Предмет, методы и система российского трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: составляющие элементы понятия системы трудового права, т.е. трудовые правоотношения и отношения тесно связанные с трудовыми, так же предметом исследования являются: субъекты трудового права и принципы трудового права.

Целью данного исследования можно считать: изучение системы трудового права. Исходя из данных целей, можно выделить следующие задачи исследования: проанализировать научные работы отечественных правоведов, посвященные системе трудового права, а также рассмотреть основные элементы системы трудового права.

Оглавление

Введение. 3

1. Предмет и метод и субъекты российского трудового права. 4

1.1. Предмет и метод трудового права. 4

1.2. Субъекты трудового права. 12

2. Система и принципы российского трудового права. 19

2.1. Система трудового права. 19

2.2. Основные принципы трудового права. 20

Заключение. 28

Список литературы.. 28

Файлы: 1 файл

pravo_referat.docx

— 111.91 Кб (Скачать)

6. Единство и дифференциация  правового регулирования труда.  Единство трудового права отражается  в его общих конституционных  принципах, единых основных трудовых  правах и обязанностях работников  и работодателей, общих положениях  ТК РФ, общих нормативных актах  трудового законодательства, распространяющихся  на всю территорию России и  всех работников, где бы и кем  бы они ни работали.

 Дифференциация правового  регулирования труда проводится  по следующим устойчивым факторам, которые учитываются законодателем  при нормотворчестве: а) вредность  и тяжесть условий труда. При этом установлены сокращенное рабочее время, дополнительные отпуска, повышенная оплата труда; б) климатические условия Крайнего Севера и приравненных к нему отдаленных местностей; в) физиологические особенности женского организма, его детородная функция.

 Учитывается всевозрастающая  социальная материнская роль  по воспитанию малолетних детей;  г) психофизиологические особенности  неокрепших организма и характера  подростков, необходимость продолжения  ими образования без отрыва  от производства. Учитываются также  инвалидность, пенсионный возраст  работника; д) специфика трудовой  связи (сезонные, временные работники,  государственные служащие); е) особенности  труда в данной отрасли, ее  значение в народном хозяйстве. 

 Императивная, централизованная  норма общеобязательна, а диспозитивная,  рекомендательная закрепляет в  централизованном порядке или  несколько вариантов поведения,  или лишь те или иные его  основы и дает возможность  сторонам трудового отношения  самим определить поведение и  условия труда с учетом особенностей  производства. Положения о дозволенности,  получающие все более полное  развитие в новейшем российском  трудовом законодательстве, касаются  свободы действий, инициативы субъектов  трудового права - работников, работодателей  и других лиц. При этом трудовой  коллектив и работодатель воздействуют  на поведение работника по-разному:  через свои представительные  органы, посредством индивидуальных  и коллективных соглашений и  договоров, принятия совместных  решений по некоторым вопросам  организации и оплаты труда  и т.д. Они широко используют  материальные и моральные стимулы  к качественной и производительной  работе. Это закрепляется в локальных  источниках трудового права, а  также в индивидуальных договорах  и соглашениях о труде. 

 Следовательно, комплекс  указанных шести специфических  способов правового регулирования  является методом трудового права,  который меняется сообразно современным  требованиям.

2. Механизм правового регулирования  общественного труда 

 В случаях если в  соответствии с федеральным законом  работник привлекается к исполнению  государственных или общественных  обязанностей в рабочее время,  работодатель обязан освобождать  работника от работы с сохранением  за ним места работы (должности)  на время исполнения им указанных  обязанностей (ст.170 ТК РФ). При этом  денежная компенсация в размере,  определенном законом, иным нормативным  правовым актом либо решением  соответствующего общественного  объединения, за время исполнения  этих обязанностей выплачивается  работнику государственным органом  или общественным объединением, которые привлекли работника  к исполнению государственных  или общественных обязанностей (а  не работодателем, как это было  предусмотрено ст.111 КЗоТ)[3].

 Работники, которым  в соответствии со ст. 170-172 ТК  предоставляются гарантии и компенсации  при выполнении государственных  и общественных обязанностей, разделены  на четыре группы:

-        работники,  освобожденные от работы вследствие  избрания их на выборные должности  в государственные органы, органы  местного самоуправления;

-        работники,  выбранные в профсоюзные органы  без освобождения от исполнения  трудовых обязанностей;

-        работники,  ставшие членами комиссий по  трудовым спорам;

-        работники,  освобождаемые от работы в  соответствии с действующим законодательством  для выполнения государственных  и общественных обязанностей.

