Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:24, доклад
Понятие, формы и основные принципы социального партнерства
В современных условиях преобладающим способом регулирования отношений наемного труда становится способ достижения договоренности между трудом и капиталом, получивший наименование «социальное партнерство». Данный термин условен, поскольку истинно партнерские отношения между наемными работниками и работодателями не складываются ввиду противоположности их интересов.
Принцип обязательности
выполнения коллективных договоров, соглашений
основан на характеристике коллективного
договора, соглашения как правовых
актов, регулирующих социально-трудовые
отношения (устанавливающих общие
принципы регулирования социально-
Осуществление контроля
за выполнением принятых коллективных
договоров, соглашений – один из способов,
обеспечивающих развитие отношений
социального партнерства. При надлежащей
организации контрольной
Принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективного договора, соглашения вытекает из принципа обязательности выполнения этого договора, соглашения и обеспечивает реализацию указанного принципа.
Перечень принципов социального партнерства не исчерпывается принципами, закрепленными в ст. 24 ТК РФ. Принято выделять еще принцип примирительного разрешения разногласий, возникающих в отношениях социального партнерства, означающий, что конфликтная ситуация, возникающая в ходе партнерского взаимодействия, должна разрешаться на основе общих принципов и процедур, сложившихся в отношениях социальных партнеров, – самими сторонами социального партнерства, их представителями.[11]
Социальное партнерство
может осуществляться на пяти уровнях:
1) федеральном (РФ в целом); 2) региональном
(субъекта РФ); 3) отраслевом (определенной
сферы экономической
Взаимодействие сторон на указанных уровнях создает целостную систему социального партнерства, способную обеспечить социальный мир в обществе.
На федеральном
уровне взаимодействие сторон осуществляется
на трехсторонней основе (деятельность
Российской трехсторонней комиссии
по регулированию социально-
На региональном
уровне стороны взаимодействуют
также на трехсторонней основе (деятельность
Региональной трехсторонней комиссии
по регулированию социально-
Взаимоотношения сторон
на отраслевом (межотраслевом) уровне
носят двусторонний характер и материализуются
в заключении отраслевого (межотраслевого)
соглашения, устанавливающего основы
регулирования труда в
На региональном
уровне взаимоотношения сторон обычно
складываются как отношения трехсторонние
(заключение территориального соглашения,
регулирующего отношения в
В конкретной организации отношения сторон носят двусторонний характер (заключение коллективного договора, устанавливающего конкретные обязательства в сфере труда, действие которых ограничено рамками соответствующей организации).
Формы социального
партнерства – это способы
осуществления социального
Социальное партнерство осуществляется в формах:
– коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
– взаимных консультаций
(переговоров) по вопросам регулирования
трудовых отношений и иных непосредственно
связанных с ними отношений, обеспечения
гарантий трудовых прав работников и
совершенствования трудового
– участия работников, их представителей в управлении организацией;
– участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. (Приложение Б)
Основной и наиболее
распространенной формой социального
партнерства выступает
Не менее значимо проведение консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе обеспечения гарантий трудовых прав работников. Консультации могут проводиться как в процессе реализации обязательств социального партнерства, так и вне процедуры осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашений.[12] В частности, проведение взаимных консультаций возможно в процессе учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных законом. Консультации проводятся как путем прямого взаимодействия сторон социального партнерства, так и в процессе деятельности специальных формализованных органов социального партнерства. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно.
Участие работников, их представителей в управлении организацией осуществляется в формах, предусмотренных ТК РФ, учредительными документами организации, коллективным договором, локальным нормативным актом организации.
Включение досудебной процедуры разрешения трудовых споров в число форм социального партнерства объясняется новым порядком формирования органа досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров – комиссии по трудовым спорам. Последняя образуется из числа представителей работников и работодателя на паритетной основе, что позволяет рассматривать ее как особую форму сотрудничества между работниками и работодателем.[13]
Формы социального партнерства не исчерпываются перечнем, содержащимся в статье 27 ТК РФ. Стороны социального партнерства по соглашению между собой могут избрать и иные способы взаимодействия, не запрещенные законом.
Специальные правила
взаимодействия работников и работодателей
по вопросам регулирования трудовых
и иных непосредственно связанных
с ними отношений могут быть установлены
исключительно федеральным
Изучая сущность социального партнерства, приходим к выводу, что оно является особым типом социально-трудовых отношений, характеризующих экономические, психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп в процессах, обусловленных трудовой деятельностью.
Развитие института социального партнерства в России
Смена типа социально-трудовых отношений в России, социальные издержки этого процесса поставили перед социологами, политологами, философами, экономистами и юристами задачу научно обосновать социальное партнерство как общественное явление, объяснить его противоречия, наметить перспективы развития, проанализировать формы регулирования. Социальное партнерство - категория зрелой рыночной экономики, для которой характерна институционализация социальных партнеров. Формальным началом утверждения социального партнерства можно считать создание Международной организации труда, строящей свою работу на принципах трипартизма. В России такой точкой отсчета стал Указ Президента РФ № 212 от 15 ноября 1991 г. “О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)”. Позднее на его базе был принят Федеральный Закон, в соответствии с которым была создана и начала функционировать трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (Приложение В).
Для координации
действий работодателей в сфере
регулирования социально-
Не существует единственной, пригодной для всех стран модели социального партнерства. В самом общем виде типологизировать сложившиеся модели можно следующим образом: ”американская” - основывающаяся на широком участии трудящихся в собственности предприятия; ”немецкая” - базирующаяся на включенности работников в управление производством через специально созданные органы, на тарифной автономии; ”скандинавская” - суть, которой в вовлеченности персонала в распределение результатов производства.[14]
Российская модель
социального партнерства
- общих закономерностях
и общих принципах социального
партнерства, присущих этому
- международных правовых
нормах регулирования
- рациональном использовании
мирового опыта становления и
развития социального
- учете новых факторов
и явлений, которые привносят
в практику социального
Сущностное содержание российской модели можно выразить в следующих чертах.
Во-первых, специфика
положения, роли и форм деятельности
каждого из субъектов системы
социального партнерства. Например,
содержание, характер и границы участия
государства в регулировании
социально-трудовых и иных отношений.
Это участие характеризуется
традиционно высокой ролью
Следует отметить недостаточную структурированность российских работодателей, их низкую социальную ответственность. Столь же специфичны российский опыт и роль в социальном партнерстве других его субъектов. Профессиональные союзы имеют относительно высокую численность, более полно, чем в других странах, представляют права и интересы работников. Вместе с тем следует отметить неизжитую до конца зависимость профсоюзов от работодателя, особенно на уровне предприятий.
Во-вторых, специфика
российского опыта заключается
в расширительном толковании сфер общественных
отношений, регулируемых на принципах
социального партнерства: это не
только социально-трудовые, но и связанные
с ними экономические и политические
отношения.
В-третьих, в России
складывается одна из самых сложных
в мире систем социального партнерства,
она отличается своим многоуровневым
характером, значительной структурированностью.
Согласно Трудовому кодексу РФ, российская
система социального
Наконец, в-четвертых, специфично законодательное обеспечение функционирования системы социального партнерства в России, что, в частности, выражается в относительно небольшом числе ратифицированных конвенций МОТ и многоуровневости законодательного обеспечения. Законодательная база российской практики социального партнерства - одно из слабых мест нашего опыта.[15]
На настоящий момент
создана законодательная база, регулирующая
взаимодействие основных субъектов
экономики через систему
Информация о работе Социальное партнерство в сфере трудовых отношений