6. Единство и дифференциация
правового регулирования труда.
Единство трудового права отражается
в его общих конституционных
принципах, единых основных трудовых
правах и обязанностях работников
и работодателей, общих положениях
ТК РФ, общих нормативных актах
трудового законодательства, распространяющихся
на всю территорию России и
всех работников, где бы и кем
бы они ни работали.
Дифференциация правового
регулирования труда проводится
по следующим устойчивым факторам,
которые учитываются законодателем
при нормотворчестве: а) вредность
и тяжесть условий труда. При этом
установлены сокращенное рабочее время,
дополнительные отпуска, повышенная оплата
труда; б) климатические условия Крайнего
Севера и приравненных к нему отдаленных
местностей; в) физиологические особенности
женского организма, его детородная функция.
Учитывается всевозрастающая
социальная материнская роль
по воспитанию малолетних детей;
г) психофизиологические особенности
неокрепших организма и характера
подростков, необходимость продолжения
ими образования без отрыва
от производства. Учитываются также
инвалидность, пенсионный возраст
работника; д) специфика трудовой
связи (сезонные, временные работники,
государственные служащие); е) особенности
труда в данной отрасли, ее
значение в народном хозяйстве.
Императивная, централизованная
норма общеобязательна, а диспозитивная,
рекомендательная закрепляет в
централизованном порядке или
несколько вариантов поведения,
или лишь те или иные его
основы и дает возможность
сторонам трудового отношения
самим определить поведение и
условия труда с учетом особенностей
производства. Положения о дозволенности,
получающие все более полное
развитие в новейшем российском
трудовом законодательстве, касаются
свободы действий, инициативы субъектов
трудового права - работников, работодателей
и других лиц. При этом трудовой
коллектив и работодатель воздействуют
на поведение работника по-разному:
через свои представительные
органы, посредством индивидуальных
и коллективных соглашений и
договоров, принятия совместных
решений по некоторым вопросам
организации и оплаты труда
и т.д. Они широко используют
материальные и моральные стимулы
к качественной и производительной
работе. Это закрепляется в локальных
источниках трудового права, а
также в индивидуальных договорах
и соглашениях о труде.
Следовательно, комплекс
указанных шести специфических
способов правового регулирования
является методом трудового права,
который меняется сообразно современным
требованиям.
2. Механизм правового регулирования
общественного труда
В случаях если в
соответствии с федеральным законом
работник привлекается к исполнению
государственных или общественных
обязанностей в рабочее время,
работодатель обязан освобождать
работника от работы с сохранением
за ним места работы (должности)
на время исполнения им указанных
обязанностей (ст.170 ТК РФ). При этом
денежная компенсация в размере,
определенном законом, иным нормативным
правовым актом либо решением
соответствующего общественного
объединения, за время исполнения
этих обязанностей выплачивается
работнику государственным органом
или общественным объединением,
которые привлекли работника
к исполнению государственных
или общественных обязанностей (а
не работодателем, как это было
предусмотрено ст.111 КЗоТ)[3].
Работники, которым
в соответствии со ст. 170-172 ТК
предоставляются гарантии и компенсации
при выполнении государственных
и общественных обязанностей, разделены
на четыре группы:
- работники,
освобожденные от работы вследствие
избрания их на выборные должности
в государственные органы, органы
местного самоуправления;
- работники,
выбранные в профсоюзные органы
без освобождения от исполнения
трудовых обязанностей;
- работники,
ставшие членами комиссий по
трудовым спорам;
- работники,
освобождаемые от работы в
соответствии с действующим законодательством
для выполнения государственных
и общественных обязанностей.
Такая классификация
работников предопределена сложившейся
системой правового регулирования
гарантий и компенсаций в зависимости
от причин освобождения от
выполнения трудовых обязанностей[4].
Статья 170 ТК значительно
отличается от аналогичной ст.
111 КЗоТ. Во-первых, в Трудовом кодексе
нет перечня тех случаев выполнения
государственных или общественных
обязанностей, когда работающие
в соответствии с федеральными
законами выполняют эти обязанности
в рабочее время. Во-вторых, ст.
