Профсоюзное движение в Республике Беларусь. Зарубежный опыт социального партнерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:41, реферат

Краткое описание

Защита экономических и трудовых прав работников – ключевое направление деятельности профсоюзов. Они призваны содействовать реализации каждым работником конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, получать справедливую долю вознаграждения за труд, иметь достойный уровень жизни.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3
1 Профсоюзное движение в Республике Беларусь….…………..…………. 5
1.1 Сущность инвестиций и их виды……………………………………...…. 5
1.2 Политико-правовые основы деятельности профсоюзов……………… 8
1.3 Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе…. 11
2 Социальное партнерство ..…………………………………..…………….. 14
2.1 Социальное партнерство в Республике Беларусь ………………….….. 14
2.2 Особенности развития социального партнерства в РФ ....…………….. 17
2.3 Зарубежный опыт социального партнерства ………………………… 20
Заключение……………………………………………………………………. 22
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

реферат рынок труда.docx

— 70.91 Кб (Скачать)

     Время преподнесло профдвижению республики немало горьких уроков, и из них  должны быть сделаны соответствующие  выводы. Главный из них заключается  в необходимости глубокого осознания  профсоюзами Беларуси своих сегодняшних  задач и функций. Они не должны сводиться к одним только требованиям  «дай», к чему призывали и призывают  некоторые профлидеры. Задачи и функции  профсоюзов гораздо шире и глубже, заключаются в многосторонней и  постоянной заботе о людях, создании условий для улучшения благосостояния трудящихся.

     В последние два года (2001–2002) в обществе развернулась дискуссия о месте  и роли профсоюзов в современном  государстве. Некоторые профсоюзные  лидеры, наслушавшись своих западных коллег, поспешили заявить, что роль профсоюза заключается в том, чтобы только критиковать власть. Они предлагают самоустраниться от основной функции профсоюзов – социальной, от непосредственного участия в решении существующих проблем, заявляя, что в этом и заключается роль профсоюзов. Такая позиция, на наш взгляд, не только не правильная, но и крайне вредная для профсоюзного движения. Если мы позволим себе занять только наблюдательную позицию, то профсоюзы мгновенно растеряют имеющиеся возможности влияния на социальные и производственные процессы, ослабеет контакт с рядовыми членами профсоюза, наниматели поспешат вытеснить профсоюзы с завоеванных позиций. IV внеочередной Съезд профсоюзов единодушно осудил такие подходы и определил курс на активную позицию профсоюзов.

     Профсоюзы — часть белорусского общества, они работают на стабилизацию социальных отношений. Нам не нужны социальные потрясения, но нам нужны социальные гарантии для членов профсоюзов. В  свою очередь, государство должно быть уверено: профсоюзы будут вести  открытую позицию на основании Устава и действующего законодательства.

     А.Г.Лукашенко, выступая 27 сентября 2002 года на внеочередном IV съезде Федерации профсоюзов Беларуси, отметил: «Размышляя над тем, какое  же общество мы будем создавать, я  пришёл к выводу, надо использовать эти три мощнейшие опоры. Обновленные, возвращённые к жизни, к людям  профсоюзы, мощную молодёжную организацию  и Советы. Вот эти три опоры, на которых будет стоять наше общество».  

     1.2 Политико-правовые  основы деятельности  профсоюзов 

     За  последнее время существенно  изменилась роль профсоюзов в обществе. Современный правовой статус профсоюзов позволяет им сосредоточиться на представительстве и защите социально-экономических  интересов трудящихся.

     Основа  деятельности профсоюзов в Республике Беларусь заложена в Конституции  Республики Беларусь:

  • в соответствии со статьей 14 «отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон»;
  • согласно статье 41 «граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы».

     При этом существующее сегодня конституционное  закрепление полномочий профсоюзов нуждается в совершенствовании. Конституция Республики Беларусь не наделяет профсоюзы правом законодательной  инициативы, что затрудняет полноценное  участие профсоюзов в нормотворческом процессе.

