в партнерском порядке. При этом 
стороны коллективного 
В силу принципа реальности обязательств сторонам следует включать в коллективный договор, соглашение только те обязательства, которые они в состоянии исполнить. Реальность того или иного обязательства определяется сторонами в процессе коллективных переговоров на основании анализа представленной информации, характеризующей экономическое положение организации, компетенцию органа, уполномоченного осуществлять регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, и т.п.
Информация о работе Социальное партнерство в сфере трудовых отношений