170 ТК называет только одну
гарантию для работников, на законных
основаниях привлекаемых к выполнению
государственных и общественных
обязанностей, - сохранение места
работы (должности); В-третьих, широк
круг нормативных правовых актов,
которые следует иметь в виду,
выясняя законность привлечения
работника к выполнению государственных
и общественных обязанностей
и суммы полагающихся ему выплат.
В соответствии со
ст. 24 (п. 12) Федерального закона от
19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных
гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации"
члену избирательной комиссии, комиссии
референдума с правом решающего
голоса, освобожденному на период
подготовки и проведения выборов,
референдума от основной работы,
сохраняется средний заработок
по месту основной работы. Материальное
обеспечение народных заседателей
за время участия в осуществлении
правосудия предусмотрено ст. 11 Федерального
закона от 17 ноября 1999 г.N 37-ФЗ "О
народных заседателях федеральных
судов общей юрисдикции в Российской
Федерации [5]. За народным заседателем
в период исполнения им своих
обязанностей по осуществлению
правосудия по основному месту
работы сохраняются средний заработок,
а также гарантии и льготы,
предусмотренные законодательством.
Время исполнения народным заседателем
своих обязанностей по осуществлению
правосудия учитывается при исчислении
всех видов трудового стажа
(п. 4 ст. 11).
Арбитражному заседателю
пропорционально количеству рабочих
дней, в течение которых он
участвовал в осуществлении правосудия,
соответствующим арбитражным судом
субъекта РФ за счет средств
федерального бюджета выплачивается
вознаграждение в размере 1/4 должностного
оклада судьи данного арбитражного
суда, но не менее 5-кратного
минимального размера оплаты
труда, установленного законодательством
РФ.
Гарантийные и компенсационные
выплаты, полагающиеся свидетелям,
переводчикам, специалистам, экспертам
и понятым в связи с явкой
в налоговый орган или работой
по его поручению, перечислены
в ст. 131 Налогового кодекса. Порядок
выплаты и размеры сумм, подлежащие
выплате свидетелям, переводчикам,
специалистам, экспертам и понятым,
привлекаемым для участия в
производстве действий по осуществлению
налогового контроля, определены
в Положении, утв. постановлением
Правительства РФ от 16 марта 1999
г. N 298. В нем, в частности, говорится,
что за лицами, вызываемыми в
налоговый орган в качестве
свидетелей, за время их отсутствия
в связи с этим на работе
сохраняются место работы (должность)
и средний заработок по основному
месту работы.
Переводчики, специалисты
и эксперты получают денежное
вознаграждение за работу, выполненную
ими по поручению налогового
органа, если эта работа не
входит в круг их служебных
обязанностей, по нормам оплаты,
утв. Минтрудом России по согласованию
с Минфином России. Привлечение
указанных лиц осуществляется
на договорной основе.
B соответствии со ст. 9
Закона РФ "О коллективных договорах
и соглашениях" лица, участвующие
в переговорах в качестве представителей
сторон, а также специалисты, приглашенные
для участия в работе комиссии,
на время переговоров освобождаются
от основной работы с сохранением
среднего заработка на срок
не более трех месяцев в
течение года и включением
времени участия в переговорах
в трудовой стаж. Все затраты,
связанные с участием в переговорах,
компенсируются в порядке, предусмотренном
законодательством о труде, коллективным
договором, соглашением.
1 2
Оплата труда приглашенных
по договоренности сторон экспертов
и посредников производится по
соглашению с ними органами
исполнительной власти и хозяйственного
управления, работодателями (их объединениями).
Коллективным договором
может быть предусмотрено освобождение
от работы тех лиц, которые
по поручению трудового коллектива
защищают его интересы перед
работодателем, в судах и иных
государственных органах. В подобных
случаях в коллективном договоре
оговариваются период освобождения
от работы, размер и источник
гарантийной выплаты.
Для выборных профсоюзных
работников гарантии, обеспечивающие
им возможность наиболее полно
осуществлять общественную деятельность,
были представлены в Федеральном
законе от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О
профессиональных союзах, их правах
и гарантиях деятельности".
