Монополизм в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Первоначально монополия оказалась случайным явлением в экономической жизни. Так, со второй половины XIX в. глава кембриджской школы А. Маршалл считал ее частным случаем на фоне свободной конкуренции, важным исключением из общих правил ценообразования. Он определял ее как "возможность отдельного лица или объединения лиц твердо устанавливать либо количество товара, предлагаемого к продаже, либо цену, по которой он предлагается". Монополист, по его мнению, − это "человек, заботящийся о развитии бизнеса в интересах потребителя. Интерес владельца монополии: четкое приспособление к спросу там образом, чтобы это принесло ему возможно наибольший общий чистый доход".

Файлы: 1 файл

ОСНОВА.docx

— 132.56 Кб (Скачать)

    Концентрация  производства как процесс имеет  определенный уровень и динамику. Уровень и динамика концентрации производства полно и всесторонне  характеризуется системой показателей.

    Основным показателем уровня концентрации производства является удельный вес крупных предприятий в общем объеме производства отрасли: 

    где    – уровень концентрации, %;

           объем производства крупных предприятии;

           общий объем производства. [12]  

    Другим  немаловажным показателем концентрации является индекс концентрации (concentration ratio). Он измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:

    ,   i = 1,2…k, 

    где    – размер фирмы (например, рыночная доля);

           k – количество фирм, для которых рассчитывается показатель.

    Индекс  концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм на рынке. Для одного и того же числа крупнейших фирм, чем больше индекс концентрации, тем  дальше рынок от идеала совершенной  конкуренции. [11, c. 42] 

    Индекс  Херфендаля-Хиршмана. Определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке: 

              , i = 1,2,…,n.  

    где    n – количество фирм на рынке,

           x доля фирмы в общем объеме выпуска отрасли.

    Индекс  Херфендаля-Хиршмана принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый их которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100% выпуска). Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10000. Индекс Херфендаля-Хиршмана во многих странах, например в США, служит основным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики. Его основным преимуществом служит способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке. [11, с. 43] 

    1.3 Социально-экономические последствия монопольной власти  

    Чрезвычайно важно оценить абсолютную монополию  с точки зрения общества в целом  и разобраться в преимуществах  и недостатках монополизации  рынка.

    Основой для такой оценки станет уровень  эффективности, достигаемые на рынке  совершенной конкуренции в долгосрочном периоде. Как известно, на рынке совершенной  конкуренции, в ситуации равновесия, предельные издержки равны рыночной цене единицы выпускаемой продукции. Таким образом, производство продолжается до той точки, за которой получение  взаимных выгод становится невозможным  как со стороны продавцов, так  и со стороны покупателей. В ситуации долгосрочного равновесия рынка  совершенной конкуренции фирма  достигает также минимизации  долгосрочных средних издержек. Математически  данные закономерности могут быть выражены тройным равенством: P=MC=min ATC.

    Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, следует ожидать  ухудшение благосостояния потребителей и увеличение благосостояния фирм.

    На  рисунке 1 (а, б) графически представлены цены, объемы выпускаемой продукции и сравнительная эффективность чистой монополии и совершенно конкурентной отрасли.

    Кривая  предложения конкурентной отрасли  получается, если просуммировать по горизонтали  кривые предельных издержек всех фирм в данной отрасли. Исходя из закона спроса и предложения, сопоставляем итоговую кривую предложения S с рыночным спросом D и таким образом определяем совершенно конкурентную цену и объем выпуска – Pc и Qc .

    При данной комбинации цены и объема продукции наблюдаются производственная эффективность и эффективность распределения ресурсов. Производственная эффективность возникает в связи с тем, что свободный вход и выход с рынка вынуждают фирмы выпускать объем продукции, при котором средние общие издержки будут минимальными. Цена продукта также находится на минимальном уровне. Эффективность распределения ресурсов в ситуации совершенной конкуренции достигается благодаря тому, что выпуск продукции увеличивается до тех пор, пока цена продукта не становится равной предельным издержкам производства очередной единицы.

    Допустим, одной из фирм удается поглотить  всех своих конкурентов, следовательно, данная отрасль превращается в чистую монополию. Предположим также, что  эти изменения в структуре  отрасли не повлияли на издержки и  спрос на ее продукцию.

    Кривая  предложения конкурентного рынка  S трансформировалась в кривую предельных издержек монополиста (MC). Изменения произошли и в рыночном спросе. Для конкурирующих фирм спрос был абсолютно эластичным, поэтому предельный доход равнялся рыночной цене. Максимизируя свою прибыль, самостоятельная конкурирующая фирма стремилась уравнять MC и MR. Однако для чистого монополиста рыночный спрос равен индивидуальному спросу на его продукцию, ведь эта фирма, в сущности, и есть вся отрасль. Спрос на продукцию монополиста отражен в виде кривой D на рисунке 1б.

Рис. 1. Неэффективность  абсолютной монополии в сравнении  с совершенно конкурентной отраслью: а – совершенно конкурентная отрасль;

                                 б – абсолютная монополия

         Примечание –  Источник: [2, c. 520] 

    Это означает, что предельный доход  MR всегда будет меньше цены продажи (на графике кривая MR лежит ниже кривой спроса D). Используя классическое правило MR=MC, монополист принимает решение об объеме выпуска Qm и цены продукции Pm.

