Монополизм в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Первоначально монополия оказалась случайным явлением в экономической жизни. Так, со второй половины XIX в. глава кембриджской школы А. Маршалл считал ее частным случаем на фоне свободной конкуренции, важным исключением из общих правил ценообразования. Он определял ее как "возможность отдельного лица или объединения лиц твердо устанавливать либо количество товара, предлагаемого к продаже, либо цену, по которой он предлагается". Монополист, по его мнению, − это "человек, заботящийся о развитии бизнеса в интересах потребителя. Интерес владельца монополии: четкое приспособление к спросу там образом, чтобы это принесло ему возможно наибольший общий чистый доход".

Файлы: 1 файл

ОСНОВА.docx

— 132.56 Кб (Скачать)

    В данном случае имеет особое значение не просто общее число фирм, а  число так называемых «основных  игроков». Например, если на две крупные фирмы приходится 90% объема реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм – 10%, у двух крупных фирм большая монопольная власть. Положение, когда несколько фирм захватывают большую часть рынка, называется концентрацией рынка.

    На  практике для вступления на рынок  очень часто имеются естественные препятствия. К примеру, одна фирма  может иметь патент на технологию, необходимую для производства какого-то продукта. [8, с. 375]

    В большинстве стран мира изобретения  защищены с помощью той или  иной патентной системы. Патент обычно представляет исключительное право получения выгоды на всех стадиях использования данного изобретения. [9]

    Патенты и патентные законы нацелены на защиту изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями, которые не тратили времени, усилий и денег, требующихся для его разработки. Ведущие страны мира договорились установить единый срок действия патента – 20 лет с момента подачи заявки на его выдачу. Патенты сыграли заметную роль в росте многих современных гигантов бизнеса, в частности IBM, Pfizer, Intel, Xerox, Polaroid, General Electric. [2, с. 511]

    Государственные лицензии или привилегии в свою очередь  устанавливают исключительное право  на производство определенных видов  товаров и оказание услуг.

    Эффект  масштаба может ограничить число  фирм, выступающих на рынке. Это происходит по той причине, что фирмы, только что вступившие на рынок или собирающиеся это сделать, не могут добиться экономии за счет эффекта масштаба и несут  большие издержки в связи с  производством, а следовательно, вынуждены устанавливать и более высокие цены, что во многих случаях вынуждает их покинуть данный рынок. Институт частной собственности также может быть использован монополией в качестве эффективной преграды для потенциальных конкурентов. Так, фирма, владеющая сырьем, которое является необходимым для производства, может благодаря этому препятствовать созданию конкурирующих фирм.

    Конкурентная  стратегия фирмы является решающим фактором монопольной власти. Если на некотором рынке действует несколько фирм, то у них существуют различные варианты выстраивания своих стратегий. Они могут агрессивно конкурировать, сбивая цены друг друга, чтобы захватить большую часть рынка. Это может снизить цену практически до конкурентного уровня. Каждая из фирм не рискнет поднять свою цену, опасаясь потерять свою долю на рынке, и, таким образом, будет обладать минимально возможной монопольной властью или не будет иметь ее вовсе.

    Однако  фирмы могут и не конкурировать  между собой, а, например, вступить в  сговор. Именно так может быть образована картель, участники которой могут договариваться о подъеме цен на продукцию и об ограничении объемов производства. Фирмы будут получать большую прибыль, и поэтому картель имеет большую монопольную власть. Фирмы могут взаимодействовать различными способами. Важно понимать, что при прочих равных условиях монопольная власть меньше, когда фирмы конкурируют, и больше, когда они сотрудничают. [8, c. 377]

