Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 22:54, курсовая работа
Первоначально монополия оказалась случайным явлением в экономической жизни. Так, со второй половины XIX в. глава кембриджской школы А. Маршалл считал ее частным случаем на фоне свободной конкуренции, важным исключением из общих правил ценообразования. Он определял ее как "возможность отдельного лица или объединения лиц твердо устанавливать либо количество товара, предлагаемого к продаже, либо цену, по которой он предлагается". Монополист, по его мнению, − это "человек, заботящийся о развитии бизнеса в интересах потребителя. Интерес владельца монополии: четкое приспособление к спросу там образом, чтобы это принесло ему возможно наибольший общий чистый доход".
По состоянию на 1 января 2010 г. в Госреестре (республиканский уровень) состоят 163 хозяйствующих субъекта. [19]
Для многих рынков сельского хозяйства характерна монопсония, то есть рынок, на котором имеется лишь один покупатель. Это в полной мере относится к местным локальным рынкам областей, районов. В качестве такого покупателя выступают предприятия по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции.
Монопсония сложилась в значительной мере исторически в силу того, что поставка сельскохозяйственной продукции предприятиям по ее переработке и хранению осуществляется не на экономической основе, а путем административного закрепления поставщиков к потребителю. При данной форме реализации сельскохозяйственные предприятия имеют возможность продажи своей продукции только конкретному покупателю.
3.2 Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь
Основой антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство, представленное рядом законодательных и правовых актов. В развитии антимонопольного законодательства Беларуси целесообразно выделить три основных этапа. Становление инстититута антимонопольного регулирования в Республике Беларусь началось в 1992 г. с принятия закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (1ый этап). Принятие в 1992 г. антимонопольного закона явилось революционным новшеством для постсоциалистической Беларуси, которая тогда еще и не была готова в силу ряда объективных причин иметь широкую практику его правоприменения. Данный законодательный акт свидетельствовал о начале качественных, во многом рыночных, преобразований белорусской экономики.
В 2000-2004 гг, когда стало понятно, что радикальные рыночные преобразования не станут основной линией развития экономики, изменения в законодательстве были направлены на проведение более жесткой политики по отношению к субъектам хозяйствования, имеющим возможность устанавливать монопольные цены. Законодательно определены виды монопольных цен и формы ценовых соглашений, сформирован реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, регламентирована организация проверок соблюдения антимонопольного законодательства.
Период с 2006 г. по настоящее время можно назвать третьим этапом развития антимонопольного регулирования. В нем еще очевиднее стал регламентирующий аспект антимонопольного законодательства: установлены основные виды нарушений и введен перечень мер, принимаемых антимонопольными органами по отношению к субъектам хозяйствования, нарушившим законодательство. [16]
Антимонопольное законодательство вызывает достаточно много вопросов у экономистов-исследователей и у практиков. Так, уделяется внимание двум наиболее важным моментам: организации государственного контроля за экономической концентрацией и методике определения ее допустимого уровня.
В целях нормативного определения количественных показателей концентрации НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь был разработан документ «Порядок определения и использования показателей концентрации субъектов хозяйствования на товарных рынках», который дает возможность:
1)
осуществить предварительную
2)
сделать выводы о
3)
использовать показатели
В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации (CR) и индексов концентрации (HHI) выделяют три типа рынков: высококонцентрированные; умеренноконцентрированные и низкоконцентрированные.
Основной
задачей в области
Регулирование естественных монополий
Согласно Закону Республики Беларусь «О естественных монополиях», за деятельностью субъектов естественных монополий, включенных в Государственный реестр субъектов естественных монополий, осуществляется контроль и регулирование, в том числе контроль за сделками, совершаемыми субъектами естественных монополий, а также контроль за сделками, совершаемыми с акциями (долями в уставных фондах) субъектов естественных монополий и иных хозяйствующих субъектов.
Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется следующими методами:
Органом регулирования деятельности субъектов естественных монополий является Министерство экономики Республики Беларусь. Если деятельность субъектов естественных монополий направлена на удовлетворение потребностей отдельного региона, то функции регулирования деятельности субъектов естественных монополий могут быть делегированы в установленном законодательством порядке местным исполнительным и распорядительным органам.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 ноября 2003 г. № 487 “О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285», Министерством экономики Республики Беларусь регулируются цены (тарифы) на товары (работы, услуги), производимые в условиях естественных монополий. [21]
Сопоставление действующего монопольного законодательства Республики Беларусь с аналогичными в большинстве развитых государств позволяет выявить следующие основные его проблемы:
1) По законодательству Республики Беларусь контролю подвергается любое объединение хозяйствующих субъектов, причем понятные и точные критерии, устанавливающие случаи согласия антимонопольных органов на создание объединения, отсутствуют. Установление четких критериев, показателей, пороговых значений, при превышении которых сделка по слиянию (присоединению) требует предварительного согласования с монопольными органами, является необходимым шагом на пути совершенствования законодательства;
2) Законодательство не разграничивает объединения по типам и видам, одинаково действует как в случае объединения юридических лиц, так и при договорных отношения хозяйствующих субъектов. Следовательно, в таком случае необходимо законодательное закрепление переченя возможных положительных эффектов от предполагаемых сделок по укрупнению производства, которые следует принимать во внимание антимононопольным органам для принятия решений о допустимости сделок. Такими показателями могут быть: прирост новых рабочих мест, социальная программа, инновационное развитие региона и др.;
3)
Законодательно не решена проблема регулирования
степени экономической концентрации.
В стране рассчитывается и анализируется
только показатель рыночной концентрации
(определяемый как доля 4-х, 6-ти, 8-ми, 10-ти
ведущих предприятий рынка), чего явно
недостаточно для отслеживания тенденций
изменения рынка и его антимонопольного
регулирования. Проблема здесь кроется
прежде всего в недостаточности информации,
предоставляемой официальной статистикой,
в частности нет данных о потенциальных
конкурентах, уровне концентрации капитала.
Необходимо сформировать достаточно обширную
статистическую базу наблюдений для расчета
и анализа показателей экономической
концентрации на товарных рынках, а также
наладить механизм постоянного мониторинга
уровня концентрации, и особенно в наиболее
важных для национальной экономики отраслях.
[22]
Вывод
В Республике Беларусь сформировался особый тип монопольного хозяйства и самих монополий, существенно отличавшихся от классических рыночных. Монополизм проявлялся и проявляется в специфических формах хозяйствования, обусловленных особенностями социально-экономического развития страны в составе бывшего СССР. Отличительной чертой промышленного сектора республики является высокая степень огосударствления и сильная зависимость предприятий от правительственных структур и местных органов власти.
Для определения монопольной власти в Республике Беларусь оперируют понятием доминирующего положения хозяйствующих субъектов. Министерство экономики Республики Беларусь формирует и ведет Государственный реестр субъектов естественных монополий. В него включаются субъекты естественных монополий – организации (юридические лица), осуществляющие производство (реализацию) товаров в условиях естественных монополий. На начало 2010 г. в Государственный реестр субъектов естественных монополий республиканского уровня включено 39 хозяйствующих субъектов
Высокая степень монополизации республиканского рынка характерна для крупных предприятий (по стоимости фондов, численности персонала, объему производства и др.) высокотехнологичных отраслей машиностроения и нефтехимического комплекса, ряда отраслей деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и легкой промышленности. По состоянию на 1 января 2010 г. в Госреестре (республиканский уровень) состоят 163 хозяйствующих субъекта.
В
антимонопольном