- свободу
выбора рода деятельности, в том
числе работы с разными режимами
труда;
- охрану
труда, правовую защиту от необоснованного
увольнения или необоснованного
отказа в приеме на работу
в соответствии с законодательством
РФ;
- бесплатное
содействие в подборе подходящей
работы и трудоустройстве при
посредничестве органов службы
занятости.
Что же касается
безработных граждан, то для
них в п.2 ст.12 приводятся особые
гарантии. При этом следует иметь
в виду, что здесь речь идет
о тех гражданах, которые зарегистрированы
в органе службы занятости
в качестве безработных. Согласно
п.2 ст.12, государство гарантирует
безработным гражданам:
- бесплатные
профессиональную ориентацию, профессиональную
подготовку, переподготовку и повышение
квалификации по направлению
органов службы занятости;
- обеспечение
социальной поддержки;
- компенсацию
в соответствии с законодательством
РФ материальных затрат в связи
с направлением на работу (обучение)
в другую местность по предложению
органов службы занятости;
- бесплатное
медицинское обслуживание и медицинское
освидетельствование при приеме
на работу и направлении на
обучение;
- возможность
заключения срочных трудовых
договоров (контрактов) на участие
в оплачиваемых общественных
работах, организуемых с учетом
возрастных и иных особенностей
граждан.
Статьей 13 Закона предусмотрены
дополнительные гарантии занятости
для отдельных категорий населения.
1.Государство обеспечивает
дополнительные гарантии гражданам,
особо нуждающимся в социальной
защите и испытывающим трудности
в поиске работы, путем: разработки
и реализации целевых программ
содействия занятости, создания
дополнительных рабочих мест
и специализированных организаций
(включая организации для труда
инвалидов), установления квоты для
приема на работу инвалидов,
предоставления услуг по профессиональной
ориентации, а также путем организации
обучения по специальным программам
и другими мерами.
2. Квота для приема
на работу инвалидов устанавливается
в соответствии с Федеральным
законом "О социальной защите
инвалидов в РФ". Механизм введения
квоты определяется Правительством
РФ.
3. Жены (мужья) военнослужащих
и граждан, уволенных с военной
службы, при прочих равных условиях
имеют преимущественное право
поступления на работу на государственные
и муниципальные предприятия.
Гарантии социальной
поддержки безработных приводятся
в ст.28 Закона.
1. Государство гарантирует
безработным:
- выплату
пособия по безработице, в том
числе в период временной нетрудоспособности
безработного;
- выплату
стипендии в период профессиональной
подготовки, повышения квалификации,
переподготовки по направлению
органов службы занятости, в
том числе в период временной
нетрудоспособности;
- возможность
участия в оплачиваемых общественных
работах;
- возмещение
затрат в связи с добровольным
переездом в другую местность
для трудоустройства по предложению
органов службы занятости.
Время, в течение
которого гражданин в установленном
законом порядке получает пособие
по безработице, стипендию, принимает
участие в оплачиваемых общественных
работах, время, необходимое для
переезда по направлению органов
службы занятости в другую
местность и трудоустройства,
а также период временной нетрудоспособности,
отпуска по беременности и
родам, призыва на военные сборы,
привлечения к мероприятиям, связанным
с подготовкой к военной службе,
с исполнением государственных
обязанностей, не прерывает трудового
стажа и засчитывается в общий
трудовой стаж.
В условиях формирования
рынка труда становится правилом
установление размера оплаты
труда на основе договорного
регулирования (коллективного и
индивидуального), что создает эффект
полной свободы основных партнеров
на рынке труда и невмешательства
государства в регулирование
заработной платы (кроме нормирования
оплаты труда работников, занятых
в бюджетной сфере). Такое положение,
казалось бы, дает повод сделать
концептуально важный вывод: рынок
труда и принцип равной оплаты
за равный труд - явления, взаимоисключающие
друг друга. Однако право на
равное вознаграждение за труд
равной ценности без какого
бы то ни было различия последовательно
закрепляется в международных
актах (во Всеобщей декларации
прав человека, Международном пакте
об экономических, социальных
и культурных правах) и в нормах
российского законодательства. Что
же включается в содержание
данного права? Прежде всего
это запрещение дискриминации
в оплате труда. Первоначально
основанием для дискриминации
в оплате труда, запрещенной
международной конвенцией, стал
признак пола. Конвенция N 100 "Относительно
равного вознаграждения мужчин
и женщин за труд равной
ценности" (1951 г.), ратифицированная
СССР 4 апреля 1956 г., распространяет
принцип равного вознаграждения
мужчин и женщин за труд
равной ценности как на основную
заработную плату, так и на
всякие иные вознаграждения, предоставляемые
прямо или косвенно в деньгах
или в натуре предпринимателем
трудящемуся в силу выполнения
последним какой-либо работы. Она
определяет равное вознаграждение
за труд равной ценности как
вознаграждение, определяемое без
дискриминации по признакам пола.