    Даже  в тех случаях, когда фирма, на первый взгляд, не защищена от входа  в отрасль конкурентов, например, за счет экономии на масштабах своей  деятельности или права собственности  на ключевые ресурсы, вход в отрасль  может быть надежно заблокирован реакцией монополиста на действия конкурентов. Столкнувшись с попыткой вступления на рынок, монополист может самостоятельно создать собственные барьеры, препятствующие входу новых участников на рынок: сбросить цены, начать активную рекламную  кампанию или предпринять другие шаги, чтобы помешать новичку добиться успеха. [2, с. 512]

     Подход к вычислению показателей монопольной власти основан на сравнении реальных рынков с рынком совершенной конкуренции. Насколько рынок приближается к идеалу свободной конкуренции, можно судить по поведению фирм в отношении цены и издержек: чем больше назначаемая фирмой цена отклоняется от предельных издержек, тем большей рыночной властью обладает фирма, и тем в большей степени рынок становится несовершенным.

    Результатом осуществления монопольной власти фирм служит полученная ею прибыль. Ее величина служит основным свидетельством рыночного влияния.

    Большинство показателей монопольной власти явно или неявно оценивают или  величину экономической прибыли, или  разницу между ценой и предельными  издержками. Для оценки поведения  фирмы на рынке и вида рыночной структуры используют следующие  показатели:

  • норму экономической прибыли (коэффициент Бэйна),
  • коэффициент Лернера
  • коэффициент Тобина (q Тобина)
  • коэффициент Папандреу
 
 

    Коэффициент (индекс) Дж. Бейна (В) – показывает экономическую прибыль, полученную на один доллар собственного инвестированного капитала: 
 
 
 

    где    Па – бухгалтерская прибыль (бухгалтерская прибыль выручка   

           минус бухгалтерские издержки);

           Пн – нормальная прибыль;

           К – собственный инвестированный капитал.

    Если  фирма действует на конкурентном рынке, то норма экономической прибыли (Экономическая прибыль – выручка минус экономические издержки (риск предпринимателя)) будет нулевой (одинаковой) для различных видов активов. Когда норма прибыли на каком-либо рынке или для какого-либо актива выше конкурентной, то этот вид инвестирования является предпочтительным. Такая ситуация может сложиться, если рынок не является свободно конкурентным и у такой фирмы есть определенная рыночная власть, которая и обеспечивает ей прибыль в долгосрочном периоде. [10]

    Однако  при вычислении и использовании  коэффициента Бэйна возникает ряд трудностей, связанных со следующими факторами:

  1. оценка стоимости капитала и величины амортизации. Часто для прикладных расчетов используют не экономические, а бухгалтерские величины. Бухгалтерское определение величины капитала исходит из исторической стоимости активов за вычетом амортизации. Но действительная стоимость покупки капитала может отличаться от этой величины, что искажает базу для расчета нормы доходности.
  2. оценка расходов на нематериальные активы (НИОКР, реклама и т.д.). Здесь основная трудность заключается в том, расходы на данные мероприятия производятся в один год, а доход могут приносить в течение нескольких лет, поэтому возникают сложности учета.
  3. учет риска. [11, с. 59]

           

    Коэффициент Лернера

    В 1934 г. А. Лернер предложил другой индекс, определяющий монопольную власть. Исходя из условия, что при максимизации прибыли цена и предельные издержки связаны между собой посредством эластичности спроса по цене, монополист будет назначать цену, опираясь на показатель эластичности спроса. 

    или

    где  – монопольная цена;

         – предельные издержки;

         эластичность спроса по цене.

    Так, монополист будет назначать цену, превышающую предельные издержки, причем на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса. При чрезвычайно  эластичном спросе цена будет близка к предельным издержкам, а это  уже черта конкурентного рынка. Значит, в таком случае, монополизированный рынок будет близок к рынку  совершенной конкуренции и значение индекса Лернера будет близко к нулю. Чем выше значение индекса, тем выше монопольная власть и дальше рынок от идеального состояния совершенной конкуренции. Для чистой монополии (с нулевыми предельными издержками) индекс Лернера примет значение, равное единице.