Применительно к членам
комиссий по трудовым спорам (КТС)
в ст. 171 ТК названа лишь одна
гарантия - предоставление свободного
от работы времени для участия
в работе КТС с сохранением
среднего заработка. Об этом
же ранее говорилось в ст. 235
КЗоТ. Об исчислении среднего
заработка см. ст. 139 ТК.
Как следует из ч.
3 ст. 171, увольнение членов КТС
по инициативе работодателя производится
с учетом мнения выборного
профсоюзного органа. В ст. 373 ТК
представлен порядок учета мотивированного
мнения выборного профсоюзного
органа.
Гарантии выборным
работникам, занятым в государственных
органах и в органах местного
самоуправления, в Трудовом кодексе
не называются. Их можно найти
в первую очередь в федеральных
законах, определяющих статус
депутатов государственных органов
различных уровней. Так, в Федеральном
законе "О статусе депутата
Совета Федерации и статусе
депутата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской
Федерации" (он действует в
ред. Федерального закона от 5
июля 1999 г. N 133-ФЗ) есть ст. 25 "Гарантии
трудовых прав члена Совета
Федерации, депутата Государственной
Думы", ст. 26 "Права депутата
Государственной Думы в случае
роспуска Государственной Думы"
и др., в которых подробно освещены
гарантии и компенсации, полагающиеся
членам Совета Федерации, депутатам
Государственной Думы и их
помощникам.
Условия осуществления
лицом, избранным в законодательный
(представительный) орган государственной
власти субъектов РФ, депутатской
деятельности (на профессиональной
постоянной основе, на профессиональной
основе в определенный период,
без отрыва от основной деятельности),
в том числе полагающиеся им
гарантии и компенсации, устанавливаются
конституцией (уставом) и (или)
законом субъекта РФ[6].
В соответствии со
ст. 8 Федерального закона от 28 августа
1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации" с
последующими изменениями и дополнениями
статус и социальные гарантии
депутатов, членов других выборных
органов местного самоуправления,
выборных должностных лиц местного
самоуправления, основания и порядок
прекращения их полномочий, гарантии
прав должностных лиц местного
самоуправления определяются в
Уставе муниципального образования.
Устав принимается представительным
органом местного самоуправления
или населением непосредственно[7].
3. Трудовое право и рынок
труда
Основополагающими положениями,
регулирующими отношения граждан
в сфере занятости, являются
статья 37 Конституции РФ и основанные
на ней законодательные акты:
ТК РФ, Закон РФ "О занятости
населения в РФ", Закон РФ "О
коллективных договорах и соглашениях",
а также ряд других законов.
Так в ст.37 Конституции РФ содержится:
1. Труд свободен. Каждый
имеет право свободно распоряжаться
своими способностями к труду,
выбирать род деятельности и
профессию.
2. Принудительный труд
запрещен.
3. Каждый имеет право
на труд в условиях, отвечающих
требованиям безопасности и гигиены,
на вознаграждение за труд
без какой бы то ни было
дискриминации и не ниже установленного
федеральным законом минимального
размера оплаты труда, а также
право на защиту от безработицы.
4. Признается право на
индивидуальные и коллективные
трудовые споры с использованием
установленных федеральным законом
способов их разрешения, включая
право на забастовку.
5. Каждый имеет право
на отдых. Работающему по трудовому
договору гарантируются установленные
федеральным законом продолжительность
рабочего времени, выходные и
праздничные дни, оплачиваемый
ежегодный отпуск.
Отсюда видно, что
среди прав, гарантируемых Конституцией,
нет действовавшего в СССР
права на труд, т.е. гарантированного
права на занятость. Какие же
гарантии в области занятости
предоставляет гражданам российское
законодательство, чего конкретно
они вправе требовать от органов
государственной власти, обращаясь
при необходимости за защитой
своих прав в суд? Ответ на
этот вопрос дают положения
Закона о занятости. Закон предусматривает
систему гарантий государства
его гражданам в области занятости
и социальной поддержки безработных.
Приведем эти гарантии. Так, согласно
п.1 ст.12 Закона, государство гарантирует
гражданам: