Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 22:54, курсовая работа
Первоначально монополия оказалась случайным явлением в экономической жизни. Так, со второй половины XIX в. глава кембриджской школы А. Маршалл считал ее частным случаем на фоне свободной конкуренции, важным исключением из общих правил ценообразования. Он определял ее как "возможность отдельного лица или объединения лиц твердо устанавливать либо количество товара, предлагаемого к продаже, либо цену, по которой он предлагается". Монополист, по его мнению, − это "человек, заботящийся о развитии бизнеса в интересах потребителя. Интерес владельца монополии: четкое приспособление к спросу там образом, чтобы это принесло ему возможно наибольший общий чистый доход".
1 Монополия и монопольная власть
1.1 Сущность монополии, причины ее возникновения и виды
Понятие монополия универсально. Оно широко используется в экономике, политике, идеологии, литературе, науке, в искусстве.
Начиная с XIX в., когда по мере развития национального и мирового хозяйства стали формироваться различные рыночные структуры, получили распространение исследования монополии как экономического понятия, где она определяется и как модель рынка, и как форма организации производства.
Первоначально монополия оказалась случайным явлением в экономической жизни. Так, со второй половины XIX в. глава кембриджской школы А. Маршалл считал ее частным случаем на фоне свободной конкуренции, важным исключением из общих правил ценообразования. Он определял ее как "возможность отдельного лица или объединения лиц твердо устанавливать либо количество товара, предлагаемого к продаже, либо цену, по которой он предлагается". Монополист, по его мнению, − это "человек, заботящийся о развитии бизнеса в интересах потребителя. Интерес владельца монополии: четкое приспособление к спросу там образом, чтобы это принесло ему возможно наибольший общий чистый доход".
Позднее А. Маршалл рассматривал монополию как модель рынка и определил одну из ее разновидностей – чистую монополию. К. Макконнелл и С. Брю определяют "чистую монополию" как фирму, являющуюся единственным производителем продукта, не имеющего близких заменителей, либо как отрасль, где небольшое количество фирм контролирует всю или большую часть ее производства. [1, с. 13]
В современной западной экономической литературе получила наибольшее распространение трактовка монополии как модели рынка, где единственная фирма является и производителем, и продавцом некоего (часто уникального) продукта, не имеющего субститутов, которая влияет на объем предложения и цену. (Понятие "уникальный продукт" предполагает отсутствие субститутов (заменителей)
Чистая монополия − теоретическое понятие, существующее в совершенной форме лишь как экономическая модель. В реальности же условия чистой монополии могут быть только приближены (близки) к ним, так как в настоящее время довольно трудно найти рынок, который бы действительно обслуживался единственной фирмой. [2, с. 508]
Причинами
становления монополии как
Факторами,
способствовавшими появлению
Социально-экономические предпосылки возникновения и развития монополии исследовали также ученые марксистско-ленинского направления. Они доказали, что накопление капитала в условиях рыночной экономики являлось исходным мотивом образования крупномасштабного прозводства. Конкуренция порождала тенденцию капитала к концентрации его в руках немногих, а концентрация на определенной ступени развития вела к монополии. Основным сторонником данной идеи являлся К. Маркс.
Ф. Энгельс продолжил анализ тенденций развития монополии, выявил закономерности процесса монополизации, показал, что движущей силой развития монополии является экономический интерес. "Конкуренция, − отмечал Ф. Энгельс, − покоится на интересе, а интерес снова создает монополию". Доказательством этого являлось то, что первые объединения монопольного типа, возникшие в 70-х гг. XIX в. в Германии и получившие там широкое распространение, назывались объединениями интересов. Следовательно монополию можно рассматривать как результат исторического развития, взаимодействия и реализации экономических интересов его участников.
П. Рузье, исследуя предпосылки возникновения монополии, отмечал, что "концентрация даже на высокой ступени развития сама по себе не приводит к монополии". По его мнению, свою роль в этом процессе сыграло сочетание трех объективных и субъективных факторов: нормального (общего) − концентрация промышленности; естественного – захват редких материальных ресурсов, путей сообщения; искусственного – вмешательство властей в экономическую жизнь, наличие тайных соглашений и т.д. [1, с. 17-19]
Таким
образом, исследование социально-экономических
предпосылок появления и
В современном "Экономиксе" стал использоваться новый термин − "предпринимательская монополия". Это фирма или небольшое число фирм, контролирующих основную долю производства и извлекающих значительную экономическую прибыль. Используя данное понятие, авторы подразумевают те отрасли, в которых фирмы являются крупными и по абсолютным показателям, и по отношению ко всему рынку. Примерами служат производство центральных микропроцессоров, используемых в персональных компьютерах, где на рынке господствует компания “Intel”; пересылка денежных средств, в которой доминирует “First Data Corporation” вместе со своей дочерней компанией “Western Union”; продажа одноразовых пластиковых дисков, в которой господствует компания “Wham-O” со своим брендом “Frisbee”; добыча, обработка и продажа природных алмазов, которые контролирует синдикат De Beers. [2, с. 509]
Сущностный аспект монополии состоит в обладании субъектом (группой) собственностью на факторы производства и исключительными правами, что обеспечивает ему господствующее положение в той или иной сфере деятельности, возможность осуществлять контроль над рынком, диктовать свои условия. Субъектами монополии выступают хозяйственные единицы (их группы, объединенные общностью интересов), государство (министерства, ведомства, организации) и отдельные индивидуумы. Существенными признаками монополии являются: обладание субъектом (группой) собственностью на факторы производства и исключительными правами, т.е. властью; единственность производителя, способного удовлетворить общий спрос потребителей конкретного товара; крупные размеры производства и капитала (высокий уровень их концентрации); господствующее положение в той или иной сфере деятельности, дающее возможность осуществлять контроль и диктовать свои условия, регулировать цены и объемы производства; присвоение монопольной прибыли и ограничение конкуренции.
