Профсоюзное движение в Республике Беларусь. Зарубежный опыт социального партнерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:41, реферат

Краткое описание

Защита экономических и трудовых прав работников – ключевое направление деятельности профсоюзов. Они призваны содействовать реализации каждым работником конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, получать справедливую долю вознаграждения за труд, иметь достойный уровень жизни.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3
1 Профсоюзное движение в Республике Беларусь….…………..…………. 5
1.1 Сущность инвестиций и их виды……………………………………...…. 5
1.2 Политико-правовые основы деятельности профсоюзов……………… 8
1.3 Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе…. 11
2 Социальное партнерство ..…………………………………..…………….. 14
2.1 Социальное партнерство в Республике Беларусь ………………….….. 14
2.2 Особенности развития социального партнерства в РФ ....…………….. 17
2.3 Зарубежный опыт социального партнерства ………………………… 20
Заключение……………………………………………………………………. 22
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

реферат рынок труда.docx

— 70.91 Кб (Скачать)

     Переломным  моментом в развитии профсоюзного движения Республики Беларусь можно считать  Пленум ФПБ, который прошел 16 июля 2002 года в Минске и избрал нового руководителя ФПБ, а также внеочередной IV Съезд Федерации профсоюзов Беларуси, переизбравший все руководящие органы ФПБ – Президиум, Совет, Ревизионную комиссию. Главным направлением работы профсоюзных организаций республики прошедший 18–19 сентября 2002 года съезд определил организационное укрепление профсоюзов, курс на консолидацию, укрепление единства и солидарности профсоюзного движения; определил первичную профсоюзную организацию основной единицей всей профсоюзной структуры. Съезд принял решение о проведении политики социального партнерства с Правительством и объединениями нанимателей, переходе от конфронтации к непосредственному участию в системе управления государства от уровня производственной структуры, где есть первичная профсоюзная организация, до уровня отрасли.

     Задачи, поставленные съездом на текущий  момент перед профсоюзами, требуют  консолидации и сплочения всех профсоюзов республики вокруг ФПБ. Сейчас ФПБ ведет  активную работу в этом направлении, некоторые малочисленные профсоюзы  объединяются, понимая, что эффективность профсоюзных действий тем выше, чем крупнее и сплоченнее профсоюз.

     В отличие от предыдущих лет ФПБ  взяла курс на реальную профсоюзную  деятельность, тесную связь с членскими  организациями, профсоюзными массами  с целью выражения именно их мнений, а не мнений оторванных от реальной жизни профсоюзных функционеров.

     Многое  уже сделано, взоры трудящихся Беларуси опять обращаются в сторону профсоюзов. В благоприятной обстановке качественно меняется мотивационная структура организации, найдены новые формы работы.

     Разрабатывая  стратегию развития, ФПБ делает особый акцент на изменении ситуации в первичных  профсоюзных организациях, добиваясь того, чтобы реальный профсоюзный актив существовал и работал на каждом предприятии.

     На  современном этапе возрастает роль подготовки профсоюзных кадров. От них требуется компетентность, умение анализировать происходящие процессы, принимать правильные решения в  сложных ситуациях, вести конструктивный диалог как с социальными партнерами, так и с членами профсоюза.

     Президиум Совета ФПБ в марте 2003 года принял Программу подготовки и переподготовки профсоюзных кадров и актива ФПБ. Создан Центр профсоюзного образования  и социального партнерства на базе Международного института трудовых и социальных отношений ФПБ, для работы в котором кроме имеющегося преподавательского состава привлекаются специалисты из международных организаций, профцентров зарубежных стран.

     Профсоюзы в нашей стране имеют достаточно мощную материальную базу – санатории, профилактории, турбазы, дворцы культуры, спортивные сооружения и др. Члены  профсоюза имеют возможность  получить путевку на отдых и лечение, организовать свой досуг. ФПБ наводит  порядок в профсоюзной собственности: в целях укрепления финансовой и  материальной независимости профсоюзов проводится работа по восстановлению и приведению в порядок турбаз, санаториев, Дворца культуры профсоюзов и др.