 Такая классификация  работников предопределена сложившейся  системой правового регулирования  гарантий и компенсаций в зависимости  от причин освобождения от  выполнения трудовых обязанностей[4].

 Статья 170 ТК значительно  отличается от аналогичной ст. 111 КЗоТ. Во-первых, в Трудовом кодексе  нет перечня тех случаев выполнения  государственных или общественных  обязанностей, когда работающие  в соответствии с федеральными  законами выполняют эти обязанности  в рабочее время. Во-вторых, ст. 170 ТК называет только одну  гарантию для работников, на законных  основаниях привлекаемых к выполнению  государственных и общественных  обязанностей, - сохранение места  работы (должности); В-третьих, широк  круг нормативных правовых актов,  которые следует иметь в виду, выясняя законность привлечения  работника к выполнению государственных  и общественных обязанностей  и суммы полагающихся ему выплат. 

 В соответствии со  ст. 24 (п. 12) Федерального закона от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных  гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации"  члену избирательной комиссии, комиссии  референдума с правом решающего  голоса, освобожденному на период  подготовки и проведения выборов,  референдума от основной работы, сохраняется средний заработок  по месту основной работы. Материальное  обеспечение народных заседателей  за время участия в осуществлении  правосудия предусмотрено ст. 11 Федерального  закона от 17 ноября 1999 г.N 37-ФЗ "О  народных заседателях федеральных  судов общей юрисдикции в Российской  Федерации [5]. За народным заседателем  в период исполнения им своих  обязанностей по осуществлению  правосудия по основному месту  работы сохраняются средний заработок,  а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством.  Время исполнения народным заседателем  своих обязанностей по осуществлению  правосудия учитывается при исчислении  всех видов трудового стажа  (п. 4 ст. 11).

 Арбитражному заседателю  пропорционально количеству рабочих  дней, в течение которых он  участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом  субъекта РФ за счет средств  федерального бюджета выплачивается  вознаграждение в размере 1/4 должностного  оклада судьи данного арбитражного  суда, но не менее 5-кратного  минимального размера оплаты  труда, установленного законодательством  РФ. 

 Гарантийные и компенсационные  выплаты, полагающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам  и понятым в связи с явкой  в налоговый орган или работой  по его поручению, перечислены  в ст. 131 Налогового кодекса. Порядок  выплаты и размеры сумм, подлежащие  выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым,  привлекаемым для участия в  производстве действий по осуществлению  налогового контроля, определены  в Положении, утв. постановлением  Правительства РФ от 16 марта 1999 г. N 298. В нем, в частности, говорится,  что за лицами, вызываемыми в  налоговый орган в качестве  свидетелей, за время их отсутствия  в связи с этим на работе  сохраняются место работы (должность)  и средний заработок по основному  месту работы.

 Переводчики, специалисты  и эксперты получают денежное  вознаграждение за работу, выполненную  ими по поручению налогового  органа, если эта работа не  входит в круг их служебных  обязанностей, по нормам оплаты, утв. Минтрудом России по согласованию  с Минфином России. Привлечение  указанных лиц осуществляется  на договорной основе. 

B соответствии со ст. 9 Закона РФ "О коллективных договорах  и соглашениях" лица, участвующие  в переговорах в качестве представителей  сторон, а также специалисты, приглашенные  для участия в работе комиссии, на время переговоров освобождаются  от основной работы с сохранением  среднего заработка на срок  не более трех месяцев в  течение года и включением  времени участия в переговорах  в трудовой стаж. Все затраты,  связанные с участием в переговорах,  компенсируются в порядке, предусмотренном  законодательством о труде, коллективным  договором, соглашением.

1 2

 Оплата труда приглашенных  по договоренности сторон экспертов  и посредников производится по  соглашению с ними органами  исполнительной власти и хозяйственного  управления, работодателями (их объединениями).

 Коллективным договором  может быть предусмотрено освобождение  от работы тех лиц, которые  по поручению трудового коллектива  защищают его интересы перед  работодателем, в судах и иных  государственных органах. В подобных  случаях в коллективном договоре  оговариваются период освобождения  от работы, размер и источник  гарантийной выплаты.

