Монополизм в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Первоначально монополия оказалась случайным явлением в экономической жизни. Так, со второй половины XIX в. глава кембриджской школы А. Маршалл считал ее частным случаем на фоне свободной конкуренции, важным исключением из общих правил ценообразования. Он определял ее как "возможность отдельного лица или объединения лиц твердо устанавливать либо количество товара, предлагаемого к продаже, либо цену, по которой он предлагается". Монополист, по его мнению, − это "человек, заботящийся о развитии бизнеса в интересах потребителя. Интерес владельца монополии: четкое приспособление к спросу там образом, чтобы это принесло ему возможно наибольший общий чистый доход".

Файлы: 1 файл

ОСНОВА.docx

— 132.56 Кб (Скачать)

   Роль  монополий многогранна. Они выполняют экономические, политические и социальные функции, т.е. влияют на все фазы воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление), на потребителей, предпринимателей, на технический прогресс, положение рабочего класса, на экономическую и социальную политику государства.

   Важнейшими  функциями монополии являются регулирование  собственной деловой активности и стратегии, выбор приоритетов  развития, контроль над ресурсам и услугами.

    Главной особенностью чистой монополии является наличие у нее монопольной власти.

    Основными источниками (факторами) монопольной власти являются:

    1) эластичность спроса для фирмы;

    2) количество фирм, действующих на  рынке;

    3) взаимодействие между фирмами;

    4) эффект масштаба;

    5) правовые барьеры: патенты, лицензии.

    Подход  к вычислению показателей монопольной  власти основан на сравнении реальных рынков с рынком совершенной конкуренции. Для оценки поведения фирмы на рынке и вида рыночной структуры используют следующие показатели:

  • норму экономической прибыли (коэффициент Бэйна)
  • коэффициент Лернера
  • коэффициент Тобина (q Тобина)
  • коэффициент Папандреу

    Монопольная власть находится в прямой зависимости  от концентрации: чем выше уровень  концентрации, тем менее конкурентен будет рынок. Основными показателями концентрации являются: уровень концентрации, индекс концентрации и индекс Херфендаля-Хиршмана.

    Монополия максимизирует прибыль (или минимизирует убытки) при объеме продукции, когда  MR = MC, и назначает цену, которая соответствует этому объему на ее кривой спроса.

    При равных издержках монополия будет  менее эффективной, чем совершенно конкурентная фирма, потому что монополия производит меньший объем продукции и назначает более высокую цену.

    Неэффективность монополии может быть компенсирована или уменьшена за счет эффекта  масштаба и технического прогресса, но за счет Х-неэффективности и издержек «погони за рентой» она усиливается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2  Антимонопольная политика и её основные направления 

    Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение монопольных проявлений и осуществляется с целью снижения цен и увеличения выпуска продукции. Осуществляется оно посредством  мер законодательного и экономического характера. Сведенные воедино, они  образуют систему антимонопольного регулирования. (Схема 1)  

 

     

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Схема 1. Система антимонопольного регулирования

Примечание  – Источник: [13, с. 193] 

    Законодательные меры регулирования деятельности монополий  – это правовые нормы, направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции. Чаще всего законодательные меры предполагают: запрещение договоров  о ценах и разделе рынка, установление контроля за разделом рынка и слияниями, регулирование наборов услуг, предоставляемых потребителям доминирующими продавцами. Направленность действия данных мер связана с а) коррекцией поведения монополистов, чтобы сделать его более конкурентным и б) проведение структурной политики, в ходе которой сама отрасль становится более конкурентной.

    Экономические меры регулирования деятельности монополий  – это набор экономических  инструментов, при помощи которых  ограничиваются возможности реализации рыночной власти продавцов. Важнейшими среди таких инструментов являются прямое и косвенное регулирование  цен и прибылей. Прямое регулирование  цен и прибылей обычно реализуется  в форме установления «потолка цен», т.е. верхнего или нижнего предела  цены, и предельного уровня нормы прибыли (наиболее часто применяется при естественной монополии) [13, с. 193-194]

    Вывод

    Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение монопольных проявлений и осуществляется с целью снижения цен и увеличения выпуска продукции. Осуществляется оно посредством  мер законодательного и экономического характера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3 Монополизм в Республике Беларусь 

    3.1 Особенности монополизма в Республике Беларусь.

    В Республике Беларусь сформировался особый тип монопольного хозяйства и самих монополий, существенно отличавшихся от классических рыночных. Монополизм проявлялся и проявляется в специфических формах хозяйствования, обусловленных особенностями социально-экономического развития страны в составе бывшего СССР. Отличительной чертой промышленного сектора республики является высокая степень огосударствления и сильная зависимость предприятий от правительственных структур и местных органов власти. В Беларуси имеет место не реальное обладание монопольной властью со стороны самостоятельных хозяйствующих субъектов (возможность определять объемы производства и цены на продукцию, диктовать условия потребителям), а формальное лидерство и подчинение вышестоящим инстанциям.