     Принимаются меры по установлению строгого контроля за использованием профсоюзной собственности, координации деятельности структур и предприятий ФПБ в хозяйственно-правовой сфере, повышению ответственности  президиума и исполкома Совета ФПБ  за принятые решения по хозяйственно-экономическим  вопросам. 
 

 

     2 Социальное партнерство 

     2.1 Социальное партнерство  в Республике Беларусь 

     Статья 14 Конституции Республики Беларусь определяет, что отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей  и профессиональными союзами в Республике Беларусь осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон.

     Развитию  нормативно-правовой базы социального  партнерства послужил Указ Президента Республики Беларусь от 15 июня 1995 года N 278 «О развитии социального партнерства  в Республике Беларусь», которым  определена система социального  партнерства на республиканском, отраслевом и местном (территориальном) уровнях  и на уровне предприятия, учреждения, организации, а также утверждено Положение о Национальном совете по трудовым и социальным вопросам – важном общенациональном органе, созданном и действующем на принципах  партнерства профсоюзов, правительства  и нанимателей.

     На  данном этапе перед профсоюзами  стоит задача расширения путей сотрудничества, интеграции интересов участников общественного производства на разных уровнях – местном, региональном и национальном. Этому в определенной степени помогает разработка и заключение коллективных договоров и соглашений.

     В Республике Беларусь создана система  национального, отраслевых и территориальных советов по трудовым и социальным вопросам.

     Кроме Генерального соглашения, по инициативе профсоюзов в 2002 году заключены 7 областных и города Минска, 52 республиканских тарифных, 68 областных, 301 районный, городской тарифный, 78 местных соглашений. Помимо соглашений, заключено 16993 коллективных договора, которые распространяют свое действие на 19639 предприятий, учреждений, организаций. За последние годы эти нормативные акты в целом стали более содержательными и конкретными, с четко разграниченными обязательствами сторон. Основные цели и задачи совместно выработанных коллективных договоров и тарифных соглашений заключаются в сохранении трудовых коллективов, преодолении спада производства, защите трудовых и социально-экономических прав и интересов работников.

     Идеологию социального партнерства характеризуют:

  • переговорный характер разрешения разногласий;
  • согласование социально-экономической политики;
  • согласование ряда критериев и показателей социальной справедливости и установление мер гарантированной защиты всех субъектов социального партнерства;
  • участие наемных работников в управлении и др.

     Сегодня удалось добиться участия профсоюзов в подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и  социальные интересы граждан, и решить главную задачу профсоюзов во всем мире – установить и развивать  функционирование системы социального  партнерства. Оценивая развитие социального  партнерства в Беларуси, можно  сказать, что оно может и становится одной из основ стабильности общества. Причем заинтересованы в развитии системы  такого партнерства не только профсоюзы, но и государство.

     Социальное  партнерство – это сложный  процесс переговоров, консультаций, споров, но в итоге обязательно  ведущий к нахождению взаимоприемлемых решений. Это должно быть обязательно  обоюдное (правительство – профсоюзы) движение навстречу, ибо конфронтация, о чем свидетельствует мировой опыт, – путь разрушительно тупиковый. И наоборот, хорошо отлаженный и эффективно действующий механизм социального партнерства позволяет находить разумный выход из самых острых ситуаций, что и является важнейшей общенациональной задачей, прямо отвечающей целям гражданского мира и благополучию в обществе.

     Социальное  партнерство не должно сводиться  просто к переговорам, заключению соглашений и их реализации. Оно должно быть более широким и многогранным и выражаться в привлечении партнеров к законотворческой и нормотворческой деятельности, к реальному участию в решении ключевых экономических и социальных проблем отраслей, регионов и государства.

     Безусловно, важным достижением ФПБ стало  возобновление работы Национального  совета по трудовым и социальным вопросам, который не собирался 2 года (2000–2002). Важнейшими задачами Национального  совета по трудовым и социальным вопросам продолжают оставаться: разработка и  проведение согласованной государственной  политики по социально-экономическим  проблемам, предварительные трехсторонние  консультации и обсуждение вопросов, затрагивающих трудовые и социально-экономические  права и интересы трудящихся.