Затем перечень оснований, по
которым запрещается дискриминация
в оплате труда, существенно
был расширен. СССР ратифицировал
Конвенцию N 111 "Дискриминация
в области труда и занятий"
(1958 г.), в которой дискриминация
определяется как "всякое различие,
недопущение или предпочтение, проводимое
по признаку расы, цвета кожи,
пола, религии, политических убеждений,
иностранного происхождения, социального
происхождения (или по любой
другой причине, оговоренной государством)
и приводящее к уничтожению
или нарушению равенства возможностей
доступа к труду и к различным
занятиям, а также к профессиональному
обучению". Указанные основания
дискриминации признаются недопустимыми
не только при решении проблем
"доступа к труду", но и
для реализации других прав
человека в сфере труда, включая
право на равное вознаграждение
за равный труд.
Заключение
Содержание ТК РФ
не охватывает полного перечня
оснований дискриминации, указанного
в Конвенции N 111. В связи с
этим возникает вопрос о правомерности
установления различной оплаты
за труд равной ценности, например,
работнику, придерживающемуся демократических
убеждений, по сравнению с работником
с другими политическими взглядами
либо имеющим иное социальное
происхождение. На практике к
числу оснований понижения оплаты
труда иногда относят предстоящее
сокращение численности или штата работников:
администрация "замораживает" размеры
должностных окладов работников, занимающих
должности, которые подлежат сокращению,
повышая оклады (ставки) по другим аналогичным
должностям, не подлежащим сокращению.
Судебная практика признает подобные
действия работодателя противоречащими
Конституции РФ и законодательству о труде.
Оплата по труду
предполагает также, что каждый
работающий имеет право на
справедливое и удовлетворительное
вознаграждение, обеспечивающее достойное
человека существование для него
самого и его семьи и дополняемое
при необходимости другими средствами
социального обеспечения[8]. Международный
пакт об экономических, социальных
и культурных правах от 16 декабря
1966 г., ратифицированный Президиумом
Верховного Совета СССР 18 сентября
1973 г. предусматривает, что участвующие
в Пакте государства признают
право каждого на вознаграждение,
обеспечивающее как минимум всем
трудящимся: справедливую зарплату
и равное вознаграждение за
труд равной ценности без какого
бы то ни было различия; удовлетворительное
существование для них самих
и их семей в соответствии
с постановлениями настоящего
Пакта (ст. 7). Участвующие в Пакте
государства признают право каждого
человека на достаточный жизненный
уровень для него и его семьи,
включающий достаточное питание,
одежду и жилище, и на непрерывное
улучшение условий жизни (ст. 11).
Конституция Российской
Федерации провозглашает, что
Россия - социальное государство,
политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное
развитие человека. В Российской
Федерации охраняются труд и
здоровье людей, устанавливается
гарантированный минимальный размер
оплаты труда[9]. Другими словами,
государство придает минимальному
размеру оплаты труда значение
социального стандарта, функция
которого состоит в том, чтобы
обеспечить в соответствии с
обязательствами, взятыми на себя
по Международному пакту об
экономических, социальных и культурных
правах, реализацию каждым работником
права на достаточный жизненный
уровень.
Список литературы
1. Конституция
РФ
2. Всеобщая
декларация прав человека / принята
Генеральной Ассамблеей ООН 10
декабря 1948 г
3. Трудовой
кодекс Российской Федерации
от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ
4. ФЗ РФ "О
коллективных договорах и соглашениях"
5. ФЗ от 28/08/1995
г. N 154 "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации"
6. ФЗ от 12/01/1996
г. N 10 "О профессиональных союзах,
их правах и гарантиях деятельности".