 Для выборных профсоюзных  работников гарантии, обеспечивающие  им возможность наиболее полно  осуществлять общественную деятельность, были представлены в Федеральном  законе от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О  профессиональных союзах, их правах  и гарантиях деятельности".

 Применительно к членам  комиссий по трудовым спорам (КТС)  в ст. 171 ТК названа лишь одна  гарантия - предоставление свободного  от работы времени для участия  в работе КТС с сохранением  среднего заработка. Об этом  же ранее говорилось в ст. 235 КЗоТ. Об исчислении среднего  заработка см. ст. 139 ТК.

 Как следует из ч. 3 ст. 171, увольнение членов КТС  по инициативе работодателя производится  с учетом мнения выборного  профсоюзного органа. В ст. 373 ТК  представлен порядок учета мотивированного  мнения выборного профсоюзного  органа.

 Гарантии выборным  работникам, занятым в государственных  органах и в органах местного  самоуправления, в Трудовом кодексе  не называются. Их можно найти  в первую очередь в федеральных  законах, определяющих статус  депутатов государственных органов  различных уровней. Так, в Федеральном  законе "О статусе депутата  Совета Федерации и статусе  депутата Государственной Думы  Федерального Собрания Российской  Федерации" (он действует в  ред. Федерального закона от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ) есть ст. 25 "Гарантии  трудовых прав члена Совета  Федерации, депутата Государственной  Думы", ст. 26 "Права депутата  Государственной Думы в случае  роспуска Государственной Думы" и др., в которых подробно освещены  гарантии и компенсации, полагающиеся  членам Совета Федерации, депутатам  Государственной Думы и их  помощникам.

 Условия осуществления  лицом, избранным в законодательный  (представительный) орган государственной  власти субъектов РФ, депутатской  деятельности (на профессиональной  постоянной основе, на профессиональной  основе в определенный период, без отрыва от основной деятельности), в том числе полагающиеся им  гарантии и компенсации, устанавливаются  конституцией (уставом) и (или)  законом субъекта РФ[6].

 В соответствии со  ст. 8 Федерального закона от 28 августа  1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации" с  последующими изменениями и дополнениями  статус и социальные гарантии  депутатов, членов других выборных  органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного  самоуправления, основания и порядок  прекращения их полномочий, гарантии  прав должностных лиц местного  самоуправления определяются в  Уставе муниципального образования.  Устав принимается представительным  органом местного самоуправления  или населением непосредственно[7].

 

3. Трудовое право и рынок  труда 

 Основополагающими положениями,  регулирующими отношения граждан  в сфере занятости, являются  статья 37 Конституции РФ и основанные  на ней законодательные акты: ТК РФ, Закон РФ "О занятости  населения в РФ", Закон РФ "О  коллективных договорах и соглашениях", а также ряд других законов.  Так в ст.37 Конституции РФ содержится:

1. Труд свободен. Каждый  имеет право свободно распоряжаться  своими способностями к труду,  выбирать род деятельности и  профессию.

2. Принудительный труд  запрещен.

3. Каждый имеет право  на труд в условиях, отвечающих  требованиям безопасности и гигиены,  на вознаграждение за труд  без какой бы то ни было  дискриминации и не ниже установленного  федеральным законом минимального  размера оплаты труда, а также  право на защиту от безработицы.

4. Признается право на  индивидуальные и коллективные  трудовые споры с использованием  установленных федеральным законом  способов их разрешения, включая  право на забастовку.

5. Каждый имеет право  на отдых. Работающему по трудовому  договору гарантируются установленные  федеральным законом продолжительность  рабочего времени, выходные и  праздничные дни, оплачиваемый  ежегодный отпуск.

 Отсюда видно, что  среди прав, гарантируемых Конституцией, нет действовавшего в СССР  права на труд, т.е. гарантированного  права на занятость. Какие же  гарантии в области занятости  предоставляет гражданам российское  законодательство, чего конкретно  они вправе требовать от органов  государственной власти, обращаясь  при необходимости за защитой  своих прав в суд? Ответ на  этот вопрос дают положения  Закона о занятости. Закон предусматривает  систему гарантий государства  его гражданам в области занятости  и социальной поддержки безработных.  Приведем эти гарантии. Так, согласно  п.1 ст.12 Закона, государство гарантирует  гражданам:

Информация о работе Предмет, методы и система российского трудового права