    Но  сложность применения индекса Лернера на практике связана с тем, что информацию о предельных издержках довольно сложно получить. [10] 

    Коэффициент Тобина (q Тобина) – этот коэффициент связывает рыночную стоимость фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акций) с восстановительной стоимостью ее активов:  

    где    P – рыночная стоимость активов фирмы (обычно определяется по курсу акций);

            – восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме   

            расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.

    Смысл данного коэффициента сводится к  следующему. Если фирма получает экономическую  прибыль, то будущие акционеры хотят  поучаствовать в ее разделении между  собой, поэтому и покупают акции  такой фирмы по более высокой  цене, нежели реальная восстановительная  стоимость активов. То же самое верно  и для фирмы, которая в будущем  ожидает получить экономическую  прибыль. В данном случае коэффициент  Тобина будет выше единицы.

    Если  этот показатель равен единице или  чуть меньше нее, то фирма занимает стабильное положение на рынке, постоянно получая бухгалтерскую прибыль. Коэффициент Тобина, близкий нулю, свидетельствует о приближающемся банкротстве.

    Использование индекса Тобина в качестве информации о положении фирмы базируется на гипотезе эффективного финансового рынка. У этого показателя есть несомненное преимущество – он позволяет избежать проблемы оценки нормы доходности и предельных издержек для отрасли. Однако, оценка активов фирмы на финансовом рынке не всегда соответствует реальному положению дел на фирме, т. к. фирма может эксплуатировать свое имя, оказывать давление на некоторых экономических субъектов и, наконец, колебаться, благодаря биржевым играм.

    Многочисленные  исследования установили, что данный коэффициент q в среднем довольно устойчив во времени. Фирмы с высоким  значением этого коэффициента обычно обладают уникальными факторами  производства или выпускают уникальные товары. Следовательно, для этих фирм характерно наличие монопольной  прибыли. Фирмы с небольшими значениями коэффициента действуют в конкурентных или регулируемых отраслях. [10] 

    Коэффициент Папандреу

    В 1949 году Папандреу предложил свой коэффициент монопольной власти, основанный на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар фирмы. Необходимым условием осуществления монопольной власти служит низкое влияние на объем продаж фирмы цены продавцов на взаимосвязанных рынках или сегментах одного и того же рынка.

    Но  один только показатель перекрестной эластичности остаточного спроса не может служить показателем монопольной  власти, так как его величина зависит  от двух факторов, оказывающих противоположное  влияние на монопольную власть. Один из них – это количество фирм на рынке, другой – уровень заменяемости товара рассматриваемого продавца и товаров других фирм. Поэтому Папандреу предложил так называемый коэффициент проникновения, показывающий, на сколько процентов изменится объем продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент: 

    где   – объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной   

           властью;

           – цена конкурента;

           – коэффициент ограниченности мощности конкурентов;

    Выражение /×/ отражает перекрестную эластичность спроса на товар фирмы. Его величина свидетельствует о возможности переключения спроса потребителей на товар конкурентов. Сомножитель характеризует, в свою очередь, способность конкурентов воспользоваться увеличением спроса на их продукцию. Чем ниже любой из сомножителей, тем выше монопольная власть фирмы.   

    Индекс  Папандреу практически не используется в прикладных исследованиях, однако он весьма любопытно отражает две грани монопольной власти: наличие товаров-заменителей на рынке и ограниченность мощности конкурентов (или возможность их проникновения в отрасль). [10]

    Также необходимо отметить важность взаимосвязи  монопольной власти и концентрации продавцов на рынке. Согласно парадигме «структура-поведение-результат», монопольная власть находится в прямой зависимости от концентрации. Уровень концентрации вляет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга; на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость друг от друга, и скорее пойдут они на сотрудничество. Поэтому можно предположить, что чем выше уровень концентрации, тем менее конкурентным будет рынок. [11, с. 38-39]

Информация о работе Монополизм в Республике Беларусь