Социальное партнерство в сфере трудовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:24, доклад

Краткое описание

Понятие, формы и основные принципы социального партнерства
В современных условиях преобладающим способом регулирования отношений наемного труда становится способ достижения договоренности между трудом и капиталом, получивший наименование «социальное партнерство». Данный термин условен, поскольку истинно партнерские отношения между наемными работниками и работодателями не складываются ввиду противоположности их интересов.

Файлы: 1 файл

Социальное партнерство в сфере трудовых отношений.docx

— 41.00 Кб (Скачать)

Принцип обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений основан на характеристике коллективного  договора, соглашения как правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения (устанавливающих общие  принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений). Исполнение данного принципа обеспечивается установлением юридической ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.[9]

Осуществление контроля за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений – один из способов, обеспечивающих развитие отношений  социального партнерства. При надлежащей организации контрольной деятельности обеспечиваются наличие и постоянное обновление оперативной информации о ходе развития взаимоотношений  между представителями работников и работодателей, о соблюдении трудовых прав работников. Без осуществления  постоянного контроля за выполнением  коллективных договоров, соглашений невозможно обеспечить их выполнение.[10]

Принцип ответственности  сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективного договора, соглашения вытекает из принципа обязательности выполнения этого договора, соглашения и обеспечивает реализацию указанного принципа.

Перечень принципов  социального партнерства не исчерпывается  принципами, закрепленными в ст. 24 ТК РФ. Принято выделять еще принцип  примирительного разрешения разногласий, возникающих в отношениях социального  партнерства, означающий, что конфликтная  ситуация, возникающая в ходе партнерского взаимодействия, должна разрешаться  на основе общих принципов и процедур, сложившихся в отношениях социальных партнеров, – самими сторонами социального  партнерства, их представителями.[11]

Социальное партнерство  может осуществляться на пяти уровнях: 1) федеральном (РФ в целом); 2) региональном (субъекта РФ); 3) отраслевом (определенной сферы экономической деятельности); 4) территориальном (муниципальных образований); 5) конкретной организации. (Приложение А)

Взаимодействие сторон на указанных уровнях создает  целостную систему социального  партнерства, способную обеспечить социальный мир в обществе.

На федеральном  уровне взаимодействие сторон осуществляется на трехсторонней основе (деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заключение генерального соглашения).

На региональном уровне стороны взаимодействуют  также на трехсторонней основе (деятельность Региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заключение регионального  соглашения).

Взаимоотношения сторон на отраслевом (межотраслевом) уровне носят двусторонний характер и материализуются  в заключении отраслевого (межотраслевого) соглашения, устанавливающего основы регулирования труда в конкретной отрасли (отраслях). Социальное партнерство  на уровне отрасли (отраслей) может  охватывать как всю территорию РФ, так и территорию субъекта Федерации  или муниципального образования.

На региональном уровне взаимоотношения сторон обычно складываются как отношения трехсторонние (заключение территориального соглашения, регулирующего отношения в сфере  труда на уровне муниципального образования).

В конкретной организации  отношения сторон носят двусторонний характер (заключение коллективного  договора, устанавливающего конкретные обязательства в сфере труда, действие которых ограничено рамками  соответствующей организации).

Формы социального  партнерства – это способы  осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия его  сторон в целях согласованного регулирования  трудовых и иных непосредственно  связанных с ними отношений.

Социальное партнерство  осуществляется в формах:

– коллективных переговоров  по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

– взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений, обеспечения  гарантий трудовых прав работников и  совершенствования трудового законодательства;

– участия работников, их представителей в управлении организацией;

– участия представителей работников и работодателей в  досудебном разрешении трудовых споров. (Приложение Б)

Основной и наиболее распространенной формой социального  партнерства выступает проведение коллективных переговоров, результатом  которых является заключение коллективных договоров, соглашений.

Не менее значимо  проведение консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных  с ними отношений, в том числе  обеспечения гарантий трудовых прав работников. Консультации могут проводиться  как в процессе реализации обязательств социального партнерства, так и  вне процедуры осуществления  контроля за выполнением коллективного  договора, соглашений.[12] В частности, проведение взаимных консультаций возможно в процессе учета мнения выборного  профсоюзного органа при принятии локальных  нормативных актов, содержащих нормы  трудового права, и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных законом. Консультации проводятся как путем прямого взаимодействия сторон социального партнерства, так и в процессе деятельности специальных формализованных органов социального партнерства. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно.

Участие работников, их представителей в управлении организацией осуществляется в формах, предусмотренных  ТК РФ, учредительными документами  организации, коллективным договором, локальным нормативным актом  организации.

Включение досудебной процедуры разрешения трудовых споров в число форм социального партнерства  объясняется новым порядком формирования органа досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров – комиссии по трудовым спорам. Последняя образуется из числа  представителей работников и работодателя на паритетной основе, что позволяет  рассматривать ее как особую форму  сотрудничества между работниками  и работодателем.[13]

Формы социального  партнерства не исчерпываются перечнем, содержащимся в статье 27 ТК РФ. Стороны  социального партнерства по соглашению между собой могут избрать  и иные способы взаимодействия, не запрещенные законом.

Специальные правила  взаимодействия работников и работодателей  по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных  с ними отношений могут быть установлены  исключительно федеральным законом  в отношении: а) государственных  служащих; б) работников военных и  военизированных органов и организаций; в) работников органов внутренних дел; г) работников учреждений и органов  безопасности; д) работников органов уголовно-исполнительной системы; е) работников таможенных органов; ж) работников дипломатических представительств РФ.