     Основополагающим  для правового регулирования  деятельности профсоюзов является Закон  Республики Беларусь «О профессиональных союзах». В нем, в частности, дается определение профессионального союза, детализируется право граждан на объединение в профсоюзы, определяются гарантии независимости профсоюзов, основания прекращения или приостановления их деятельности, перечисляются направления взаимодействия профсоюзов с органами государственного управления, устанавливаются условия представительности профсоюзов, их основные права и гарантии этих прав.

     Статья 1 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» определяет статус профсоюза  как общественной организации, объединяющей граждан для защиты трудовых, социально-экономических  прав и интересов.

     Рассматривая  соотношение профсоюзов и политики, следует отметить:

  • принадлежность или непринадлежность граждан к профсоюзам не влечет каких-либо ограничений их политических прав и свобод, гарантируемых законодательством Республики Беларусь (статья 4);
  • профсоюзы участвуют в разработке и реализации социально-экономической политики государства (статья 6);
  • профсоюзы принимают участие в разработке государственной политики занятости (статья 10);
  • при проведении забастовок по инициативе профсоюзов запрещается выдвижение политических требований (статья 22).

     Анализ  этих норм показывает, что членство в профсоюзе отграничено от реализации политических прав; профсоюзы имеют  право участия в социально-экономическом  спектре общественных отношений; профсоюзы не вправе использовать предоставленные им способы защиты прав трудящихся для преследования политических целей.

     Базовым нормативным правовым актом, устанавливающим  и регламентирующим правомочия участия  профсоюзов в осуществлении защиты трудовых, социально-экономических  прав и интересов, является, безусловно, Трудовой кодекс Республики Беларусь.

     В статье 4 Трудового кодекса отмечается, что он регулирует наряду с трудовыми  отношениями и деятельность профсоюзов. В нем, в частности, отражены: порядок  участия профсоюзов в рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров; случаи, когда наниматели исполняют свои обязанности по согласованию или с участием профсоюзов; участие профсоюзов в разработке тарифов оплаты и норм труда, в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; представительство профсоюзов и их роль в ведении коллективных переговоров, заключении и реализации коллективных договоров и соглашений.

     Следует отметить, что и Трудовой кодекс содержит норму, определяющую, в какой  мере деятельность профсоюзов может  затрагивать сферу политики. Так, из определения социального партнерства следует, что оно является формой взаимодействия профсоюзов и иных субъектов партнерства при разработке и реализации социально-экономической политики государства (статья 352).

     Трудовой  кодекс содержит запреты на вмешательство  политических партий в сферу трудовых и связанных с ними отношений, в которой осуществляют свою деятельность профсоюзы. Статья 356 не допускает к ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений органы, созданные или финансируемые политическими партиями. Запрещается и оказание материальной помощи участникам забастовки за счет средств политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели (статья 388).

     Существенная  роль в определении правовых основ  деятельности профсоюзов принадлежит  нормативным правовым актам, изданным Президентом Республики Беларусь.

     Декрет  Президента Республики Беларусь от 26 января 1999г. № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» определяет порядок регистрации (перерегистрации) профсоюзов.

     Указом  Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь» установлена представительность профсоюзов на различных уровнях социального партнерства и создан Национальный совет по трудовым и социальным вопросам, ныне действующее Положение, которое утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 1999 г. № 252.

     Указ  Президента Республики Беларусь от 16 декабря  1997 г. № 639 предоставил профсоюзам ряд дополнительных полномочий, в том числе по участию своих представителей в работе коллегиальных органов государственного управления, предприятий, организаций и учреждений.

     Среди актов Правительства, расширяющих  нормативную базу для деятельности профсоюзов, следует указать Постановление  Кабинета Министров Республики Беларусь от 23 января 1995г. № 1 «Об утверждении  Положения об организации взаимодействия государственных органов, профессиональных союзов и нанимателей в целях  предотвращения массовой безработицы» и Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1630 «Об утверждении Порядка осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде». В соответствии с указанным порядком осуществляют свою деятельность по защите прав и интересов трудящихся профсоюзные правовые и технические инспекторы труда, общественные инспекторы по охране труда.