     Примером  конструктивной работы Национального  совета являются решения, которые были приняты в декабре 2002 года, когда  в Генеральное соглашение был  внесен ряд изменений и дополнений, существенно облегчающих работу первичных профсоюзных организаций. Среди них:

  • обеспечение безналичного перечисления профсоюзных взносов;
  • предоставление в безвозмездное пользование профсоюзам необходимых для их деятельности оборудования, помещений, транспортных средств, средств связи;
  • предоставление возможности не освобожденным от производственной работы членам профсоюзных органов участвовать в работе этих органов, а также в профсоюзной учебе;
  • расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с профсоюзными работниками только с предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа;
  • распространение действия коллективного договора на работников не членов профсоюза только с согласия обеих сторон – профкома и нанимателя.

     18 апреля 2003 года состоялось третье  заседание Национального совета  по трудовым и социальным вопросам, на котором были приняты важные  для граждан нашей республики  решения, в том числе о снижении размера пени за просрочку уплаты жилищно-коммунальных услуг.

     Серьезную работу Федерация профсоюзов ведет  по принятию поправок в Трудовой кодекс. Здесь действия профсоюзов и правительства  обязательно должны быть согласованными и защищающими права трудящихся, одновременно учитывая, что закон  призван охранять и интересы собственника предприятия.

     Одной из главных задач ФПБ считает  постоянную работу в рамках осуществления  профсоюзами контроля по соблюдению законодательства Республики Беларусь об охране труда. В предыдущие годы права профсоюзов в этих вопросах были значительно ущемлены. Общественные инспекторы по охране труда и уполномоченные представители профсоюза были лишены права осуществления реального контроля за соблюдением законодательства о труде. В итоге работа по охране труда в профсоюзах была фактически парализована, что негативно сказалось на состоянии травматизма.

     По  инициативе ФПБ, 19 декабря 2002 года принято  постановление Совета Министров  Республики Беларусь №1777, в соответствии с которым внесены изменения в Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, которым права и возможности профсоюзов в осуществлении общественного контроля значительно расширены.

     В 2003 году заключено соглашение о взаимодействии между Федерацией профсоюзов Беларуси, Республиканским трудовым арбитражем и Белорусской конфедерацией  промышленников и предпринимателей. В рамках соглашения стороны обязуются  содействовать совершенствованию  отношений в социально-трудовой сфере и обеспечению защиты трудовых прав и законных интересов работников и нанимателей, своевременно предупреждать и разрешать коллективные трудовые споры, повышать уровень правового, консультативного и методического обеспечения профсоюзных организаций и нанимателей по вопросам разрешения коллективных трудовых споров.

     Здесь нельзя не отметить существование еще  одной проблемы – ответственности  сторон за выполнение своих обязательств. Это, пожалуй, самая слабая сторона  социального партнерства.

     Признавая большой прогресс в развитии социального  партнерства (Правительство, профсоюзы, наниматели), достигнутый в 2002–2003 годах, необходимо отметить, что эта работа продолжается в направлении повышения  статуса принимаемых договоров  и соглашений, а также статуса  самого Национального совета по трудовым и социальным вопросам, усиления ответственности  должностных лиц и сторон за невыполнение взятых на себя обязательств.

     2.2 Особенности развития  социального партнерства  в Российской Федерации 

     Основные  принципы социального партнерства  и механизмы его реализации определены Законом РФ «О коллективных договорах  и соглашениях», федеральными законами: «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «О внесении изменений  и дополнений в Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», рядом  других законодательных актов. В  соответствии с ними действует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), ее отраслевые и региональные комиссии. На протяжении ряда лет подписываются Генеральное соглашение, отраслевые, межотраслевые и региональные тарифные соглашения (правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и др. условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли). Так, в 1995 г. были заключены или продолжали действовать 55 отраслевых, 77 региональных и 1044 территориальных соглашений, 119 тыс. коллективных договоров на предприятиях и в учреждениях. Постепенно складывается система цивилизованных процедур разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, система примирения и посредничества, трудового арбитража и судов.

Информация о работе Профсоюзное движение в Республике Беларусь. Зарубежный опыт социального партнерства