Формирование многопартийности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 23:00, реферат

Краткое описание

Формирование новой политической системы Республики Беларусь именно в том виде, в котором она существует сегодня, является следствием целого комплекса взаимосвязанных причин, имеющих корни еще в советском прошлом. Практика показывает, что политическая система демократического общества не может функционировать без такого элемента, как политические партии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3.
1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ………….…4.
2. СТАНОВЛЕНИЕ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………..7.
3. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ…………...…12.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..................................................16.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..18.

Файлы: 1 файл

ОЛЕГ ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 33.49 Кб (Скачать)

     Необходимо  отметить, что левое крыло политических сил Беларуси по итогам парламентских  выборов выглядело достаточно весомо.

     Парламентские партии продемонстрировали тогда некоторую  политическую зрелость и умение приходить  к согласию. В результате взаимодействия лидер Аграрной партии С. Шарецкий был  избран Председателем Верховного Совета, а председатель Партии коммунистов  Белорусской В. Новиков – его первым заместителем.

     В составе Верховного Совета 13-го созыва было сформировано пять парламентских  фракций: коммунистов (45 человек), аграриев (49 человек), «Гражданское действие» (18 человек), «Согласие» (61 человек), социал-демократическая фракция «Союз труда» (15 человек).

     В 1994 году в нашей стране была принята  Конституция, измененная и дополненная  путем референдума 1996 года. За это  время политический процесс в  Беларуси резко изменился, что в  свою очередь повлияло на партийные  взаимоотношения в стране. Если до лета 1996 года отличительной чертой развития партий Беларуси являлся антагонизм двух ведущих среди них – ПКБ и БНФ, то с осени 1996 ситуация резко изменилась. Партии-антагонисты объединились по ряду принципиальных положений в единую оппозицию.

     В настоящее время наиболее массовыми  являются партии коммунистов (их в республике две), ОГП, партия БНФ, Белорусская социал-демократическая партия «Народная Громада», ЛДП, Аграрная партия, Белорусская крестьянская партия, Белорусская партия женщин «Надзея». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ПРАВОВОЙ СТАТУС  ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ 

     Законодательство  каждой страны по-своему регулирует правовой статус политических партий.

     В одних странах порядок образования  партий вообще не урегулирован правом. Партия считается существующей уже  в силу провозглашения самой себя в качестве таковой. В других странах  законодательство не требует формальной регистрации партии в каком-либо государственном органе, однако организация  приобретает статус партии лишь при  представлении в компетентные органы строго определенных документов: программы, устава или манифеста. В третьих  странах, к числу которых относится  и Республика Беларусь, правовыми  актами предусмотрена обязательная регистрация партий, после чего они  приобретают статус юридического лица. Для того чтобы партии могли успешно  осуществлять свои функции, законодательство наделяет их достаточно широкими правами  и полномочиями. В большинстве  стран за ними закреплено право выдвижения кандидатов на выборные государственные  должности. Партии могут иметь и  распространять собственные печатные издания, проводить митинги, манифестации, демонстрации. За ними закреплено право  критики правительства и государственной  администрации.

     Наиболее  широкими полномочиями обладают партии, представленные в парламенте. Они  имеют право создавать парламентские  группы (фракции), направлять своих  представителей в государственные  органы, формируемые парламентом. В  ряде стран такие партии имеют  доступ к государственным средствам  массовой информации в период между  выборами.

     Еще одной стороной правовой регламентации  деятельности партий является закрепление  их организационной структуры. Почти  во всех странах, где есть законы о  партиях, подробно регулируются вопросы  организационного строения партий, структуры, состава и взаимоотношений партийных  органов. Партии имеют также право  на самороспуск, слияние, разделение, создание молодежных, женских и других союзов и организаций. В Беларуси все политические партии и общественные объединения регистрируются и работают на основании двух законов, принятых в октябре 1994 г., – «Об общественных объединениях» и «О политических партиях». В связи с принятием этих законов появилось четкое разграничение политических партий и общественных формирований, которые не вправе заниматься политической деятельностью.

     Какие права политическим партиям гарантирует  действующее в республике законодательство?

     Политические  партии, согласно статье 23 Закона Республики Беларусь «О политических партиях», с момента регистрации имеют право пропагандировать свои идеи, цели и решения, образовывать свои печатные издания, проводить митинги и демонстрации, участвовать в подготовке и проведении выборов, выдвигать кандидатов и вести агитацию за них, образовывать избирательные блоки.

     Министерство  юстиции Республики Беларусь проводит регистрацию политических партий и  общественных движений, а также осуществляет контроль за соблюдением ими действующего в республике законодательства.

     В начале 1998 года работники министерства завершили очередную проверку соответствия деятельности зарегистрированных в  республике партий их уставным документам.

     Выяснилось, что многие партии, созданные накануне парламентских выборов, использовав  право выдвижения своих кандидатов, практически перестали существовать. Некоторые из них не имеют ни одной  взятой на учет региональной партийной  организации (хотя это одно из требований устава партии). Мало того, что есть партии, которые никак себя не проявляют  в общественно-политической жизни  республики, но и не проводят обязательных внутрипартийных мероприятий, что  также противоречит уставам партий. Это говорит о том, что некоторые партии стали «партиями-фантомами». Министерство юстиции, используя право ставить вопрос перед Верховным Судом о закрытии тех партий, которые существуют только на бумаге, неоднократно в течение года направляло им предупреждения о необходимости предоставления информации о количественном составе партий и их организационных структурах.