7. ФЗ от 19
/09/1997 г. N 124 "Об основных гарантиях
избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан
Российской Федерации"
8. ФЗ от 5
/07/1999 N 133 "О статусе депутата
Совета Федерации и статусе
депутата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской
Федерации" (он действует в
ред. Федерального закона
9. ФЗ от 17/11/1999
г. N 37 "О народных заседателях
федеральных судов общей юрисдикции
в Российской Федерации"
10. ФКЗ от 30/05/2001 г. N 3 "О
чрезвычайном положении"
11. Коршунов Ю.Н. Комментарий
к Трудовому кодексу РФ - М.: Спарк,
2002 г.
12. Основы права // под
ред В.В. Лазарева – М.: Юрист,
2001
[1] Основы права // под
ред В.В. Лазарева – М.: Юрист,
2001, стр.138
[2] Основы права // под
ред В.В. Лазарева – М.: Юрист,
2001, стр.140
[3] Воробьева Е. Трудовой
кодекс: что нового? // Экономика и
жизнь, приложен., выпуск 4, январь 2002
г.
[4] Коршунов Ю.Н. Комментарий
к Трудовому кодексу РФ - М.: Спарк,
2002, стр.64
[5] СЗ РФ 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4924
[6] ФЗ №184 от 6/11/1999 Об общих
принципах организации законодательных
(исполнительных) органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации, ст. 11
[7] Коршунов Ю.Н. Комментарий
к Трудовому кодексу РФ - М.: Спарк,
2002, стр.73
[8] Всеобщая декларация
прав человека / принята Генеральной
Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г,
ст. 23
[9] Конституция РФ, ст.7
Курсовая работа
По дисциплине Трудовое
право
Тема: Роль и функции
трудового права
Понятие, предмет, метод
и система трудового права
Студентка 151Нн
Давиденко Александра
Александровна
Владивосток 2009
Содержание
Введение
Понятия труда, его общественной
организации, отрасли и предмета
трудового права
3. Метод трудового права
4. Сфера действия трудового
права
5. Роль и функции трудового
права. Цели и задачи трудового
законодательства
6. Система отрасли и
система науки трудового права
7. Соотношение трудового
права со смежными отраслями
права
8. Тенденции развития
трудового права России
9. Заключение
10. Список используемой
литературы
1.Введение
Из общей теории
права известно, что деление права
на отрасли и институты, т.
е. группировка однородных норм,
осуществляется с учетом предмета
и метода правового регулирования.
Одна отрасль права отличается
от другой своими предметом,
методом и принципами правового
регулирования. Поэтому изучение
каждой отрасли права, в том
числе и трудового, начинается
с усвоения этих правовых категорий.
Предмет любой отрасли
права характеризуется однородностью
общественных отношений, их социально-экономической
общностью и некоторыми другими
признаками, изучаемыми в общей
теории права.
Каждая отрасль права
имеет свой предмет, предопределяющий
в значительной степени специфику
метода правового регулирования,
отраслевых принципов права, функций
отрасли и тенденции развития
ее норм.
В данной курсовой
работе рассмотрим предмет, метод,
основные принципы трудового
права России, его функции и
тенденции развития, которые определяются
нормами трудового законодательства
и отражают их суть.
2. Понятия труда, его
общественной организации, предмета
и отрасли трудового права
Труд – это целенаправленная
деятельность человека, реализация
его физических и умственных
способностей для получения определенных
материальных или духовных благ.
Труд может быть индивидуальным
(на своем садово-огородном участке
или кустаря-одиночки и т. д.)
и в общественной кооперации
труда (на производстве). Нормы
трудового права регулируют труд
только в общественной кооперации
труда и не регулируют индивидуальный
труд.
Общественная организация
труда – это совместный труд
как кооперация труда для получения
определенного продукта данного
производства, в том числе и
духовного (оркестровая музыка, театр
и т. д.), деятельности по управлению
или оказанию определенных услуг
сферы обслуживания населения
(медицина, образование и т. д.).
Общественная организация труда
в любом обществе имеет две
стороны: техническую и социальную.
Право не регулирует техническую
сторону (технологические процессы
производства определенного продукта,
работу техники, машин и т.
д.). Здесь применяются технические
правила, которые и в разных
странах могут быть одинаковыми.
Право регулирует социальную
сторону общественной организации
труда – общественные (социальные)
отношения по труду на производстве.