Признаки современного монополизма определяются прежде всего реальным финансовым положением товаропроизводителей в отрасли, на рынке и возможностями контроля деловой активности, обусловленными их превосходством. Финансовое состояние фирмы в настоящее время важнее, чем ее доля на рынке сбыта, так как потеря последней не влечет за собой полного краха корпорации. Кроме доминирующего размера производства конкретного товара, фирма-монополист должна наиболее полно удовлетворять запросы потребителей, производить лучшую продукцию, снижать издержки, внедрять более совершенную систему сбыта. Следовательно, признаком монополизации является также постоянное совершенствование производственно-сбытовой деятельности фирмы. Только в этом случае последняя может не опасаться потери потенциальных покупателей в результате повышения цен на свою продукцию.
Современная экономическая теория не располагает четкой классификацией видов рыночной монополии, но позволяет выделить наиболее распространенные. К их числу относятся: чистая, или абсолютная, монополия и универсальные виды монополии: естественная, искусственная, производственная, организационная. [1, с. 73]
Монополия абсолютная (чистая) – фирма, которая является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов). [4, c. 226]
Подобно чистой конкуренции, чистая монополия является теоретической абстрактной категорией, ибо в реальной действительности обнаружить чистую монополию практически невозможно. Пожалуй, проще встретить примеры монополии, обращаясь к советской истории нашего государства. Так, в СССР существовало единственное предприятие по производству швейных машинок в Подольске, единственное предприятие по производству фильтров для сигарет в Армянской ССР. [5, с. 259]
Признаки абсолютной монополии:
1) единственный продавец, а это означает, что чистый монополист представляет как бы отрасль, состоящую только из одной фирмы;
2) производство продукта, уникального тем, что отсутствуют близкие заменители;
3)
экономические и юридические
барьеры, блокирующие
4)
фирма осуществляет
Естественные монополия, в широком смысле, − это категория, выражающая экономические отношения, возникающие в конкурентно ограниченных сегментах рынка в силу сложившихся здесь технико-экономических условий. Эти условия включают: а) технологически обусловленный единый сетевой производственных цикл, благодаря которому обеспечивается существенная экономия на масштабах производства по сравнению с альтернативной конкурентной средой; б) высокую социально-экономическую значимость соответствующей сферы деятельности, ориентированной на жизнеобеспечение экономики в целом и населения; в) государственное регулирование с целью балансирования интересов корпорации субъектов рассматриваемого вида монополизма и потребителей их услуг. Как пример естественной монополии можно рассматривать службы газа, метрополитен, услуги канализации и т. д. то есть ситуация, когда наличие более чем одного поставщика для данной услуги (товара) не представляется возможным или нерационально. [7]
Производственная (технологическая, техническая) монополия – это предприятие (объединение), контролирующее производство и сбыт определенной продукции. Специфика технологии ее производства обусловливает крупномасштабность хозяйственных единиц, входящих в объединение, и их тесные технологические взаимосвязи. Эта монополия представляет собой разновидность естественного монополизма, объектами которого могут быть метод изготовления продукции или узкая предметная специализация. Причем спрос на определенный продукт удовлетворяет одно или несколько предприятий.
Организационная монополия представляет собой объединение одинаковых по профилю (видов деятельности) предприятий и организаций. Она формируется под воздействием как объективных (при высоком уровне концентрации производства), так и субъективных (со стороны государства – создателя отраслевых министерств) факторов.
Известный
французский экономист А. Курно определял
искусственную монополию как «централизованное
руководство какой-либо сферой производства,
поставляющей на рынок предметы потребления.
К разряду искусственных относят монополии,
созданные государством в целях концентрации
и специализации производства».
1.2
Источники (факторы)
и показатели монопольной
власти
Главной особенностью чистой монополии является наличие у нее монопольной власти. Монопольная власть заключается в способности устанавливать цену выше предельных издержек, и величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы. Чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью она обладает. Конечной причиной монопольной власти, следовательно, является эластичность спроса для фирмы.
Если имеется единственная фирма, чистый монополист, ее кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса. Тогда степень монопольной власти фирмы полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел для эластичности спроса каждой фирмы. В каждом случае эластичность рыночного спроса ограничивает потенциальную власть отдельных производителей.
Вторым определяющим фактором кривой спроса для фирмы и, следовательно, ее монопольной власти является количество фирм, действующих на рынке. Власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации.