Формирование многопартийности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 23:00, реферат

Краткое описание

Формирование новой политической системы Республики Беларусь именно в том виде, в котором она существует сегодня, является следствием целого комплекса взаимосвязанных причин, имеющих корни еще в советском прошлом. Практика показывает, что политическая система демократического общества не может функционировать без такого элемента, как политические партии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3.
1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ………….…4.
2. СТАНОВЛЕНИЕ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………..7.
3. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ…………...…12.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..................................................16.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..18.

Файлы: 1 файл

ОЛЕГ ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 33.49 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3.

     1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ………….…4.

     2. СТАНОВЛЕНИЕ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………..7.

       3. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ…………...…12.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..................................................16.

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..18. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Формирование  новой политической системы Республики Беларусь именно в том виде, в  котором она существует сегодня, является следствием целого комплекса  взаимосвязанных причин, имеющих  корни еще в советском прошлом. Практика показывает, что политическая система демократического общества не может функционировать без  такого элемента, как политические партии.

     Политические  партии являются выразителями интересов  и целей определенных классов  и социальных групп, они принимают  активное участие в функционировании политической власти. Сейчас наблюдается  стремление партий интегрировать интересы различных социальных групп. Вне  всякого сомнения, главным стремлением  партии является достижение власти, прежде всего, власти государственной. Главная  цель – овладеть государственным аппаратом для реализации своих интересов. Всякая партия стремится достичь господства в государстве, участия в разработках политического курса страны и его осуществлении. Партии оказывают влияние на выдвижение лидеров государства, на формирование состава правительства (являются главными поставщиками кадров для всех сфер власти).

     Являясь связующим звеном между гражданским  обществом и властью, партии занимают в политике свое особое место. Именно партии выполняют функции механизма  саморегуляции общественной жизни, направляя стихийную энергию  социальных протестов в русло  легитимной борьбы за лучшее будущее. 
 
 
 
 

     1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ  ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ 

     Неотъемлемой  частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Партия – это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в Соединенных Штатах не ранее начала 19 века. Например, в тексте американской Конституции, Декларации прав и свобод гражданина, в других политических документах конца 18 в., нет даже упоминания о политических партиях [6, с.196].

     Политика  партии вырабатывается в ходе внутрипартийной  политической борьбы между различными фракциями и течениями. Руководящие  органы многих партий составляются на основе представительства от различных  фракций.

     В программах партии обычно подчеркиваются их намерения служить интересам  определенных социальных групп, большинства  граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать  интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах.

     Формирование  партий было довольно длительным и  сложным процессом. Первоначально  активно действовали только в  период избирательных компаний. Они  не имели постоянно действующих  местных организаций.

     Политические  партии с оформлением партийных  билетов, взносов, членства в партии и дисциплиной появились в  Европе с возникновением массового  организованного рабочего движения.

     Существующие  сейчас политические партии по организационной  структуре можно отнести к  двум основным типам: организационно оформленным  и организационно неоформленным.

     В партиях организационно оформленного типа члены партии получают партийные билеты и платят взносы.

     В партиях организационно неоформленного типа нет официального членства (состояния в партии), а для того, что бы считаться членом такой партии достаточно, что бы за тебя проголосовал комитет этой партии.

     Общее, что присуще всем современным  партиям, это наличие партийного аппарата, то есть организованной группы людей, для которых партийная политическая деятельность является профессией.

     Наиболее  известными примерами второго типа партий являются республиканская и  демократическая партии США, консервативная партия Великобритании.

     Каждая  партия создавалась для защиты интересов  определенной социальной группы. Постепенно она привлекала к себе все новые  и новые слои избирателей. В результате партии стали в большинстве своем  объединениями, в которых в том  или другом сочетании представлены интересы различных социальных групп. По этой причине партии, как правило, неоднородны и имеют внутри себя фракции – группы, выдвигающие программы, отличные от общей программы партии.

     Существование в партии нескольких фракций, направлений  не ослабляют партию, а наоборот, делают ее политику более гибкой, поскольку  помогает ей сохранить свое влияние  среди разнообразных групп избирателей, учитывать многообразие социальных, экономических, политических интересов  в обществе.

     Политические  партии вынуждены решать в своей  деятельности очень разнообразные  задачи, поэтому и количество приписываемых  им некоторыми политологами функций  перевалило за десяток.

     Во-первых, это функции звена между правящими  и управляемыми. Партия всегда выступает  как канал передачи информации, циркулирующей «сверху вниз» и «снизу вверх». Интенсивность этих двух информационных потоков может не совпадать. Например, в СССР при Сталине первый был исключительно мощным, второй почти иссяк [5, с.134].

     Во-вторых, партии выполняют функции аккумуляции  социальных интересов. В обществе всегда существуют разнообразные и разнородные  интересы, предпочтения, требования. Понятно, что трансформировать каждое из них  в политическое решение невозможно, да и не нужно: это бы сделало политическую жизнь хаотической и непредсказуемой. Прежде всего, из совокупности интересов  необходимо выделить наиболее социально значимые. Далее эти «отборные» интересы необходимо увязать между собой, чтобы уже в виде последовательной программы поставить на политическую повестку дня. Этим и занимаются партии.

     В-третьих, важной функцией партий является постановка коллективных целей для всего  общества.

     В-четвертых, партии занимаются рекрутированием  властной элиты и способствует ее политической социализации. Под рекрутированием  следует понимать подбор кадров, как  для самой партии, так и других организаций, входящих в политическую систему, в том числе и выдвижение кандидатов в представительные органы власти, исполнительный аппарат.

     Наконец, партии имеют большое значение, выступая в качестве референтных групп, на которые индивид ориентирует  поведение своих сторонников. Во многих странах люди, повинуясь семейным традициям и воспитанию, испытывают сильную эмоциональную приверженность к той или иной партии. 
 