Изучая сущность социального партнерства, приходим к выводу, что оно является особым типом социально-трудовых отношений, характеризующих экономические, психологические  и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп  в процессах, обусловленных трудовой деятельностью.

Развитие  института социального  партнерства в  России

Смена типа социально-трудовых отношений в России, социальные издержки этого процесса поставили перед  социологами, политологами, философами, экономистами и юристами задачу научно обосновать социальное партнерство  как общественное явление, объяснить  его противоречия, наметить перспективы  развития, проанализировать формы регулирования. Социальное партнерство - категория  зрелой рыночной экономики, для которой  характерна институционализация социальных партнеров. Формальным началом утверждения  социального партнерства можно  считать создание Международной  организации труда, строящей свою работу на принципах трипартизма. В России такой точкой отсчета стал Указ Президента РФ № 212 от 15 ноября 1991 г. “О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)”. Позднее на его базе был принят Федеральный Закон, в соответствии с которым была создана и начала функционировать трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (Приложение В).

Для координации  действий работодателей в сфере  регулирования социально-трудовых отношений в начале 90-х годов  был создан Координационный совет  объединений работодателей России (КСОРР), выражающий позицию работодателей  в РТК. Наряду с объединением, действующим на федеральном уровне, формируется сеть региональных объединений. Важным этапом в информационно-правовом становлении объединений работодателей как полноценного участника переговорного процесса стало принятие Федерального закона “Об объединениях работодателей”, позволившего ускорить консолидацию бизнес-сообществ. Создание региональных и территориальных объединений работодателей ускорило развитие социального диалога на всех уровнях.

Не существует единственной, пригодной для всех стран модели социального партнерства. В самом  общем виде типологизировать сложившиеся модели можно следующим образом: ”американская” - основывающаяся на широком участии трудящихся в собственности предприятия; ”немецкая” - базирующаяся на включенности работников в управление производством через специально созданные органы, на тарифной автономии; ”скандинавская” - суть, которой в вовлеченности персонала в распределение результатов производства.[14]

Российская модель социального партнерства основывается на:

- общих закономерностях  и общих принципах социального  партнерства, присущих этому феномену, независимо от его принадлежности  к той или иной стране;

- международных правовых  нормах регулирования социально-трудовых  отношений;

- рациональном использовании  мирового опыта становления и  развития социального партнерства  в российской практике с обязательном  учетом российской специфики; 

- учете новых факторов  и явлений, которые привносят  в практику социального партнерства  отечественный опыт и современные  реалии.

Сущностное  содержание российской модели можно выразить в следующих чертах.

Во-первых, специфика  положения, роли и форм деятельности каждого из субъектов системы  социального партнерства. Например, содержание, характер и границы участия  государства в регулировании  социально-трудовых и иных отношений. Это участие характеризуется  традиционно высокой ролью государства  как основного субъекта в формировании социальной политики, как выразителя, представителя и защитника интересов  общества в целом. В Концепции  социального государства, разработанной  по инициативе Академии труда и социальных отношений, отмечено то, что социальное партнерство является важнейшим  принципом общественных отношений  в социальном государстве.

Следует отметить недостаточную  структурированность российских работодателей, их низкую социальную ответственность. Столь же специфичны российский опыт и роль в социальном партнерстве  других его субъектов. Профессиональные союзы имеют относительно высокую  численность, более полно, чем в  других странах, представляют права  и интересы работников. Вместе с  тем следует отметить неизжитую  до конца зависимость профсоюзов от работодателя, особенно на уровне предприятий.

Во-вторых, специфика  российского опыта заключается  в расширительном толковании сфер общественных отношений, регулируемых на принципах  социального партнерства: это не только социально-трудовые, но и связанные  с ними экономические и политические отношения.  

В-третьих, в России складывается одна из самых сложных  в мире систем социального партнерства, она отличается своим многоуровневым характером, значительной структурированностью. Согласно Трудовому кодексу РФ, российская система социального партнерства  насчитывает шесть уровней (ст. 26) и семь видов соглашений.

Наконец, в-четвертых, специфично законодательное обеспечение  функционирования системы социального  партнерства в России, что, в частности, выражается в относительно небольшом  числе ратифицированных конвенций  МОТ и многоуровневости законодательного обеспечения. Законодательная база российской практики социального партнерства - одно из слабых мест нашего опыта.[15]

На настоящий момент создана законодательная база, регулирующая взаимодействие основных субъектов  экономики через систему социального  партнерства. Законодательно определено понятие социального партнерства  как системы взаимоотношений  между работниками, работодателями и органами государственной власти, местного самоуправления. В постоянном режиме работает РТК, в рамках которой  ведется согласование социально-экономических  интересов сторон, готовится и  заключается генеральное соглашение между общероссийскими объединениями  профсоюзов, работодателей и Правительством РФ. В настоящее время действует  Генеральное соглашение на 2008-2010 гг. (десятое за все годы существования  системы социального партнерства). Как известно, это - основополагающий документ, устанавливающий согласно ТК РФ общие принципы регулирования  социально-трудовых отношений на федеральном  уровне. Соглашение, которое является составной частью коллективно-договорного  процесса в системе социального  партнерства и служит основой  для разработки и заключения отраслевых соглашений на федеральном уровне и региональных соглашений, - итог непростой работы по согласованию основных принципов формирования и реализации социально-экономической политики, обеспечению баланса интересов работников, работодателей и государства.

Информация о работе Социальное партнерство в сфере трудовых отношений