    Если  сравнить два графика на рис.1, то можно сделать вывод, что монополист будет производить продукции меньше и продавать ее по более высокой цене, чем фирмы в совершенно конкурентной отрасли. Из этого следует, что монополия не достигает ни производственной эффективности, ни эффективности распределения ресурсов. Объем производства монополиста меньше Qc, при котором достигается минимум средних общих издержек. Цена монополиста выше конкурентной цены Pc , которая в долгосрочном периоде равна равновесным минимальным средним общим издержкам. Размер недополучения продукции в экономической науке получил название избыточных мощностей монополии. Чем выше эта величина, тем более неэффективной является рыночная структура (монополия) с точки зрения распределения ресурсов в экономике.

    Для монополиста выгодно ограничить производство товаров и использовать меньше ресурсов, чем это было бы оправдано с точки зрения общества. Треугольник abc на рисунке наглядно иллюстрирует, что монополия приводит к снижению эффективности, получаемой обществом. Сумма излишка потребителя и излишка производителя в данном случае не является максимальной, так как его определенная часть (Sabc) не распределяется, а следовательно, потеряна для общества. Это так называемый «мертвый груз» монополии и социальная цена. Социальная цена – это цена, которую платит общество ввиду того, что рынок монополизирован. Еще одним выводом из сопоставления параметров конкурентного рынка и рынка чистой монополии является заключение о перераспределении выигрышей от участия в торговле в пользу производителя.

    Чистые  потери общества находятся в прямой зависимости от суммы экономической  прибыли, которую получает монополист.

    В общем случае монополия переадресует полученный ею от потребителей доход  акционерам, которым она принадлежит. Пользуясь своей властью над  рынком, монополии, как уже говорилось ранее, назначают более высокие  цены, чем назначила бы совершенно конкурентная фирма, имеющая те же издержки. Фактически они накладывают на потребителей своего рода налог и получают значительную экономическую прибыль. Эти прибыли распределяются неравномерно и в основном среди узкого круга акционеров, которые, как правило, относятся к группе с высокими доходами. Таким образом, владельцы монополистических предприятий обогащаются за счет других слоев общества, переплачивающих за приобретаемую продукцию. Так как в среднем эти владельцы получают более высокий доход, чем покупатели, наличие монополии приводит к усилению неравенства по доходам.

    Но  есть одно исключение: если покупатели продукции монополии богаче ее владельцев, монополия может сократить неравенство  доходов. В целом же такое происходит крайне редко. [2, с. 519-521] 

    X-неэффективность монополии

    Большинство экономистов и бизнес-аналитиков придерживаются точки зрения, что монополия является технически менее эффективной, чем конкуренция, поскольку наличие барьеров для входа на рынок защищает фирму-монополиста от конкурентного давления, что подрывает стимулы минимизировать издержки и выпускать максимальный объем производства при данных ресурсах. Разница между эффективным уровнем издержек в отрасли и реальным уровнем издержек монополиста составляет X-неэффективность производства в условиях монополии. [11, с. 83]

    На  рисунке 2 X-неэффективность возникает в точках X и X’, находящихся выше кривой минимальных средних общих издержек. В этих точках издержки производства единицы продукции составляют соответственно ATCx при объеме Q1 и ATCx’ при объеме продукции Q2. В целом, в любой из точек, лежащих выше кривой средних общих издержек, будет наблюдаться неэффективность производства.

Рис. 2. X-неэффективность

Примечание  – Источник: [2, с. 522]

    Существует  ряд причин, по которым может возникать  X-неэффективность. Главной из них является тот факт, цели менеджеров – например, рост фирмы, улучшение качества труда, обеспечение работой некомпетентных родственников или друзей, сокращение своих нагрузок и т.д., – могут противоречить задаче минимизации издержек.

    Надежных  свидетельств о степени проявления X-неэффективности пока нет, однако многие специалисты полагают, что X-неэффективность существует и в большей степени подвержена снижению, когда давление конкурентов сильное, чем когда фирмы занимают изолированное рыночное положение. 

    Издержки  «погони за рентой»

    Под «погоней за рентой» в экономической науке понимается деятельность, направленная на перераспределение богатства в пользу конкретной фирмы или поставщика ресурсов за счет кого-то другого или общества в целом. Как известно, монополист может получать экономическую прибыль на протяжении долгосрочного периода. Следовательно, он может пойти на огромные затраты, чтобы занять или сохранить за собой монопольное положение в отрасли, получив лицензию или добившись через свое влияние принятия нужных ему правительственных решений, гарантирующих ему сохранение монопольных привилегий. Очевидно, подобные расходы, связанные с поиском ренты, ничего не добавляют к объему выпуска продукции фирмой-монополистом, но увеличивают ее издержки. Эти дополнительные издержки «погони за рентой» указывают на то, что монополия имеет более высокий уровень издержек и более низкую эффективность, чем показано на рисунке 2. [2, с.522-523] 
 
 

   Вывод

   Монополия как форма рыночной структуры − это форма рынка, в условиях которой весь объем предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

   Монополия – это такое явление, когда  в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы  и отрасли совпадают. [3]   

   Сущностный  аспект монополии состоит в обладании  субъектом (группой) собственностью на факторы производства и исключительными правами, что обеспечивает ему господствующее положение в той или иной сфере деятельности, возможность осуществлять контроль над рынком, диктовать свои условия.

   Современная экономическая теория не располагает  четкой классификацией видов рыночной монополии, но позволяет выделить наиболее распространенные. К их числу относятся: чистая, или абсолютная, монополия и универсальные виды монополии: естественная, искусственная, производственная, организационная.

Информация о работе Монополизм в Республике Беларусь