 

     2. СТАНОВЛЕНИЕ ПАРТИЙНОЙ  СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ 

     Формирование  партийной системы в Беларуси, как и в других возникших после  распада СССР суверенных государствах, носит весьма сложный характер.

     Этот  процесс, начавшийся в 1990 году, постепенно стал набирать все более ускоряющиеся темпы: в 1990 году была зарегистрирована лишь одна партия, в 1991 – пять, в 1992 – шесть, в 1993 – шесть, в 1994 – 16. Всего к началу избирательной кампании по выборам в Верховный Совет Республики Беларусь 13-го созыва в 1995 году в стране в качестве политических партий было зарегистрировано 34 общественных объединения.

     На  начало 1998 года, по данным Министерства юстиции, в республике было зарегистрировано всего более двух тысяч общественных объединений и фондов, 41 политическая партия, 38 свободных профсоюзов, 4 профсоюзных  объединения. В 1997 году зарегистрировано 421 объединение. В настоящее время  осталось 29 политических партий [2, с.119].

     При всем многообразии партийно-политической палитры сегодняшнего белорусского общества четко обозначились три группы политических партий и общественных движений: 1) партии правого толка – в основном либеральной, антикоммунистической направленности; 2) демократические партии центристского характера; 3) партии левого крыла политических сил – коммунистической, социалистической ориентации.

     К первой группе следует отнести партии, которые ставят своей программной  целью форсирование капитализации  Беларуси по западноевропейскому образцу, обосновывая ее необходимость включением страны в «мировую цивилизацию» (Партия Белорусского Народного Фронта, Крестьянская партия, Объединенная гражданская партия, Национально-демократическая партия, Христианско-демократический союз и другие).

     Во  вторую группу можно включить партии, которые выступают за социально  ориентированную рыночную экономику, проведение реформ при сильной социальной защите населения со стороны государства. К их числу относится Белорусская социал-демократическая партия «Народная Громада».

     Левая сторона политического спектра  включает в себя Белорусскую партию коммунистов Белорусскую, Белорусскую  социалистическую партию и др.

     В чем особенность белорусской  многопартийности?

     Белорусское общество находится на начальном  этапе формирования многопартийности, который развивается крайне противоречиво  и имеет свои особенности.

     Во-первых, в республике пока отсутствует полноценная  социальная база для многопартийности, общество не структурировано, не дифференцировано в социально-политическом плане, социальные слои и группы со своими специфическими интересами только начинают складываться.

     Поэтому существующие в стране общественные организации, объединения, партии и  движения, претендующие на выражение  и представительство в структурах власти интересов социальных групп, внешне характеризуются чрезвычайным идейно-политическим разнообразием.

     Во-вторых, по количественному составу большинство  политических партий крайне малочисленны. Многие из так называемых партий с  трудом смогли перешагнуть необходимый  для регистрации в Министерстве юстиции рубеж в 500 человек. По сути дела почти все политические образования, которые зарегистрированы в качестве партий, являются пока лишь протопартиями, а не партиями в полном смысле этого  понятия. В-третьих, формирование политических партий в республике проходило в  период тотального кризиса общества и намного опережало психологическую  готовность населения к осознанию  и восприятию происходящих перемен. Поэтому не случайно почти 60 процентов  населения республики не поддерживали ни одной партии, а более 28 процентов не знали о том, какие партии или общественные движения есть в республике.

     В-четвертых, становление партий в течение  четырехлетнего периода, вплоть до принятия 5 октября 1994 года Закона Республики Беларусь «О политических партиях», проводились на основании утратившего свою силу Закона СССР «Об общественных объединениях», принятого в октябре 1990 года, и «Временного положения о порядке образования и деятельности общественных объединений граждан в Белорусской ССР» (1990 год). Эти документы лишь номинально регламентировали создание партий и их регистрацию, обретение ими юридического лица, вступление в блоки, участие в избирательном процессе и т.д. В документах отсутствовали четкое политическое и правовое толкование понятия «политическая партия», определение места партии в политической системе и их прав, принципы взаимоотношений с органами государственной власти, источники финансирования политической деятельности партий.

     В-пятых, между политическими партиями не достигнуто взаимопонимание. Об этом свидетельствует  само существование однотипных партий.

     Несомненно, каждая из партий имеет право на свою социальную нишу, на свои предпочтения и особенности. Но нередко это  лишь амбициозные устремления лидеров  партий, которые оборачиваются недоверием избирателей на выборах.

     Как развивался процесс многопартийности в республике? Весна 1991 года явилась  социальным половодьем, вызвавшим появление  ряда политических партий (ОДПБ, БСДГ, БХДС), которые, возникнув на волне  эйфорической критики монопольно правящей КПБ, широко использовали митинговую практику работы.

     Пик активности политических партий – 1995 год, когда проходили выборы депутатов Верховного Совета Республики Беларусь 13-го созыва. Парламентские выборы позволили выявить степень поддержки различных партий избирателями на данном этапе. В высший законодательный орган страны своих представителей сумели провести 16 партий. Депутатские мандаты распределились следующим образом: Партия коммунистов – 45, Аграрная партия – 33, Партия народного согласия – 8, Объединенная демократическая партия – 5, Гражданская партия – 2, Белорусская социал-демократическая партия – 2, Партия всебелорусского единства и согласия – 2. По одному депутату было избрано от Белорусского патриотического движения, Партии «зеленых», от партий труда и справедливости, социалистической, крестьянской, народной, социально-спортивной, экологической, труда. В новый парламент было избрано также 96 беспартийных депутатов.

Информация о работе Формирование многопартийности в Республике Беларусь