     Заключаемое Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, объединениями  нанимателей и профсоюзов охватывает вопросы экономической политики, социальных гарантий, развития рынка  труда и гарантий занятости населения, охраны труда и экологической  безопасности, социального партнерства.

     К числу правовых норм, составляющих правовую основу деятельности профсоюзов, также необходимо отнести конвенции  Международной организации труда, которые, будучи ратифицированными Парламентом Республики Беларусь, возлагают юридические обязанности на субъектов права.

     Республика  Беларусь ратифицировала значительную часть важнейших конвенций Международной  организации труда, среди которых  есть такие, которые непосредственно  затрагивают деятельность профсоюзов: 87-я («О свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы») и 98-я («О применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров») конвенции. Основные принципы и нормы, сформулированные в конвенциях, нашли свое отражение в законодательстве о труде.

     Федерация профсоюзов Беларуси после своего IV внеочередного съезда предприняла ряд шагов в направлении совершенствования правовой основы деятельности профсоюзов. Ее представители принимали участие в подготовке изменений в Трудовой кодекс Республики Беларусь, в Генеральное соглашение, в нормативные правовые акты, регулирующие порядок перечисления профсоюзных взносов. В настоящий период профсоюзы имеют возможность принять участие в рассмотрении всех проектов нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и социальные вопросы, что способствует защите прав трудящихся и повышению социальной значимости профсоюзов.

     Таким образом, политико-правовые основы деятельности профсоюзов в Республике Беларусь предполагают социальный диалог, а не конфронтацию, проведение комплекса мер по защите трудовых и социально-экономических  прав и интересов трудящихся, участие  в разработке и совершенствовании  правовых норм и социальных нормативов. 

     1.3 Реформирование деятельности  профсоюзов на  современном этапе 

     Действительная  сила профсоюзов как неотъемлемой стороны  в системе трипартизма в странах  с переходной экономикой в значительной степени зависит от их собственных  действий, гибкости и способности  быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Такой процесс реформирования профсоюзов происходит и в Беларуси. Идет их становление как независимых  организаций трудящихся, реально  выступающих в защиту прав и жизненных интересов работников.

     На  современном этапе развития общества сложилась ситуация, когда отношение народа к профсоюзам проходит эволюционный период. Еще совсем недавно – во второй половине девяностых годов – в обществе превалировало негативное отношение к профсоюзам, основанное на том, что профсоюзы Беларуси были втянуты в политическую борьбу, утратили завоеванное ранее влияние и возможности оказывать реальную помощь своим членам и наемным работникам.

     Действительно, многие наработанные десятилетиями  позиции были утрачены, как и львиная  доля доверия общества к этой организации. В ходе политических баталий были сданы важнейшие позиции профсоюзов по жизненно важным вопросам для трудящихся: право законодательной инициативы и, соответственно, возможность участвовать в подготовке законодательных актов; право на осуществление контроля за состоянием охраны труда на производстве; возможность правовой защиты членов профсоюза; сфера социального страхования работников, оздоровления и санаторно-курортного лечения; запрещен сбор профсоюзных взносов в безналичном порядке и, соответственно, подорвана финансовая база, утеряна возможность защиты своих профсоюзных работников и актива, работающих на производстве, в организациях, учреждениях.

     Все это нанесло ощутимый вред всему  профсоюзному движению Беларуси. Профсоюзы  потеряли влияние на массы, усилилось  социальное напряжение в обществе, трудящиеся перестали надеяться на профсоюзные организации, чувствовать себя защищенными. Понадобится много времени и усилий, чтобы не просто вернуть утерянные позиции профсоюзов, но и доверие к ним трудящихся.

Информация о работе Профсоюзное движение в Республике Беларусь. Зарубежный опыт социального партнерства