    Таким образом, монополизация промышленного  производства республики характеризуется: 1) сохранением монополии госудаственной собственности, слабым влиянием проводимых реформ на снижение ее удельного веса; 2) высоким уровнем концентрации производства, преобладанием крупных предприятий, недостаточным развитием малого бизнеса, затрудняющими формирование конкурентной среды; 3) наличием значительного количества предприятий (называемых монополистами), продукция которых занимает 30 – 100% соответствующего рынка; 4) существованием модифицированных административных монополий (ассоциаций, концернов, министерств).

    Большинство отечественных монополий не обладают основными параметрами, обусловливающими монопольную власть (потенциал владения и распоряжения, присвоения на основе собственности на средства производства, рыночный потенциал).

    Слабые  адаптационные возможности большинства  белорусских монополий в новых  условиях обусловлены главным образом  причиной их возникновения. Созданные на основе огосударствления собственности и путем государственного администрирования, а не в результате конкурентной борьбы крупные монопольные субъекты не могут обеспечить мобильность, адекватность структурных и технологических преобразований в соответствии с динамично меняющейся конъюнктурой рынка вследствие своей инертности, негибкости, низкой экономической эффективности, однообразия управления, принципов и методов хозяйствования. В то же время в странах с рыночной экономикой монополия действует в условиях конкурентной среды и вынуждена поддерживать свое монопольное положение наличием малых и средних предприятий, обеспечивающих высокий уровень НИОКР. [14]

    Для определения монопольной власти в Республике Беларусь оперируют понятием доминирующего положения хозяйствующих субъектов. В Законе Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» в редакции от 10 января 2000 г. понятие доминирующего положения определяется как «исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам». [15] (абзац 3 ст. 1)

    В соответствии с действующим законодательством  – Законом Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 162-З «О естественных монополиях» и Положением о Государственном  реестре субъектов естественных монополий  Министерство экономики  Республики Беларусь формирует и  ведет Государственный реестр субъектов  естественных монополий.

    Под Государственным реестром субъектов естественных монополий понимается совокупность данных, содержащих перечни объектов учета (субъектов естественных монополий) и информацию о них. В Государственный реестр включаются субъекты естественных монополий – организации (юридические лица), осуществляющие производство (реализацию) товаров в условиях естественных монополий.

    На начало 2010 г. в Государственный реестр субъектов естественных монополий республиканского уровня включено 39 хозяйствующих субъектов, осуществляющих  деятельность в условиях естественных монополий следующих сфер:

    • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

    • транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам;

    • передача и распределение электрической и тепловой энергии;;

    • централизованное водоснабжение и водоотведение;

    • услуги электрической и почтовой связи общего пользования;

    • услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки;

    • услуги транспортных терминалов, аэропортов;

    • обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.

    • пассажирские перевозки в пригородном сообщении.

    В Государственные реестры субъектов естественных монополий местного уровня, осуществляющих деятельность на местных рынках областей и г. Минска, включены субъекты естественных монополий, осуществляющие деятельность в таких сферах, как:

    • передача и распределение тепловой энергии;

    • централизованное водоснабжение и водоотведение.

    Высокая степень монополизации республиканского рынка характерна для крупных предприятий (по стоимости фондов, численности персонала, объему производства и др.) высокотехнологичных отраслей машиностроения и нефтехимического комплекса, производящих главным образом промежуточную продукцию – подшипники, силовые полупроводниковые приборы, химические волокна и др. У потребителя этой продукции, как правило, отсутствуют возможности ее замещения, что порождает жесткую зависимость от поставщиков-монополистов. По конечной машиностроительной продукции (автомобили, тракторы, станки, другие виды) подобная зависимость менее заметна. Такая особенность свойственна рынкам, которые характеризуются высокой взаимозаменяемостью товаров и значительным их ввозом из-за пределов республики.

    В деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и легкой промышленности преобладают средние и малые предприятия, продукция которых в целом однородна, нет жесткой технологической зависимости потребителей от поставщиков, что благоприятствует конкуренции. Однако и здесь складываются монополизированные рынки в силу неразвитости складской, сбытовой, информационной и транспортной инфраструктуры. Предприятия этих отраслей, работая в значительной мере на потребительский рынок, зачастую не имеют прямых контактов с покупателями, поскольку реализация большей части продукции происходит через систему торговых и оптово-закупочных организаций, что сдерживает развитие конкурентных отношений.

    Строительный  рынок республики конкурентен, хотя существуют отдельные региональные монополисты или монополисты по проведению специфических строительных и строительно-монтажных работ. Важным явлением строительного рынка, с точки зрения формирования конкурентных отношений в этой отрасли, является то, что в республике внедрена практика проведения конкурсов и тендеров при выборе подрядчиков на проведение строительства и реконструкции объектов. [17]

Информация о работе Монополизм в Республике Беларусь