     На  развитие партийной системы (учитывая, что большинство партий считаются  партиями парламентского типа) существенное влияние оказывает и наличие  демократического закона о выборах, в котором заложен тип выборной системы и определены права и  полномочия партий и общественных объединений  в период избирательной кампании.

     В республике действует мажоритарная избирательная система, которая  предусматривает избрание членов парламента в избирательных округах. Но остается спорным вопрос, какая же избирательная  система более демократичная: мажоритарная, пропорциональная или смешанная (мажоритарно - пропорциональная)?

     Председатель  Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских  референдумов Л. Ермошина считает, что  мажоритарная избирательная система  более справедлива и особенно эффективна в условиях преобладания «карликовых партий», так как она наиболее полно отражает картину политических пристрастий избирателей.

     Нельзя  согласиться и с мнением, что  мажоритарная избирательная система  не представляет возможности для  партийной работы, ущемляет права  партий.

     Следует отметить, что мажоритарная система, действующая в западных странах – США, Англии, Франции и ряде других, как свидетельствует их опыт, не мешает ни демократии, ни работе партий. Итоги проведенных парламентских выборов в соседних постсоветских государствах позволяют сделать некоторые выводы о недостатках используемой мажоритарно-пропорциональной избирательной системы.

     Во-первых, голосование по партийным спискам  позволяет попасть в парламент  людям, которые зачастую не выдержали  бы личной конкуренции. Ведь, голосуя по партийным спискам, избиратели все же ориентируются на конкретные персоналии лидеров, не задумываясь о том, что, благодаря их голосам, депутатами могут стать совершенно другие люди, причем эти депутаты не будут нести перед избирателями никакой ответственности, так как они не были избраны в конкретном избирательном округе. Во-вторых, выборы по партийным спискам имеют одну специфическую особенность: состав парламента не в полной мере отражает настроения общественного мнения, поскольку не учитываются голоса людей, поддержавших партии и движения, которые не преодолели избирательный барьер. Например, по итогам парламентских выборов в Молдавии из 15 политических партий и блоков в парламент прошли только четыре [2, с.127].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Подводя итог всему вышесказанному, можно  сделать несколько выводов.

     Во-первых, партия не инкорпорируется непосредственно  в систему государственной власти и объединяет своих членов на добровольной основе, которая подразумевает, прежде всего, единство преследуемых целей. Эти  цели декларируются публично, и для  их достижения используются исключительно  политические средства.

     Во-вторых, партия выражает политические интересы определенной социальной группы или, по крайней мере, претендует на это. Другими  словами, она должна представлять еще  кого-то, кроме собственных членов и непосредственно связанных  с ними людей.

     В-третьих, интересы, выражаемые партией, должны носить общенациональный, а не узкокорпоративный  характер. Это значит, что партия должна иметь четко сформулированную программную цель, предлагающую определенный проект развития общества.

     Наконец, полноценная партия (в своем развитом состоянии) должна обладать разветвленной  структурой, между различными частями  которой существует строго оговоренное  разделение полномочий и обязанностей. Партия должна иметь достаточное  число активистов, сеть региональных отделений и выборные центральные  органы.

     Все перечисленные условия подразумевают высокий уровень зрелости как общества, так и государства. Прежде всего, общество должно не состоять из отдельных замкнутых общин, но быть именно гражданским – сдифференцированной, но одновременно единой социальной структурой, с формальным равенством отдельных членов и социальных групп, осознавших необходимость своего участия в политической жизни. Со своей стороны, государственная власть должна представлять собой открытую систему, формирующуюся и функционирующую под известным контролем общества. Для этого, в частности, она должна включать в себя в качестве необходимого звена представительные органы и независимую судебную власть.

     В настоящее время в нашей стране деятельность общественных формирований регламентируется Законами Республики Беларусь «Об общественных объединениях» (от 26 октября 1994 г.) и «О политических партиях» (от 28 октября 1994 г.). Законодательство регулирует порядок образования, формы и условия деятельности политических партий, вопросы финансирования, участия в выборном механизме и др. Правовая институализация политических партий и других общественных объединений свидетельствует о признании их государством в качестве особого политико-правового института, занимающего важное место в политической системе общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Азаров, Н. И., Андрияш, Г. С. Политология. – Минск: Высшая школа, 2001.
  2. Белякович, Н. Н. Политология. Практическое пособие. – Минск: «Молодежное научное общество», 2001.
  3. Денисюк, Н. П., Соловей, Т. Г. Политология: Курс лекций. – Минск: ТетраСистемс, 1997.
  4. Кочетков, А. П. Политические партии и гражданское общество. – М.: Посткриптум, 1998.
  5. Матвеев, Р. Ф. Теоретическая и практическая политология. – М.: Посткриптум, 1999.
  6. Мельник, В. А. Политология: Учебник. – Минск: Высшая школа, 2002.
  7. Политология: Учебник для ВУЗов / Под ред. С. В. Решетникова. – Минск: ТетраСистемс, 2004.

Информация о работе Формирование многопартийности в Республике Беларусь